Консультация для педагогов "Моделирование в развитии математических представлений дошкольников"
консультация на тему
В консультации представлены методические рекомендации о видах моделей, которые можно использовать в работе по развитию математических способностей у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_pedagogov.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование в развитии математических представлений дошкольников
консультация для педагогов
Введение в практику дошкольного образовательного учреждения различных форм и методов математического развития детей требует современный подход к дошкольному образованию. Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей дошкольного возраста является метод моделирования.
Метод моделирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Он обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть моделью может сделать любой объект доступный познанию.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. Оно является одним из средств познания действительности.
В современной педагогике над данной темой работают многие ученые педагоги, психологи и математики такие как А.К.Бондаренко, В.Я.Воронова, Р.И.Жуковская, Т.А.Маркова, Д.В. Менджерицкая, Е.А.Флерина, Стожарова М.Ю. и др.
Предлагаемый подход к изучению математики позволяет эффективно формировать у ребенка такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления. Фактически данный подход как раз и обеспечит формирование и развитие того, что называют математическим стилем мышления.
Система моделирующих действий ребенка должна быть направлена как на формирование начальных математических представлений, так и на формирование общей способности к моделированию изучаемых объектов.
Использование моделирования рассматривается в двух аспектах:
- во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено детьми в результате педагогического процесса;
- во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.
Методологическим обоснованием концепции моделирования является выбор в качестве ведущего метода обучения детей математическому содержанию моделирования, с преимущественным использованием на каждом возрастном этапе того вида моделирования, который более всего соответствует возрастным особенностям развития мышления и других познавательных процессов. В возрасте 3-5 лет - это конструирование (вещественное моделирование), в возрасте 6-7 лет - это сочетание конструирования с графическим моделированием с постепенным перенесением акцента на второе. Такой подход к выбору ведущего метода обучения обеспечивает эффективное развитие практико-ориентированной интуиции в применении математических знаний, самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и таких качеств математического мышления как гибкость, критичность, активность, целенаправленность и др.
В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как изготовление детьми (с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) простых моделей игр, пособий для себя и для малышей, а также плоскостных и объемных моделей. В работе с детьми можно использовать замещение предметов: символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики), объемные модели, макеты. В результате такой работы появляются математические игры, пособия, модели, которые можно использовать в игротеках (как в ДОУ, так и дома - игротека для родителей), при создании коллекций в ДОУ, на математических и познавательных занятиях.
Планируется также и работа с родителями, которым даются задания по изготовлению несложных моделей (родители дома вместе с ребенком создают модель). Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон: педагог, родитель и ребенок.
Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:
- развитие продуктивного творчества детей;
- развитие высших форм образного мышления;
- применение ранее полученных знаний в решении практических задач;
- закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;
- создание условий для делового сотрудничества;
- активизация математического словаря детей;
- развитие мелкой моторики руки;
- получение новых представлений и навыков в процессе работы;
- наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей.
Опыт практической реализации метода моделирования показал его высокую эффективность при организации математического развития детей с различными природными данными.
Титова И.Ю., воспитатель МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида №1 «Березка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Роль развивающей игры в развитии математических представлений дошкольников"
laquo;Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть ...
Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития
Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообраз...
Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников
Статья описывает использование в сказках математических персонажей....
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сказка – это широкоуниверсальный инструмент обучения. Каждый слушающий её ребенок переживает описанные в ней сюжеты. В сказке объектом описания являются необычные, удивительные, а порой и таинст...
Консультация для родителей "Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников "
Консультация для родителей...
консультация для воспитателей на тему: " Подходы к использованию игры для развития математических представлений дошкольников."
Игра, учение, общение, труд являются основными ступенями восхождения ребенка. В дошкольном детстве для маленького ребенка игра имеет важнейшее значение. Потребность в игре сохраняется и занимает...
Консультация для педагогов и родителей «Развивающая среда, как средство развития математических представлений дошкольников»
Консультация «Развивающая среда, как средство развития математических представлений дошкольников» ...