Сенсорное развитие детей младшего возраста через игры с прищепками.
материал (младшая группа) на тему

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей малыша.

     Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей малыша.

     На втором году жизни:

  • если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «киской» и т.п.).
  • интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

     Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми.

  Ученые считают, что прищепки появились в первобытные времена. Подобие одежды, которую носили древние люди, приходилось иногда стирать, а  потом сушить над костром или на солнце. Вот тогда и придумали первую прищепку. Состояла она из двух щепок (отсюда происходит слово «прищепка»), которые связывали высохшими жилами животных. Из жил изготавливали и жгут (прооброз верёвки), на которой вывешивали одежду.

     Помимо этого, прищепка служила своеобразной заколкой для волос и примитивной пуговицей на одежде.

    Настоящий прищепочный бум начался XIX веке. Самая удачная конструкция прищепки была придумана в 1853 году. Она представляла собой два деревянных зубца, прихваченных маленькой пружиной. Такие прищепки их в основном из пластмассы.

     Конструкция прищепки совершенствуется, меняются её функции.

     Одна из моделей прищепки XXI века называется «baby-joy» («радость малыша»). В неё встроен чип , записывающий и воспроизводящий мамин голос или компакт-диск со сказками. Для того чтобы прищепка заговорила, надо просто нажать на её «хвосты». Вот ребенку и развлечение, пока мама занята.

     Прищепка – гениальное изобретение человечества, источник вдохновения скульпторов и дизайнеров. Самые известные памятники прищепке сооружены в городах Филадельфия (штат Пенсильвания, США) и Льеж (Бельгия).

     Появился памятник прищепке и в соседней с Россией республике – Казахстане (в городе Усть-Каменогорске).

    Простая прищепка покорила и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Они часто используют прищепки в работе с детьми для развития мелкой моторики рук, речи и воображения, сенсорного развития, формирования пространственных представлений, обучения диалогической речи. С прищепками экспериментируют и придумывают различные дидактические игры. В структуру игры могут входить: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дыхательное упражнение, релаксация. Все это должно озвучиваться весёлыми стихами, загадками. Просто нужно взять руки ребёнка в свои и выполнять действия вместе с ними. И попутно задавать ему вопросы, начинающиеся со слов «сколько», «какие», «какого цвета», «где» и т.п.

     Прищепки – это очень постой и доступный материал для развития малышей. С помощью прищепок можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться различать цвета, считать, развивать фантазию, воображение и т. п.

В своей младшей  группе я сделала разнообразные формы:  морковка, тучка, солнышко, разноцветные кружочки, елочка, ежик; купили красивые прищепки и новое дидактическое пособие для детей готово!

Предлагаем вашему вниманию игры с прищепками, которые я использую в своей работе.

Цели и задачи дидактических игр:

1. Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет

2. Развивать познавательный интерес

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей

4. Развивать внимание детей, воспитывать усидчивость

5. Побуждать к активной речи

6. Учить радоваться полученному результату.

 

 

 Малышам очень нравиться игра с прищепками. Вот так я с малышами закрепляю знания по сенсорному воспитанию, развитию мелкой моторике рук, усвоению развития произвольного вниманию и произвольного запоминания. Учимся подбирать нужные прищепки одного цвета, развиваем мелкую моторику рук, тактильные ощущения. DSC_0398 (14).jpg

 

 

 

 

 

                                    Дидактические игры

                                                «Солнышко и туча»

                                                                

DSC_0408.jpgУтром рано я проснусь,

Посмотрю – и засмеюсь,

Ведь в моё оконце

Ярко светит….(солнце).

                                                           

 

 

DSC_0416.jpgОчень темная на небе она, солнце закрывает,

Дождик поливает….(туча).
                                

 

DSC_0401 (17).jpg                               «В лесу»

Её всегда в лесу найдешь:

Пойдёшь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем…(ёлка).

 

 

 

DSC_0410.jpg                                     «Ёжик»

 Вот иголки и булавки             

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молочка они хотят…(ёжик).

 

 

DSC_0417 (2).jpg

Пальчиковая гимнастика.                                                

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

Дети загибают поочерёдно пальцы сначала левой руки, потом правой (в соответствии с количеством прищепок на теле ежа). В конце гимнастики руки должны быть сжаты в кулаки.  Повторяют несколько раз.

Этот пальчик большой –

Это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка –

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

Поочередно разгибают пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого.

С бельевой прищепкой можно поиграть и так:

·        Прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) 

поочерёдно «кусаем» ногтевые фланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно) на ударные слоги рифмовки:

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает : это не палец, а мышь. (Смена рук).

Но я играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста ( игры и упражнения)

Игровое пособие направлено на  обеспечение,    накопления представлений о      цвете, форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук....

Опыт работы "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры"

Описание опыта работы по теме: "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры". Актуальность, проблема, цели и задачи, система педагогической деятельности, Индивидуальная работа, использован...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЫ - УПРАЖНЕНИЯ

В данном пособии представлены игры-упражнения для развития мелкой моторики и координации движений. Эти игры также научат малышей самостоятельности.  Начав какое – либо упражнение, его необходимо ...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Выступление на методическом часе "Социальное и коммуникативное развитие детей происходит через игру, как ведущую детскую деятельность"

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается. В игре ребенок рас...