Адаптация детей в детском саду
статья (младшая группа) на тему

Нугманова Роза Вакиловна

Проблема  адаптации ребенка к условиям  детского сада возникла с начала существования  дошкольных учреждений  и продолжает быть актуальной в наше время. Порой у родителей возникает вопрос: «Почему некоторые дети не могут освоиться в группе ,  не вступают в контакт со взрослыми , плачут, отказываются играть с другими детьми, а другие наоборот отлично адаптируются к новой среде  и чувствуют себя как  дома. Некоторые дети это воспринимают как отчуждение, лишение внимания и защиты со стороны родителей. Многое здесь зависит  от воспитателей, которые возлагают на себя ответственность за воспитание чужого ребенка, чтобы он с радостью  смог воспринимать  новый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация детей к новой среде23.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация детей к новой среде»

Проблема  адаптации ребенка к условиям  детского сада возникла с начала существования  дошкольных учреждений  и продолжает быть актуальной в наше время. Порой у родителей возникает вопрос: «Почему некоторые дети не могут освоиться в группе ,  не вступают в контакт со взрослыми , плачут, отказываются играть с другими детьми, а другие наоборот отлично адаптируются к новой среде  и чувствуют себя как  дома. Некоторые дети это воспринимают как отчуждение, лишение внимания и защиты со стороны родителей. Многое здесь зависит  от воспитателей, которые возлагают на себя ответственность за воспитание чужого ребенка, чтобы он с радостью  смог воспринимать  новый образ жизни.

          Чтобы ребенок смог успешно адаптироваться  к окружающей  обстановке необходимо создать для него психологически комфортную среду.                                                                                                       Основными задачами воспитателей в проведении адаптационной работы является следующие действия:

  • воспитатель должен создать для ребенка зону ближайшего окружения;(в своей группе мы постарались создать для детей все игровые зоны, учитывая возрастные особенности детей, на будущее себе наметили создать уголок «Уединенье».
  • ежедневно наблюдали за психическим состоянием детей на протяжении всего периода адаптации; заполняли адаптационные карты; свой день мы начинали с ритуала приветствия.
  • дать почувствовать малышу себя защищенным,  даже когда нет рядом родителей; (ребенок приносит из дома свою любимую игрушку, уже вошло в традицию по утрам встречать ребенка  с улыбкой и обниманием).


Чтобы облегчить адаптационный период у ребенка в детском саду, мы  используем такой метод, как игра,  способная определить его дальнейшее психическое развитие.  При этом игры  проводятся не принудительно , не  в форме занятий.

  1. Это подвижные игры, танцы.
    Перечислю несколько из них: «Солнышко и дождик»; «Бегите ко мне»; «Ножки»; «Раздувайся пузырь» и др.
    Эти игры сближают малышей друг с другом и с воспитателем, а общность движений усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем.
  1. Это игры с песком и водой.
    Игра с водой помогает снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. Повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, а также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. Можно использовать игры: «Утка и утята», «Поймай рыбку», «Моем овощи и фрукты», «Игрушки», «Большая стирка». Простое мытьё игрушек.
  2. Так же мы использовали игры  - эксперементы:                                                         Окрашивание воды в разноцветные цвета, тонет-не тонет. С песка строили городки, башенки, лепили пирамиды.
  1. Для того, чтобы ребятки быстрее привыкли к спальне и к своим кроваткам, чтобы их не пугала новая обстановка, у каждого ребенка есть любимая игрушка на кроватке.

«Я любимую игрушку
Положу с собой в кровать
Будем с нею на подушке
Сладко вместе досыпать».

  1. Большое внимание мы в группе уделяем рисованию пальцами. Такое рисование позволяет избавиться детям от подавленности, преодолеть тревогу, укрепляет уверенность детей в себе. Ребенок свободно выражает свои эмоции. Мы рисуем пальчиками: «Рябиновые бусы», «Следы зверей на снегу», «Как на тоненький ледок», «Огоньки на елке весело сверкают», «Мимоза», «Одуванчики на лугу».
  1. Для снятия напряжения и тревоги мы проводили игры с бумагой. Можно дать ребенку смять и рвать бумагу.
  1. В группе есть двигательные игрушки – забавы. Эти игрушки также снимают тревогу, напряжение. («Гусеница», «Утка с утятами», «Бабочка», «Лошадка», «Собачка» и др.).
    Некоторые из них с приятным звучанием, с музыкой.
  1. Наряду с играми мы стараемся снять напряжение ребенка, используя релаксационную музыку (шум моря, леса, реки, дождя, пение птиц и т д.), Обычно мы садимся на подушки на коврик, заводим игрушки. Это обязательно развеселит малышей и вызовет у них смех, радость, отвлечет от грустных мыслей.
  2. Так же хорошо влияет сказкотерапия.

    Хорошо иметь в группе музыкальные мягкие игрушки («Чебурашка», «Лев», «Зайчик», «Медведь»): приятная музыка, смехотерапия, развитие мелкой моторики, развитие речи.  В результате получаем положительные детские эмоции, принятие друг друга через тактильный контакт, сенсорное развитие.
  1. Очень детям нравятся игры по методике Н.Л. Кряжевой для снятия психоэмоционального напряжения («Спаси птенца», «Солнечный зайчик» и др.). Они также направлены на формирование образа «Я», тактильного восприятия, снятие мышечных зажимов.
  1. Мы используем изо-технику «Водная радуга». Разукрашиваем водой, что успокаивает и отвлекает малышей.
  1. Для создания комфорта в группе есть аквариум с подцветкой и фильтрацией.
    Дети с удовольствием идут с утра в группу, помогают кормить рыб. Рыбки большие и маленькие, разных цветов. Очень часто мы наблюдаем за ними, беседуем, рассматриваем.
  1. Очень хорошо с детьми проводить игры-забавы, обнималочки.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в это время помогает снять напряжение и скованность у детей и способствует более легкому привыканию к новым условиям.

Также  усиливающим  фактором психологической  комфортности  являются: принятие участия родителей  в воспитательном процессе - совместное изготовление поделок для выставок, игрового материала, например, костюмы для кукол, фартуки для уголка дежурства, природного уголка и мн.др.
Работа с родителями очень трудна и очень интересна. Большинство родителей с доверием относятся к советам воспитателя, но есть и такие, которые с недоверием выслушивают требования воспитателя, стараются доказывать своё мнение.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания,

Такими педагогическими методами и приемами мы добились быстрой и легкой безболезненной адаптации к новой среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....