Проект " О чем поёт самовар".
проект (средняя группа) на тему

Проектная деятельность в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samovar.docx626.91 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - творческий проект для детей 4-5 лет "О чем поет самовар..."

http://kladraz.ru/upload/blogs/9050_1bb07823ea5160ff93f5926dd3da5ded.jpg


"Он во главе - большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове пыхтит с заваркой чайник ,
Внутри - воды кипящая река ,
Случайно не задень его руками,
В его стальной утробе - жгучий жар,
Гостей приветит чаем с пирогами,
Семьи поилец - русский самовар".
О. Карелин.

http://kladraz.ru/upload/blogs/9050_391a1a1321f65c4e8cfe66568fbfd637.jpg


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Приобщение детей к истокам русской культуры и быта , посредством художественно – эстетического воспитания , развития творческих способностей детей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1) Способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете
народного быта.
2) Побудить участников проекта к сохранению традиции семейного чаепития; 
воспитывать у детей желание быть гостеприимными.
3) Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании 
задуманного образа.
4) Формировать технические навыки, способствующие воплощению замысла.
5) Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности и
активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом.
6) Обогатить словарь детей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка и
др.).
7) Использовать различные виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки)-
богатейшего источника познавательного и нравственного развития.
Задачи:
Для детей:
• Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры;
• воспитывать уважение к предметам старины и любовь к родному краю;
• формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций;
• формирование эмоционального отношения к литературным произведениям
• Развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички,
пословицы, поговорки, загадки.
• познакомить детей с историей возникновения самовара и его применения.
Для родителей:
• привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование,
создание самоделок, газет;
• стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах;
• способствовать установлению и партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах
воспитания и образования детей;
• установление дружеских связей с другими родителями, что ведет к объединению по интересам;
• возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
Для педагогов :
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми
образовательных областей;
- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках
реализуемого проекта;
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Батюшка
Самовар».
Предполагаемый результат.
Дети:
• Сформированность у детей элементарных знаний о народных традициях;
• Сформированность нравственно- патриотических чувств в процессе реализации проекта;
• Заинтересованность детей темой о самоваре, проявление их познавательной активности: вместе
с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими
детьми в детском саду;
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о
народных традициях, о самоваре. поучаствовать в конкурсах, представить свои рисунки, поделки.
Родители:
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни 
группы.
Педагоги:
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-
исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных
технологий (метод проектов) ;
• Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных
технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Гипотеза:
Самовар является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии и порядка в .
Актуальность:
Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение , вообще-область прошлого, и как ни странно они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.
Тип проекта:
Проект « О чём поёт самовар…» является информационно-практико-исследовательским.
Срок реализации проекта:
Проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.
Участники проекта:
Дети средней группы , воспитатель, родители .
1 этап: Подготовительно – мотивационный.
Срок проведения - 1 неделя проектирования.
Задачи:
1. Выявление первоначальных знаний детей о народных традициях, самоваре.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности (оформление информационного блока в родительском уголке)
3. Подбор литературы, иллюстраций, фотографий о самоваре, народных традициях.
4.Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию.
5.Принятие задач и целей , дополнений проекта. 
2 этап: Проблемно-деятельностный - основной
Цель:
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Познакомить детей с историей появления самовара в русской культуре.
3. Познакомить детей с особенностями строения самовара и работы самовара.
4. Выяснить с помощью проблемной ситуации, что самовар может создать тёплую и уютную 
обстановку и в современной жизни.
1. Проведение педагогической работы с детьми по разработанной технологии:
а) Образовательные ситуации:
Познавательная деятельность :- рассматривание картин, иллюстраций изображающих чаепитие, русские народные гуляния, разные виды и формы самовара.
Социально-коммуникативная, речевая деятельность : чтение сказок «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Самовар», «Самовар и кофейник», заучивание закличек, потешек, стихотворений, разгадывание загадок.
Художественно-эстетическая деятельность:
«Бараночки - баранки»- лепка; 
«Самовар»- рисование;

http://kladraz.ru/upload/blogs/9050_4200a0f8a71baa349e604ce0d87b6acc.jpg

http://kladraz.ru/upload/blogs/9050_153990bc2167b3ab212129c816999ddb.jpg


"Веселое чаепитие"- (аппликация);

http://kladraz.ru/upload/blogs/9050_e2996523d1ae1f35b81446513b11f361.jpg


б) Образовательная деятельность в режимных моментах:
- просмотр видеороликов сказки «Муха Цокотуха».
- просмотр презентаций «Знакомство с самоваром», «Тула- город мастеров».
- организация сюжетно-ролевых игр: Семья, День рождения Куклы Кати, Чаепитие на празднике.
- организация дидактических игр: «Что лишнее», «Кухонная утварь», «Сложи предмет», «Накроем 
стол".
в) Самостоятельная деятельность детей: 
1. Раскрашивание изображений самовара, посуды, русских народных героев сказок, лепка баранок.
2. Работа с родителями: Консультации «Русская народная культура в воспитании дошкольников», 
«Воспитание детей на традициях народной культуры», «Воспитание патриотизма у дошкольников
через приобщение к русской народной культуре»
3. Работа с педагогами: Консультации «Приобщение детей к народной культуре и традициям»,
«Воспитание детей на традициях народной культуры."
Изобразительная деятельность.
Рисование.
Тема: «Золотые завитки на самоваре".
Лепка:
Тема: «Баранки, бараночки…» (тестопластика).
Тема: "Сувенир - магнитик" (тестопластика).
Аппликация:
Тема: «Веселое чаепитие» (обрывная аппликация).
Музыкальное развитие:
1.Прослушивание песни «Наш красавец-самовар».
2.Разучивание песни и танца «Пых-пых,самовар».
Игровая деятельность:
1.Создание среды для реализации сюжетно-ролевых игр:
«Чаепитие у самовара».
«За чаем не скучаем».
2.Дидактические игры:
«В русской избе».
«Лента времени».
« Быт русских людей».
«Эти удивительные узоры».
Организация дидактических игр:
«Что лишнее», «Кухонная утварь», «Сложи предмет», «Накроем стол».
Дидактические игры и упражнения:
"Принимайся за обед" - закрепление названий и назначений посуды для столовой.
"Угостим гостей чаем" - закрепление названий и названий чайной посуды.
"Угадай предмет по детали"- развитие у детей образного мышления, воображения.
"Четвертый лишний".
2. Работа с родителями:
Консультации «Русская народная культура в воспитании дошкольников», «Воспитание детей на традициях народной культуры», «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре.
3. Работа с педагогами:
Консультации «Приобщение детей к народной культуре и традициям», «Воспитание детей на традициях народной культуры».
3 этап : Творческий - завершающий.
Срок проведения : 1 неделя проектирования.
Цель:
- Обобщить полученные знания детей о самоваре, его появлении в истории русской культуры;
- подвести знания детей к выводу о том , что в современном мире самовар обьединяет близких людей , является другом семейного очага.
Продукты проекта:
а) для детей:
• Выставка «Угощения русского стола» (лепка угощений)

http://kladraz.ru/upload/blogs/9050_11481d1f3ddb16f9f0d38d2b20ad3e30.jpg

http://kladraz.ru/upload/blogs/9050_3d00f92e1f7041ac6d4ec7e970833120.jpg


• Альбом- сказка «Самовар и кофейник», «Муха Цокотуха»;

http://kladraz.ru/upload/blogs/9050_422a446add04a445ab5d03714b7036a5.jpg


• Рисование «Завитушки на самоваре»;
• Аппликация «Веселое чаепитие»
б) для родителей:
• Фотоальбом «Семейные традиции»;
• Папки-раскладки с консультациями;
• Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и в совместной с родителями деятельности.
в) для педагогов:
• Разработка тематического проекта по теме «О чем поет самовар".
• Подбор компьютерных презентаций;
• Подбор материала по теме;
• Подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми.
Вывод:
Проект «О чем поет Самовар…» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. 
Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стал интересный мини - музей «Русь самоварная».

http://kladraz.ru/upload/blogs/9050_82c0684bef01228f1947215b7568d3eb.jpg

http://kladraz.ru/upload/blogs/9050_b19f26bc9135d15bfb4dc938572118fb.jpg

http://kladraz.ru/upload/blogs/9050_7171b1ee99219ca05ff26fc2d71d6717.jpg


Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "О чём поёт самовар"

Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности жизни и быта русских людей....

Проект "О чем поет самовар"

История появления самовара в русской культуре. P/S  Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...

Проект " О чем поет самовар"

Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности жизни и быта русских людей...

Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"

Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"...

Проект мини – музея «Русские самовары» 2019г

Проект мини – музея «Русские самовары»...

Краткосрочный проект "В гости к самовару"

Вид проекта: творческийОбразовательные области: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие...

Проект "В гости к самовару"

Цель проекта: приобщать детей к русской народной культуре.Задачи проекта: знакомить с элементами русского народного быта.Обогатить и уточнить представления об истории возникновения самовара....