Тренинг педагогического общения. Невербальная коммуникация. "Мир эмоций"
материал на тему

Развитие коммуникации педагогов. Научить понимать эмоции собеседника и правильно выражать свои эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_trening.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Институт                           Гуманитарно-педагогический институт      

Направление              44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль                            Дефектология

Дисциплина

«Тренинг педагогического общения»

ИДЗ 3

«Разработка конспекта тренингового занятия по развитию коммуникативных навыков»

Выполнил:

студентка группы ДФОбз-1431а
Тимофеева Е.Ю.

Преподаватель:

Щетинина В.В.

Оценка:  ________________

Тольятти, 2017

Тема: Мир эмоций ( невербальные средства общения)

Характеристика группы: 12 человек – членов одного коллектива.

Длительность: 90 минут (вводная часть –10  минут; основная часть –60  минут; заключительная часть –20  минут).

Место (условия) проведения: помещение, свободное от мебели, 12 стульев.

Материалы: 12 фотографий с изображением эмоций у людей, 12 листов А4, 12 фломастеров синего цвета.

 Цель тренинга: научить распознавать свои и чужие эмоции для комфортного общения
Задачи тренинга:

1.  научить правильно выражать свои эмоции и понимать чужие

Перечень заданий:

1.  Приветствие «Приветствие без слов».

2. Упражнения: «Всеобщее внимание», «Испорченный телевизор»,    «Фотография».

3. Рефлексия занятия, упражнение «Чему я научился»

4. Анализ. Дискуссия «Нужно ли уметь правильно выражать свои      эмоции и распознавать чужие»

  1. Приветствие «Приветствие без слов»

Длительность: 7 мин.

Инструкция: «Сейчас мы попробуем поприветствовать в течение трех минут как можно большее количество членов группы — но без слов, используя лишь возможности нашего тела, взгляда, мимики и жестикуляции. Можно приветствовать  одного участника несколько раз. Постарайтесь попробовать как можно больше разных возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке. Я буду следить за временем».

Вопросы для анализа:        

  • Какие варианты приветствия вам больше всего понравились?
  • Какое  количество возможностей  невербального приветствия вам удалось использовать?
  • Как партнер реагирует на приветствие, сопровождаемое дружественным невербальным поведением?

  1. Основная часть.

Упражнение 1. "Всеобщее внимание"
Длительность: 20 минут
Цель упражнения: - развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения, - формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.
Инструкция: Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим и речевым действиям, нужно привлечь внимание окружающих .

Вопросы для анализа:

  • Кому удалось больше всех обратить на себя внимание?
  • Какие средства невербального общения использовал этот человек?
  • Какие эмоции при этом он испытывал?

Упражнение 2.  «Передача чувств»

Длительность: 20 минут

Цель: совершенствование навыков восприятия эмоций, выраженных невербально.

Инструкция: Участники встают в шеренгу. Друг за другом, первый человек поворачивается ко второму и показывает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, удивление и т.п.). Второй человек должен «передать» третьему это же  чувство, третий – четвертому и т.д. У последнего спрашивают, какое чувство он «получил». И сравнивают с тем,  какое чувство было «послано» вначале, и как каждый участник понимал «полученное» им чувство.

Вопросы для анализа:

  1. Какую эмоцию, по их мнению, им показывали?
  2. Легко ли было ее угадать?  Почему?
  3. Что смутило?

(Так можно найти звено, где произошло искажение смысла, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.

Упражнение 3.  «Фотография».

Длительность: 20 минут
Инструкция: Участники получают фотографии незнакомых им людей. Задание – всмотреться в лицо, обратить внимание на взгляд, мимическое выражение, позу, одежду. Постараться определить характер, настроение, род занятий, привычки, стиль жизни и т.д. у этих людей. Попытаться понять, смогли бы вы подружиться с этим человеком? Почему? Постараться понять и рассказать.
Вопросы для анализа:

  • Какая эмоция?
  • Что Вас привлекает, а что отталкивает?

Что вызвало затруднение?

  • С какой эмоцией можно спутать? Почему?

Рефлексия. Упражнение «Чему я научился»

Цель: рефлексия работы в тренинге.

 Длительность: 5 минут

Необходимые материалы: бумага формата А4-12 шт., фломастеры синего цвета-12 шт.

Инструкция: на  листе бумаги написаны имена участников тренинга. Напротив имени каждый участник должен написать эмоцию, которую по его мнению, испытывает в данный момент коллега. Затем каждый участник читает, что у него получилось. Идет обсуждение, кто правильно угадал эмоцию.

Анализ: Выделяются позитивные моменты, связанные с приобретением нового опыта в процессе обучения.

Заключительная часть

Анализ занятия. Длительность: 10 минут

Необходимые материалы: карточки с вопросами

Дискуссия «Нужно ли уметь правильно выражать свои эмоции и распознавать чужие»

Вид дискуссии: беседа за круглым столом.

Форма организации работы участников: фронтальная.

Инструкция по организации дискуссии: ведущим дискуссию является один из участников тренинговой группы. Во время беседы участникам рекомендуется использовать результаты, полученные от рефлексии данного занятия и от участия в практикуме. Желательно, чтобы высказывания основывались на личностной позиции выступающего. Для этого каждому участнику предлагается карточка с распечаткой таких вопросов:

1. Насколько вам удалось систематизировать сведения о невербальных средствах общения?

2. В чем состоит сложность обучения «контроль эмоций»?

3. Как полученные сведения можно применить в работе воспитателя?

Заключительное слово тренера:

Цель: подведение итогов занятия

Длительность: 5 минут

 Наш тренинг подошел к завершению. Надеюсь, мы с вами достигли цели нашего мероприятия. Желаю Всем позитивных эмоций.  Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Невербальные средства общения"

методическая разработка педагога-психолога может быть полезна в организации работы с воспитателями, упражнения данного тренинга помогут педагогам лучше понимать эмоциональное состояние окружающих...

Невербальная коммуникация в педагогическом процессе

Невербальное общение - неречевая форма общения. Одежда один из видов невербального общения. Человеком выбирается такая одежда, которая более всего соответствует его предполагаемой социальной роли. В д...

Тренинг педагогического общения

Представлены упражнения для сплочения пед коллектива....

Тренинг педагогического общения

Цель: развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных умений педагогов (эмпатия, рефлексия), развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и...

Тренинг с педагогами "Невербальное общение"

  Представители педагогической профессии считают свою работу эмоционально и интеллектуально крайне напряженной, связанной со значительными физическими и психическими нагрузками. Поэтому ва...

Тренинг педагогического общения . "Мы команда" январь 2021.

Трениенг педагогического общения мы команда...