Тренинг с педагогами "Невербальное общение"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Волощук Елена Петровна

    Представители педагогической профессии считают свою работу эмоционально и интеллектуально крайне напряженной, связанной со значительными физическими и психическими нагрузками. Поэтому важно создавать в образовательных учреждениях здоровьесберегающую среду.

Цель занятия: повышение психолого-педагогической компетентности  педагогов.

Задачи:

- определение роли невербального общения на личностное развитие ребенка.

Методы, используемые на занятии: психологические игры, решение педагогических ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_neverbalnoe_obshchenie.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг с педагогами

Тема «Невербальное общение»

    Представители педагогической профессии считают свою работу эмоционально и интеллектуально крайне напряженной, связанной со значительными физическими и психическими нагрузками. Поэтому важно создавать в образовательных учреждениях здоровьесберегающую среду.

Цель занятия: повышение психолого-педагогической компетентности  педагогов.

Задачи:

- определение роли невербального общения на личностное развитие ребенка.

Методы, используемые на занятии: психологические игры, решение педагогических ситуаций.

Материалы и оборудование: свеча, карточки с педагогическими ситуациями, магнитофон,  аудиозапись  спокойной музыки.

Упражнение  «Приветствие со свечой».

Комментарий ведущего: Ведущий передает свечу и дает установку группе на спокойствие, доверительные отношения и позитивное настроение.

Упражнение «Подарки».

Комментарий ведущего: Ведущий организует невербальную деятельность. Участникам необходимо подарить друг другу подарки, не говоря о них, а показать средствами пантомимы. Получив подарок, участник благодарит и делает подарок следующему участнику. В конце упражнения  предлагается всем взяться за руки и громко сказать: «Спасибо!»

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли было невербально дарить подарок?

- Легко ли было невербально получать подарок?

- Что чувствовали,  принимая подарок?

- Какие чувства испытывали, когда  дарили подарок?

- Легко ли было понимать невербальное общение?

- Пользуетесь ли вы невербальными средствами общения в жизни?

Комментарий ведущего: жесты по-разному трактуются у разных народов и национальностей. Таким образом, каждая конкретная культура накладывает сильный отпечаток на невербальные средства общения, невербальный язык другой страны приходится осваивать так же, как ее словесный язык. Это необходимо знать, т.к. школы и детские сады посещают дети разных национальностей. В педагогической практике жесты играют значительную роль.

     Приведите, пожалуйста, примеры  самых распространенных жестов в педагогической практике. Участники называют жесты.

«Педагогические ситуации»

Комментарий ведущего: Ведущий предлагает рассмотреть педагогические ситуации. Затем участники занятия делятся на группы, распределяют роли и разыгрывают ситуации (приложение 1).

Вопросы для обсуждения:

- Поделитесь своими впечатлениями?

- Что, по вашему мнению, означает данный жест для педагога?

- Как ребенок будет реагировать в данных ситуациях?

- Приведите примеры из практики, когда вы попадали в подобную ситуацию?

Что было результатом такого общения?

Комментарии ведущего: Ребенок попадает в подчиненное, зависимое положение, теряет свою автономность и самостоятельность. В любом случае, воспитательная ценность такого общения невелика. Младшие школьники и дети дошкольного возраста не всегда понимают значение слов, но они очень хорошо понимают выражение глаз, мимику, речь и жесты собеседника. Кроме того, если взрослые могут найти выход в любой ситуации общения, то дети не всегда могут это сделать. Педагогам необходимо учитывать это в повседневной практике.

Упражнение «Рисование на спине».

Комментарий ведущего: Упражнение выполняется в парах. Ведущий объясняет, что невербально можно передавать свое отношение к человеку через прикосновение. Участники попеременно рисуют на спине своего коллеги.

Вопросы для обсуждения:

- Какие чувства  испытывали, когда вам рисовали на спине?

- Какие чувства испытывали, когда вы рисовали на спине?

- В какой роли чувствовали себя комфортно?

- Всегда ли  удается понять, что хотел тебе передать партнер по общению?

Упражнение «Ворота для глаз».

Комментарий ведущего: задача участников выбрать ведущего, он выходит из комнаты, а остальные участники  в его отсутствие выбирают двух человек, стоящих рядом, которые будут «воротами».

Ведущий должен отгадать «ворота» по глазам  и выйти из круга. Остальные члены группы, кроме «ворот», стараются равнодушно поглядывать на того, кто стоит в центре круга. Все участники, в том числе и «ворота», должны сохранять нейтральное выражение лица, однако «ворота» взглядом приглашают идти. Человек, стоящий в кругу, чувствует или догадывается, где «ворота», и пытается пройти.  Если он ошибается, из круга его не выпускают. Если угадал, «ворота»  открываются.

Вопросы для обсуждения:

- Расскажите о своем состоянии, чувствах, ожиданиях?

- В чем испытывали трудности?

- Что понравилось?

- Удается ли в жизни понимать, те знаки, которые вам подает собеседник?

Вопросы для рефлексии:

- Что полезного узнали?

- Поделитесь своими впечатлениями?

В заключении ведущий раздает рекомендации для педагогов.

Литература:

  1. Психология общения.- М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Психологические  консультации для начинающего учителя – М.: Просвещение, 1995
  3. А. Пиз, А. Гарнер Язык разговора.- Издательство ЭКСМО – Пресс, Издательство ЭКСМО - Маркет, 2000
  4. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999

Приложение 1

Ситуация №1

Педагог стоит перед ребенком (учеником), скрестив руки на груди (поза недоверия и закрытости).

Ситуация №2

Педагог стоит перед ребенком (учеником), сжав губы, нахмурив брови,

шумно выдыхает воздух (поза напряженности).

Ситуация №3

Педагог стоит над ребенком, уперев руки в бока, как бы нависая, а ребенок сидит перед ним (поза давления).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

Психолого-педагогический тренинг: Развиваем талант общения!

Цель тренинга: совершенствование  коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков  умения правильно ставить вопро...

Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".

Развитие коммуникативной компетенции педагога при общении с родителями...

Тренинг: "Мир позитивного общения"

Тенинг позволяет создать дружескую отмосферу между учащимися, снятие эмоционального напряжения....

Семинар - тренинг "Взаимодействие и общение с родителями"

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определённый подход. задачами данного семинара - тренинга...