Выступление на педагогическом совете № 2 «Педагогические приёмы формирования УУД в ДОУ»
материал на тему

Трофимова Олеся Галиевна

Тема: Педагогические приёмы формирования УУД.

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни.  Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._sovet.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  № 25 « Солнышко» р.п.Приютово муниципального района Белебеевский район РБ

Выступление на педагогическом совете № 2

 «Педагогические приёмы формирования УУД»

   

                                                                           Воспитатель:

                                                         Трофимова О.Г.

                                         

                             

2016г.

Тема: Педагогические приёмы формирования УУД.

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни.  Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями.

 Обучение  в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие  познавательной деятельности дошкольников – один  из основных аспектов готовности детей к школе.

В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития предпосылок к универсальным учебным действиям, возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду.

Цель современного дошкольного  образования – формирование  личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и  их личности через различные виды деятельности

Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования  активных форм обучения.  Именно на этой основе формируются предпосылки к  универсальным учебным действиям. 

Успешность формирования УУД зависит от правильной расстановки основных этапов:

  1. Выделение цели формирования УУД.
  2. Организация ориентировки воспитанников по реализации УУД.
  3. Организация поэтапной отработки УУД.
  4. Создание системы задач по решению вопросов УУД.
  5. Определение связей УУД с содержание предметных дисциплин.
  6. Создание УМК для работы по формированию УУД.

Существует пять основных принципов педагогической техники. Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают развитию определенных УУД. Эти приёмы давно известны и используются многими педагогическими работниками.

1. Принцип свободы выбора .
        Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети. Но этого можно избежать в рамках современной системы обучения : например; задать детям много заданий, и они сами выбирают для себя любые из них.

2. Принцип открытости.
        « Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.
« Я хорошо знаю химию, литературу, историю » - говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Приоритетная задача состоит в том, чтобы не только давать знания – но еще и показать их границы.
3. Принцип деятельности. 
      Бернард Шоу утверждал: « Единственный путь,  ведущий к знанию, - это деятельность. Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ребёнок должен с ним работать. » Необходимо вместе с воспитанниками обсуждать для  чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
4. Принцип обратной связи.
На каждом занятии отслеживаются следующие параметры: настроение воспитанников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
5. Принцип идеальности.( высокого КПД )
     Максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей, т.е. согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями детей и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.

Говоря о  формах и методах обучения, мы упоминаем активность ребёнка как конечную цель и необходимое условие для развития. Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы.

В связи с этим нужно обеспечить условия для формирования качеств уже в дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет при соответствующих условиях и совместной деятельности со взрослым способны овладеть данными умениями.

Таким образом, воспитателю в современных условиях на основе известных методов необходимо выработать свой стиль работы,  формы сотрудничества эффективное использование приемов активизации познавательной деятельности.

Представляю Вашему вниманию некоторые методы и приемы, которые формируют УУД.


Личностные УУД:

«Задание массивом»
    Задания  можно задавать массивом. Например: даем пять заданий, из которых дети  должны сами выбрать и решить заранее оговоренный минимальный объем задания.
     При задании массивом возникает момент соревновательности. Для поддержания духа соревнования можно вести открытую ведомость успеха, в которой отмечаются все продвижения воспитанников.

Выход за пределы:

В ходе конструирования занятия воспитатель вправе внести коррективы путём связи темы занятия с последними событиями, приводить примеры из окружающей действительности, а также сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики").

Рассмотрим этот метод на примере всеми любимого мультфильма «Лунтик».

Личностные  (положительные нравственные качества, адекватная оценка других,  дружба. Забота о других, развитие и проявление эмпатии.)

Коммуникативные  (сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение вступать в диалог, делать нравственный выбор).

Регулятивные (регуляция правильного поведения, соблюдение гигиенических норм).

Познавательные (Жизнь и деятельность различных насекомых, животных и рыб).

Отсроченная реакция

Воспитатель после заданного вопроса не торопится опрашивать детей. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию.

«Лови ошибку».
     - Объясняя материал, можно намеренно допустить ошибку, таким образом формируя у детей внимание, мышление, память.
Сначала ребёнок заранее предупреждаются об этом, либо можно  подсказывать «опасные места» интонацией, жестом.

Идеальное задание : Воспитатель предлагает выполнить работу по выбору. Этот метод используется в основном в свободной деятельности. Мы предлагаем детям выбрать из предложенных занятий более предпочитаемое им.

 Театрализация. Разыгрывание сценок на любую тему.

Дай себе помочь: воспитатель максимально использует ситуации, в которых дети могут ему помочь. В пример можно взять открытые занятия, которые мы с Вами просмотрели. Занятие в подготовительной группе, которое проводила Н.Н., тот момент, когда была поставлена проблемная ситуация.

Регулятивные УУД:

Обсуждаем  _        задание. Воспитатель вместе с воспитанниками обсуждают вопрос: каким должно быть задание, чтобы новый материал был интересным, познавательным и полезным детям? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается.

Например: детям озвучивается тема недели «Животные, живущие в наших лесах». После чего воспитатель интересуется, в какие игры дети хотели бы поиграть на этой неделе. (Музыкальная игра «Лиса и зайцы», Д/и«Сундучок(с животными)», т.е любимые детям игры воспитатель адаптирует к новой теме недели.)

Вход в занятие воспитатель начинает занятие с "настройки".  Например, знакомим с планом занятия. (Мы сегодня будем учиться прямому и обратному порядковому счёту, повторим известные геометрические фигуры, выполним графическое задание, а также поиграем с нашими гостями.)

Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания. Работа в группах распределяется между участниками, после выполнения задания происходит взаимопроверка.

« Повторяем с контролем».
Дети самостоятельно составляют серию  вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные  вопросы, другие на них отвечают в парах. Этот приём используется редко, но в подготовительной группе его уже можно использовать, что мы и увидели на примере открытого занятия Н.Н.
Вопрос к тексту: при изучении  текста перед воспитанниками ставится задача — составить к нему список вопросов. Затем они распределяются на группы: вопросы, на которые можно ответить, на них дети отвечают сами. А вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто, ставятся как проблемные и ответ на него ищут совместно дети и воспитатель в процессе занятия. К сожалению этот приём используется очень редко.

Светофор

«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе дети поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к воспитателю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Красный сигнал означает «Я не знаю!»

Зеленый сигнал — «Знаю!»

Мордашки : Воспитанники сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.

Познавательные УУД:

« Удивляй! »
    Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:
   Например; Экспериментальная работа с водой и снегом.   Занятие можно начать с загадки: 
«Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда.»

Можно выслушать предположения детей, о какой стране идет речь.
«Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так 
привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств.»
«
Отсроченная отгадка».
       - В конце занятия воспитатель дает загадку, удивительный факт, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом в следующий раз.
«Фантастическая добавка ».
      Иногда можно дополнить  реальную ситуацию фантастикой.
     Мы можем придумать фантастическое растение, животное, перенести литературного героя во времени и так далее.
« Свои примеры ».
    Воспитанники подготавливают свои примеры к новому материалу. Этот приём ещё и подразумевает работу с родителями. Например, рассказать что-то о любимом животном.                     
« Да» и «нет ».
     Учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать товарищей.
      Воспитатель загадывает  нечто ( число, предмет, героя). Ребята пытаются  найти ответ, задавая вопросы . На эти вопросы педагог отвечает только словами: «да», «нет», «да и нет».
      Может быть использовано  на разных  занятиях.
Блицконтроль: Проводится опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной работы.

Игровая учебная деятельность.
   Игры приходят на помощь в трудный момент , чтобы
растормошить скуку, однообразие.
       С целью формирования коммуникативных и личностных УУД можно использовать различные дидактические игры, чередуя их с подвижными играми.

Коммуникативные УУД:

Повторение  пройденного  
Самый утомительный способ повторения. Но ведь можно сделать повторение – активным и развивающим. Можно предложить детям парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества : умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. После чего так же следует взаимопроверка.

Советуйтесь: воспитатель советуется с воспитанниками, обсуждая, например, проблемы отношений. Он убеждает детей, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить детей за совместное обсуждение.

Одно из форм работы по формированию УУД это  исследования , конференции и проектная деятельность. Обучение детей на данных занятиях ведется по модели «ребенок- ребёнок, ребенок- взрослый».

Цель занятий: способствовать сотрудничеству детей, формировать  познавательную  активность, способность передавать свои знания сверстникам. Особенность таких игр-занятий заключается в подготовке сообщения и презентации ребенком материалов своего исследования.

Задача воспитателя – помочь подобрать материал, провести исследование, найти форму изложения и включить детей в практическую деятельность.

Руководство воспитателя заключается в создании условий, в поддержке, подготовке материалов для исследования совместно с детьми.

Оценивание
    Важно решить, как оценивать деятельность ребёнка, как избежать негативных последствий оценивания.
   Главная цель оценки – стимулировать познание. Человеку нужен Успех. Хвалить приятно. Но успех перемежается с неудачей. Бывает, что воспитанника не за что хвалить.
     Воспитатель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Педагог в своих оценках должен быть сопереживающим другом, а не надсмотрщиком.

И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
       Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а воспитатель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Научите ребенка высказывать свои мысли. Не бойтесь «нестандартных занятий», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

 Список литературы:

  1. Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// www.menobr.ru/materials/46/37549/
  2. Сокольчик М.Н.// festival.1september.ru/articles/637118/
  3. Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
  4. Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/
  5. П.П. Тугушева, А.Е.Чистякова. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  6. «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников». Под ред. О.В.Дыбиной. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  7. А.И. Савенков. «Методика исследовательского обучения дошкольников». Издательство «Учебная литература», 2010.
  8. Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании». М.: Издательство Мозаика-Синтез. 2011.
  9. Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. «Современные педагогические технологии в ДОУ». Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  10. В.Н.Журавлёва. «Проектная деятельность старших дошкольников». Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете : «Сказка, как инструмент формирования элементарных математических представлений». Презентация

Выступление на педагогическом совете : «Сказка, как инструмент формирования элементарных математических представлений»....

Материалы педагогического совета «Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни»

Материалыпедагогического совета«Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни»...

«Как я взаимодействую с педагогами ДОУ по формированию у детей двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни». Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Образовательное учреждение как носитель здоровья детей».

В выступлении конкретно обозначена роль педагога при проведении утренней гимнастики и занятий по физической культуре при наличии инстуктора по физической культуре в ДОУ. Предлагается памятка....

Выступление из опыта работы на педагогическом совете ДОУ на тему: Технология «Буккроссинг» - новая форма приобщения детей к источнику знаний»

Познакомить коллег с технологией "Буккроссинг" как одной из новых форм приобщения детей к чтению...

Сообщение на педагогическом совете «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Сообщение на педагогическом совете   «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»...