Главные вкладки

    Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста
    статья (средняя группа) на тему

    Привалова Юлия Константиновна

    Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста

    Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящики с детьми дошкольного возраста. Данные упражнения будут очень полезны педагогом - психологам работающих с детьми дошкольного возраста. Игра направлены на развивает творческое мышление и воображение, произвольное внимание, снижает тревожность и агрессивность, застенчивости и замкнутости, формирует навыки общения, позволяет ребенку научиться высказывать свои ощущения при прикосновении с песком.

    Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

    Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

    Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

    Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

    Играя с песком у ребенка усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Очень хорошо в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

    Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений для игры в песочном ящике с детьми.

    Упражнение "Волшебный песок"

    Цель: развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения.

    Задача: учить говорить о своих чувствах, учить взаимодействию.

    Вводная инструкция: "Перед тобой песок. Хочешь погрузить в него руки? (ответ ребенка). Опусти руки в песок; расскажи о своих ощущениях (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики). Пропусти между пальчиками, чувствуется тепло собственных рук. Приятные воспоминания (чувства) охватывают тебя: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется поделится ими. Ты стоишь на пороге открытий. Сейчас мы вместе пойдем по ней. А помогут нам игры".

    Упражнения на восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения:

    • скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки);

    • выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;

    • сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик);

    • пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.)

    • поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера

    • погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф

    • освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки

    Анализ упражнений: что ты чувствовал при работе с песком? тебе было приятно или нет? понимал ли ты инструкцию психолога? что легче говорить или понимать (чувствовать?

    Упражнение "Отпечатки наших рук"

    Цель: учить совместному действию

    Задача: оценить собственные ощущения

    На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

    Упражнение"Песочный дождик"

    Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

    Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

    Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

    Упражнение "Необыкновенные следы"

    Цель: развитие тактильной чувствительности.

    "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

    "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

    "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

    "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

    Упражнение "Змейки"

    Цель: снять эмоциональное напряжение

    Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

    Змейки на песке играли Письма не прочесть никак!

    И хвостом слова писали, Как узнать ей о змеятах?

    За узором шли петельки- Что случилось? Где? И как?

    Это письма Маме-змейке. Ты теперь у нас волшебник!

    Но пронесся ветерок Напиши скорей слова,

    И засыпал все в песок. Помоги ты маме-змейке

    И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

    Литература.

    Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Песочная терапия для детей дошкольного возраста

    Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотвор...

    Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"...

    Методическая разработка занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста.

    Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бе...

    Песочная терапия для детей дошкольного возраста

    Игры с песком для дошкольников....

    «Песочная терапия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии» /консультация для воспитателей/

    Развитие ребенка неразрывно связано с речью, которая способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Констатируя в последние годы увеличение количества детей с различными фор...

    Методическая разработка занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста.

    Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бе...

    Статья "Песочная терапия для детей дошкольного возраста"

    Сатья предназначена для педагогов, психологов и родителей...