Психологическая готовность выпускников детского сада
материал на тему

Аналитическая справка о психологической готовности выпускников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologich.gotovnost_vypusknikov.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая   справка

«О результатах  уровня готовности дошкольников к школьному обучению»

Апрель – май 2016 г.

    На основании приказа № 73-о от 30.03.2016 г. в период с 1.04.2016 г. по 31.05.2016 г. проведена психологическая диагностика готовности выпускников дошкольного учреждения к школьному обучению.    

 

  Цель диагностической программы: изучение сформированности предпосылок учебной деятельности.

   

  Задачи:

1.Изучение уровня познавательного развития:

- Кратковременная зрительная и речевая память;

- Понятийное интуитивное и логическое мышление;

- Способность  сосредоточенно работать;

- Зрительно-моторная координация.

     

    Контингент: дошкольники 6-7 лет, поступающие в первый класс.

    Диагност: педагог – психолог:  Жигалова О.Н.

     

    Для исследований использовался  диагностический блок Л.А.Ясюковой «Методика определения готовности к школе». Данная диагностическая программа позволяет рассматривать      готовность ребенка к школе не только как возможность обучаться в 1 классе, но и более широко – как возможность обучаться и развиваться в рамках современной школы.

    В период с  1.04.16 г. по 31.05.16 г. психолого – педагогическая  диагностика  готовности к школьному обучению была проведена с 23 воспитанниками, поступающими в первый класс в 2016-2017 учебном году.

          Результаты проведенных диагностических мероприятий свидетельствуют о следующем:

   Произвольное внимание и работоспособность (Тест Тулуз-Пьерона).

84%  детей способны принять  темп учебной работы и сохранять удовлетворительную работоспособность в течение  учебной деятельности на уроке.

16% имеют низкую скорость переработки информации и низкую внимательность.

Характер проявления низкой работоспособности следующий:

- Высокий темп деятельности при низком качестве работы;

- Медлительность в деятельности с высокой точностью и качеством работы;

-Общая медлительность интеллектуального характера, т.е. слабое интеллектуальное развитие замедляет осознание, анализ и процесс оперирования изучаемым материалом.

Возможные причины:

- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;

- Высокий уровень  личностной тревожности;

- Недостаточное развитие понятийного мышления;

- Психо-физиологические особенности детей.

   Зрительно – моторная координация (Тест Бендер).

72% диагностируемых  имеют достаточное развитие зрительно-моторной координации.  Данные дошкольники умеют ориентироваться в своей работе на образец, анализируют пространственное расположение  объектов. Это является важнейшей предпосылкой успешности в письменных работах.

22% дошкольников имеют слабый уровень развития зрительно-моторной  координации.    Им трудно дается оперативная координация зрительного образа и движения руки. Как следствие: трудности в  пространственном расположении материала на рабочем листе, сложности при обучении письму, нелепые ошибки на письме.

6% дошкольников имеют значительные нарушения зрительно-моторной координации.  Рисунки грубо не соответствуют образцам. Обязательно требуется консультация невропатолога.

Причины:

- Недостаточное развитие моторных навыков;

-  Органические и функциональные нарушения мозга.

Речевая память (тест 10 слов).  

33% дошкольников продемонстрировали развитие речевой памяти на уровне выше среднего;

61% - на среднем уровне;

6% имеют патологию.

     Таким образом, 94% детей успешно воспринимают информацию, заданную в речевом формате.

6%  имеют слабую речевую память. Эти дети смогут  воспринимать речевую информацию только при ее 2-3 кратном дублировании.

Возможные причины:

- слабое речевое развитие;

- абсолютное доминирование кинестетической или визуальной репрезентативной системы;

- высокий уровень личной тревожности;

- сочетание общей инфантильности ребенка с высокой беспечностью.

     Возможно сочетание нескольких причин.

Зрительная память (тест 16 картинок).

45% имеют средний уровень развития произвольного зрительного запоминания;  

27% продемонстрировали уровень выше среднего;

28% - высокий уровень.

     Таким образом, можно говорить о наличии структурной зрительной памяти у 88% дошкольников.

12%  слабо воспринимают и запоминают зрительные стимулы. Для них осложнена работа с картинками, иллюстрациями. Перенасыщение урока таблицами и картинками создает еще большие трудности. Наличие наглядной информации не будет улучшать запоминание материала, напротив, ее изобилие без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятия и запоминания.

Возможные причины:

- недостаточное развитие внимания, что снижает качество работы в целом;

Мышление

     Базой для усвоения школьных знаний является понятийное интуитивное и логическое мышление. Данное исследование показывает следующий уровень развития:

Понятийное интуитивное мышление:

Высокий уровень – 0%;

Выше среднего – 22%.

     Соответственно, 31% дошкольников имеют необходимые задатки для развития полноценного понятийного мышления.

Средний уровень – 44%, свидетельствующий о наличии необходимых зачатков для развития полноценного понятийного мышления.

Слабый уровень – 22%. 3% имеют патологию. Они не только не способны самостоятельно разобраться в каких – либо научных построениях школьной программы, но и не видят смысла в том, что им придётся делать на уроках.

Понятийное логическое мышление:

Средний, выше среднего, высокий уровни развития – 88%. Они способны понимать смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет дело, и правильно применять их на практике.

Слабый уровень – 12%. Таким образом, 12% дошкольников не могут работать по правилу. Они могут его вызубрить, но не умеют применять и делают ошибки. Правило может быть использовано только на материале, на котором оно было объяснено, либо используется  там, где оно не работает.

Адаптационные резервы изучались на основе следующих параметров:

Личностная тревожность.

34%  имеют средний уровень тревожности. Неопределенные ситуации воспринимаются детьми в положительном ключе и не содержат эмоционально дестабилизирующего фактора.

66% детей имеют выше среднего и высокий уровень тревожности.

Возможные причины:

- наличие ситуации неопределенности и ожидание перемен при поступлении в школу;

- нарушение положительного эмоционального контакта с ближайшим социальным окружением;

- нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы.

0% - слабый уровень тревожности. Это, как правило, дети отличающиеся неадекватностью и инертностью поведения.

Настроение

86% детей демонстрируют стабильность благоприятного эмоционального состояния. Эти

дошкольники веселы и оптимистичны. Характерно преобладание положительных эмоций.

14% детей на момент исследования имеют плохое настроение. Это свидетельствует о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. В дальнейшем это может быть одним из признаков дезадаптации.

Энергетический баланс организма.

67% первоклассников показали оптимальную работоспособностью. Предстоящая нагрузка  будет соответствовать их психофизиологическим возможностям. Образ жизни позволяет полностью восстанавливать затраченную энергию.

30% имеют компенсируемое состояние усталости. Они  восстанавливают оптимальную работоспособность за счет периодического снижения активности.

3% имеют дисбаланс психофизиологической энергии, свидетельствующий  о неадекватности предстоящей нагрузки.

Возможные причины:

- состояние здоровья, наличие хронических заболевания;

- переутомление, связанное с нерациональным ритмом жизнедеятельности и нагрузкой.

Эмоциональное отношение к процессу школьного обучения и общения.

     При поступлении в школу дети ассоциируют школьную среду со следующими цветами:

Желтый цвет - 43% чувствуют  себя комфортно в дошкольном детстве и того же ожидают от школы.

Красный цвет - 26% в среднем в детском саду предпочитают активную позицию, инициативу в деятельности. Такая же установка сохранилась в отношении школы.

Зеленый цвет - 27% детей в школе надеются утвердиться как личности, достойные похвалы и уважения. Уверены, что их способности будут оценены по достоинству.

Черный цвет - 2% детей чувствуют себя в детском саду  дискомфортно. Проявляют скрытый, либо явный протест.

Серый цвет - 2% безразлично относятся ко всему, что связано с детским садом.

     Можно утверждать, что 4% детей, выбравших черный и серый цвета, уже имеют запущенный механизм дезадаптации, который может проявиться в школьной среде.

     Ожидания в отношении общения с педагогами демонстрируют следующие:

 

Красный и желтый цвет

53% дошкольников готовы занять активную, жизнерадостную позицию и ожидают состояния  комфорта при общении с педагогом. В силу возрастных психологических особенностей авторитет взрослых на данный момент является доминирующим. Поэтому аналогичная установка в отношении сверстников присутствуют в меньшей степени.

33% - пребывают в состоянии комфорта и активной позиции в среде сверстников.

Зеленый цвет

Здоровые самоутверждающие амбиции  и стремления испытывают:

35% - рядом с учителем;

12% - в среде сверстников.

Черный цвет – 0% имеют значительные сложности, протест в общении с ближайшим социальным окружением.

Коричневый цвет 

0% ожидают состояние переутомления и тревоги от общения со сверстниками.

0% - в отношениях с учителями.

Фиолетовый цвет

6% детей от педагога ожидают особого тепла, внимания, заботы. Эти дети предпочли занять рядом с учителем позицию ребенка – дошкольника и сохраняют инфантильную позицию в общении со сверстниками.

      Рассматривая эмоциональные установки детей в отношении семьи, выделяются следующие тенденции:

Красный и желтый цвет - 23% детей чувствуют себя комфортно: активны, жизнерадостны, оптимистичны.

Фиолетовый цвет - 7% заняли инфантильную позицию: капризы, слезы, потребность в опеке, перекладывание ответственности на окружающих.

Черный цвет - 11% ощущают дискомфорт в среде семьи, выражают протест, либо пребывают в состоянии конфликта.

Коричневый цвет - 0% испытывают утомление и тревогу  от общения с родителями.

Серый цвет - 6% отмечают недостаток внимания со стороны родителей.

     Таким образом, 17% дошкольников, выбравших серый, коричневый и черный цвета, в той или иной степени испытывают дискомфорт в среде семьи.

Возможные причины:

- характер воспитания в семье;

- отрицательный опытом взаимодействия в дошкольном детстве;

- эмоционально-личностная сфера, психофизиологическими особенности детей.

ВЫВОДЫ:

       Анализируя результаты диагностики готовности к школьному обучению, следует акцентировать внимание на следующих положительных моментах:

- 84%  детей способны принять  темп учебной работы и сохранять удовлетворительную работоспособность в процессе  учебной деятельности на уроке;

- 74% диагностируемых демонстрируют достаточное развитие зрительно – моторной координации;

- 94% имеют достаточный объем речевой памяти;

- 56% - зрительной памяти;

- 58% обладают навыками самостоятельной интеллектуальной деятельности;

- 80% справляются с логическими заданиями, умеют работать по алгоритму;

   

Характеризуя эмоциональное состояние и установки, необходимо отметить следующее:

- 27% имеют регулируемое состояние тревожности,  испытывают эмоционального напряжения в ближайшем социальном окружении;

- 73%  имеют хорошее настроение, удовлетворены текущим положением дел;

-82% демонстрируют оптимальную работоспособностью. Эти дети отличаются бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам;

- 47% имеют позитивные эмоциональные установки в отношении школы и связанной с ней социальной средой.

     Эмоциональное состояние и характер взаимодействия с ближайшим социальным окружением будут осложнять прохождение адаптационного периода у ряда обучающихся в силу следующих особенностей:

- 27% детей обнаруживают неадекватную реакцию на тревожные стимулы;

-  14% детей на момент исследования имеют пониженное настроение;

- 18% имеют недостаточные психофизиологические резервы для адаптации к учебной нагрузке и среде общения;

- 17% -  чувствуют психологический барьер в общении со взрослыми;

- 22% - в общении со сверстниками.

       Полученные результаты необходимо учитывать при организации учебной деятельности в период адаптации. А именно:

Произвольное внимание и работоспособность:

- Наращивание темпа деятельности должно проходить поэтапно по мере автоматизации и свертывания  отрабатываемых навыков.

-Дифференциация причин нарушения внимания, через анализ особенностей психофизиологического развития детей;

- Своевременная смена видов деятельности, использование релаксационных пауз и упражнений на мобилизацию позволит поддерживать оптимальную работоспособность обучающихся в течение учебного дня.

Зрительно-моторная координация:

- Постепенное приучение детей к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы, сличению ее с образцом.

- Обучение визуальному анализу, используя поэлементное письмо в специально расчерченном поле (как при перерисовывании картин с помощью мелкой клетчатой сетчатки).

- Обведение образцов букв или слов через кальку.

Произвольное запоминание: 

- Развитие произвольной речи, обогащение словарного запаса. Активизация речи расширяет возможности всех связанных с ней психических процессов;

- Обучение визуалов и кинестетиков   проговариванию всего, что они видят и делают;

- Оптимизация процесса  адаптации высокотревожных детей к школе. В этом случае нервная зажатость, оказывающая  депрессирующее  влияние на память пройдет;

- Рациональное использование зрительных стимулов в ходе учебной деятельности.

Понятийное интуитивное и логическое  мышление:

- Обучение навыкам работы с текстом, графическому выражению закономерностей.

Повышение адаптационных резервов требует работы в следующих направлениях:

Личностная тревожность:

- Повышение самооценки;

- Снижение психофизиологического напряжения;

- Исключение авторитарного стиля общения с детьми;

- Учет особенностей нейродинамики тревожных детей.

Психофизиологический ресурс:

- Постановка вопроса о состоянии здоровья детей, т.к.  переутомление может быть  связано с хроническими заболеваниями.

- Установка единства требований семьи и школы для  нормализации темпа деятельности, режима труда и отдыха,  снижения нагрузок.

Взаимодействие с ближайшим социальным окружением:

- Создание условий для личностного самовыражения в новом социальном окружении;

- Формирование классного коллектива;

- Установка единства требований семьи и школы.

Для организации работы по вышеуказанным направлениям необходимо:

1. Провести консультации с педагогами подготовительных групп с 20.05.16 г. по 31.05.16 г. по следующим темам:

«Психолого-педагогическая работа по предупреждению дезадаптации у первоклассников»;

«Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период социально-психологической адаптации».

2. Рекомендовать воспитателям в своей работе методическую копилку педагога-психолога для оптимальной организации учебно-воспитательной работы.

3. Провести групповые консультации для родителей по результатам проведенного диагностического исследования.