Игры-эксперименты с текстильным материалом, как условие развития творческих способностей детей раннего возраста.
материал на тему

Савина Татьяна Алексеевна

Игры -эксперименты с текстильным материалом, как условие развития творческих способностей детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры - эксперименты с текстильным  материалом как условие развития                      творческих способностей детей раннего возраста.

Проект «Коми кукла»

Воспитатель 1 младшей группы                                                                                                                        МБДОУ «Детский сад № 103»  г. Воркуты                                                                                  Савина Татьяна Алексеевна

  Основным приоритетным направлением образования сегодня является принятие и поддержка индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

В связи с этим перед педагогом стоит важная задача организации развивающей среды, где используются эффективные педагогические технологии, направленные на развитие дошкольника.   

«Фундаментальный факт заключается     именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»     Академик Н.Н. Поддъяков

  В основе творчества детей лежит любопытство. Ребёнку хочется всё увидеть,  всё попробовать, всё сделать своими руками. Дети великие экспериментаторы. Экспериментирование пронизывает все сферы их деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью. Поэтому для эффективного познания окружающего мира мы и используем такую форму работы, как экспериментирование.  

Взрослые, особенно не связанные с педагогикой, часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. Не понимают, что природа поставила перед ними задачу — изучить и запомнить свойства всех объектов, без какой бы то ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные.

    Современный ребенок окружен разнообразными гаджетами и, чаще всего, ограничен элементарными бытовыми материалами, такими как нитки, кусочки различных тканей, природным материалом. Даже не многие педагоги видят эти материалы в качестве объектов для игр-экспериментов.

   На одном из родительских собраний, где речь зашла о роли народной игрушки в развитии малышей, была озвучена идея изготовления кукол из текстильных материалов.  Родителей заинтересовала наша тема. Для них были проведены консультации «Кто в детстве не играл, тот счастья не видал, Акань – Коми кукла», «Куклы из бабушкиного сундука» (Коми обрядовые куклы), «Куклы своими руками». Родители стали дружно обсуждать  возникшие вопросы,  с интересом изучали предложенный  нами материал. Так родился наш проект «Коми кукла»

Цель проекта

Создание условий для развития творческих способностей детей раннего возраста  в процессе игр - экспериментов с текстильным материалом.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи,

  • Поддерживать интерес ребенка к окружающему.
  •   Развивать творческие способности детей раннего возраста в процессе сенсомоторной и элементарной  экспериментальной  деятельности.
  •   Организовать предметно – развивающую  среду для игр - экспериментов   с текстильным материалом.
  •   Вовлечь детей и родителей в совместную деятельность  по реализации проекта.
  •   Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении.

                                                       

Почему мы выбрали куклу?

Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции.

Чтобы вообразить себя мамой, девочке, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д. Кукла должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывая свою роль. А если эту куклу ребенок сделал сам из платочка, ниток, она становится вдвойне интересней и занимательней. Все мы видели, с каким интересом дети наблюдают за изготовлением поделок из бумаги (оригами),  когда они начинают летать, двигаться.  А если взять несколько                                 кусочков ткани, нитки и создать из них куклу на глазах у детей – восторгу не будет  предела.  

     В начале  проекта дети  познакомились с клубком - «Такие разные клубочки»                                                      - Дети рассматривали  клубочки  (большие и маленькие);                                                 - затем были клубки из различных видов нити – толстой (шерсть), тонкой (хлопок), все эти клубки дети  исследовали тактильно, сравнивали по ощущениям тепло, холодно.                                                                                                   - мы предлагали детям распустить клубок  -  в маленьком клубочке мало ниток,  в большом - много.                                                                                                                   Рассматривали  предметы одежды,  выполненные из ниток (шарф, шапка, рукавички)

Первые наши куклы были из ниток.                                                                                                     Мы предлагали детям  шерстяные нити  длиной примерно  40 см., вместе с ребенком складывали их пополам, перевязывали, формируя голову; затем делали  руки, формировали  туловище. Кукла готова.

Следующим этапом нашего проекта стало  знакомство с тканью.                                                Для обследования  предложили разные виды ткани – шерсть,  хлопок (теплая), синтетика (холодная). Мы не ставили перед детьми задачу запомнить эти виды ткани – нам были важны детские ощущения, интересен их выбор и предпочтения.

На этом этапе уже родители, совместно с детьми, создавали своих кукол  - «куклы скрутки». В основе конструкции данной куклы столбик-скрутка из ветоши. Ткань сгибается пополам, затем подгибается сверху и снизу, после чего скручивается в плотный валик. Скрутка посередине крепится лоскутом из чёрной трикотажной ткани. Сверху на голову надевается платок с заломами, перехватывает туловище куклы и завязывается сзади на один узел. Руки отсутствуют.

   В процессе реализации нашего проекта мы познакомили детей с куклой Оксей в национальном костюме, которая живет в музее детского сада. Кукла приходила в гости к детям в группу, затем вместе с детьми мы были в гостях и у нее.

В течение всего проекта нас сопровождали музыкальные произведения и детские Коми песни.

Родители принимали активное участие  в  реализации проекта:

-  пополнили развивающую среду разнообразным материалом (нитки, ткани);  

- совместно с детьми создавали  своих кукол.  

В группе   собрана  коллекция различных кукол – куклы «скрутки» из ткани, куклы «обереги».

Куклы, изготовленные нашими руками, мы  используем в разнообразной совместной деятельности с детьми, закрепляем знания цвета, размера. Используем в ролевых и дидактических играх.

То, чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребенка положительные эмоции, интерес и творческое отношение ко всему окружающему, а  с возрастом превращается в познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей раннего возраста"

Цель работы- заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.Пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальнос...

"Развитие творческих способностей детей раннего возраста"

Цель работы- заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.Пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальнос...

презентация «Развитие творческих способностей детей раннего возраста в продуктивной (конструктивной) деятельности".

Тему своей работы я выбрала не случайно, так как я много лет работаю с детьми раннего возраста.Перед собой ставлю цель и решаю её через поставленные задачи.для этого необходимо продуматьразвивающую ср...

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

Развитие творческих способностей детей раннего возраста в продуктивной (конструктивной) деятельности

—Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.Занятия по конструированию в детско...

Научно-методическая разработка "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует творческих способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. ...

Курсовая работа ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В РИСОВАНИИ ГРАФИЧЕСКИМИ ЖИВОПИСНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Актуальность Изобразительная деятельность дошкольников является  неотъемлемой частью этого возраста. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация. В данной работе будет р...