Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
рабочая программа на тему

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_melkaya_motorika_avtosohranennyy.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА

ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовительная группа

Воспитатель: Зайковская Е.А.

Пояснительная записка

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом  Минобрнауки  России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной  общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.

 

В основу программы положены принципы:

научной обоснованности и практической применимости;

* развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

* интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

* комплексно – тематическое построение образовательного процесса; * единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

Данная программа  предназначена для работы с дошкольниками по  правильному развитию мелкой моторики и является  своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Цель: создать условия для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.

Задачи:  

Обучающие:

1. развивать графические навыки письма;

2. формировать навыки исполнительского мастерства;

3. формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

1. развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

 2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

3. развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Воспитательные:

1. воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

2. воспитывать внимательность к выполнению заданий;

3. воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Актуальность:      

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  Новизна:

* обучение детей проводится с трехлетнего возраста;

* подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

* разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:

* мелкая моторика;

* речевое развитие.

* занятия по данной программе проводятся в игровой форме.

Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения

Отличительные особенности работы данной программы:

Работа по программе «Весёлые пальчики» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика  позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.  

Формы и режим занятий:

Кружковая работа  рассчитана на 4 занятия в месяц. Занятия проводятся в группах по 30 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в  обучении детей. Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкульт  паузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкульт паузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Направленность кружковой работы:

Работа кружка включает в себя следующие разделы:  

- пальчиковая гимнастика

- рисуночные задания, графические диктанты

 -  работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

-работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)

- работа со шнурками, рукоделие, шитье

 -рисование

- моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

 - лепка, изготовление поделок из различных материалов

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами.  Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Рисуночные задания, графические диктанты» задания помогут  улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более  подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел  «Работа со шнурками, рукоделие, шитье» направлен на  развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности,  совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной  и тактильной памяти,  совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала

Результатом работы  данного кружка должно стать:  

- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;

 - овладение разными видами трудовой деятельности;

 - умение создавать художественный образ своего изделия;

 - овладение приемами работы с разными инструментами;

 - умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;

 - овладение нормами этики поведения.

Ожидаемые результаты :

К концу четвертого года занятий в кружке дети должны знать:  

- виды штриховки (простая и комбинированная);

- виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);                    

- понятия  верхний правый угол; верхний левый угол; нижний правый угол; нижний левый угол клетки, сторона, диагональ;

-как найти закономерность и дорисовать узор до конца строки(работа в тетради);              

- как правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения;

- названия жанров изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет и др.);

- виды декоративно – прикладного искусства(шелкография, витраж, мозаика, барельеф и др.);

- виды некоторых русских народных промыслов (Хохлома, городецкая роспись, дымка и др.)

Должны уметь:  

- создавать изображения предметов по представлению, с натуры;

-различать основные элементы букв по форме, используя шаблоны;

-писать в определенной, заданной последовательности, ориентируясь на сигнальную красную строчку со штрихом;

 - соблюдать строку, и вести прямую линию закруглять ее4  

 - ориентироваться в тетради, на ее листах;

 - прописывать элементы букв (от простого к сложному):  

а) обвести контур в воздухе;

б) по пунктирам;

в) по опорным точкам;

г) самостоятельное прописывание по образцу.                                        

- выполнять шнуровку разными способами;

- работать с мнемотаблицами (составлять рассказы по таблицам и наоборот);

- анализировать свою работу.

Формы подведения итогов реализации кружковой работы:

 В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и  итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам; самостоятельные работы;  выступления на родительских собраниях с открытым показом; выставки графических работ; участие в конкурсах.

 Направленность кружковой работы:

Работа кружка включает в себя следующие разделы:  

  • пальчиковая гимнастика
  • рисуночные задания, графические диктанты
  • работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
  • работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)
  • работа со шнурками, рукоделие, шитье
  • рисование
  • моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
  • лепка, изготовление поделок из различных материалов

Календарно – тематический план работы кружка, подготовительная группа

 

Сентябрь

 «Ветрячок»

– поделка из бумаги и старых фломастеров.

 «Сухой бассейн»

 – опознавание и зарисовка предметов.

«Мамины помощники»

– пришивание разноцветных пуговиц.

 «Штриховки»

– выполнение штриховок карандашами, ручкой, красками.

                                          Октябрь

 «Приключения веревочки»

 – аппликация из шнурков разной толщины.

«Приключения фасолинки»

– выкладывание цифр и букв из фасоли, их запись.

  «Осенняя фантазия»

  – рисование (разбрызгивание акварели, осенние листья) .

 «Собираем урожай»

– оригами и обрывная аппликация.

 

Ноябрь

«Шалаш, колодец»

- работа с природным материалом

«Народные промыслы»

– роспись тарелки

 «Скопируй рисунок»

–рисуночные задания

«Волшебный поднос»

– рисование букв, цифр на подносах с манкой, рисом, пшеном

Декабрь

«Снежинка»

– смешанная техника  (гуашь, поролон, изолента)

  «Трубочки»

 – моделирование из трубочек и пластилина

 «Задачки Деда Мороза»

 – рисуночные задания

 «Гирлянда»

– изготовление гирлянды из колец бумаги

Январь

 «Снежинки»

– вырезание снежинок

 «В царстве  пузырей»

 – рисование цветными мыльными пузырями

 «Лабиринты»

 – выкладывание фигур из счетных палочек, зарисовка

 «Зимняя сказка»

– лепка из соленого теста, мозаика из крупы

Февраль

 «Наши пальцы – штампики»

– изготовление различных изображений из отпечатков

  «Военная техника»

 – конструирование из бумаги

 «Дорисуй и раскрась»

 – рисуночные задания

 «Иголочка и ниточка»

– знакомство с вышивкой

Март

 «Открытка для мамы»

 – аппликация из ладошки

 «Цветочная поляна»

– оригами

  «Веселые дорожки»

– рисуночные задания, графический диктант

 «Лесные звери»

– поделки из природного материала

Апрель

«Ракета»

 –  смешанная техника(оригами, аппликация, рисование)

 «Космические просторы»

– мозаика на пластилиновой основе

  «Сумочка»

– плетение из бумаги

  «Проведи дорожку»

– рисуночные задания

Май

«Веселые задачки»

– отгадывание загадок, зарисовка ответов

 «Салют ко Дню Победы»

 – аппликация

 «Автомобили»

– пропиши по клеткам

 «Плетеные булочки»

– лепка из соленого теста

Список литературы

1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.

2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

4. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.

5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

 6. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

7. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.

 8. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.

9. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.

10. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.    

        11. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.                         Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника  У – Фактория. – Екатеринбург, 2004                                                                                                                                     Жукова. О Развитие руки: просто ,интересно, эффективно Дошкольное воспитание,2006г. №11                                                                      

 12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. «Лань», Санкт-    Петербург,1998.                                                                                            13. Тренажёр-пропись «Готовим руку к письму»  Школа для дошколят.  С. Е.Гаврина ,Н. Л. Кувятина, И. Г. Топоркова. М:Росмэн 2015г..                                                    

14. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка у ребенка. Дети в период освоения грамоты не редко встречаются с трудностям...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики»

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики» дает воспитателю возможности для успешной работы с детьми раннего возраста по развитию сенсорики и мелкой моторики...

Курсовой проект. по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»

Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего  возраста «Умелые ручки»...