Рабочая программа
материал (младшая группа) на тему

Алексеева Клавдия Ильинична

Рабочая программа для работы с детьми второй группы раннего возраста с учётом ООП ДОУ и в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Алексей\Desktop\тит.jpg

Содержание

I. Целевой раздел программы…………..……………………………………………3ст.

        - Пояснительная записка………………………………………………………3ст.

        - Возрастные особенности детей (от 2 до 3 лет)…….……………………….8ст.

        - Планируемые результаты усвоения программы…………………………..10ст.

II. Содержательный раздел рабочий программы………………………………….1ст.

        - Календарно-тематическое планирование МБДОУ д/с «Мишутка» 20016-2017 учебный год…………………………………………………………………….1ст.

        - Календарно-тематическое планирование ООД «Развитие речи»…………3ст.

        - Календарно-тематическое планирование ООД «Конструирование»……5ст.

- Календарно-тематическое планирование ООД «Физическая культура»…7ст.

- Календарно-тематическое планирование ООД «Лепка»………………..10ст.

- Календарно-тематическое планирование ООД «Рисование»………….12ст.

- Календарно-тематическое планирование ООД «Ознакомление с окружающим миром»……………………………………………………………….14ст.

        - Календарно-тематическое планирование ООД «Чтение художественной литературы»…………………………………………………………………………17ст.

        - Календарно-тематическое планирование ООД «Музыка»………………19ст.

- Перспективно-тематическое планирование образовательной области в режимных моментах……………………………………………………………….26ст.

        - Сюжетно-ролевая игра……………………………………………………..26ст.

- Труд…………………………………………………………………………..28ст.

- Здоровье……………………………………………………………………..29ст.

        - Безопасность………………………………………………………………31ст.

        - Ознакомление с природой…………………………………………………33ст.

        - Ознакомление с окружающим миром……………………………………..38ст.

        - План взаимодействия с семьями воспитанников……………………….42ст.

        - Образовательные области……………….………………………………49ст.

III. Организованный раздел рабочий программы…………………………………..1ст.

        - Базисный учебный план МБДОУ д/с «Мишутка»…………………………1ст.

        - Гибкий режим………………………………………………………………..2ст.

        - Организация организованной-образовательной деятельности…………6ст.

        - Организация предметно-пространственной  развивающей среды………7ст.

        - Паспорт группы……………………………………………………………21ст.

        - Перечень литературы………………………………………………………24ст.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

  1. Пояснительная записка.
  1. Цели и задачи реализации программы.

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

• патриотизм;

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Задачи:

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества;

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги  дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Основные задачи образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

  1. Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  3. Становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий.
  4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  5. Формирование готовности к совместной деятельности.
  6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
  7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  8. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
  3. Развитие воображения и творческой активности.
  4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
  5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
  6. особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

  1. Владение речью как средством общения.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие связной,  грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  4. Развитие речевого творчества.
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно - эстетическое развитие

  1. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
  2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие

  1. Развитие физических качеств.
  2. Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
  3. Правильное выполнение основных движений.
  4. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
  5. Овладение подвижными играми с правилами.
  6. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
  7. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы
  1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
  1. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Возрастная характеристика детей 1-2 лет

Постепенно совершенствуется ходьба, исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте. В простых подвижных играх и плясках дети начинают координировать свои движения.

На втором году из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).

Интенсивно формируется речь, понимание речи окружающих опережает умение говорить. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании.

Малыш овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (из одного, а к концу года из 2-3 действий) поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение со взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.

На втором году закрепляется и углубляется потребность общения со взрослым по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

На втором году жизни у детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Однако опыт взаимообщения у детей невелик и основа его еще не сформирована.

Возрастная  характеристика детей 2-3  лет

Физическое  развитие

Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.

Социально-личностное  развитие

У  2  летних  детей  наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени, употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам».  Для  детей  3-х летнего  возраста  характерна  неосознанность  мотивов,  импульсивность  и  зависимость  чувств  и  желаний  от  ситуации.  Дети  легко  заражаются  эмоциональным  состоянием  сверстников.  Однако в  этом  возрасте  начинает  складываться  и  произвольность  поведения.  У детей  к  3  годам  появляются  чувство  гордости  и  стыда,  начинают  формироваться  элементы  сознания, связанные  с  идентификацией   с  именем  и  полом.  Ранний  возраст  завершается  кризисом  3-х  лет.  Кризис  часто  сопровождается  рядом  отрицательных  проявлений:  упрямство,  негативизм,  нарушение  общения  со  взрослыми и др.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны.  Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Появляются действия с предметами - заместителями. Для детей  3х летнего возраста игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый.

Познавательно-речевое  развитие

В  ходе  совместной  со  взрослыми  предметной  деятельности  продолжает  развиваться  понимание  речи. Слово  отделяется  от  ситуации  и  приобретает  самостоятельное  значение.  Возрастает  количество  понимаемых  слов.  Интенсивно  развивается  активная  речь  детей. К  3-м  годам  они  осваивают основные грамматические структуры,  пытаются  строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.  Активный  словарь  достигает  1000-1500  слов.  К  концу  3-го  года жизни  речь  становится  средством  общения  ребенка  со  сверстниками,  дети  воспринимают  все  звуки  родного  языка,  но произносят  их  с  большими  искажениями.

В  сфере  познавательного  развития  восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов. Внимание детей непроизвольно. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на каком-либо объекте. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса к объекту. Направить на что-либо внимание ребенка путем словесного указания - очень трудно. Детям сложно немедленно выполнять просьбы. Объем внимания ребенка очень невелик - один предмет. Память проявляется главным образом в узнавании воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или за чем наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само.  Основной  формой  мышления  становится  наглядно-действенная.

Художественно-эстетическое  развитие

В  этом  возрасте  наиболее  доступными  видами  изобразительной  деятельности   является  рисование  и  лепка.  Ребенок  уже  способен  сформулировать  намерение  изобразить  какой-либо  предмет.   Но,  естественно,  сначала  у него  ничего  не  получается:  рука  не  слушается.   Основные  изображения: линии,  штрихи,  округлые  предметы. Типичным  является  изображение  человека  в  виде  «головонога» -  и  отходящих  от  нее  линий.

В  музыкальной деятельности  у  ребенка  возникает  интерес  и  желание  слушать  музыку,  выполнять  простейшие  музыкально-ритмические  и танцевальные  движения.  Ребенок  вместе  со  взрослым  способен  подпевать  элементарные  музыкальные  фразы.

  1. Возрастные особенности детей (от 2 до 3 лет) 2 группа раннего возраста «Воробышки».

На третьем году жизни дети становится самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

  Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

      В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

    Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

   Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи

  К концу третьего года жизни речь становиться средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

   Игра носит процессуальный характер, главное в ней-действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

  Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога»-окружности и отходящих от нее линий.

  На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

   Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

   Основной формой мышления является наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

  К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т п.

   Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др.


  1. Планируемые результаты усвоения программы.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  • ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Базисный учебный план МБДОУ детского сада «Мишутка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей по программе

«От рождения до школы» Н.Е. Вераксы вторая группа раннего возраста «Воробушки» от 2 до 3 лет на 2016-2017 учебный год

Базовый вид деятельности

с 2 доЗ лет

Инвариантная обр. деятельность

В неделю

В месяц

В год

Познавательное развитие

«Познание»

1 . Ознакомление с окружающим миром

1

4

50

Речевое развитие

«Речевое развитие»

1. Развитие речи

2

8

100

«Чтение художественной литературы»

Проводится во 2 половине дня ежедневно

Социально-коммуникативный

«Социализация»

Интегрируется со всеми направлениями, реализуется в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности

«Труд»

«Безопасность»

Художественно-эстетическое

«Художественное творчество»

  1. Рисование
  2. Лепка

1

1

4

4

50

50

«Музыка»

1. Музыкальное занятие

2

8

100

Физическое развитие

«Физическая культура»

1. Физкультурное занятие

3

12

150

«Здоровье»

Интегрируется с образовательной областью физическая культура, реализуется в организованной образовательной деятельности и совместной деятельности

Итого:

10

40

500

Вариативная обр. деятельность:

-

-

-

Всего с учетом каникул

10

40

500

Согласовано с заместителем заведующего И. А. Ланец



Организация режима пребывания детей в МБДОУ д. с. «Мишутка». Гибкий режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности

2 группы раннего возраста «Воробышки»  с 2 до 3 лет.  

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

время

Содержание

образовательной

деятельности

время

Содержание

образовательной

деятельности

время

Содержание образовательной деятельности

время

Содержание образовательной деятельности

время

Содержание

образовательной

деятельности

7.00- 8.00

Прием детей в группе: (взаимодействие с родителями, коммуникация); утренняя гимнастика: (области физическая культура, здоровье, игра); беседы с детьми: (коммуникация, социализация, познание), наблюдения в природном уголке: (труд, познание); свободные игры (игра); индивидуальные и подгрупповые дидактические игры: (познание, коммуникация, социализация, игра); чтение художественной литературы; (познание, социализация, коммуникация)подготовка к завтраку (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, здоровье, социализация, безопасность, коммуникация).

8.00- 8.30

Завтрак (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация).

8.30-

9.00

Игры, беседы, наблюдение, пальчиковая гимнастика, показ сюжетных картинок (познание, социализация, коммуникация)

 Дидактические игры, подготовка к организованной образовательной деятельности (познание, социализация, коммуникация)


9.00-

1 подгруппа

9.00-

1 подгруппа Ознакомление с окружающим миром (познавательное развитие), (безопасность, коммуникация, социализация, труд, чтение художественной литературы)

9.00-

1 подгруппа

9.00-

1 подгруппа

9.00-

1 подгруппа

Лепка

(художественно-эстетическое развитие)

(развитие мелкой моторики, игра, коммуникация)

9.10

Развитие речи

(речевое развитие)

(познание, коммуникация, чтение художественной литературы, игровая)

9.10

9.10

Рисование

(художественно-эстетическое развитие)

(восприятие художественной литературы, продуктивная)

9.10

Развитие речи (речевое развитие) (познание, коммуникация, чтение художественной литературы, игровая)

9.10

 

9.00-

9.10

2 подгруппа

Дидактические игры по сенсорному воспитанию (познание, социализация, коммуникация)

9.00-9.20

2 подгруппа

Конструктивные

игры

(познание, коммуникация, социализация, игра)

9.00-

9.20

2 подгруппа

Дидактические упражнения по  звукопроизношению (коммуникация, познание, социализация)

9.00

9.10

2 подгруппа

Дидактические игры по развитию речи (познание, коммуникация, труд, чтение художественной литературы)

9.00-9.20

2 подгруппа

Дидактические

игры по трудовому воспитанию

(познание, коммуникация, социализация, игра)

9.20-

9.30

2 подгруппа

Развитие речи (речевое развитие)

(познание, игра, безопасность, социализация, коммуникация)

9.20-9.30

2 подгруппа Ознакомление с окружающим миром (познавательное развитие), (безопасность, коммуникация, социализация, труд, чтение художественной литературы)

9.20-

9.30

2 подгруппа

Рисование

(художественно-эстетическое развитие)

(восприятие художественной литературы, продуктивная)

9.20-

9.30

2 подгруппа

Развитие речи (речевое развитие)

( коммуникация, познание, социализация, игра, безопасность)

 

9.20

9.30

1 подгруппа

Дидактические игры по сенсорному воспитанию (познание, социализация, коммуникация)

9.20-9.30

1 подгруппа

Конструктивные

игры

(познание, коммуникация, социализация, игра)

9.00

9.10

 1 подгруппа

Дидактические  упражнения на звукопроизношения  (коммуникация, познание, социализация)

9.20

9.30

1 подгруппа

Дидактические игры по развитию речи (коммуникация, познание, труд, чтение художественной литературы)

 9.20- 9.30

Подвижные игры

(физкультура, игра, здоровье)

9.00- 9.40

Игры дидактические

(игры, познание

социализация,

коммуникация)

Беседы,

педагогические и игровые ситуации,

9.10 9.40

Познавательно-речевая игра

(безопасность, игра, здоровье, коммуникация, социализация ,познание )

9.30- 9.40

Игры сюжетно- ролевые,

дидактические

(игра, познание

социализация,

коммуникация)

Беседы,

педагогические и игровые ситуации,

9.00- 9.40

Подвижные игры

(физкультура, игра, здоровье, приобщение к музыкальному искусству)

9.30

9.45

   9.45

10.00

Второй завтрак (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация).

Подготовка к прогулке ( наблюдение в природе, подвижные игры, безопасность, труд, социализация, коммуникация).

10.00- 11.30

Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), подвижные игры (физкультура, здоровье, познание), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация), индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим (познание, коммуникация, социализация, безопасность), беседы с детьми (познание, коммуникация),

11.30- 11.45

Возвращение с прогулки по подгруппам, с учетом щадящего режима, подготовка к обеду (безопасность, труд, культурно- гигиенические навыки, этикет, познание, художественная литература, социализация, коммуникация)

  1. подгруппа
  2. подгруппа

  11.45

  11.50

Обед (безопасность, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация).

12.10

12.20

Подготовка ко сну (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки).

12.20 15.00

Сон (здоровье)

15.00 15.20

Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия

(здоровье, физическая культура, труд, самообслуживание, художественная литература, коммуникация, социализация).

15.20 15.45

Полдник (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация).

15.45 16.00

Игры ролевые, дидактические (игра, познание, социализация, коммуникация) (Организованная образовательная деятельность).


 

16.15- 16.25

Музыка

( художественно-эстетическое развитие),

(дидактические

игры,

коммуникация, познание)

16.05- 16.15

 Физическая культура

(физическое развитие) 

 (здоровье, безопасность, подвижные игры, коммуникация, познание)

(фронтально)

16.00- 16.10

Музыка

( художественно-эстетическое развитие),

(дидактические

игры,

коммуникация, познание

16.00- 16.10

Физическая культура

(физическое развитие) 

 (здоровье, безопасность, подвижные игры, коммуникация, познание)  

(фронтально)

16.00-- 16.10

Физическая культура (на воздухе) (физическое развитие)

(здоровье, безопасность, подвижные игры) (фронтально)

Дидактические игры по сенсорному воспитанию (познание, социализация, коммуникация)

16.15- 16.30

Конструктивные

игры

(познание, коммуникация, социализация, игра)

16.20-

16.30

Сюжетно-ролевые

игры

(познание,

коммуникация,

социализация, игра)

16.10- 16.30

Строительные

игры

(познание, коммуникация, художественное творчество, игра)

16.05- 16.15

 Дидактические

игры по трудовому воспитанию

(познание, коммуникация, социализация, игра)

16.30 - 16.50

Вечер ролевые, дидактические

(игра, познание социализация, коммуникация)

Беседы, педагогические ситуации, чтение художественной литературы, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям

17.00 17.05

Подготовка к ужину (культурно гигиенические навыки, коммуникация, социализация)

17.05 17.30

Ужин (безопасность, культурно гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация)

17.30 17.45

Подготовка к прогулке (самообслуживание, социализация, коммуникация).

17.45 18.30

Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в природе и в быту (безопасность, коммуникация, социализация), подвижные игры (физкультура, здоровье, познание), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация), - индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим (познание, коммуникация, социализация), беседы с детьми (познание, коммуникация)

До 19.00

Уход детей домой (взаимодействие с семьей, социализация, коммуникация).



Организация организованной-образовательной

деятельности (ООД)  2 группы раннего возраста «Воробышки»

д/с «Мишутка» на 2016-2017 учебный год

 



Организация предметно-пространственной  развивающей среды (ППРС)

Во второй ранней группе и деятельности по ее освоению

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны

  1. Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы»,
  2. Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО- деятельности»
  3. Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр Ряженья», «Центр Музыки», «Центр Театра», «Центр Игры».

Основная часть

Вариативная часть

Содержание ППРС(Пособие, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание деятельности детей

Центр познания (познавательно-исследовательской деятельности)

Ведущая (приоритетная, основная), образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности

в «Центре познания»,: «Познание»

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре Познания» «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

  • Самообучающие, или авто дидактические игрушки (различные составные игрушки, которые требуют соотнесение размеров форм или цветов разных деталей).
  • Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, квадрат)
  • Лото, домино
  • Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок

- одежда,

-обувь,

-мебель,

-посуда,

-овощи,

-животные,

-игрушки

Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам)

  • Иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимые в труде

Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания

  • Мелкая и крупная геометрическая мозаика
  • Предметы  и игрушки, различные по цвету и размеру, форме и размеру
  • Матрешки трех и четырехсоставные
  • Пирамидки на конусной основе из колец одного размера чередующихся в определенной последовательности двух или трех цветов, из уменьшающихся по размеру одноцветных колец
  • Напольная пирамидка (из 5-6 элементов)
  • Сборно-разборная игрушка
  • Пособия на липучках

Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии)

  • Наборы разрезных картинок (2-4 части).
  • Кубики с предметными картинками (2-4 кубика).
  • Столик 4-х, пяти-, шестизвенный с втулками соответствующего цвета.
  • Коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур
  • Коробки разных размеров, пузырьки , пластмассовые, банки с закручивающими крышками
  • Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушки, полусферами (5-7 элементов)(8шт)
  • Набор: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов) (4шт).
  • Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы) (6-8шт)
  • Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4 цветов (8шт)
  • Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная) (3 шт)
  • Набор кубиков с цветными гранями (4цвета
  • Емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов) (10 шт)
  • Игрушки – забавы с зависимостью эффекта от действия ( неваляшка, клюющие курочки, дергающие бараны, мишка,  играющий на балалайке, танцующая собака, пингвин, машущими крыльями, скачущая лошадь. Русские народные игрушки-забавы.(клюющая курочка, медведь дровосек, скоморохи)
  • Заводные игрушки-забавы.
  • Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами
  • Набор для забивания: молоточек с втулками
  • Набор шумовых коробочек
  • «Чудесные мешочки» (хлопушка», «фонарик»
  • Клеенчатые полоски различной длины, ширины
  • Игры для интеллектуального и сенсорного развития
  • Парные картинки ( мяч большой- мяч маленький, лопата красная, , зеленая, ведерки –красное и желтое
  • Серии предметных картинок, составление по принципу функционального использования предметов: «Что люди надевают?», для чего нужны тарелки, ложки, чашки?, «На чем люди ездят?»
  • Настольно печатные игры разнообразной тематики и содержания
  • Наглядно- дидактические пособия, серия Мир в картинках
  • Инструменты домашнего оркестра
  • Водный транспорт
  • Автомобильный транспорт
  • Бытовая техника
  • Посуда
  • Мой дом
  • «Загадочные предметы» (например калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль , лупа, часы, диктофон, телефон, кофемолка) со следующими свойствами.

- неопределенные по форме, назначению, незнакомые ребенку

- оптимальный уровень сложности предмета ( оптимальный считается  такой уровень сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта

-отрывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций

- материалы связанные с тематикой по ОБЖ ( иллюстрации, игры)

  • Фланелеграф
  • Мягконабивные игрушки из разнообразных тканей, заполненные различными материалами (крыпами, бумагой, лоскутами.)

1 недопустимы предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром менее 3 см.

2 Предметы и игрушки должны быть выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха,), иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание

3.  Размер предметов должен быть удобен для манипулирования

4. максимальный уровень размещения оборудования

5. свободный доступ

6 Располагать вблизи света, (окна)

7 Центр познания требует частичной изоляции

8 необходимо наличие нескольких пособий и игрушек одного наименования, так как детям этого возраста свойственна  подражательность

9. наличие заданий различной степени сложности

10 сменяемость и наполняемость материала по мере изучения

11 обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания

12 материалы в основном должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными вызывающими интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина), заключающими в себе возможности освоения внешних свойств вещей в процессе простой группировки на одно из свойств, парного соотнесения и.т.п), а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность

13 необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно- символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка

14 материал размещающийся мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу

15 объекты для исследования и образно- символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей

(непосредственно перед началом самостоятельной деятельности детей)

Деятельность по формированию представлений о ярко отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов

2 игры занятия по накоплению представлений о цвете, форме, величине

3. познавательно-отобразительная  деятельность- освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач

4. процессуальная игра для развития у ребенка символической функции мышления- деятельность с предметами- заместителями, неоформленным материалом

5. деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений

6 деятельность по ознакомлению с предметами  быта их функциональными назначением

7 дидактические игры по сенсорному воспитанию

«Курочка и цыплята», «Домики и флажки», «Огоньки ночью», «Листочки деревьев», «Апельсин», «Одуванчик и жук на лугу», «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами».

8 Дидактические игры по развитию речи: «Поручения», «Кто что делает?», «Какой?», «Что за форма?», «Отгадай и назови», «Высоко-низко», «Устроим кукле комнату»

9 дидактические игры на формирование элементарных математических представлений: «Размещение вкладышей по форме, величине», «Сделаем бусы для куклы», «нанизывание больших и маленьких бусин», «Нанизывание бусин разной формы»

10 театрализованные игры- ситуации: «Солнечные зайчики (материал, зеркало, набор картинок для театра: солнышко освещает полянку, на которой спит серый зайчик, серый зайчик радуется солнышку, зайчики играют»

«Карусели» ( материал: столбик или шест, установленный на полу вертикально, к верхушке которого привязаны длинные ленты) игрушки –зверята ( лев, черепаха, лошадки), платочки

Функциональное назначение «Центр воды и песка»

Ведущая приоритетная, основная образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «центре воды и песка»:  «Познание»

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «»Центре воды и песка: «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество».

Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и выливания-черепки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и т.д.), различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки-мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные).

-Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия: совочки, лопатки, ведёрки, игрушки

1. Соответствующая высота размещения оборудования.

2. Располагается рядом или вместе с «Лабораторией», а также в непосредственной близости от «Центра познания» и «Центра природы»

1. Игры-опыты с водой: «Узнаем, какая вода», «Налей и отмерь», «Тонет или плавает».

2. Игра-ситуация «Плывут кораблики» (материал: бумажные кораблики, ёмкость с водой, шапочки матросов)

Функциональное назначение: «Лаборатория»

Или «Мини-лаборатории для проведения опытов,

Или «Центр экспериментирования»

-Камни, земля, глина, снег.

-Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения.

-Стол с клеёнкой. Подносы. Клеёнчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей.

-Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы.

-Формочки для изготовления цветных льдинок.

-Материалы для пересыпания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны).

-Трубочки для продувания, просовывания.

-Игрушки со светозвуковым эффектом

-Мыльные пузыри. Маленькие зеркала. Магниты. Электрические фонарики

1. Размещается подальше от игровых зон.

2. Деятельность осуществляется под руководством воспитателя.

3. Стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый- в открытом и предназначается для самостоятельного пользования детей.

 4. Располагается вблизи источника света.

5. Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов

-Экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов).

-Игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объёме, форме, изменениях веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей)

Назначение «Центр природы»

-Дидактическая кукла с набором одежды по временам года.

-Оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки и тд).    –Макеты: «У бабушки в деревне», «На лугу», «В лесу».

-Коллекции камней, ракушек, семян.

-Игротека экологических развивающих игр.

-Библиотека познавательной природоведческой литературы.

-Картины-пейзажи по времени года.

-Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин.

-Реалистические игрушки-животные из папье-маше и озвученные (поющий петушок, мычащая корова и т.п).

-Муляжи овощей  и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко).

-Календарь природы. Календарь погоды.

-Материал для развития  трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки).

-Зеленый огород (выращивание корма для животных).

Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных.

-Иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) кустов, деревьев, трав.

- Иллюстрации зверей (домашних и диких), птиц, аквариумных рыб, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек.

-Растения, характерные для времен года.

Серии картин среднего размера «животные и их детеныши»

-Серия картинок «Обитатели леса»

-Наглядно-дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам»:

-Зима. М.: Мозаика-Синтез, 2005, Осень, Весна, Лето, Родная природа, В деревне, Времена года.

1. Располагается вблизи «Лаборатории».

2. Свободный доступ к объектам и материалам.

3.Подбираются растения, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования.

4. Растения размещают по тене- и солнцелюбия.

5. Пособия должны обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

 6. Крупномасштабные пособия можно размещать на обратной стороне мебели при её нетрадиционном размещении.

7. целесообразно разделить материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать у детей интерес к новым или забытым материалам.

8.Создание ситуаций для активного поиска

-Дидактические игры: «Что растет на огороде» (муляжи и (или) картинки с изображением овощей). «Овощной магазин», «Кто за ёлкой» «Найди, что покажу», «Найди, что назову», «Угадай что в руке», «Угадай, что съел», «Найди, о чем расскажу», «Опиши, что угадаю», «Чьи детки», «Хохлатка»

- Игры-ситуации: «На нашем дворе» (элементы костюма бабушки; игрушки бычка и курочки).  «Солнышко встает» (Наглядное пособие «Солнышко»). «Цветочная полянка» (шапочки полевых цветов-ромашки, лютики, васильки и др.; фланелеграф и картинки для фланелеграфа- солнышко, петушок), «Вот поезд наш едет» (костюм бабушки, Весна (кукла), котик (игрушка); букет весенних цветов; «Капают капели» (набор картинок для театра на фланелеграфе: сосульки на крыше; большая сосулька, висящая на крыше сбоку, сосулька плачет.

-Игры-инсценировки: «Что растет на грядке» (шапочки овощей: лук, капуста, редиска и др.; зайчик (мягкая игрушка); «Листики в садочке» (осенние листья-большой жёлтый лист-папа, поменьше красный –мама, маленький зелёный лист- сынок)

«Центр конструирования (конструктивной деятельности)

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Познание».

-Конструкторы разного размера,

-Мягкие (поролоновые) крупные модули.

-Фигурки людей и животных для обыгрывания: наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы («Зоопарк», «Птичий двор»), рыбки, игрушечные насекомые, люди и т.д.

-Схемы построек.

-Игрушки бытовой тематики.

-Природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и т.д.

-Крупные объёмные геометрические формы.

-Строительный материал из коробок разной величины.

-Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева) к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки ( со шнуром с наконечником) автомобили грузовые, легковые (деревянные, пластмассовые, заводные, инерционные, простые), автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.

-Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки.

-Фигуры геометрические:  арка (широкая, узкая); полуцилиндр, цилиндр (широкий, узкий, высокий, низкий); конус (большой, маленький), брусок (низкий, высокий), куб, полукуб, кирпичик, призма, пластины (квадратные, широкие, узкие).

----Ручной труд

Бумага, природный материал , бросовый материал, картон, ткань.

1. Определить свободное пространство для сооружений из крупного «строителя».

2. Располагать вблизи уголка сюжетно-ролевых игр, для того чтобы можно было использовать постройки в играх.

3. Компоновать в коробку геометрические формы вместе с материалами для обыгрывания.

4. Крупный строительный материал лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины.

5. Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме, для того чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации.

6. Конструкторы лучше разместить в открытых коробках или корзинках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре.

-Игры-ситуации: «Стройка» (строительный материал, игрушечные машины); «Лесенка для белочки» (игрушечная белочка, кубики, кирпичики); «Построим дом для мишки и зайчика» (игрушечные мишка и зайчик, кирпичики, призмы); « Строим дом» (строительный материал: кубики, кирпичики, машины).

-Игры со строительным материалом:

-постройка помещений, архитектурных сооружений (дома, башенки, гаражи, заборы, сараи);

-постройка путей сообщения (мосты, железные и шоссейные дороги, трамвайные пути);

-постройки транспортных средств  (машины, трамваи, корабли, самолеты).

Роли: строитель, водитель, шофёр, летчик, капитан.

Основные игровые действия. Строить мост-возить по нему грузы; строить самолет- «лететь» на нем.

--Строить дома, завод. Здания

Познакомить с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами.

Учить разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкциях).

--Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, планировать процесс изготовления предмета, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

«Центр социально-эмоционального развития»


Функциональное назначение:  

«Центр  Театра»

Разные виды театра: настольный, с ширмой, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая» рука, пальчиковый, ложковый.

.Игрушки-забавы.

.Маски, шапочки.

.Декорации, театральные атрибуты. Ширмы.

.Фланелеграф.

.Домик (избушка) для показа фольклорных произведений, наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках»: Герои сказок. М.: Мозаика- Синтез, 2005.

.Наглядно-дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам»: -Колобок, Репка, Теремок, Курочка Ряба.

1.В ранней группе сказки-спектакли ставятся взрослым («театр одного актёра», т.е. воспитателя).

2.Располагать рядом с «Центром ряжения» и «Центромигры»

3.Бесопасностьпособий и оборудования.

4.Соответствие пособий и оборудования возрасту детей и программе.

Игры-импровизации, игры-драматизации, инсценировки, игры-ситуации, включающие в себя различные виды театра-лизованной деятельности детей: «Напечём пирожков» «Выходили утята на лужок»; «Весёлый автобус»; «Коза рогатая»; «В гостях у кукол»; «Лошадки бегут по снегу»; «Хлопья снежные кружат»; «Звери встречают Новый Год»; «Шишечки»; «Катание на санках»; «На лесной тропинке»; «Метели зашумели».

«Центр музыки»

.Игрушки-музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, погремушки, бубенчики, барабан, рожок, дудочка, мерлитон, металлофон, свистульки, кастаньеты, деревянные ложки, шуршащие султанчики, шарманка-балалаечка, гармошечка, игрушечный рояль и пр).

.Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях.

.Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шарманки, шум елки, стукалки.

.Магнитофон. не озвученные музыкальные инструменты. Народные игрушки.

.Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки).

.В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы,

.Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.

.Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки и открытки)

1.Групповая комната, спальня могут быть оформлены звуковым дизайном, например, записями колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста травы. Весёлые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений можно использовать во время режимных моментов.

2. Дудочки, свистульки, рожки используются индивидуально каждым ребёнком и моются после каждого использования.

.Игры-ситуации: «Волшебная дудочка» «В лесу»

.Дидактические игры: «Лисичка, пляши»; «Гром и дождик»; «Кто в домике?»; «Солнышко и дождик»; «Идём-бежим»; «Долгий-короткий»; «Ёлочная песенка»; «Петрушкин концерт».

.Игры-экспериментирования со звуковыми предметами.

«Центр книги»

.Детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов. 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые детьми) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания, например: произведения про мишку, рядом с книжкой ставится игрушечный мишка.

.Картинки на фланелеграфе.

.Иллюстрации к детским произведениям (ламинированные), игрушками, изображающие сказочных персонажей.

.Иллюстрации по обобщающим понятиям.

. Альбомы или подборка иллюстраций по темам: «Сезоны», «Семья», «Животные», «Птицы».

.Сюжетные картинки.

.Выставка6 книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников.

.Литературные игры, игры с грамматическим содержанием. Портреты писателей и поэтов

« Центр ИЗО-деятельности» или «Центр творчества»

1.Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников.

2. Размещать  около источника света (окна).

3. Вечером обеспечивать дополнительное освещение.

4. Располагать рядом с «Центром театра», вдали от шума и игровых уголков.

5. Каждая книга в 2-5 экземплярах, так как детям свойственна подражательность.

6. Наличие 3-4 книг: одна-две новые книги, остальные знакомы детям (о животных, о природе, сказки, книги к тематическим праздникам)

.Игры-инсценировки:-«Калачи из печи» (игрушечная курочка); убранство для русской избы-половички, печь, горшок, противень, калачи, баранки; русский народный костюм)

-«Стоит в поле теремок» (Русский народный костюм; убранство в русском народном стиле- лавочки, самовар, скатерть и др.; фигурки настольного театра-мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь)

-По мотивам потешки «Бежала лесочком лиса с кузовочком».

.Рассматривание иллюстраций в книгах.

.Произведения народного искусства: глиняные игрушки, деревянные матрёшки, предметы быта (нарядная посуда, украшенная одежда); альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства.

.Репродукции картин, иллюстраций из детских книг по теме, которую запланировали на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.

.Скульптура малых форм, изображающая животных.

-Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные).

-Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон

-Цветные мелки, восковые мелки; доски для рисования мелом.

-Глина, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, 30*30 СМ для вытирания рук во время лепки.

-Специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования.

-Фартуки и нарукавники для детей.

-Светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки.

-Емкости для промывания ворса кисти от краски.

-Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и приклеивания готовых форм.

-Готовые формы для выкладывания и наклеивания.

-Рисунки-иллюстрации знакомых детям предметов, животных объектов.

-Щетинные кисти для клея, розетки для клея.

-Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров.

-Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем

1.Высота размещения: рост ребенка+ согнутая в локте рука.

2. Располагать вблизи окна.

3. Соседствует со спокойной «зоной» деятельности детей.

4. Все экспозиции картин и репродукций располагают на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; картины не должны быть громоздкими и «тяжёлыми» для  восприятия, они должны быть выполнены в техниках и жанрах, дающих детям представления о различных графических языках.

5. Наличие в группе множества привлекательных, разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной деятельности.

. «Намотаем клубок ниток и подберём клубки по цвету» (карандаши, корзины, мячики красного и зелёного цвета); «Пошёл дождик»; «Украсим ковёр для бабушки»; «Нарядное деревце»; «Рукавичка для мишки»; «Найди такую же картинку, рисунок, цвет, карандаш»; «Неваляшки-яркие рубашки»; «Найди такую же сосульку»; «Подбери посуду к чаю»; «Найди такую же тарелку (чашку)» (по цвету, размеру); «Украсим тарелочку».

-Игровые упражнения на развитие мелкой моторики: «Выложи узор из сосулек», «Солнышко».

-Различные виды продуктивной деятельности

В разных регионах экспозиции живописи и декоративно прикладного искусства могут отражать местный и национальный колорит той или иной культуры, особенности художественных промыслов данного региона.


Предметно-развивающая среда в группах

Микроцентр «Физкультурный  уголок»

  • Расширение  индивидуального  двигательного опыта  в  самостоятельной  деятельности
  • Оборудование  для ходьбы, бега, равновесия
  • Для прыжков
  • Для катания, бросания, ловли  
  • Для ползания и лазания
  • Атрибуты  к  подвижным  и спортивным  играм
  • Нетрадиционное физкультурное оборудование

Микроцентр по экологии

  • Расширение познавательного  опыта, его использование в трудовой деятельности

  • Календарь природы (2 мл, ср, ст, подг гр)
  • Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями
  • Сезонный материал
  • Паспорта растений
  • Стенд  со  сменяющимся  материалом  на  экологическую  тематику
  • Макеты
  • Литература   природоведческого  содержания, набор картинок, альбомы  
  • Материал для проведения элементарных опытов
  • Дидактические  игры
  • Настольно-печатные  игры
  • Познавательный материал
  • Материал для детского экспериментирования
  • Обучающие и дидактические игры по экологии
  •  Инвентарь   для  трудовой  деятельности
  • Природный   и  бросовый  материал.
  • Материал по астрономии (ст, подг)

 «Микроцентр развивающих  игр»

  • Расширение  познавательного  сенсорного  опыта  детей
  • Дидактический материал по сенсорному воспитанию

Микроцентр «Строительная  мастерская»

  • Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца
  • Напольный  строительный  материал;
  • Настольный строительный материал
  • Пластмассовые конструкторы ( младший возраст- с крупными деталями)
  • Конструкторы с металлическими деталями- старший возраст
  • Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст
  • Мягкие строительно- игровые модули- младший возраст
  • Транспортные  игрушки
  • Схемы, иллюстрации  отдельных  построек (мосты, дома, корабли, самолёт и  др.).         

Микроцентр «Игровая  зона»

  • Реализация  ребенком  полученных  и  имеющихся знаний  об  окружающем  мире  в  игре.  Накопление  жизненного  опыта
  • Атрибутика для с-р игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта», «Армия», «Космонавты», «Библиотека», «Ателье»)
  • Предметы- заместители

Микроцентр «Уголок  безопасности»

  • Расширение  познавательного  опыта,  его  использование  в повседневной  деятельности
  • Дидактические, настольные  игры  по  профилактике  ДТП
  • Макеты  перекрестков,  районов  города,  
  • Дорожные  знаки
  • Литература  о  правилах  дорожного  движения

Микроцентр «Краеведческий уголок»

  • Расширение  краеведческих  представлений  детей,  накопление  познавательного  опыта
  • Государственная и Тульская символика
  • Образцы русских и тульских костюмов
  • Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.
  • Предметы народно- прикладного искусства
  • Предметы русского быта
  • Детская художественной литературы

Микроцентр «Книжный  уголок»

  • Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.
  • Детская   художественная  литература в соответствии с возрастом детей
  • Наличие художественной литературы
  • Иллюстрации по темам  образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой
  • Материалы о художниках – иллюстраторах
  • Портрет поэтов, писателей (старший возраст)
  • Тематические выставки

Микроцентр «Театрализованный  уголок»

  • Развитие  творческих  способностей  ребенка,  стремление  проявить  себя  в  играх-драматизациях
  • Ширмы
  • Элементы костюмов
  • Различные виды театров (в соответствии с возрастом)
  • Предметы декорации

Микроцентр «Творческая  мастерская»

  • Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца
  • Бумага разного формата, разной формы, разного тона
  • Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)
  • Наличие цветной бумаги и картона
  • Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток  для аппликации
  • Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
  • Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей
  • Место для сменных выставок произведений изоискусства
  • Альбомы- раскраски
  • Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки
  • Предметы народно – прикладного искусства

Микроцентр «Музыкальный  уголок»

  • Развитие   творческих  способностей  в  самостоятельно-ритмической  деятельности
  • Детские музыкальные инструменты
  • Портрет композитора (старший возраст)
  • Магнитофон
  • Набор аудиозаписей
  • Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
  • Игрушки- самоделки
  • Музыкально- дидактические игры
  • Музыкально- дидактические пособия


Паспорт группы (микроцентры для всех видов деятельности)

Вторая группа раннего возраста «Воробушки»

Островок эмоционального развития

Цель:

• формирование и отработка навыков понимания различных эмоциональных состояний сверстников (радость, огорчение, сочувствие, восхищение, обида);

• закрепление экспрессивных способов выражения эмоций (мимика, жесты, пантомимика, движения);

• закрепление знаний об особенностях характера и поведения других людей.

 

Микроцентр сенсорное развитие

Цели:

• Совершенствование разнообразных действий с предметами, ориентируясь на их величину, цвет, базовую плоскостную фигуру.

• Формирование представлений о предметах ближнего окружения и простейших связей между ними;

• Воспитание интереса к явлениям природы и бережного отношения к растениям.

Материалы для работы микроцентра.

Настенные комплекты с сенсорными стимулами, различные формы пирамидального типа, муляжи животных, картины и плакаты с животными и насекомыми, мягкие модули – конструкторы, сыпучие материалы, сенсорный столик.

 

Микроцентры сюжетно-ролевой игры

Цели:

• Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетной игры.

• Воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры.

• Развитие творческого мышления, воображения и подражательности.

• Развитие навыков общения и игрового опыта между дошкольниками разного возраста.

 Материалы для работы микроцентров

Кукольная мебель, игрушечная посуда, куклы, коляски, комплекты одежды, атрибуты для игр «магазин», «доктор», «кухня», игрушки – персонажи и ролевые атрибуты мягкие антропоморфные животные, предметы заменители, набор мелких фигурок (5-7 см), набор кукол – семья, наручные куклы би-ба-бо, сказочные персонажи, фантастические персонажи, солдатики, набор масок, плащ-накидка.

Речевой островок

Цели:

• развитие общих речевых навыков (речевое и физиологическое дыхание, интонационная выразительность речи, координация речи с движением, работа над повествовательной вопросительной и восклицательной интонацией, воспитание ясной шепотной речи);

• автоматизация поставленных звуков в словах и высказываниях детей;

• развитие грамматически грамматического строя речи;

• развитие связной речи с использованием приемов моделирования.

Материалы для работы микроцентра

Опорные схемы, таблицы для моделирования, игры, картинки, цветовые сигналы, материалы для звукового и слогового анализа и синтеза (фишки, магниты, светофоры), игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Чей детеныш» и т.д.

Островок здоровья и красоты

Цели:

• Развитие и обогащение представлений ребенка о себе.

• Формирование понятий здоровье и красота.

• Формирование потребности быть здоровым

Материалы для работы микроцентра

Зеркало, предметы атрибуты, связанные с профессией парикмахера, стилиста, визажиста, врач диетолог, инструктор фитнеса.

Микроцентр опытно-экспериментальной деятельности

Цели:

• Расширение чувственного опыта ребенка.

• Формирование первичных естественнонаучных представлений.

• Формирование способов познания путем сенсорного анализа.

• Развитие наблюдательности, любознательности, активности

Материалы для работы микроцентра

Энциклопедии, карты, муляжи животных. Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки, различные крупные семена и плоды. Сыпучие продукты: желуди, фасоль, горох. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой. Флакончики с ароматизированными веществами. Комнатные растения. Исследовательский демонстрационный стол.

Микроцентр конструктивной деятельности

Цели:

• Развитие пространственного мышления, пальцевой моторики, творческого воображения.

• Формирование умения работать по схеме, заданной модели.

• Обучение элементарному планированию действий.

Материалы для работы микроцентра

Мозаики, конструкторы типа «Лего», пазлы, игры типа «Танграм», сборные игрушки, бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками, игрушки — трансформеры, матрешки, схемы и модели для конструирования, транспорт крупный и мелкий, машины легковые и грузовые, нетрадиционный материал (коробки, деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных размеров с крышками).

Островок путешествие

Цель: закрепление и отработка знаний об окружающем мире

Материалы для работы микроцентра

Наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений): животные, растения, виды ландшафтов, виды транспорта, виды строительных сооружений, виды профессий. Карта (уголок природы), серии картинок времена года.

Микроцентр развития музыкального слуха и слухового внимания

Цели:

• Развитие музыкального слуха и слухового внимания;

• Обогащение знаний об окружающем мире.

Материалы для работы микроцентра

Картотека с перечнем мультфильмов, кассеты, диски с аудиозаписями любимых детских мелодий и песен, музыкальные дидактические игры, серии картинок музыкальных инструментов, музыкальные (игрушки) инструменты (традиционные и нетрадиционные), магнитофон с набором аудиокассет и дисков с записью музыки и литературных произведения для детей.


Перечень литературы:

1. Женило М.Ю. Детский сад от А до Я: Книга руководителя, воспитателя, психолога дошкольного образовательного учреждения/Под ред.Н.Ф.Дика.- Ростов н/Д: Феникс,2006

 2. Дошкольник и рукотворный мир.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2002

 3. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ,2006

 4. Дошкольное воспитание №2/2013 Е.Смирнова, Н.Соколова. Типичные трудности организации предметно- игровой среды в ДОУ (стр.93)

 5. ЗебзееваВ.А. Развитие элем.естественно –науч.представлений в экологической культуре детей. Обзор программ дошкольного образования- М.:ТЦ Сфера,2009

6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.И. Васильевой.-М.: Мозаика-Синтез, 2011.

7. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В.В. Гербова, А.И. Максаков.- М.: «Просвещение» 1986.

8. Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.-М.: Мозайка-Синтез, 2009.

10. «Развитие у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией»/ Т.Г. Казакова.-М.: «Просвещение», 1985.

11. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьей / авт-сост. О.А. айрих.-Волгоград: Учитель, 2008.

12. «Музыкальные занятия»: книга. «Для воспитателя и музыкального руководителя детского сада / авт.-сост. О.Н. Арсеневская.- М.: «Просвещение», 2012.

13. Физическая культура для малышей.-книга для воспитателя детского сада. С.Я. Лайзане. М.: «Просвещение» 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...