Концепция гражданско-патриотического воспитания.Старшая группа.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ивонинская Светлана Геннадьевна

Концепция гражданско-патриотического воспитания.Старшая группа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

                                                  Ивонинская С.Г.

Только тот, кто любит, ценит

и уважает накопленное и сохраненное

 предшествующим поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом.

С.Михалков

Концепция гражданского и патриотического воспитания

Проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа актуальна всегда. Она обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в нормативных документах. Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751, система образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому  и культурному наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Среди задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. указом Президента РФ от 01.06.2012 №761, - формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Такое патриотическое воспитание должно носить характер системного целенаправленного воздействия.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту. Гражданское и патриотическое воспитание можно назвать одним из сложных направлений в дошкольном воспитании

В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

 Целью моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию является развитие личности гражданина и патриота России, осознающего себя личностью в социуме, толерантно относящегося к окружающим, знающего историю своего района, города и страны, способного  отстаивать свои интересы и , в будущем, интересы Родины.

Основные задачи:

  • Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной деревне, городу.
  • Формирование бережного отношения к родной природе.
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
  • Формирование элементарных знаний о правах человека.
  • Расширение представлений о России, о столице своей Родины.
  • Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном станы, нашего города и района.
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
  • Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.

          Решение поставленных задач позволяет достичь планируемого результата:

* родители активные участники образовательного процесса;

* ребенок имеет определенные знания о родной стране, крае, городе знает флаг, герб, историю, испытывает уважение, любовь к стране, городу, родителям, близким ему людям;

* ребенок проявляет желание трудиться на благо семьи, детского сада, города, района.

          Основные принципы концепции системы по патриотическому воспитанию детей старшего возраста:

* «От близкого к далекому» (мой дом – моя улица – моя деревня - мой город- мой район - моя область – моя страна – моя планета);

* «От общего к частному», где каждое частное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего;

* опора на опыт самих детей, реальные их дела, события в семье, в детском саду, городе, районе, области, стране;

* взаимодействие с семьей.

Отношения, складывающиеся между субъектами воспитательной системы

Важным условием успешной педагогической деятельности в воспитании гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста является взаимодействие с родителями воспитанников. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению семейных связей.

По словам А.С.Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям.  Я  придерживаюсь этих рекомендаций в ходе работы с дошкольниками и взаимодействия с их родителями.

В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

    В основе взаимодействия с родителями в  лежит структурно – функциональная модель, которая состоит из трех блоков:

I – информационно – аналитический блок. Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение на основе общего дела.

II – практический блок. Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.

Формы сотрудничества с родителями:

  • «Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии, библиотека «Воспитываем гражданина вместе»).
  • Сотрудничество в рамках проведения досугов, экскурсий, трудовой деятельности;

III – контрольно – оценочный. Анализ эффективности мероприятий: презентация проектов, анкетирование, участие родителей в мероприятиях группы.

  В решении поиска эффективных методов взаимодействия между субъектами воспитательного процесса в группе используется проектный метод. Этот метод позволяет сочетать интересы всех субъектов, организовать поэтапно и последовательно процесс воспитания и обучения детей: от выявления их опыта – к совместному планированию и реализации намеченного.

Направления работы по включению родителей в воспитательный процесс:

I – прямое участие родителей в воспитательном процессе («Встречи с людьми интересных профессий»);

II – участие родителей в закреплении знаний у детей, полученных в НОД (беседы, игры дома на темы: «Школа мамы и папы», «Мир профессий наших родителей»и т.д.);

III – участие родителей в социализации детей (фотовыставка «Моя семья», составление рассказа  «Мое имя», составление генеалогического дерева, экскурсии, совместный труд).

        Методы включения родителей в совместную деятельность:

  • личный пример педагога и его умение «заразить» интересами детей и родителей;
  • опора на наиболее активных родителей, которые способны подать пример другим;
  • умение увидеть, услышать, почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться».

Взаимоотношения с окружающейся средой

Система по патриотическому воспитанию дошкольников предполагает укрепление внешних связей  с ближайшими учреждениями образования и культуры д.Переслегино.  осуществляет сетевое взаимодействие со следующими организациями:

  •  Библиотека  
  • Дом культуры
  • Музыкальная школа
  • Переслегинская гимназия

             

         Методические подходы к реализации основных принципов работы:

  • осознание своего «Я»;
  • отождествление себя с другим человеком, группой людей;
  • формирование чувства собственного достоинства;
  • формирование чувства сострадания, сочувствия, способности встать на точку зрения другого;
  • осознание смысла знака и символа, отражающего значение герба города, страны;
  • формирование чувства гордости за свой район, город, область, свою страну;
  • формирование чувства сопричастности к важным происходящим событиям в районе, городе, области, стране.

         

Комплексные занятия по ознакомлению с окружающим

    Практически значимыми для воспитанников детского сада в воспитании любви к своей Родине являются занятия комплексно-интегрированного, познавательного, проблемно-поискового характера.     В них обязательно акцентируется внимание на символике, достопримечательностях  Псковской области, города Великие Луки, Великолукского района, деревни Переслегино, их истории и культуре. Занятия проводятся в форме непринужденного общения, в ходе которого мы делимся с детьми доступной и интересной  информацией. В процессе занятий фиксирую внимание на вопросах детей, ведь по характеру вопросов можно судить об интересе ребёнка к данной теме, о глубине его собственных размышлений.

Непосредственно-образовательная деятельность экологической направленности

 Дошкольники по своей природе исследователи. Я  всячески поддерживаю познавательную активность детей и стремлюсь пробудить у них любознательность через экспериментально-исследовательскую деятельность, желание делать самостоятельные выводы. Комбинированные занятия и экскурсии экологической направленности организуются с целью формирования гражданско-патриотических чувств у дошкольников через любовь к природе родного края. На этих занятиях я знакомлю детей с растениями и животными нашего региона, с правилами поведения в природе, воспитывают у детей бережное отношение к живой природе.

 Участие в экологических проектах, позволяет расширить практические знания детей о свойствах растений, условиях, необходимых для их жизни. Дети самостоятельно делают выводы, находят решения проблемы, совершают открытия. Знания, полученные на комбинированных занятиях и экскурсиях экологической направленности в лесной массив, на берег пруда, запоминаются надолго, их дети с удовольствием используют в повседневной жизни. В дальнейшем эти знания переходят в личный жизненный опыт ребёнка.

Экскурсии и целевые прогулки

          Экскурсии – важный элемент ознакомления с окружающим миром. Наряду с приобщением детей к истории семьи, рода мы начинаем знакомить их с историей и достопримечательностями нашей деревни. Совместно со специалистами (музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре) организуются целевые прогулки и экскурсии. На целевых прогулках по деревне дети узнают о  достопримечательностях и памятных местах, учреждениях:  Дом культуры, памятная доска герою социалистического труда Васягину Ивану Семеновичу, Переслегинская гимназия, братское захоронение воинов Великой отечественной войны, библиотека, волость. Впечатления , полученные на прогулках и экскурсиях вызывают так же стремление и желание изобразить то, о чём слышали и видели. Поэтому эта работа продолжается на занятиях по изобразительной деятельности.

 Организация выставок фотографий, репродукций, рисунков, посвящённых семье, родному краю.

В нашей группе  широко используются выставки фотографий, репродукций, рисунков воспитанников, которые знакомят детей с природой родного края, пейзажами нашего района и его достопримечательностями.

Праздники, развлечения, досуги, посвященные знаменательным датам

Формирование гражданско-патриотических чувств у дошкольников происходит на основе положительных эмоций, которые вызывают интересные праздники, развлечения, досуги: «Посиделки в русской избе», «Осенины», «Масленица»,  «День защитников Отечества». Дети приобретают соответствующие знания, у них формируется гражданственность и патриотизм, ориентированные на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей и идеологии нашего государства.

Организация праздников и развлечений способствует укреплению психологического здоровья дошкольников формированию у них позитивной самооценки. Дети приобретают опыт социального общения, овладевают соответствующими знаниями, у них проявляется творческая активность. Участие воспитанников в праздничных мероприятиях приобщает их к общественной жизни детского сада, города и страны.   

Сюжетно-ролевые игры

          Ведущим видом деятельности, в котором дети воплощают полученные ранее знания, в дошкольном возрасте является игра. Большую роль в формировании гражданско-патриотических чувств у воспитанников детского сада играют сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Доктор», «Пограничники», «Защитники Отечества», «Мы строим родную деревню» и другие. В игре ребёнок развивается, происходит постепенное осознание социального поведения и отработка его в практической игровой деятельности. Игра – это мощное средство социализации ребенка, воспитания нравственно-волевых качеств. Именно в процессе игровых действий формируются общественно значимые мотивы деятельности детей, что важно для воспитания у них начала патриотизма.

Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов

          Важную роль в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей старшей группы играет художественное слово. Литература и качественные видеофильмы являются доступной и действенной формой преподнесения информации. Художественное слово помогает понять детям некоторые общечеловеческие проблемы, обогащает их личностный опыт.

          У детей старшего дошкольного возраста речь становится более правильной и грамотной, обогащается словарный запас, им становится доступно составление небольших рассказов на основании увиденного и услышанного.

           Художественные произведения подбираю в зависимости от конкретных воспитательных задач. Например, для воспитания у детей любви к природе используем произведения В. Бианки, Е.Чарушина, И. Токмаковой, М.Пришвина и другие. Для формирования личности гражданина России использую произведения  Л.Толстого «О людях больших и маленьких», К.Д. Ушинского «Всякой вещи свое место», В.Осеевой «Волшебное слово», В. Маяковского «Кем быть», «Что такое хорошо и что такое плохо» и другие.

         Для расширения представлений детей об историческом прошлом России знакомим их с легендами, былинами и сказочными произведениями,  рассказами и отрывками из рассказов о князьях и их подвигах (О. Тихомирова «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом»).  

         Для формирования патриотических чувств используем чтение произведений, посвященных Великой Отечественной войне (Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»), С. Алексеев «Идет война народная», С. Баруздин «Шел по улице солдат»), заучивание стихов и песен военных лет.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей        

Образовательная область

Содержание

Формы работы

 Физическое развитие

 

Формирование интереса к народным видам спорта и играм. Укрепление физического здоровья.

Подвижные игры: русские народные, игры народов России.

Социально-коммуникативное развитие

Развитие умения общаться с целью получения знаний, знакомство с народным фольклором.

Принадлежность к нации, формирование основ толерантности, уважение к историческому и настоящему своего села, района, области, России. Приобщение к моральным нормам.

Формирование представления о труде, его роли в жизни общества.

Формирование правил безопасного для человека и природы поведения

Использование современных информационных технологий, беседы.

Беседы, ситуативные разговоры, электронные презентации, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, викторины, составление семейного дерева, герба семьи.

Алгоритмы ознакомления с трудовой деятельностью взрослых.

Своды правил поведения, создание буклетов, электронных презентаций, рассмотрение проблемных ситуаций.

Познавательное развитие

Знакомство с историческим, географическим, экономическим, культурным и природным наследием родного села, района, города, страны

Электронные презентации, создание мини-музеев, издание буклетов, сотворчество, проектная деятельность, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, работа в мастерских.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование интереса и приобщение к народным видам творчества, развитие детского творчества через применение знаний народного промысла в продуктивной деятельности.

Приобщение к музыкальному народному творчеству

Работа с тканью, нитью, бумагой, плетение. Использование видеозаписей. Оформление выставок.

Интегрированные занятия, создание игровых ситуаций.

Чтение художественной литературы

Формирование первичных ценностных представлений об образе жизни русского народа и народов России.

Театральная деятельность, мастерская по изготовлению атрибутов, литературные викторины.

Совершенствование предметно-развивающей среды

Центр игры

Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры на закрепление знаний о жизни русского народа, народов Росси и разных стран; подвижные игры разных народов.

Центр краеведения

Демонстрационный материал, отображающий географию, труд, быт, искусство русского народа, народов России и других стран: альбомы, буклеты, фото, карты, куклы в национальных костюмах, предметы быта, макеты «Русская изба», «Крестьянское подворье», «Православная церковь», «Мельница»,

Центр коммуникации

Видео и аудиотеки: мультимедиа презентации о родном районе, деревне, г. Великие Луки, о Псковской обласи,  о России, предметных и сюжетных картинок.

Центр художественной литературы

Подборка произведений русских детских писателей и поэтов, поэтов и писателей Великолукского рвйона и Псковской области, русский фольклор.

Центр науки

Подборка научно-популярной детской литературы, книг энциклопедического содержания.

Центр фантазий

Изделия народно-прикладного искусства  России, альбомы, буклеты, образцы и трафареты элементов узоров и росписей, карточки-технологии изготовления изделий, разнообразный изобразительный материал, дидактические игры.

Центр творчества

Разные виды театров, уголки ряженья, маски, шапочки, детская литература, сюжетные картинки и произведения, отражающие жизнь русского народа, народов России и других стран.

Центр музея

Мини-музеи и музейные комнаты: «Русская изба», «Народная игрушка», «Народные музыкальные инструменты», «Боевой славы», краеведческий «Люби и знай, свой родной край», галерея творчества «Развиваемся вместе».

Информационный центр

«Информационно-деловое оснащение» - уголок для родителей в приемной (рекомендательные статьи, газеты, буклеты, листовки, экран добрых дел, );   «Уголок безопасности» ; «Нормативно-правовая база ДОУ»; Стенд «Физкультурный уголок»,   «Уголок логопеда»,

Заключение

          Гражданско-патриотическое воспитание должно строиться не только на любви к Родине, но и вере в себя, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку нашей Родины, к каждому её гражданину. Воспитывать детей надо на победах, а не на поражениях, на созидании, а не на разрушении.

         Непременным условием обучения и воспитания дошкольников является подготовка их к жизни, функционированию в гражданском обществе, воспитание не только знающего, но и умеющего человека, социально адаптированной личности.

      Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

   Я понимаю, что не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии своей страны, её географии, природе, символике, народных традициях, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных детям  дошкольного возраста.

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации предметно – развивающей среды гражданско-патриотической направленности в подготовительной группе детского сада.

статья  описывает опыт построения предметно-развивющей среды в группе детского сада по гражданско-патриотическому воспитанию....

Гражданско-патриотическое воспитание в старшей группе

Россия- наша Родина.Цель: формировать у детей представление о стране, в которой мы живем....

Перспективно-календарное планирование работы с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе

Формировать у детей представление о стране, в которой мы живём; вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России; формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей ...

С л о в а р и для работы над темами гражданско-патриотической направленности в подготовительной группе .

Вашему вниманию предлагаем перечень слов,  который формируем у старших дошколников в процессе изучения тем гражданско-патриотической направленности....

Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников

Статья о системе гражданского и партиотического воспитания детей в ДОУ...

Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека....