С л о в а р и для работы над темами гражданско-патриотической направленности в подготовительной группе .
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

потапова елена владимировна

Вашему вниманию предлагаем перечень слов,  который формируем у старших дошколников в процессе изучения тем гражданско-патриотической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovari.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

С л о в а р ь.

Старший дошкольный возраст

6-7 лет.

Потапова Е.В., воспитатель МБДОУ № 385 г.Н.Новгорода

Содержание:

1.Тема: «Я и мой город»

*Достопримечательности города, знаменитые Нижегородцы…………………………………………………………..4

*Московский район. Наш детский сад……………………             .5

*Транспорт города. Правила дорожного движения….                 .7

2.Тема: «Я и моя семья»

*Я-человек (организм человека)……………………………            ..9

*Узелки истории моей семьи. Родовое дерево. День пожилого человека………………………………………………                      …..10

3.Тема: «Я живу в России»

*Москва- столица. «День народно единства»…………..                 11

*Их знает вся Россия…………………………………………… ……12

*Мы- россияне(Россия- многонациональная страна)…               .13

4.Тема: «Народная культура»

*Русская горница (Как жили и одевались в старину)…             .14

*Народное декоративно- прикладное искусство………             ..15

5.Тема: «День защитника отечества»

*Богатыри земли русской…………………………….………………17

*Российская армия (военные профессии, рода войск)…… ……..18

6.Тема: «День космонавтики» (Планеты. Освоение космоса.

Свойство магнита.)………                                                                 .19

7.Тема: «Наши соседи»……………………………                       …21

8. Тема: «День победы»…………………………                        ….24.

 Тема : «Я и мой город».                                            

  • Достопримечательности города, знаменитые Нижегородцы
  • Московский район
  • Транспорт города. Правила дорожного движения.

*Слова, связанные с понятием «достопримечательность»:

Нижегородский кремль, кремлёвская стена, бойницы, Дмитриевская башня, Никольская башня, Ивановская башня, Георгиевская башня, Кладовая башня, Коромыслова башня, башня, Пороховая башня, Часовая башня, летопись, архитектор, памятник архитектуры, Нижегородская ярмарка, товар, купец,  экскурсовод,турист,речной вокзал.

Слова связанные с понятием «Природные памятники»:

Волга, Ока, слияние рек, Дятловы горы, Воробъёвы горы.

Слова связанные с понятием «Достопримечательности культуры»: театр оперы и балета, театр драмы, театр кукол, комедия, опера, балет, кулисы, занавес, декорации, актёр, марионетка, гапит, ширма, театр теней, тростевая кукла, цирк, арена,дрессировщик, акробат, купол, аркестровая яма, планетарий, телескоп, музей, экспонат, выставка, искусствовед, художник, скульптор, дом- музей, «музей под открытым небом».                    4.              

Слова связанные с понятием «ремёсла»: хохлома, Богородская игрушка, Семёновская матрёшка, Городецкая роспись, Павловский платок, резьба по дереву, лозоплетение,гончар, гончарный круг.

Слова ,связанные с понятием «знаменитые Нижегородцы»:

А.М.Горький, В.П. Чкалов, Кулибин, Минин, Пожарский,Георгий Всеволодович,Лобачевский.

Слова ,способствующие углублению положительного отношения к Нижнему Новгороду: малая родина, родной, любимый, современный, исторический, красивый, трудолюбивый,

славный.

*Слова, связанные с понятием «Улицы района»: Мечникова, Панфиловцев, Ярошенко, Чаадаева,Черняховского, Баранова, Белякова,площадь  Героев,улица Глинки,Давыдова, Рябцева,   Люкина,Мирошникова,Орджоникидзе,Никонова,  адрес, заречная часть города.  

                                                                                                        5.

Слова, обозначающие социальную структуру района:

магазин, витрина, продукция, покупатель,продуктовый, овощной, почта,почтовое  отделение, посылка, штамп, почтовый ящик, телеграмма, индекс,адресат, пиьмо, больница, авиационный завод,машиностроительный завод,  цех, типография, печатная продукщия, библиотека,читальный зал, абонемент, каталог, аптека,

парк, зоопарк, аллея, аттракцион, школа,ученик, класс, парта, урок,

перемена, кинотеатр, Дворец Культуры.

Слова, обозначающие трудового человека: рабочий,слесарь, сборщик, сварщик, токарь,инженер, продавец, кассир, фармацевт,учитель, врачь,хирург,педиатр, стоматолог, окулист, библиограф (библиотекарь),  почтальон,аптекарь, водитель,шофёр.

Слова, обозначающие действия: лечить, учить, сваривать, отправлять, продавать, пробивать,изобретать, доставлять,сверлить, точить,водить,возить, объявлять, печатать, набирать, корректировать, править, ремонтировать,покупать, наливать, рекомендовать.

Слова, обозначающие сотрудника детского сада: специалист, заведующий, завхоз, психолог, логопед, младший воспитатель, инструктор физического воспитания, музыкальный работник, хореограф,  повар, медицинский работник.

Слова, обозначающие статус ребёнка: воспитанник, дошкольник.                                                                                          6.

Слова, обозначающие эмоциональное  состояние: радость, хорошее настроение, обида, робость, дружба, дружелюбие.

Слова, способствующие углублению положительного отношения к детскому саду:заботливый, вежливый, добрый, внимательный,весёлый, интересный.

*Слова, обозначающие структуру дорог: перекрёсток, тротуар, проезжая часть, мостовая, площадь, проспект.

Слова, связанные с понятием «транспорт»: воздушный транспорт,самолёт, вертолёт, планер, дирижабль, водный транспорт, пароход,теплоход, лодка, ледокол, парусник, катер, яхта, наземный транспорт, автобус, легковая машина, грузовая машина, троллейбус, трамвай, такси, маршрутное такси, специальный транспорт, общественный транспорт, военный транспорт, фары, билет, светофор, сиденье, салон, пешеход,порт, аэропорт, остановка, станция, железодорожный транспорт, поезд, электричка, подземный транспорт, метро, платформа,пристань,кабина,поручни, подфарник,рычаг, газ, тормоз, педаль,зажигание.

Слова, связанные с понятием «дорожные знаки»: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, информационные, знаки сервиса,пешеходный переход наземный, подземный переход, надземный переход.                                           7.

Слова, обозначающие качества, признаки предметов:

автобусный, пассажирский, общественный, троллейбусный, трамвайный, речной,тёплый, резиновый, блестящий, быстрый,удобный, комфортный,мягкий, просторный, светлый, безопасный, электрический, металлический.

Слова, обозначающие трудящегося человека: водитель, шофёр,полицейский, ДПС, постовой, кондуктор, капитан, машенист, лётчик.

Слова, обозначающие действия: водить,входить, выходить, соблюдать, подъезжать, подплывать, тормозить, останавливать, обилечивать,объявлять, сигналить, предупреждать, управлять, открывать, лететь, регулировать, выезжать.

Слова, способствующие углублению положительного отношения к трудящемуся человеку: вежливый, аккуратный, старательный, внимательный, старательно.

                                                                                                    8.

  Тема:  «Я живу в России».

  • Москва- столица. « День  народного единства».
  • Их знает вся Россия.
  • Мы- россияне (Россия- многонациональная страна).

*Слова, обозначающие государственную символику: символ, флаг, герб, гимн, столица, президент.

Слова, связанные с понятием «достопримечательность» : Московский кремль, Спасская башня, Куранты, Красная площадь, Царь пушка, Александровский сад, Большой кремлёвский дворец,  Дом правительства, Государственная дума, Большой театр, Цветной бульвар,памятник Юрию Долгорукому, Триумфальная арка, Третьяковская галерея, Останкинская телебашня, Всероссийский выставочный центр.

Слова, связанные с понятием «День народного единства»: ополчение, единство, отечество, князь, купец, горожанин, герой, защитник, Минин, Пожарский, согласие, соратник, народное единство, примирение.                                                                  

                                                                                    11.

Слова, связанные с понятием «Родина»: Россия матушка, Отчизна, Отечество, гражданин, гражданство, Держава, россиянин.

*Слова, связанные с понятием «известные Россияне»: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ю. Гагарин,П.И. Чайковский, М.В. Ломоносов, И. Кулибин,  И.В. Мичурин, А.Суворов,М.И. Кутузов, К.Г.Жуков, Васнецов, Шишкин,  талант, герой, героизм.

Слова, обозначающие   трудящегося человека:  биолог, селекционер, учёный, писатель, поэт, художник, пейзаж, портрет,  натюрморт, композитор, опера, балет, лётчик испытатель, космонавт, военноначальник,   полководец.

Слова, обозначающие действия: изобретать, открывать, сочинять, перелёт, защищать, наблюдать, испытывать.

*Слова, связанные с понятием «природные зоны»: тундра, вечная мерзлота, ягель, овцебык, тайга, лиственница, кедр,средняя полоса, субтропики, пустыня,  полупустыня, саксаул, перекати-поле, дрофа, козодой, оазис, хвойный лес, плодородная почва, птичий базар, южный полюс, северный полюс, климат, чернозём, арктика.

Слова, обозначающие природные памятники и достопримечательности: Эльбрус, Алтай, гейзеры, горы, Курганская ледяная пещера, озеро Байкал, вулканы Камчатки.

Слова, обозначающие  «Золотое кольцо России»: Углич, Ярославль, Кострома, Ростов Великий, Переславль- Залесский,    12.

Юрьев- Польский, Суздаль, Владимир, Сергиев Посад, Москва,  древний, туристический, экскурсия, архитектура, старина, исторический.

Слова, обозначающие национальную принадлежность человека: национальность, гражданин, россиянин, чукча, татарин, мордвин, башкир,коми, чувашин,марийцы, русский, якут, тувинец, северные народы, южные народы.

Слова, связанные с понятием «республика»:Чувашия, Мордовия, Коми,Башкирия, Якутия,Чукотка,Татарстан,Марийская.

Слова, связанные с понятием «национальный костюм»: рубаха- косоворотка, лапти, кокошник, панёва, тулуп,малохай, пимы,чити,совик,малица, колаксын, «ягушка», «паница», кушак,

Слова, обозначающие действия: защищать, гордиться, дружить, величать,приезжать, управлять,уважать, оберегать,ценить.

Слова, способствующие углублению положительного отношения к своему государству(стране):любимая, терпимость, взаимопонимание, необъятная, родная, бескрайняя, многонациональная,единственная.

                                                                                                              13

 Тема: « Я и моя семья».

  • Я- человек (организм человека)
  • Узелки истории моей семьи. Родовое дерево. День пожилого человека.

*Слова, связанные с понятием  «я- человек»: отличие, сходство, характер, особенность, индивидуальность.

Слова, связанные с понятием «организм»: тело, части тела, скилет, лёгкие, кровеносная система, органы дыхания,здоровый образ жизни, витамины.

Слова, обозначающие качества, признаки: блондин, русый, темноволосый, брюнет, голубоглазый, кареглазый, высокий, низкорослый, молодой, пожилой, старше, моложе.

                                                                                9.

*Слова, связанные с понятием «семья»: родня, близкие люди, члены семьи,  семейный очаг, предки, потомки, «родовое дерево», традиция, реликвии, дядя, тётя, родной брат (сестра), двоюродная сестра (брат), родственники, домашний уют, братские чувства,ребёнок, бабушка,     дедушка,внук, внучка, большая семья,родимая матушка, родимый батюшка,пожилые люди, полная семья.

Слова, обозначающие действия: беречь, закаляться, заботится, уступать, ухаживать, любить, уважать, помогать,взаимопонимание.

Слова, способствующие углублению положительного отношения к семье: заботливый,любимый, единственный, взаимоуважение, ласковая, дружно, чуткость, помощь, золотые руки.

   

10.

             Тема: «Народная культура».

  • Русская горница.( Как жили и одевались в старину).
  • Народное декоративно- прикладное искусство.

*Слова, связанные с понятием быт: самовар,рушник, берестяной короб, коромысло, соха, плуг, ухват, прялка, туесок, веретено, ткацкий станок, люлька,утварь, скамья,лукошко,цеп,крынка, чугун, печька, шесток,

Слова, связанные с древней архитектурой: горница, изба, палаты, сруб, двор, кладовая, амбар, погреб, «конёк», полати, баня, полок, подворье, сени, красный угол, «наличник», ставни, овин,клеть,тын.

Слова, связанные с понятием «национальный костюм»: косоворотка,лапти, косоклинный сарафан, кушак, «сорока», домотканая одежда, понёва, кокошник, онучи, порты, кафтан, малахай, колпак,лён, лыко, шерсть, пряжа, «мономах», сермяга,верхница, зипун,кожух,передник, душегрея, рукавицы,чуни,кеньги,валенки,мурмолка,картуз,повой, кичка,горлатная шапка.

Слова, связанные с русской кухней: калач, каравай, коврига, студень, каши,кисель, кутья, щи,квас, взвары, окрошка.                                                                                   14.

Слова, обозначающие трудящегося человека: пахарь,пастух, земледелец,бортник, охотник, купец, плотник, кузнец, печник, пряха,гончар, ткачиха, мастерица, мастер.

Слова, связанные с устным и музыкальным народным творчеством: сказка, быль, былина, потешка, загадка, колыбельная, присказка, сказитель, гусли, рожок, хоровод, плясовая, свистулька, трещётка.

Слова, связанные с народными праздниками: русские народные традиции, обычай, Масленица,Рождество, Коляда, колядки, заигрыши, вечёрки, посиделки, фольклор.

Слова, обозначающие действия: пахать, сеять, ткать, прясть, ковать, вязать, молотить, строгать,плести,пасти,раздувать горн,лепить.

*Слова, связанные с народным декоративно- прикладным искусством: Дымковская игрушка,Филимоновская игрушка, керамика, Вятка,Гжель, фарфор, резьба по дереву,береста, Хохлома,Городецкая роспись,Федоскино,Палех,лаковая миниатюра,финифть,Жостово, купавка, завиток, бутон, пион,травка, трёхлистник,

                                                                                             15.

костяное кружево,кружевоплетение, Вологодское кружево,матрёшка, Полхов Майдан, Семёновская матрёшка, загорская матрёшка, болтала, Валдай,золотошвейное мастерство.

                                                                                                16.

                                                                                     

          Тема: «День защитника отечества».

  • Богатыри земли русской.
  • Российская армия (военные профессии, рода войск).

*Слова, связанные с понятием «богатыри»: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор-богатырь,Микула Селянинович, Вольга Всеславьевич,былина,дружина, сказитель,ратник.

Слова, обозначающие снаряжения: шлем, кольчуга, копьё, лук, ладья,щит, седло, уздечка, металлический панцирь, мечь, булава, колчан, стрела.

Слова, обозначающие качества: сильные, могучие, отважные, преданные, справедливые, дружные, правдивые,верные.

*Слова, связанные с понятием «военные профессии»: танкист, десантник, моряк, подводник, пограничник, артиллерист, пулемётчик, лётчик, наводчик,связист, разведчик, сапёр, ракетчик,радист.

                                                                                                              17.

Слова, обозначающие рода войск:

Сухопутные войска: танковые,мотострелковые, войска связи, разведывательные, инженерные, зенитно- ракетные, ПВО, радиотехнические.

Военно морской флот: подводные силы, надводные силы, технический флот, береговые войска, поисково-спасательная служба.

Военно воздушные силы: авиация ПВО, истребительная, штурмовая, бомбардировочная, специальная, разведывательная.

Слова, обозначающие военную форму: берци, фуражка, китель, бескозырка, тельняшка,маскировочный костюм, кокарда, планшет, полевая сумка, бронежилет, кобура.

Слова, обозначающие военную технику: танк, БТР, ракетная установка, радар, истребитель,авианосец, зенитное орудие.

Слова, обозначающие звания: рядовой, юнга,матрос, капитан, командующий, маршал, офицер, полковник.

Слова, обозначающие действия: защищать, оборонять, спасать,обнаруживать, наводить,обезоруживать, обезвреживать,разведывать,оберегать.

Слова, способствующие углублению положительного отношения к армии: защитник отечества, мужественный, отважный, благородный, верный,стойкий,преданный.

                                                                                              18.

   Тема: «День победы».

*Слова , связанные с понятием «война»:

фашисты,враг, оккупанты, Брестская крепость, вероломное нападение, сын полка, диверсант, партизан, окоп,землянка, Отечественная война, полевой госпиталь, санчасть, снайпер,блокада, «Катюша»,бомбёшка,разруха,фронт, тыл.

Слова, связанные с понятием «День победы»: Рейхстаг, капитуляция, ветеран, Георгиевская лента, орден, медаль, вечный огонь, скорбь, обелиск, мемориал,Мамаев курган, город герой,воинская слава, подвиг.

Слова,связанные с понятием «герой войны»:

Фронтовики, труженики тыла,Жуков, панфиловци, Панфилов,Матросов,Толалихин, народ-победитель.

Слова, связанные с понятием « герои Нижегородци»: бронепоезд «Козьма Минин», В.Н.Мочалов,Е.А. Никонов,К.И. Давыдов,Кошелев,Панин,Чугунов, Усилов,Фильченков.

Слова, способствующие углублению положительного отношения к подвигу народа в Отечественной войне:

 

непобедимый, бессмертный,  народ освободитель, сплочённый, миролюбивый.

                                                                                                 24.                                                Тема : «День космонавтики».

  • Планеты.
  • Освоение космоса.
  • Свойство магнита.

*Слова, связанные с понятием «планеты»: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, Нептун.

 

Слова, связанные с понятием «космос»: Вселенная, Млечный путь, чёрная дыра, кольца Сатурна, парад планет, созвездия, знак зодиака, светило, солнечная система,метеорит, комета, астероид, пояс астероидов.

 

*Слова, обозначающие трудящегося человека: космонавт, конструктор, изобретатель,  астроном.

Слова, связанные с понятием «известные люди»: Ю.Гагарин, В.В. Терешкова, С. Совицкая, А. Леонов,  

Э.Циолковский, С.П.Королёв, Е.П.Левитан,основоположник, первопроходец.

Слова, обозначающие действия: пристыковаться, управление полётом, исследовать, наблюдать, изучать, конструировать, запускать, стартовать.                           19.

Слова, связанные с понятием « технические достижения»:  космонавтика, космическая скорость, скафандр, спутник, искусственный спутник Земли, космическая станция, летательный аппарат, ракетно- космическая техника, космодром, ракетоноситель, обсерватория, телескоп,луноход, марсоход, спутниковое телевидение.

                                                                                       20.

 Тема: « Наши соседи».

*Слова, связанные с понятием «соседнее государство»:  Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия.

*Слова, связанные с понятием «столица»: Талин, Рига, Вильнюс,  Минск, Киев, Кишинёв, Тбилиси, Ереван, Баку, Астана, Ташкент, Душанбе, Бишкек.

*Слова, определяющие национальную принадлежность: эстонец, эстонка, латыш, латышка, литовский народ, белорус, белоруска, украинец, украинка, молдаванин,  молдаванка, грузинский народ,  армянин, армянка, азербайджанский народ, казах, казашка, узбек, узбечка,  таджик, таджичка, киргиз.

*Слова, связанные с понятием «национальный быт»: хата, юрта, глиняный дом, гуцул, аул, сакля, хутор, арба,  чепрак, камора, ярмо, гумно, рэзбой,  лэйчер,  цол, бурлуй, бухай, гридиль, кошма, точило, топир, пядь, дастархан, хивы, кишлак.

*Слова, связанные с понятием « национальная кухня»: брынза, пампушки, мамалыга, баурсаки, кленовый сок, харис, хашлама, логман, плов, шурпа, манты, цибрики, социви, лаваш, вареники.

                                                                                                  21.

* Слова, связанные с понятием «национальная культура»: цимбала, гопак, дрымбэ, дрыгайка, хорэ, кобзарь,чимпос, домра,кокле, дудук, лезгинка.

*Слова, связанные спонятием «национальные праздники»: Рождество, Святки,Иван Купала, Наурыз, Курбан- айт, Байга- скачки, Лиго,Вардавар, Барекендан,  Аветис,Амбарцум,Навруз, Рамазан- байрам.

*Слова, связанные с понятием «народные промыслы»: ковроткачество, ювелирное  мастерство, резьба по камню, лаковая роспись, золотое шитьё, чеканка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лозоплетение, керамика, берестяные изделия, деревообрабатывание (мебель, посуда).

*Слова, связанные с элементами национального костюма: кобеняк, летник, плахта,постолы, чумарка, андарак, магерка, свита, сумочка шабета,сермяга, безрукавка, скидачка, понева, байка, плис, минтянаш, сукмэнел, суман, кожочел, кика, гердан, кушма, койлек, домбал, жейде, саукеле, косетек,лиф, наматс, обмотки, полики, постолы, ратене, снатене,шапик, архалух, шалвар,суташ, кисет, халав, похан, елак, вартик, трех, бачкон, кюрк, лечак, чихти, арахчи, паранджа, румча,нимча, куйлак, бельбог, папаха, чалма, тиля-кош.

                                                                                                          22.

*Слова, способствующие углублению положительного отношения к людям разных национальностей: суверенитет, содружество, терпимость, взаимовыручка, взаимоуважение, доброжелательность, гостиприимство,  многонациональность, мирное  сосуществование, партнёрство,  мировоззрение, добрососедские  отношения.                                                                                      23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе.

В статье представлен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, охватывающий все сферы деятельности: и НОД, самостоятельную, работу с родителями. А также развиваю...

Развлечение по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе

Это развлечение, изменив и добавив свой региональный компонент, можно использовать в любом саду....

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Программное содержание:1. Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.2. Закрепить и обобщить знания детей о госуда...

Сценарий образовательная деятельность с элементами ЭОР по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе Викторина: «Мы – Россияне»

Сценарий образовательная деятельность с элементами ЭОР по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группеВикторина: «Мы – Россияне»...

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Программное содержание:1. Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.2. Закрепить и обобщить знания детей о госуда...

Выступление из опыта работы по теме: «Гражданско – патриотическое воспитание в процессе музыкально-творческой деятельности при взаимодействии с родителями»

поставила  цель:Сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно – этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошколь...

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группеТема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»...