методическая разработка "Блокада"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Орехова Ирина Григорьевна

27 января - день снятия блокады Ленинграда.Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 общеразвивающего вида

Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка

непосредственной образовательной деятельности

для старшего дошкольного возраста                        

«900 дней мужества»

(с использованием современных образовательных технологий: игровых, информационно-компьютерных, здоровьесберегающих)

Составитель:

Ирина Григорьевна Орехова

воспитатель                                          1 квалификационной категории

г. Санкт-Петербург

2016г.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

                                                Актуальность.

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.

Цель: создание условий для развития духовно-нравственных ценностей детей через знакомство с героической историей Ленинграда в годы блокады.

Задачи:

Образовательные

  • Систематизировать знания о ВОВ
  • Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
  • Расширять и активизировать словарь (штурм, снабжение, блокада, паника, бомбоубежище, метроном, прорыв, разгром врага, мемориал, жертвы, минута молчания, ветераны).
  • Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ.
  • Закреплять навыки конструирования по замыслу.
  • Формировать навык командных игр.

Развивающие

  • Развивать логическое мышление
  • Реализовывать самостоятельную творческую деятельность
  • Развивать познавательную  активность
  • Пробуждать нравственные качества личности
  • Способствовать развитию памяти, логического мышления
  • Развивать у детей навыки творческого рассказывания
  • Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале
  •  Развивать устную речь,  активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал.

Воспитательные

  • Вызвать желание изучать историю страны, воспитывать бережное и уважительное отношение к ветеранам и своему городу.
  • Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам.
  • Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
  • Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.

Образовательная область - познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: 

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие физическое развитие.

Предварительная работа:

  • Беседа о начале  ВОВ.
  • Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда.
  • Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города.
  • Рассматривание фотоальбома «Город – герой», картин о войне.
  • Оформление выставки и книги памяти о блокаде совместно родители - дети.
  • Разучивание отрывков стихов О. Берггольц: «В войну солдаты город защищали…», «На Невском проспекте…», «Наш город назывался Ленинградом…», «Блокадный город, голод, вой пурги…», «Казалось, что конец земли…», «О, Родина любимая, ты слышишь?...», «Есть в городе нашем мемориал…».
  • Чтение отрывков из книги «За оборону Ленинграда» М. Лободин
  • Прослушивание  песен: А.В.Александров «Священная война»;  «Песня о ленинградских мальчишках»; «Петербург боевой»;  «Ладога».
  • Изготовление гвоздик из бумаги,  как символа памяти жертвам  блокады,
  • Организация фотовыставки «До и после».

Используемые технологии:

  • игровые технологии,
  • технология личностного ориентирования
  • ИКТ технологии
  • технология музыкального воздействия
  • здоровьесберегающие технологии

Виды детской деятельности: общение с взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие музыки, стихов.

Материалы  и оборудование:

Презентации «Блокадный Ленинград», строительный конструктор «Город»; книги и иллюстрации по теме; разрезные картинки-открытки с изображением основных достопримечательностей нашего города; запись воздушной сирены; запись метронома; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.

Предполагаемый результат.

Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.

Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.

Повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве.

Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.

Пополнение методической “копилки” тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

                                 Ход деятельности:

Слайд №1(Санкт- Петербург )

Воспитатель: 

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте юные петербуржцы!

Почему я к вам так обратилась?

( мы живем в Санкт- Петербурге)

Посмотрите, какой у нас прекрасный город!

Воспитатель читает стихи о Санкт – Петербурге.

Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве, -

И нет прекрасней его на земле!

Воспитатель: 

Кто знает, как раньше назывался наш город?

(Ленинград)

А его жители?

(ленинградцами)

Верно, с тех пор как Ленинград стал Петербургом, многое изменилось.

Предлагаю посмотреть, каким был Ленинград  очень давно, еще до ВОВ.

Слайд №2 (Довоенный Ленинград)

Воспитатель: 

Город красив был и тогда, и сейчас. Каких людей вы видите на фотографиях?

(радостных, счастливых)

До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.

Но было время, когда бы вы не узнали этот город, не увидели бы счастливых людей.

Сегодня я хочу вам рассказать о подвиге нашего города во  время войны. Память об этих страшных днях сохранилась до сих пор.

Слайд №3 (Памятники блокады)

(памятники)

Воспитатель: 

Для чего люди возводят памятники?

(чтобы помнить события и людей)

Памятников много в Петербурге, но эти особенные.

Кто знает, чему они посвящены ?

(Блокаде Ленинграда)

Воспитатель: 

О чем же сегодня пойдет разговор?

( о войне, блокаде)

Воспитатель: 

Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием. Хотя вы ещё маленькие, но по рассказам взрослых, по фильмам знаете о страшной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве.

Слайд №4(музыкальное сопровождение, фото войны)

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Враг не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой.

Воспитатель: 

Как вы думаете, что означает слово блокада?

(ответы детей)

Воспитатель:  (читает понятный детям термин из словаря, разъясняет)

Слайд №5 (Блокадный Ленинград)

Воспитатель: 

Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Слайд №6 (карта Блокады Ленинграда)

Рассматривание карты Блокады Ленинграда.

Воспитатель: Посмотрите, на что это похоже?

 (Круг, кольцо.)

Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй.

Воспитатель: 

Город постоянно бомбили, многие дома были разрушены.

Посмотрите, он выглядел примерно, так:

(дети рассматривают элементы напольного конструктора, изображающие разрушенные дома)

Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города.

Воспитатель: 

Вот и тогда все встали на защиту города.

Слайд №6 (Блокадный Ленинград)

Воспитатель: Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…Голод!

 Вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.

Слайд№7 (блокадный хлеб)

Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.

Слайд №8 (люди на Неве)

Воспитатель: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Слайд №9 (блокадное окно)

Умирали взрослые и дети.

Воспитатель: До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой.

Слайд №9 (дневник)

В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала о тех страшных днях.

Она потеряла всю семью и осталась одна.

Воспитатель:

Но люди боролись за свой город,  работали все, даже дети

Слайд №10 (дети войны)

Воспитатель:

А по ночам им снились сны о мирном времени.

Физкультминутка

В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза.)

В январском снегу (Разводят руки в стороны.)

Стоит Ленинград (Руки над головой в виде крыши.)

На морском берегу (Плавные движения руками-волны.)

С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо.)

Строг и красив (Повторить.)

Как будто вплывает (Движения руками «плывут».)

В широкий залив (Повтор.)

В блокадные дни шагают на месте

Под обстрелом в снегу (Повторить.)

Не сдался, не сдался (Повороты головы.)

Наш город врагу (Повтор.)

Воспитатель: 

Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома, демонстрируется). Он напоминал звук биения сердца.

Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее.

Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро.

Слайд  (Ладога)

По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед. Люди пытались даже пешком идти по тонкому льду.

Предлагаю попробовать и поиграть в игру

 «Перейди на другой берег» ( дети делятся на 2 команды «шофёры» и «раненые»,  строятся друг напротив друга, на расстоянии. Между ними лежат «льдинки», одна команда прыгает с льдинки на льдинку, переправляясь на другой берег, берёт одного «раненого» и бегом возвращаются обратно. Затем ребята меняются ролями.

Воспитатель: 

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Воспитатель:   Блокада Ленинграда длилась 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

Слайд № 11 (прорыв блокады)

В честь этой победы был дан артиллерийский салют. Многие здания в освобождённом здании были разрушены, как наш конструктор.

 Давайте попробуем их восстановить, построим дома для города.

Конструирование  по замыслу «Город»

Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.

В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо».  Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.

Слайд №12 (памятники блокады)

Воспитатель: На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

В честь обороны города создан Зелёный пояс Славы. Один из памятников Зелёного пояса Славы – «Цветок жизни». Он посвящён детям блокадного города, которые жили и боролись за город  вместе со взрослыми.

Воспитатель: 

В память о погибших люди объявляют минуту молчания.

Предлагаю почтить и нам минутой молчания всех героев.

(минута молчания под метроном)

За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой!

Вот и подошла к концу наша сегодняшняя беседа.

Рефлексия.

Детям задаются вопросы:

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Где проходила Дорога жизни?

3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

4. О каких мемориалах вы узнали?

5. Что вам запомнилось из моего рассказа?

Слайд №13 ( мирный город)

Воспитатель

«Под мирным небом»

Мы дети свободной и мирной страны.

Народ наш великий – не хочет войны.

Нам в жизни открыты – любые пути.

Под небом спокойным, хотим мы расти. Вам предлагаю о всем том, что вы узнали нарисовать рисунки, и мы организуем выставку, которую назовем «Мы чтим и помним!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...