Формирование сенсорной культуры дошкольников в дидактических играх
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Просвирова Нина Алексеевна

Актуальность проблемы воспитания сенсорной культуры в современной практикедошкольного образования неоспорима. Она определяется значимостью сенсорногоразвития для интеллектуального, физического, эстетического воспитания ребенка-дошкольника.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, и в школе, и для многих видов трудовой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vosp.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование сенсорной культуры дошкольников

в дидактических играх

Воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего в игре.

А. С. Макаренко

Крик новорожденного — первая его реакция на земной мир, первое непосредственное чувствование этого мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Актуальность проблемы воспитания сенсорной культуры в современной практикедошкольного образования неоспорима. Она определяется значимостью сенсорногоразвития для интеллектуального, физического, эстетического воспитания ребенка-дошкольника.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, и в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другиеформы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольнойпедагогики и психологии, такие как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева; А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. М. Щелованов и другие.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Проблема состоит в том, что несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Цель моей работы имеет две составляющие: исследовательскую и практическую:

1) Исследовательская состоит в поиске эффективных условий использования дидактическихигр в процессе воспитания сенсорной культуры дошкольников;

2) Практическая заключается в формировании адекватного и целостного восприятия мира детьми дошкольного возраста на основе использования дидактических игр в процессе воспитания сенсорной культуры дошкольников.

Для достижения исследовательской цели мной были определены три задачи:

1) изучение возрастных особенностей восприятия дошкольников;

2) определение правильной последовательности в планировании работы;

3) изучение динамики уровня сенсорного развития детей.

Чтобы достичь практической цели, я выделила тоже три задачи:

1) создание банка дидактических игр и упражнений, дифференцированных для разных возрастных групп;

2) создание материальных условий для сенсорного развития дошкольников;

3) обучение дошкольников точному и полному восприятию предметов, их свойств, отношений.

В процессе работы мной была сформулирована гипотеза исследования:

Мы предположили, что решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:

• создание в группе расширенного сенсорного центра с различными дидактическими и игровыми пособиями;

• раннее начало обучения дошкольников;

• включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.

Сенсорное воспитание взаимосвязано со всеми видами деятельности дошкольников.

Особо важным является вопрос о связи системы игр и упражнений с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Программой предусмотрено знакомство с сенсорными эталонами на занятиях и по математическому развитию.

Частично эти задачи могут быть решены и при познавательно-речевом, музыкальном и физическом воспитании и развитии дошкольников.

В зависимости от уровня сенсорного развития детей и от содержания обучения и воспитания на занятиях определяю, прежде всего, какие конкретные задачи требуется решить вдидактических играх и с помощью каких игр это можно сделать наиболее эффективно. При этом придерживаюсь гармоничного сочетания в игре дидактических и сенсорных задач с игровыми.

Одним из средств развития сенсорного восприятия дошкольников является дидактическая игра.

Дидактические игры и упражнения, которые я предлагаю детям, составляют систему, и мне удалось выдержать один из основных принципов обучения от простого к сложному.

Для знакомства детей с сенсорными эталонами использую два основных метода: обследование и сравнение.

Общая схема обследования предполагает:

восприятие целостного облика предмета, выделение его главных частей и определение их свойств (форма, цвет, величина,

определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа,

выделение мелких деталей и их величины, соотношения, расположения,

повторное, уже целостное восприятие предмета.

Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложения предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов.

Дидактические игры и упражнения провожу систематично и по принципу возрастающей сложности. Подбирая их, опираюсь на разработки Л. А. Венгера. Эта система имеет определенные этапы.

I этап предэталонный, его реализация проходит на 3-ем году жизни ребенка. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства. Вначале учу детей воспринимать отдельные предметы разными анализаторами, чтобы они могли посмотреть, потрогать, обследовать рукой, установить простейшие связи между двумя или несколькими предметами. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик, т. е. при восприятии одного предмета другой используется, как образец.

II этап эталонный. По мере накопления сенсорного опыта детей, готовлю их к восприятию предметов прямоугольной, квадратной формы, знакомлю с основными цветами солнечного спектра как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр, таких как«Гаражи»«Спрячь мышку»«Подари петушку перышко» и др. Представление о величинеформирую с помощью игр на соотнесение предметов контрастных по размерам. Например, игры «Матрешки»«Пирамидки» и др. В целях дальнейшей ориентировки детей в окружающих предметах провожу более сложные игры «Чудесный мешочек»«Угадай, что изменилось»,«Домино предметов»«Геометрическое лото»«Рамки и вкладыши Монтессори»,«Дострой радугу». На данном этапе дети учатся проталкивать предметы разной формы в соответствующие отверстия.

III этап. Уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Дети различают и называют цвета спектра и их оттенки. На этом этапе знакомлю детей с вариантами геометрических форм, различающихся по соотношению сторон. В целях сенсорноговоспитания у старших дошкольников широко использую блоки Дьенеша, игры «Чудо-машина»и «Танграм», которые развивают у детей умение обобщать, группировать предметы по общим свойствам, сопоставлять их с соответствующими эталонами.

Формирование и совершенствование чувственных впечатлений у детей о предметах и вещах успешно осуществляю в целом ряде сюжетно-ролевых и дидактических игр, таких как«Магазин игрушек»«Овощной магазин»«Соберем овощи». В этом возрасте детям становятся доступными словесные игры и игры с элементами соревнования«Чья команда лучше знает цвет»«Наоборот»«Какой предмет загадали»«Кто быстрее»«Кто больше».

Знакомлю детей с оттенками по цветовому тону, учу высветлять цвета и составлять ряд по светлоте («Волшебные краски»«Разноцветная вода»«Пирамидка»).

Во время игры «Волшебные краски» дети опытным путем учатся смешивать краски. Таким образом воспитание сенсорной культуры старших дошкольников приобретает характер экспериментирования.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дидактическая игра является оптимальной формой педагогического воздействия на развитие сенсорных способностей у дошкольников. Она способствует не только развитию умения оперировать полученными знаниями, но и умения использовать их при решении новых для детей проблем, переходу от наглядного к абстрактному мышлению.

Работа, начатая с детьми ясельного возраста и продолжавшаяся поэтапно в течение четырех лет, дала свои результаты. Мои воспитанники не только научились определять все отличительные качества и свойства предметов, но и находить им словесное выражение. Эти дети стали отличаться более высоким уровнем воображения, внимания, музыкального слуха, пластичности и точности движений.

Диагностика развития сенсорных способностей показала, что по разделам цвет, форма, величина качество сенсорных способностей к старшему возрасту значительно выросло.

Из этого следует, что сенсорное воспитание одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Это еще раз подтверждает актуальность обращения к данной теме. Ведь ни один воспитатель в своей работе не может обойти эту проблему. Поскольку без сенсорного восприятия нет человека и без сенсорного развития нет детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

1. Звуковая культура речи.2. Значение дидактической игры3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры4. Упражнения для развития дыхания5. Этапы по развитию звуковой культуры...

Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и восприят...

Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры

Экологическое воспитание это процесс ознакомление ребенка с природой. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания. играя дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для воспитателей на тему: «Формирование сенсорного развитие детей через дидактические игры»

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывает...