Конспект занятия. Народно-сценический танец. Элементарные ходы и проходки. 3 год обучения Возраст 9-10 лет
план-конспект на тему

Плотникова Оксана Леонидовна

Тема учебного занятия: Народно – сценический танец. Элементарные ходы и проходки.

Тип занятия: комбинированное

Форма проведения: групповое занятие.

Цель занятия:  прививать воспитанникам любовь к русскому танцу. Отработать технику исполнения элементарных ходов и проходок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Конспект занятия. Народно-сценический танец.           Элементарные ходы и проходки.

                                                  3 год обучения

                                                      Возраст 9-10 лет

 

 

 

 

педагог дополнительного образования

                                   

  Плотникова Оксана Леонидовна    

                                  

Тема учебного занятия: Народно – сценический танец. Элементарные ходы и проходки.

Тип занятия: комбинированное

Форма проведения: групповое занятие.

Цель занятия:  прививать воспитанникам любовь к русскому танцу. Отработать технику исполнения элементарных ходов и проходок.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях;

- развитие осмысленного исполнения движений;

- планомерное раскрытие творческих способностей обучающихся.

Развивающие:

- развитие координаций, ловкости, выносливости, силы постановки дыхания;

- развитие музыкально - пластической выразительности;

- активизация специфических видов памяти: моторной, слуховой и образной.

Воспитательные:

- воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по отношению к своему и к чужому труду;

- помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально - ценностного отношения к искусству;

- привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;

- приобщение обучающихся к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Методы и педагогические технологии обучения:

- наглядный (практический показ педагога), прослушивание музыки 2/4, ¾, 4/4 и так далее, прослушивание аудиозаписей и видео материалов, наблюдение;

- словесный (объяснение, беседа, анализ музыкального произведения), обязательный повтор вслух терминологии названия движения;

- практический – тренировочная работа осуществляется освоением основных навыков и умения;

- деятельность обучающихся на занятие – практическая работа, творческое задание для самоконтроля, импровизационные игры.

Выбор методов обучения осуществляется с учетом возможностей обучающихся (в коллектив принимаются учащиеся с разными природными данными).

На занятии также используются дидактический материал и принципы дидактики:

- систематичность и последовательность в практическом овладении основами хореографического мастерства;

- опора на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

- движение от простого к сложному, постепенное усложнение материала.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированная технология с дифференцированным подходом;

- здоровье сберегающая технология;

- игровая технология.

Средства обучения:

- хореографический зал;

- зеркала в зале;

- музыкальный инструмент (пианино);

- музыкальный центр (ТСО).

 

ПЛАН занятия

Вводная часть (10 мин.)

- вход в танцевальный зал;

- поклон педагогу и концертмейстеру;

- обозначение темы и цели урока;

Подготовительная часть (15 мин.)

- Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

Основная часть (45 мин.)

- повторение и закрепление ранее пройденного материала (различные виды шагов и бега);

- объяснение нового материала

Заключительная часть (20 мин.)

- закрепление нового материала;

- поклон педагогу и концертмейстеру;

- выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.

 

КОНСПЕКТ занятия

Вводная часть

  • Вход обучающихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4.
  • Поклон педагогу и концертмейстеру.
  • Обозначение темы и цели урока.
  1. I. Подготовительная часть

Педагог: - Как вы думаете, когда появился танец? Танец зародился в быту, он отражал жизнь, раскрывая душу народа. Русский народный танец жил и развивался в крестьянской среде. Через движения мы можем передать все свои мысли и чувства.

- А как вы думаете, когда человеку хочется танцевать (ответы детей).

Педагог: - Я хочу узнать, какое у вас сейчас настроение?

Детям предлагается раздаточный материал «настроение» в виде кружочков трех цветов: красный цвет – отличное настроение, желтый – хорошее, зеленое – немного тревожное (вдруг что-то не получится).

Педагог: - Я рада, что у вас у всех хорошее настроение! Тема нашего занятия «Народно – сценический танец. Элементарные ходы и проходки». Цель: Повторить и закрепить, ранее пройденный материал. Отработать технику исполнения элементарного хода и проходок. Чтобы подготовить мышцы и организм к более сложным движениям следует начать с простого и выполнить разминку.

Подготовительные упражнения для разогрева мышц.

Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

1.Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных музыкальных раскладках:

  • повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;
  • наклоны и подъемы головы в положении «прямо», «направо», «налево»;
  • круговые движения головой по кругу и целому кругу;
  • поднимание и опускание плеч;
  • поочередное поднимание и опускание плеч.

2.Упражнение для развития плечевого сустава и рук в ускоренных  раскладках:

  • подъемы рук вперед на высоту 90*;
  • отведение рук назад;
  • подъемы рук вверх и опускание через стороны;
  • подъемы рук вверх – вперед и опускание вниз - вперед;
  • сгибание рук в локтях в направлении: вверх – в стороны и вниз – в стороны;
  • сгибание рук в локтях в направлении вверх – вперед и вниз - вперед;
  • сгибание кистей в подготовительном положении: в стороны, вперед, назад 4
  • сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх – в стороны – вниз, вперед – в стороны – назад;
  • сгибание кистей с руками, поднятыми верх: в стороны – вверх – в стороны, вперед – вверх – назад;
  • вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;
  • вращения кистями во II позиции;
  • вращения кистями с руками, поднятыми вверх.

3.Упражнения на развитие поясничного пояса:

  • перегибы корпуса назад;
  • повороты корпуса вокруг вертикальной оси;
  • круговые движения корпуса.

4.Упражнения на развитие мышц и подвижности сустав ног:

 

  • отведение ноги в сторону на носок с полуприседанием;
  • отведение ноги в сторону на каблук с полуприседанием;
  • отведение ноги вперед на носок с полуприседанием;
  • отведение ноги вперед на каблук с полуприседанием;
  • отведение ноги в сторону с чередование: позиция – носок – каблук – носок – позиция с полуприседанием;
  • отведение ноги вперед с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция с полуприседанием;
  • подъемы согнутой в колене ноги в сторону;
  • отведение ноги назад на носок с полуприседанием;
  • отведение ноги в сторону, вперед с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;
  • отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок ноги в сторону на каблук;- каблук – позиция;
  • отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – каблук, позиция с полуприседанием;
  • отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок- выпад – носок – позиция с полуприседанием;
  • прыжки на одной ноге ( не более 4-х раз);
  • прыжки на двух ногах с переменой позиции (напр. чередование VI и II позиции);
  • перескоки с ноги на ногу с отведение работающей ноги в сторону на носок;
  • перескоки с ноги на ногу с отведение работающей ноги в сторону на каблук;
  • подъемы на полупальцы опорной ноги с одновременным подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену опорной;
  • поочередные подскоки с подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену толчковой;
  • бег с подъемом согнутых в коленях ног вперед.
  1. II. Основная часть урока

Педагог: - Прежде чем мы приступим к изучению новой темы занятия нам необходимо вспомнить ранее пройденный материал. Дети выполняют комплекс хореографических упражнений, а педагог, по ходу выполнения упражнений, напоминает технику выполнения упражнения, контролирует правильность выполнения.

  1. Русский танец. Основные позиции ног, рук, корпуса, головы. Позиции ног выворотные (только для экзерсиса), свободные, прямые (параллельные), обратные (закрытые). Три позиции рук и положения рук: подготовительное, на талии, под грудью, на груди, на пояснице, на затылке. Платочек в русском танце. Положение рук в паре. Положение корпуса и головы. Подготовка к началу движения. Поклоны.

Обучающиеся выстраиваются в диагонали (справа и слева), для повторения и закрепления ранее пройденного материала (различные виды шагов и бега):

-танцевальный шаг с носка;

-шаг на полупальцах, на пятках;

- шаг на полупальцах «с точкой» рабочей ноги на середине опорной;

-шаг с высоким подниманием колена вперед, назад «цапля»;

-бег с «захлестом» с наклоном и притопами;

-бег «лошадки»;

-прыжки «сосулька», «мячик», через лужу;

-«ножницы» вперед и назад;

- галопы и подскок;

- простой русский шаг;

- Дробные выстукивания.

  • Удары полупальцами.
  • Удары каблуком
  • Двойные притопы

В данных упражнении применяется игровая технология. Обучающиеся исполняют движения, имеющие образное сходство с различными животными. Это развивает мышление обучающихся и увеличивает интерес к образовательной деятельности.

Под музыку в зал заходит девушка (воспитанница выпускница) в русском народном костюме.

Педагог: - Ой, посмотрите ребята, кто у нас в гостях, барыня – сударыня!

Барыня: - Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, чтобы рассказать о русском народном танце. Вы знаете, кем были придуманы русские танцы?! Правильно, самим народом, который исполнялся в своей собственной естественной среде и имеет для данной местности движения, ритмы, костюмы. А первым русским танцем считался хоровод, который исполнялся совместно с хороводной песней.

Педагог: - Спасибо, тебе Барыня – сударыня! Ты посмотришь, как танцуют наши ребята?

Барыня: - С большим удовольствием!

Педагог: - В русских народных танцах (хороводах, плясках, кадрилях) большое место занимают шаги, которые являются основой того или иного народного действа. Все они существенно отличаются. В шагах исполнителя заключен определенный замысел того или иного танца, его эмоциональный заряд, сохраняются национальные черты русского характера. Сегодня мы с вами познакомимся с ними.

  • Основной шаг – с продвижением назад.
  • Основной шаг с проскальзывающим притопом.
  • Шаг на ребро каблука с притопом – с продвижением вперед.
  • Шаг на ребро каблука с проскальзывающим ударом – с продвижением вперед.
  • Перекрещивающийся шаг с продвижением вперед.

По ходу выполнения шага педагог напоминает детям технику выполнения, контролирует правильность выполнения, положения стоп, считает ритм, при необходимости поправляет детей, предлагает повторить.

Педагог: - Барыня, скажи нам, тебе понравилось у нас на занятии?

Барыня: - Да, ребята мне очень понравилось, вы молодцы и в благодарность, я хотела бы с вами поиграть в мою любимою игру «Платочек», но прежде чем расскажу о том, какую огромную роль в русском танце во все времена играл платок. Он был важной деталью праздничного убранства девушки – ее костюма. Платок готовился заранее, как и праздничный костюм. Девушка с любовью и большим искусством вышивала его. Часто после большого праздника она дарила его своему возлюбленному. Платок не только подчеркивал яркость исполнения движения, он является символом, раскрывающим то или иное событие, происходящее в танце действа. Взмах платком в танце напоминает полет голубя, если девушка во время танца бросает платок на землю, то этим она как бы приглашает партнера на танец, смелый и находчивый кавалер, подняв его, включается в пляску с девушкой.

Игра «Платочек» дети по кругу под музыкальное сопровождение передают друг другу платочек, тот у кого оказался платок в момент, когда музыка остановилась исполняет танцевальные движения (импровизирует), а остальные повторяют.

III. Заключительная часть

Закрепление.

Дети еще раз вместе с педагогом возвращаются к основной теме занятия, и смотрят, все ли им удалось выполнить. Повторяют основные моменты. После дети оценивают свою работу на занятии.

Рефлексия (на станке, на нитках развешаны березовые листики из бумаги трех цветов)

Барыня:- Если вам сегодня было не очень интересно, задания были трудными, непонятными, настроение у вас плохое сорвите – красный листик.

- Если вам сегодня было интересно, но некоторые задания показались сложными и непонятными, настроение у вас хорошее то – желтый листик.

-Если вам сегодня было все интересно, легко и доступно, настроение у вас отличное – зеленый листик.

- А сегодня я говорю вам спасибо за занятие. Давайте, скажем, друг другу спасибо и попрощаемся (поклон).

В основе всего урока с учащимися положена здоровье сберегающая технология, а так же личностно – ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Ожидаемый результат:

- развитие координации;

- укрепление природных данных;

- приобретение первоначальных слуховых навыков и навыки движения под музыку.

Критерии результативности:

- техническое исполнение шагов;

- умение работать в коллективе (синхронность).

Форма подведения итогов:

- оценка работы детей;

- поощрение за успешную работу;

- установка на дальнейшую деятельность.

Анализ. Обучающиеся хорошо усвоили материал. С удовольствием выполняли элементарные шаги и проходки. Стремление воспитанников к тому, чтобы на каждом последующем занятии совершенствовалось техническое выполнение шагов народно-сценического танца.

                                           Литература

1.Бочкарева Н.И. «Русский народный танец: теория и методика» 2006г.

2.Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала» 2004г.

3.Климов А. «Основы русского народного танца». 1981 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в средней группе. Тема "Ходит сон по горе"

Ознакомление детей с колыбельными песнями....

КОНСПЕКТ О.Д по формированию элементарных гигиенических навыков у детей младшего возраста на тему: «Мыло и вода наши лучшие друзья».

Конспект данной образовательной деятельности полезен педагогам работающим с детьми младших групп. Дети закрепляют и прочитанное произведение К.И. Чуковского и формируют и закрепляют элементарные гигие...

Конспекты занятий. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в ДОУ. 2 младшая группа.

Конспекты занятий. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в ДОУ. 2 младшая группа....

Конспект занятия.Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Мишки на прогулке».

Конспект занятия. Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития.Тема: «Мишки на прогулке».Цель: Образовательная. Закреплять умение различа...

Конспект занятия "Как дети к Солнышку ходили"

Конспект занятия "Как дети к Солнышку ходили"...

Конспект занятия "Музыкальный жанр - Танец"

Конспект занятия и технологическая карта мероприятия НОД "Музыка" в подготовительной группе...

Конспект занятия «Круг » по формированию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности в возрасте 5-6 лет.

Приоритетное направление: Познавательное развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.Цель: формировани...