Конспект занятия. Народно-сценический танец. Элементарные ходы и проходки. 3 год обучения Возраст 9-10 лет
план-конспект на тему
Тема учебного занятия: Народно – сценический танец. Элементарные ходы и проходки.
Тип занятия: комбинированное
Форма проведения: групповое занятие.
Цель занятия: прививать воспитанникам любовь к русскому танцу. Отработать технику исполнения элементарных ходов и проходок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия. Народно-сценический танец. Элементарные ходы и проходки. | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия. Народно-сценический танец. Элементарные ходы и проходки.
3 год обучения
Возраст 9-10 лет
педагог дополнительного образования
Плотникова Оксана Леонидовна
Тема учебного занятия: Народно – сценический танец. Элементарные ходы и проходки.
Тип занятия: комбинированное
Форма проведения: групповое занятие.
Цель занятия: прививать воспитанникам любовь к русскому танцу. Отработать технику исполнения элементарных ходов и проходок.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях;
- развитие осмысленного исполнения движений;
- планомерное раскрытие творческих способностей обучающихся.
Развивающие:
- развитие координаций, ловкости, выносливости, силы постановки дыхания;
- развитие музыкально - пластической выразительности;
- активизация специфических видов памяти: моторной, слуховой и образной.
Воспитательные:
- воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по отношению к своему и к чужому труду;
- помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;
- приобщение обучающихся к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Методы и педагогические технологии обучения:
- наглядный (практический показ педагога), прослушивание музыки 2/4, ¾, 4/4 и так далее, прослушивание аудиозаписей и видео материалов, наблюдение;
- словесный (объяснение, беседа, анализ музыкального произведения), обязательный повтор вслух терминологии названия движения;
- практический – тренировочная работа осуществляется освоением основных навыков и умения;
- деятельность обучающихся на занятие – практическая работа, творческое задание для самоконтроля, импровизационные игры.
Выбор методов обучения осуществляется с учетом возможностей обучающихся (в коллектив принимаются учащиеся с разными природными данными).
На занятии также используются дидактический материал и принципы дидактики:
- систематичность и последовательность в практическом овладении основами хореографического мастерства;
- опора на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- движение от простого к сложному, постепенное усложнение материала.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированная технология с дифференцированным подходом;
- здоровье сберегающая технология;
- игровая технология.
Средства обучения:
- хореографический зал;
- зеркала в зале;
- музыкальный инструмент (пианино);
- музыкальный центр (ТСО).
ПЛАН занятия
Вводная часть (10 мин.)
- вход в танцевальный зал;
- поклон педагогу и концертмейстеру;
- обозначение темы и цели урока;
Подготовительная часть (15 мин.)
- Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.
Основная часть (45 мин.)
- повторение и закрепление ранее пройденного материала (различные виды шагов и бега);
- объяснение нового материала
Заключительная часть (20 мин.)
- закрепление нового материала;
- поклон педагогу и концертмейстеру;
- выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.
КОНСПЕКТ занятия
Вводная часть
- Вход обучающихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4.
- Поклон педагогу и концертмейстеру.
- Обозначение темы и цели урока.
- I. Подготовительная часть
Педагог: - Как вы думаете, когда появился танец? Танец зародился в быту, он отражал жизнь, раскрывая душу народа. Русский народный танец жил и развивался в крестьянской среде. Через движения мы можем передать все свои мысли и чувства.
- А как вы думаете, когда человеку хочется танцевать (ответы детей).
Педагог: - Я хочу узнать, какое у вас сейчас настроение?
Детям предлагается раздаточный материал «настроение» в виде кружочков трех цветов: красный цвет – отличное настроение, желтый – хорошее, зеленое – немного тревожное (вдруг что-то не получится).
Педагог: - Я рада, что у вас у всех хорошее настроение! Тема нашего занятия «Народно – сценический танец. Элементарные ходы и проходки». Цель: Повторить и закрепить, ранее пройденный материал. Отработать технику исполнения элементарного хода и проходок. Чтобы подготовить мышцы и организм к более сложным движениям следует начать с простого и выполнить разминку.
Подготовительные упражнения для разогрева мышц.
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.
1.Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных музыкальных раскладках:
- повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;
- наклоны и подъемы головы в положении «прямо», «направо», «налево»;
- круговые движения головой по кругу и целому кругу;
- поднимание и опускание плеч;
- поочередное поднимание и опускание плеч.
2.Упражнение для развития плечевого сустава и рук в ускоренных раскладках:
- подъемы рук вперед на высоту 90*;
- отведение рук назад;
- подъемы рук вверх и опускание через стороны;
- подъемы рук вверх – вперед и опускание вниз - вперед;
- сгибание рук в локтях в направлении: вверх – в стороны и вниз – в стороны;
- сгибание рук в локтях в направлении вверх – вперед и вниз - вперед;
- сгибание кистей в подготовительном положении: в стороны, вперед, назад 4
- сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх – в стороны – вниз, вперед – в стороны – назад;
- сгибание кистей с руками, поднятыми верх: в стороны – вверх – в стороны, вперед – вверх – назад;
- вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;
- вращения кистями во II позиции;
- вращения кистями с руками, поднятыми вверх.
3.Упражнения на развитие поясничного пояса:
- перегибы корпуса назад;
- повороты корпуса вокруг вертикальной оси;
- круговые движения корпуса.
4.Упражнения на развитие мышц и подвижности сустав ног:
- отведение ноги в сторону на носок с полуприседанием;
- отведение ноги в сторону на каблук с полуприседанием;
- отведение ноги вперед на носок с полуприседанием;
- отведение ноги вперед на каблук с полуприседанием;
- отведение ноги в сторону с чередование: позиция – носок – каблук – носок – позиция с полуприседанием;
- отведение ноги вперед с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция с полуприседанием;
- подъемы согнутой в колене ноги в сторону;
- отведение ноги назад на носок с полуприседанием;
- отведение ноги в сторону, вперед с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;
- отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок ноги в сторону на каблук;- каблук – позиция;
- отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – каблук, позиция с полуприседанием;
- отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок- выпад – носок – позиция с полуприседанием;
- прыжки на одной ноге ( не более 4-х раз);
- прыжки на двух ногах с переменой позиции (напр. чередование VI и II позиции);
- перескоки с ноги на ногу с отведение работающей ноги в сторону на носок;
- перескоки с ноги на ногу с отведение работающей ноги в сторону на каблук;
- подъемы на полупальцы опорной ноги с одновременным подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену опорной;
- поочередные подскоки с подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену толчковой;
- бег с подъемом согнутых в коленях ног вперед.
- II. Основная часть урока
Педагог: - Прежде чем мы приступим к изучению новой темы занятия нам необходимо вспомнить ранее пройденный материал. Дети выполняют комплекс хореографических упражнений, а педагог, по ходу выполнения упражнений, напоминает технику выполнения упражнения, контролирует правильность выполнения.
- Русский танец. Основные позиции ног, рук, корпуса, головы. Позиции ног выворотные (только для экзерсиса), свободные, прямые (параллельные), обратные (закрытые). Три позиции рук и положения рук: подготовительное, на талии, под грудью, на груди, на пояснице, на затылке. Платочек в русском танце. Положение рук в паре. Положение корпуса и головы. Подготовка к началу движения. Поклоны.
Обучающиеся выстраиваются в диагонали (справа и слева), для повторения и закрепления ранее пройденного материала (различные виды шагов и бега):
-танцевальный шаг с носка;
-шаг на полупальцах, на пятках;
- шаг на полупальцах «с точкой» рабочей ноги на середине опорной;
-шаг с высоким подниманием колена вперед, назад «цапля»;
-бег с «захлестом» с наклоном и притопами;
-бег «лошадки»;
-прыжки «сосулька», «мячик», через лужу;
-«ножницы» вперед и назад;
- галопы и подскок;
- простой русский шаг;
- Дробные выстукивания.
- Удары полупальцами.
- Удары каблуком
- Двойные притопы
В данных упражнении применяется игровая технология. Обучающиеся исполняют движения, имеющие образное сходство с различными животными. Это развивает мышление обучающихся и увеличивает интерес к образовательной деятельности.
Под музыку в зал заходит девушка (воспитанница выпускница) в русском народном костюме.
Педагог: - Ой, посмотрите ребята, кто у нас в гостях, барыня – сударыня!
Барыня: - Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, чтобы рассказать о русском народном танце. Вы знаете, кем были придуманы русские танцы?! Правильно, самим народом, который исполнялся в своей собственной естественной среде и имеет для данной местности движения, ритмы, костюмы. А первым русским танцем считался хоровод, который исполнялся совместно с хороводной песней.
Педагог: - Спасибо, тебе Барыня – сударыня! Ты посмотришь, как танцуют наши ребята?
Барыня: - С большим удовольствием!
Педагог: - В русских народных танцах (хороводах, плясках, кадрилях) большое место занимают шаги, которые являются основой того или иного народного действа. Все они существенно отличаются. В шагах исполнителя заключен определенный замысел того или иного танца, его эмоциональный заряд, сохраняются национальные черты русского характера. Сегодня мы с вами познакомимся с ними.
- Основной шаг – с продвижением назад.
- Основной шаг с проскальзывающим притопом.
- Шаг на ребро каблука с притопом – с продвижением вперед.
- Шаг на ребро каблука с проскальзывающим ударом – с продвижением вперед.
- Перекрещивающийся шаг с продвижением вперед.
По ходу выполнения шага педагог напоминает детям технику выполнения, контролирует правильность выполнения, положения стоп, считает ритм, при необходимости поправляет детей, предлагает повторить.
Педагог: - Барыня, скажи нам, тебе понравилось у нас на занятии?
Барыня: - Да, ребята мне очень понравилось, вы молодцы и в благодарность, я хотела бы с вами поиграть в мою любимою игру «Платочек», но прежде чем расскажу о том, какую огромную роль в русском танце во все времена играл платок. Он был важной деталью праздничного убранства девушки – ее костюма. Платок готовился заранее, как и праздничный костюм. Девушка с любовью и большим искусством вышивала его. Часто после большого праздника она дарила его своему возлюбленному. Платок не только подчеркивал яркость исполнения движения, он является символом, раскрывающим то или иное событие, происходящее в танце действа. Взмах платком в танце напоминает полет голубя, если девушка во время танца бросает платок на землю, то этим она как бы приглашает партнера на танец, смелый и находчивый кавалер, подняв его, включается в пляску с девушкой.
Игра «Платочек» дети по кругу под музыкальное сопровождение передают друг другу платочек, тот у кого оказался платок в момент, когда музыка остановилась исполняет танцевальные движения (импровизирует), а остальные повторяют.
III. Заключительная часть
Закрепление.
Дети еще раз вместе с педагогом возвращаются к основной теме занятия, и смотрят, все ли им удалось выполнить. Повторяют основные моменты. После дети оценивают свою работу на занятии.
Рефлексия (на станке, на нитках развешаны березовые листики из бумаги трех цветов)
Барыня:- Если вам сегодня было не очень интересно, задания были трудными, непонятными, настроение у вас плохое сорвите – красный листик.
- Если вам сегодня было интересно, но некоторые задания показались сложными и непонятными, настроение у вас хорошее то – желтый листик.
-Если вам сегодня было все интересно, легко и доступно, настроение у вас отличное – зеленый листик.
- А сегодня я говорю вам спасибо за занятие. Давайте, скажем, друг другу спасибо и попрощаемся (поклон).
В основе всего урока с учащимися положена здоровье сберегающая технология, а так же личностно – ориентированная технология с дифференцированным подходом.
Ожидаемый результат:
- развитие координации;
- укрепление природных данных;
- приобретение первоначальных слуховых навыков и навыки движения под музыку.
Критерии результативности:
- техническое исполнение шагов;
- умение работать в коллективе (синхронность).
Форма подведения итогов:
- оценка работы детей;
- поощрение за успешную работу;
- установка на дальнейшую деятельность.
Анализ. Обучающиеся хорошо усвоили материал. С удовольствием выполняли элементарные шаги и проходки. Стремление воспитанников к тому, чтобы на каждом последующем занятии совершенствовалось техническое выполнение шагов народно-сценического танца.
Литература
1.Бочкарева Н.И. «Русский народный танец: теория и методика» 2006г.
2.Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала» 2004г.
3.Климов А. «Основы русского народного танца». 1981 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в средней группе. Тема "Ходит сон по горе"
Ознакомление детей с колыбельными песнями....
КОНСПЕКТ О.Д по формированию элементарных гигиенических навыков у детей младшего возраста на тему: «Мыло и вода наши лучшие друзья».
Конспект данной образовательной деятельности полезен педагогам работающим с детьми младших групп. Дети закрепляют и прочитанное произведение К.И. Чуковского и формируют и закрепляют элементарные гигие...
Конспекты занятий. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в ДОУ. 2 младшая группа.
Конспекты занятий. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в ДОУ. 2 младшая группа....
Конспект занятия.Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Мишки на прогулке».
Конспект занятия. Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития.Тема: «Мишки на прогулке».Цель: Образовательная. Закреплять умение различа...
Конспект занятия "Как дети к Солнышку ходили"
Конспект занятия "Как дети к Солнышку ходили"...
Конспект занятия "Музыкальный жанр - Танец"
Конспект занятия и технологическая карта мероприятия НОД "Музыка" в подготовительной группе...
Конспект занятия «Круг » по формированию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности в возрасте 5-6 лет.
Приоритетное направление: Познавательное развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.Цель: формировани...
- Мне нравится (1)