Главные вкладки

    Консультации для воспитателей по организации и проведению экспериментов с дошкольниками.
    консультация на тему

    Белевцева Ольга Геннадьевна

    Структура детского экспериментирования.

     

    Последовательность детского экспериментирования.

     

    Примерная структура занятия  - экспериментирования

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультации для воспитателей по  организации и проведению экспериментов с дошкольниками.

    Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
    Задачи:

    • Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
    • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

    Структура детского экспериментирования.
    Как и любая деятельность,
    деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

    • Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
    • Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
    • Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
    • Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
    • Средства: язык, речь, поисковые действия
    • Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
    • Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
    • Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

    Последовательность детского экспериментирования.

    • Проблемная ситуация.
    • Целеполагание.
    • Выдвижение гипотез.
    • Проверка предположения.
    • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
    • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

    В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

    • Как я это делаю?
    • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
    • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

    Примерная структура занятия  - экспериментирования

    Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

    • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
    •  Уточнение плана исследования.
    • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
    • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
    • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

    Младший дошкольный возраст
    Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
    В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
    1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
    2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
    3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
    4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);
    Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
    1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
    2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
    3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
    4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
    5. Об эталоне "1 минута".
    6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

    В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

    Средний  дошкольный возраст

    Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
    1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
    2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
    3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
    I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
    1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
    2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

    3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
    4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
    5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
    6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
    В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

    В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

    Старший дошкольный возраст

    Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
    Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
    1)  активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
    2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").
    Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
    1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
    2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
    3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
    4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
    5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
    6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

    В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

    Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

    Консультация для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание Центров экспериментальной деятельности"

    Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова, в деятельности э...

    Консультации для воспитателей " Организация и проведение экспериментов с дошкольниками."

    Методическая помощь для организации и проведения экспериментов с дошкольниками...

    Консультация для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками"

    Цель:расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи:Расширять знания педагогов ...

    Консультация для воспитателя "Формы и методы работы с дошкольниками в соответствии ФГОС"

    Описание форм , методов и приемов работы воспитателей с детьми по ФГОС...

    Консультация для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"

    Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи: Расширять знани...