План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений «Путешествие на машине времени»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Спиридонова Вера Ивановна

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Тема: «Путешествие на машине времени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika_po_matem.spiridonova_2016.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной  школы имени полного кавалера ордена Славы А. И. Дырина п.г.т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области

План-конспект

непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

 по формированию элементарных математических представлений «Путешествие на машине времени»

                                           Выполнил:

                                            воспитатель

                                                                                СП «Детский сад» ГБОУ СОШ

                                                     п.г.т. Балашейка

                                                        Спиридонова В.И.

2016 г.

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Тема: «Путешествие на машине времени»

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое развитие, физическое.

Задачи:

Познавательное развитие: Дать детям представление о том, как люди научились считать, о старинных деньгах, об измерении длины в старину. Продолжать формировать умение составлять задачи, использовать знаки сложения, вычитания и сравнения, выделять множества; формировать навык измерения длины отрезков. Закреплять названия геометрических фигур и объёмных тел, закреплять умение пользоваться  схемами для создания постройки, развивать логическое мышление, закреплять знание денежных знаков.

 Речевое развитие: Активизировать словарь детей такими понятиями как: алтын, гривенник, грош; пядь, сажень, аршин.

Социально – коммуникативное развитие: формировать интерес к совместной деятельности; развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми. Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности.

Физическое развитие: Развивать двигательные умения, умение сочетать слово с движением; развивать зрительное и слуховое внимание.

Методы и приёмы:

Практические: выполнение заданий, работа по подгруппам, малоподвижная игра, сюрпризный момент.

Наглядные: показ слайдов на интерактивной доске.

Словесные: рассказ воспитателя о том, как люди научились считать; о старинных деньгах, об измерении длины в старину.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, машина времени, карточки на каждого ребенка, на которых нарисованы арбуз, яблоко, ель, огурец, трава, березовый лист, карточки с изображением геометрических фигур, на каждого ребёнка круги – имитация денег, линейки на каждого ребёнка, две схемы зданий, строительный материал.

        Формы организации совместной деятельности.

Деятельность детей

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Игровая ситуация «Полёт на машине времени».

Цель: мотивация детей к предстоящей деятельности

Игра «Архитекторы»

Цель: развивать конструктивные способности зданий. Закрепить с детьми создание коллективных построек, умение договариваться друг с другом.

Коммуникативная

Беседа: «Музей архитектуры».

Цель: закрепить знания детей об архитектуре. Закрепить умение детей анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер.

Познавательно-исследовательская деятельность

Показ слайдов и рассказ воспитателя на тему «Счёт в древние  времена», «Деньги в Древней Руси», «Измерения длины в старину», «Современный музей архитектуры»

Цель: дать детям понятие о том, как люди в древности учились считать; познакомить детей со старинными деньгами, дать знания об измерениях длины в старину, учить детей анализировать архитектурные сооружения.

Задание «Счёт на пальцах»

Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, закрепить количественный счёт, показывая результат на пальцах.

Задание «Раздели на множества»

Цель: закрепить с детьми деление на множества по определённым признакам.

Задание «Задачи на внимание»

Цель: продолжать учить детей решать логические дачи, развивать логическое мышление.

Задание «Реши денежную задачу»

Цель: закрепить понятие деньги, копейка, устанавливать соотношение между монетами и числами.

Задание «Измерение группы аршином и стол пядью»

Цель: закрепить представление об измерении длины аршином и пядью.

Задание «Измерь длину отрезка»

Цель: закрепить умение измерять длину отрезков с помощью линейки, полученный результат записывать в тетрадь.

Задание «Построй здание по схеме»

Цель: закрепить умение строить по схеме, совершенствовать умение детей читать схему.

Двигательная

Игра «Теребить нос».                   Цель: снять напряжение, удовлетворить потребность в движении.

              Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность      воспитанников

Ожидаемые

результаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Введение в игровую ситуацию.

- Дети, сегодня мы совершим необычное путешествие. На машине времени мы перенесёмся вглубь веков и узнаем, как люди учились считать в далеком прошлом. Но для того, чтобы наша машина времени заработала, нам нужно решить примеры и неравенства, которые на ней написаны.

(Воспитатель проверяет ответы).

 - Машина времени готова к полету. Садимся в кресла и пристегиваемся ремнями безопасности.

( Вокруг машины времени стоят стулья с имитационными ремнями безопасности).

(Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску).

 - Дети, посмотрите, машина времени перенесла нас в прошлое, когда жили наши далёкие предки. Давайте с ними познакомимся (воспитатель на интерактивной доске показывает слайды «Счёт в древние  времена»).

 -  Было это уже очень – очень давно. Люди уже многому научились: собирать ягоды и орехи, обрабатывать землю, разводить домашних животных. А вот при помощи чего люди считали, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:

«Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором». (Пальцы)

 - Правильно! Молодцы! Сначала древние люди считали на пальцах. Пальцы сыграли большую роль в истории счёта. Одна пятерня означала 5, две – 10, когда рук не хватало, в ход шли две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.Так люди начинали учиться считать. Со временем пальцы заменили палочками. Сколько палочек, такое число.  Ребята, а как называются цифры, похожие на палочки (римские).  

 - А сейчас мы будем с вами считать так же, как считали наши предки, с помощью пальцев. Я буду показывать вам карточки с изображением геометрических фигур, а вы на пальцах покажете их количество.

(Воспитатель приглашает детей сесть за столы).

 - У меня для вас есть задание. Посмотрите, какие интересные рисунки. Мы должны разделить их на множества (у каждого ребенка листок, на котором нарисованы арбуз, яблоко, ель, огурец, трава, березовый лист).

 Нужно красным карандашом обвести всё зелёное, а синим съедобное. Давайте посмотрим, что получилось. Какие рисунки обведены и синим, и красным карандашами.

(арбуз, яблоко, огурец.)

 - Эти предметы обладают двумя признаками. Какими?

(они зелёные и съедобные.)

 - Молодцы! А теперь я хочу предложить вам задачи на внимание.

  1. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.

2. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?                                                                                                                                                    

3. За забором гуляли курицы. Я вижу, что там шесть куриных ног. Сколько там куриц?    

        (звучит музыка).

 - А теперь закроем глаза и перенесемся в торговые ряды Древней Руси (В это время вносятся столы, оформленные в виде торговой лавки. На столах плетеные хлебницы с пирожками. Возле каждой хлебницы ценники - алтын, гривенник, грош).

 - Смотрите! Мы с вами попали во времена Древней Руси. Здесь нас встречают с пирогами. А около каждого вида пирогов цена:  пирожки с капустой – грош, с картошкой – алтын, с повидлом – гривенник. У вас есть такие деньги?

(ответы детей).

- Сегодня я вам расскажу о старинных деньгах? Смотрим на доску (воспитатель на интерактивной доске показывает слайды и рассказывает историю происхождения денег).

Воспитатель. Все вещи, которые видите на изображении, не случайны. Первые деньги – это ракушки, шкурки, соль, зерно. Со временем люди обратили внимание на драгоценные металлы: серебро и золото, из них стали изготавливать первые деньги. Первые монеты Руси  гривенник – это небольшой продолговатый слиток серебра. Со временем от слитка стали отрубать куски поменьше, так как слиток был неудобен в обращении. Отсюда (рубить) и пошло название рубль. Главной монетой на Руси была копейка – серебряная монета с изображением всадника с копьём. Грош – значит 2 копейки, алтын – 3 копейки, гривенник – 10 копеек.

- Ребята, а сейчас в наше время какие используются деньги?

(Копейки, рубли, купюры. На металлических монетах изображён двуглавый орёл. Это герб нашей страны.)  

- А теперь, я предлагаю вам сесть за столы и решить задачи. Монеты нам заменят вот эти круги, которые лежат на подносах. Один круг – одна копейка.

1 задача. Сколько надо заплатить за две булочки, если каждая стоит три копейки? (6 копеек)

2 задача. Мама дала сыну 1 копейку, потом добавила 2 и 4 копейки. Сколько всего копеек получил мальчик? (семь)

- Молодцы! Справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам поиграть в старую русскую  игру «Теребить нос».

Дети становятся друг против друга. Тут один начинает спрашивать, а другой отвечает ему: «Чей нос?» — «Савин».— «Где был?» — «Славил».— «Что выславил?» — «Копейку».— «Куда дел?» — «Пряник купил».— «С кем съел?» — «Один». При этом слове спрашивавший хватает за нос своего противника, подергивает во все стороны, приговаривая: «Не ешь один, не ешь один» (игра повторяется 2 раза со сменой ролей).

- Продолжим наше путешествие. Сейчас мы с вами посмотрим, как в старину люди измеряли расстояние. (Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску).                                                                                                                           С древности, мерой длины всегда был человек: насколько он протянет руку, сколько он сделает шагов. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: сажень, аршин, локоть, пядь.

Сажень - длина, на которую можно дотянуться рукой.

 «Локоть» - равнялся длине руки от пальцев до локтя

Пядь – старорусская единица измерения длины. Первоначально пядь (или малая пядь) равнялась расстоянию между концами вытянутых пальцев руки – большого и указательного.

Аршин – «ар» - земля, «шин» - шаг. Использовали в качестве меры длины, т.е. мерить землю шагами.

- Сейчас мы  с вами так же, как и наши предки измерим длину зала в аршинах, а длину и ширину стола – пядью (мальчики измеряют длину зала, а девочки длину и ширину стола.)                    

(Воспитатель обращает внимание детей на то, что измерения не точные).

 - Ребята, а при помощи чего мы измеряем длину?

(ответы детей).

- Дети, садитесь за столы. Перед вами листочки, на которых изображены отрезки. Я предлагаю вам измерить их линейкой и записать результат.

- Молодцы! Правильно. Дети нам пора возвращаться в наше время! Занимаем свои места в машине времени. Пристегиваем ремни и начинаем обратный отсчет.

(Воспитатель обращает внимание детей на доску).Дети, перед нами музей архитектуры. Посмотрите внимательно! В архитектуре используются математические знания, геометрические фигуры и тела. Какие объемные тела использованы при постройке данного сооружения?

(Ответы детей)

 - Молодцы! Правильно. А сейчас я предлагаю вам побывать в роли архитекторов и строителей. Для этого мы разделимся на две группы. Каждой группе я дам схему здания, которое вы должны построить из строительного материала.

(Воспитатель проверяет правильность выполнения работы).

Звучит сигнал.

 - Дети, это машина времени подает нам сигнал. Значит, мы что—то забыли (воспитатель проверяет и достает из машины времени пирожки).

- Ребята, посмотрите, наши предки передали нам гостинцы. Угощайтесь пирожками из далекого прошлого!

  - Наше путешествие подошло к концу. Вам оно понравилось? Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего?

Дети решают и записывают ответ.

Дети садятся на стулья и пристёгиваются ремнями.

Начинают отсчет: «Отправляемся в полет,

Начинается отсчет.

10, 9, 8,7, 6, 5, 4, 3, 2,1 –старт».

Дети смотрят слайды на интерактивной доске. Слушают рассказ воспитателя.

Дети отгадывают загадку.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети решают логические задачи, дают ответ.

Дети смотрят слайды на интерактивной доске. Слушают рассказ воспитателя.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети выполняют задание.

Дети играют в игру, выполняя движения в соответствии с текстом.

Дети смотрят слайды на интерактивной доске. Слушают рассказ воспитателя.

Дети выполняют задание в соответствии с оговорёнными ранее правилами.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети выполняют задание. Измеряют отрезки и записывают результаты.

Дети садятся на стулья и пристёгиваются ремнями.

Начинают отсчёт:

«Отправляемся в полет,

Начинается отсчет.

10, 9, 8,7, 6, 5, 4, 3, 2,1 –старт»

Дети смотрят слайды на интерактивной доске. Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети, согласно схеме, выполняют задание.

Дети отвечают на вопросы, анализируют свои действия.

Мотивация к предстоящей

деятельности

Закрепили умение решать примеры.

Закрепили обратный счёт в пределах 10.

Дети проявляют интерес к новому материалу.

Познакомились с информацией о том, как считали в древности.

Различают и правильно называют геометрические фигуры; знают  количественный счёт.

Дети производят деление на множества и  классификацию предметов по заданным признакам.

Развитие логического мышления, смекалки.

Познакомились со старинными  деньгами.

Дети закрепили знания о современных деньгах.

Дети умеют решать задачи.

Дети удовлетворили потребность в движении. Повысили эмоциональный настрой.

Дети получили знания об измерении длины в древности.

Закрепили практически полученные  знания.

Умеют измерять отрезки линейкой, записывая полученный результат в тетради.

Закрепили знания о геометрических фигурах и объёмных телах.

Умеют создавать коллективные постройки, договариваться друг с друг

Создан фон положительного удовлетворения от НОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КУКЛЯНДИЮ»

Образовательное мероприятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе направлено на решение следующих задач:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИСовершенствов...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений по теме: «Королевство математики».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по теме: "Королевство математики".Цель: создать условия для развития познавате...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений по ФГОС . « Математическое царство - государство»

Конспект НОДв подготовительной к школе группепо формированию элементарных математических представлений  по ФГОС .« Математическое царство - государство»...

Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе. Тема: "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП. Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешно выполнять ...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений

На занятии дети закрепляют знания по формированию элементарных математических представлений через использование компьютерных технологий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. по формированию элементарных математических представлений тема: «Путешествие в космос»

Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.Задачи:- Совершенствовать навыки счета до 10 и обратно.- Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное ...