Приобщение дошкольников к основам эстетической культуры, через знакомства с произведениями искусства.
статья (старшая группа) на тему

Малкова Наталья Андреевна

Приобщение детей к искусству – это одна из тех педагогических проблем, которые всегда являются современными и актуальными. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к основам  эстетической культуры, через знакомства с произведениями искусства

Малкова Наталья Андреевна

Муниципальное  автономное дошкольное

образовательное  учреждение «Детский сад № 77» ,

город Березники.

Приобщение детей к искусству – это одна из тех педагогических проблем, которые всегда являются современными и актуальными. Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающий мир, стимулирует развитие речи, воображения, мышления, памяти, внимания, обогащает художественную деятельность детей и побуждает к творчеству.
В программе детского сада важное место отведено эстетическому развитию детей, их знакомству с произведениями изобразительного искусства. Именно поэтому, на протяжении многих  лет приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие представлений детей о видах искусства, жанрах и  создателях.

Восприятие картины - это познание художественного образа, возникающего в голове зрителя, которое может приближаться к образу, созданному художником. На целостное восприятие художественного образа влияют умения детей воспринимать и оценивать действительность, понимать образ при помощи взрослых, фантазировать, рассказывать, объяснять увиденное. Художественное восприятие не дано от рождения оно проходит в своем развитии несколько уровней, начиная от элементарного сюжетной видимой стороны произведения до способности проникновения в скрытый замысел и художественно- выразительные особенности образов.

Создавая художественный фонд я совместно с родителями  – подбирала произведения изобразительного искусства,  которые для ребёнка наиболее эмоционально значимы: фотографии, иллюстрации, произведения графики, живописи (репродукции картин и картины), а так же мною создан банк видеопрезентаций «Знакомство дошкольников с изобразительным искусством». С целью последовательного ознакомления с произведениями живописи и иллюстраторами, содействия  расширения и уточнения представлений детей о жанрах живописи и их создателях мною были составлены  перспективные планы.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, которыми я непосредственно пользуюсь, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий. С целью приобщения дошкольников к изобразительному искусству использую разные формы совместной деятельности.  Знакомя детей с разными жанрами изобразительного искусства, устраиваю выставки репродукций картин и книг художников- иллюстраторов.  Развивая  эстетическое  восприятие, эмоциональную  отзывчивость  организую «вхождение в картину». Данный прием  содействует «отожествлению»  себя с автором – художником, тем самым вызывает восхищение  увиденным, волнение, отзывчивость, особую заинтересованность. Выставки  периодически обновляю  новыми произведениями, в соответствии  с перспективным планом.
Знакомство  с произведениями изобразительного искусства в непосредственно – образовательной деятельности  организую один раз  в месяц. При первом знакомстве с живописью я рассказываю о роли художника, который наделен способностью не только видеть красоту окружающего мира, но также располагает средствами поделиться своими впечатлениями с другими людьми. По мере знакомства с произведениями изобразительного искусства дети узнают об основных инструментах и материалах, которые использует художник в своей работе. Дети знакомятся с художественными материалами (художественный уголь, сепия, пастель) и с материалами, служащими основой для картины (бумага, картон, холст). Ознакомление с живописью невозможно без краткого экскурса в основные ее жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер. Детям полезно знать, что портрет подразумевает изображение людей, пейзаж – изображение ландшафтов, а натюрморт – разнообразной еды и вещей. Интерьер как жанр живописи подразумевает изображение человеческого жилья с предметами обстановки. 

Дети среднего возраста уже имеют некоторый опыт восприятия образов живой природы, им понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Учитывая сформированные у ребенка представления, я заостряю  внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт. Если я знакомлю детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый детям образ или несложная картина природы, то обязательно одновременно демонстрирую яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия. 

Для старшего дошкольника, также как и в предыдущих группах, важно раскрыть те произведения искусства, которые вызовут у него восторг и желание любоваться красотой. Его эстетическое отношение к окружающей действительности уже не так ограничены и примитивны, как прежде новые эстетические реакции очень существенны.  В отборе произведений  для старших дошкольников, учитываю принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. По колористическому решению отбираю картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте — яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разбеленные. Например картины В.Васнецова «Аленушка», И.Айвазовский «Девятый вал», И. Репин «Автопортрет». Особое значение имеет композиционное решение. Это могут быть произведения, в которых художественные образы расположены в круге, треугольнике, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д.  И тогда дети четко, безошибочно определяют тему, идею и замысел художника, для чего он создал данное произведение и какими средствами передал содержание.

В результате моей работы с применением разнообразных форм и методов  по ознакомлению и приобщения детей к изобразительному искусству, у детей формируется эстетический вкус,  способность воспринимать художественные произведения различного жанра, дети видят и понимают содержание картины, чувствуют, что хотел передать художник.

По моему мнению, задача взрослых направить  детей в бесконечный и прекрасный мир искусства. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. И чтобы дети смогли острее видеть и  глубже чувствовать, а их души наполнились восторгом и любовью к природе, искусству, взрослым необходимо передать  свое отношение к прекрасному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с народной игрушкой

В статье собран материал о разнообразии народной игрушки, историей возникновения и видах народной тряпичной куклы....

90 лет Югра Проект с детьми старшей группы «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края» 90 лет Югре

МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатели: Савина Е.И               Проект с детьми старшей гр...

Проект «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»

laquo;Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»...