90 лет Югра Проект с детьми старшей группы «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края» 90 лет Югре
проект (старшая группа)

Савина Елена Игорьевна

МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Воспитатели: Савина Е.И

               Проект с детьми старшей группы

 «Приобщение дошкольников к народной культуре  через знакомство с праздниками  и традициями родного края» 

Информационная карта проекта.

Вид проекта: 

коллективный, творческий,  долгосрочный (январь – февраль 2019 года)

Участники проекта:

  • Воспитанники средней группы
  • Родители воспитанников
  • Воспитатели группы

Актуальность.

       У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

      Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?

     Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных организаций в соответствии с современной образовательной политикой является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать.

      С чего начинается Родина для малыша?  А начинается она с уголка земли, где он родился, где прошли его первые годы жизни, с самой родной и нежно любимой женщины- с той, что подарила ему жизнь, с крыльца родного дома, с куста сирени под окном. Дошкольники могут почувствовать и навсегда сохранить, в своем сердце и памяти только для них по-своему понятный и неповторимый образ Родины.

        Поэтому нужно стараться, чтобы каждый ребенок усвоил, что нужно жить, сохраняя красоту родной природы, окружающего мира, чтобы каждый ребенок почувствовал взаимосвязь с этим большим миром, чтобы потом, став взрослым, жил созидая, а не разрушая. Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

       Федеральный     государственный     образовательный      стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение     национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.

       В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, его традиций не только у взрослых, но и детей. Воспитанию у дошкольников патриотических качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение к национальным традициям. Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Задача педагогов заключается в том, чтобы уберечь детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.

       Поэтому, выход из этой ситуации есть - в возрождении и приобщении дошкольников к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей развития   ребенка.

        Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.

 

Цель:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • познакомить детей и привлечь к активному участию в календарно-обрядовых праздниках;
  • узнать историю русской культуры и быта;
  • помочь детям воспринимать и использовать в активной речи русский фольклор;
  • научить соотносить увиденное в природе с народными приметами;
  • создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблемы в условиях ДОУ и семьи.

Методы работы над проектом:

  • Теоретический (беседы, консультации)
  • Наглядный (получение информации через слайдовые презентации, выставки)
  • Практический (участие в мероприятиях ДОУ)
  • Проведение занятий (игровые ситуации, путешествия)

 

Реализация проекта:

 Реализация проекта направлена на сохранение народных традиций,

способствующих формированию культуры ребенка, развитию творческой личности ребёнка, его коммуникативных навыков.

 

Подготовительный этап:

- подготовить в группе предметно-развивающую среду (разработка конспектов организованной  образовательной деятельности, бесед, наблюдений и т.д.);

- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на данную тематику.

 

Основной этап.

Реализация проекта: (таблица №1)

  • Обсуждение проблемы с педагогами.
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.
  • Составление плана реализации проекта.

 

Взаимодействие с семьей.

  • Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта.
  • Участие родителей в праздниках и мероприятиях ДОУ.
  • Проведения консультативных бесед.
  • Информация в родительских уголках.
  • Совместная работа родителей и детей по детскому творчеству.

Заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта.

 

  • Презентация проекта в рамках работы.
  • Представление и размещение итогов реализации проекта на сайте педагога.
  • Опубликование проекта на сайте педагогических работников.
  •  

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

● Заучивание потешек, прибауток, закличек.

● Использование пословиц, загадок, поговорок.

● Чтение художественной литературы.

● Использование русских народных песен и танцев.

● Проведение русских народных игр.

● Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

● Применение игрушек и изделий народных промыслов.

● Представление кукольного театра.

● Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

● Рассказ о народных обычаях и традициях.

● Рассматривание иллюстраций о русском быте.

● Беседы, вопросы, разъяснения

 

Формы образовательной работы с детьми

● Организованные занятия.

● Совместная деятельность.

● Праздники и развлечения.

● Наблюдения в быту и природе.

● Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

 

 

Адресная направленность

 

Опыт проектной деятельности на тему «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Заключение:

В результате проведенной работы предполагаю положительные тенденции в приобщении дошкольников к национальным традициям.

Дети с интересом проявляют творческую активность, эмоционально выразительно исполняют русские народные песни, с азартом играют в русские народные игры.  Дошкольники научились любить и ценить культуру и традиции своих предков при помощи различных видов фольклора. У них развиты коммуникативные качества, развивается творчески развитая личность ребенка.

С большой уверенностью можно сказать, что из наших детей вырастут настоящие продолжатели национальных традиций.

 

Таблица №1. Реализация проекта (основной этап)

 

 

Дни

недели

 

 

Мероприятия

 

 

 

Цели, задачи

 

Предварительная работа,

ППС

Результат

Первая неделя января

9-12 января 2019 года

 

 

Беседа «Святки»

 

 

 

Познакомить с р.н. колядками, рождественскими  песенками. Развивать познавательный интерес к истории.

Иллюстрации, сюжетные картинки, рассматривание журналов

Развивается познавательный интерес, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Дети имеют представление об истории праздника Рождество Христово, традициях и обычаях Колядок.

 

 

 

 

 

 

 

Организованная образовательная деятельность по рисованию  «Веселые матрешки».

Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

Наборы для творчества, сюжетные картинки, народная игрушка «Матрешка».

Расписывают матрешку красками. Развивают глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитываем интерес к народной культуре, эстетический вкус.

 

 

Вторая неделя января

15-19 января 2019 года

 

 

 

 

Чтение художественной литературы:

 

Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».

Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества  «сказка», учить  слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

Русские народные сказки, сюжетные картинки, иллюстрации.

Внимательно слушают художественные произведения, беседуют по теме сказки, понимают смысл прочитанного.

 

 

Третья неделя января

22-26 января 2019 года

 

 

 

 

 

Организованная  образовательная деятельность по развитию речи  «Русская изба!»                 

Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Дидактические игры:

 «Чей сувенир?».

Подвижные игры:

«Салки»,  «Гуси, гуси..», «Кошки мышки», «У медведя во бору».

Хороводные игры:

«Каравай», «Карусели».

Дети познакомились  с «русской избой», с предметами старинного русского быта;

продолжили знакомиться  с русскими народными играми, научились в них играть;

познакомились с  народными пословицами, поговорками.

 

 

Четвертая неделя января-первая неделя февраля

29 января-2 февраля 2019 года

 

 

 

Развлечение с детьми «Играют ребятки в зимние Святки»

привлечение детей к посильному участию в  коллективных и индивидуальных двигательных действиях; создание  у детей бодрого, радостного настроения.

 

Спортивный инвентарь, оборудование для хороводных игр, аудиозаписи песен, закличек, народные костюмы.

Познакомились с традициями и обычаями  празднования  русских народных праздников, их происхождением и назначением. Привили любовь к  русским народным праздникам.

 

 

 

Вторая неделя февраля

5-9 февраля 2019 года

 

 

 

 

 

Беседа: «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Чтение художественной литературы: Т. Лаврова «Широкая масленица».

Расширить знания о традиции празднования Масленицы; создавать атмосферу приобщения к традиционному народному празднику Масленица.

Игры: «Пятнашки», «Второй лишний», "Горелки", «Игра с Солнцем», игра-хоровод «Колпачок».

Т.Лаврова «Широкая Масленица».

Приобщили дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности

 

 

 

Третья неделя февраля

12-16 февраля 2019 года

 

 

 

 

Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»

 

Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей.

 

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений  о Масленице, разучивание стихов.

Консультация для родителей: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Вовлекли детей принять участие в празднике.

Создали атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия.

 

 

Четвертая неделя февраля

19-22 февраля 2019 года

 

 

 

 

 

 

 

Беседы «Быт русских людей»,  «В гостях хорошо, а дома лучше".

Рассматривание иллюстраций и картинок на тему «История происхождения различных

предметов из глины и дерева в быту  русского народа».

 

 

Знакомство детей с историей русского быта.

 

Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке?».

 

 

 

Игра-драматизация по русской народной сказке: «Теремок».

Совместно с родителями в группе организована  выставка – музей предметов народного быта и культуры.

 

 

Итоговые мероприятия в рамках проекта «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»

 

 

Игровой досуг с детьми старшей группы

 «Играют ребятки в зимние Святки»

 

Цели: привлечение детей к посильному участию в  коллективных и индивидуальных двигательных действиях; создание  у детей бодрого, радостного настроения.

Задачи:

  • Приучать к самостоятельному участию в совместных играх,  развлечениях, побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.
  • Закреплять двигательные навыки, развивать физические качества и способности.
  • Способствовать оздоровлению детей с помощью движений и действий на свежем воздухе.
  • Содействовать развитию у детей чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи.
  • Знакомить с традициями и обычаями  празднования  русских народных праздников, их происхождением и назначением. Прививать любовь к  русским народным праздникам.

 

                                              Ход  мероприятия:

           

 

                       Наступило Рождество,

                       Долго ждали мы его.

                       Святки празднует народ:

                       Веселится и поёт!

 Ребята, скоро -  один из самых больших праздников в православии – Крещение. А ведь совсем недавно мы все отмечали Рождество. Кто помнит, как называются праздничные дни от Рождества до Крещения? Правильно, Святками.

 

Праздник этот самый длинный он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели, веселились две недели,

От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье.

Пели разные колядки, по дворам ходили Святки.

          Наряжались и шутили. Праздник ждали и любили.

 

 

 

Святки длятся 12 дней. На Святки всегда устраивали игрища. Вот и мы с вами сегодня поиграем в разные игры. Но для начала, давайте вспомним, что такое колядование.

 Колядованием назывался обход дворов группой колядовщиков с пением заклинательно-поздравительных песен. Наши предки верили в магию слова и считали, что все, о чем поется в песне в период зимнего солнцеворота, сбудется. Так что когда колядовщики дарили хозяевам добрые пожелания, они получали в ответ самое разное угощение, а то и деньги. Обход дворов совершали как люди в обычной одежде, так и ряженые.)

Колядки.

 

 

Динь-динь-динь, звенят звоночки!

К вам пришли сыны и дочки!

Вы колядников встречайте,

Нас улыбкой привечайте!

 

 

Коляда, Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

 

 

Коляда-коляда

Накануне Рождества

Хоть рубль, хоть пятак –

Не уйдем мы просто так!

 

 

Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи,

Весть вам добрую несем,

Без гостинцев не уйдем!

 

 

С Рождеством святым вас, люди!

Мир да лад у вас пусть будет,

Чтобы горя вы не знали

И в богатстве пребывали!

 

 

Вот и матушка – зима пришла,

Отворяй-ка ворота!

Пришли святки!

Пришли колядки!

 

 

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек.

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья,

С Новым годом,

Со всем родом!

Коляда, коляда!

 

В небе светится звезда,

В час святого Рождества

Приходила Коляда,

Обходила все дома,

В двери, с окнами стучалась,

Шла смеялась и игралась…

А за шумной Колядой,

колядовщики гурьбой…

Все ликуют и хохочут,

песню громкую поют:

«Уродилась Коляда,

накануне Рождества…»

 

 

Коляда, коляда

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне Рождество!

 

Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье!

Жить вам вместе лет до двести!

Счастья вам да крепкого здравия!

Со святым Рождеством Христовым,

С наступающим Новым годом!

 

В зале раздаются шум и крики. Вбегает Баба Яга.

Баба – Яга: Это что же получается! Меня на праздник не позвали, а я хоть пропади! Не бывать этому!

Баба яга: Вот теперь то я вам перчику и задам! Отгадаете мои загадки – будет вам праздник, а нет – так не взыщите!

Ну что же! Ребята, попробуете отгадать загадки Бабы яги?

Дети: Да!

Баба яга загадывает загадки. Дети отгадывают.

 

1.Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

 

2. Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал... (снег)

 

3.С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

 

4. Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал... (мороз)

 

 5.Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы... (вьюга)

  

6.Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)

 

7.Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Шерстяные... (рукавички)

 

8.Пальцы в них не замерзают.

Как в чехольчиках, гуляют.

С холодом сыграем в прятки,

Спрячем ручки мы в... (перчатки)

 

 

9.Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец... (сосулька)

 

Баба яга: Все загадки отгадали! Тогда прокачу вас на своей метле.

 

Баба яга проводит музыкальную игру «Хвост Бабы яги»

 

В старину любили водить хороводы, петь песни

Хороводная музыкальная игра (темп ускоряется): «Мы сперва пойдем направо. Раз-два-три»

Мы сперва пойдем направо. Раз-два-три

А теперь пойдем налево. Раз-два-три

Быстро вместе соберемся. Раз-два-три

Так же быстро разойдемся. Раз-два-три

Мы тихонечко присядем. Раз-два-три

И легонечко привстанем. Раз-два-три

Попляшите наши ножки. Раз-два-три

И похлопайте в ладошки. Раз-два-три

 

 

Многие игры связаны с хороводом.

Игра «Трынцы-брынцы-бубенцы»: Выбираются двое водящих.

Выбор водящих с помощью калядки:

Коляда, Моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога -
Тому двор живота.
Еще мелкой скотинки 
Числа бы вам не знать! 
А кто не даст ни копейки - 
Завалим лазейки.

Одному завязывают глаза, второму дают колокольчик и о должен убегать от первого, позванивая в колокольчик. Остальные колядки и дети встают в круг и берутся за руки. Они водят вокруг ведущих хоровод и поют:

– Трынцы-брынцы-бубенцы
Позолочены концы,
Кто во бубенцы играет
Того жмурка и поймает.

После этих слов водящего с завязанными глазами трижды поворачивают вокруг себя, и начинает ловить звонящего в колокольчик.  Остальные ребята постоянно держаться за руки, не давая двум водящим выйти за пределы круга. Игрок с завязанными глазами, после того как поймает второго становиться в круг, а пойманный выбирает себе пару, передает колокольчик и ему завязывают глаза. Игра начинается снова.

 

Самой главной особенностью святок было ряженье. Каждому хотелось нарядиться как-то особенно забавно, да чтобы не узнали. Выворачивали наизнанку шубу, надевали колпак или солдатскую шапку, приклеивали бороду или усы… Лицо, вымазанное печной сажей, самодельные ведьмины космы, вырезанные из репы зубы – чем не страшная Баба-яга или злая колдунья! Наряжались и солдатами, и цыганами, и шутами. Ряженые шли от одной избы к другой, входили без разрешения, вели себя дерзко, пугали хозяев, но и веселили их, разыгрывая небольшие сценки с плясками. Пожалуй, именно ряженье и придавало праздникам безудержную веселость. Часто во время святочных обрядов люди надевали маску козы.

 

Игра: «Давай, коза, попрыгаем…»
Игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. На водящего надевается маска или шапка козы и 2-ая  дается в руки. Он выбирает себе пару из круга под слова песни и надевает на нее ту, вторую маску.

 

И шел козел дорогою, дорогою широкою.

Нашел козу безрогую, безрогую козу.

 

Далее они начинают выполнять действия под декларирование круга.

 

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И хвостиком помашем, помашем, помашем,

И весело попляшем, попляшем, попляшем,

Давай, коза, покружимся, покружимся, покружимся

И весело подружимся, подружимся, подружимся.

 

 

На Святки принято было гадать. Гадали все – и взрослые, и дети. Очень любили люди эту забаву. Девушки сапожок выбрасывали за ворота – в какую сторону «нос» его посмотрит, там суженый и живет,  вытаскивали разные предметы из мешка и каждый из них что-то обозначал: например, колечко – замужество, луковица – слезы, сахар – жизнь богатую… 

Много было и других разных гаданий. В гадания не все верили, но все равно гадали: так, для забавы и веселья.

 

ВАРЕНИКИ

 

А еще наши предки любили устраивать разные конкурсы и соревнования. Мы разделимся с вами на две команды необычным способом. Он напоминает гадания.

(Дети из мешочка вытаскивают шарики. Шарики двух цветов: красные – одна команда, синие – другая.)

 

ЭСТАФЕТЫ:

1 эстафета: «Рак пятится назад»

Команды строятся в колонны по одному. Перед каж­дой командой в ставят по ориентиру. По сигна­лу первые игроки поворачиваются кругом и идут к ориентирам спиной вперед, обходят их и точно так же — спиной вперед — возвращаются на место. Как только они перейдут линию старта, отправляются в путь вторые, затем третьи игроки и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

 

2 эстафета: «Поменяй кеглю»

Перед каж­дой командой на расстоянии ставится кегля синего цвета. Игрок должен добежать до нее,  поменять на кеглю другого цвета и вернуться к команде. Передать синюю кеглю  следующему игроку. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

 

Дружба помогает всегда и во всем. Играть дружно - всегда весело. Давайте объединим наши команды, соединив руки, и поиграем в известную народную игру «Ручеек»  (дети становятся парами)

Игра «Ручеёк»

Дети становятся парами друг за другом, пары берутся за руки и поднимают их вверх, образуя коридор. Воспитатель проходит через коридор, по пути забирая с собой кого-нибудь из игроков. Выйдя из коридора, новая пара становится в "хвост" цепочки. А игрок, оставшийся без пары, ныряет в "коридор" и выбирает себе новую пару. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Чем быстрее будет "течь" ручеек, тем веселее.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Понравились вам наши святочные игры? Что больше всего запомнилось и понравилось?

 

Чаепитие с блинами, баранками, бубликами.

 

 

Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»

Цель:

  1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей.
  2. Вовлечь детей принять участие в празднике.
  3. Создать атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия.

Задачи:

  1. Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи и коллективизма.
  2. Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор.
  3. Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.
  4. Обеспечить высокую двигательную активность детей.

                                                        Ход

Под русскую народную песню дети входят в музыкальный зал. Дети идут змейкой за ведущей, одетой в русский народный костюм.  Останавливаются и встают полукругом.

Ведущий: Ой, вы, добры молодцы да красны девицы!

Слушайте и глядите,

                        Да потом не говорите,

                        Что слыхом не слыхивали и видом не видывали!

                        Приглашаем всех вас на представление

                        Всем на удивление.

                        На весенний праздник веселый

                        С играми, потехами, с хороводами песнями,

                        С загадками, шутками, с веселыми прибаутками.

                        Всех приглашаем, всех зазываем.

Песня «Здравствуй, Весна красна…»

1 ребенок:

Эй,  веселей, собирайся народ!

Нынче Масленица в гости идет!

Спешите, Спешите, Спешите!

Друзей с собой захватите!

2 ребенок:

Тары-бары, раста-бары!

Выходите во дворы,

Будем пляски начинать,

Будем Масленицу встречать!

3 ребенок:

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка, годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных!

4 ребенок:

Будем Масленицу величать,

Да блинами угощать.

Будем Масленицу хвалить,

Да на саночках возить!

Песня «А мы Масленку встречаем»

А мы Масленку встречаем.

Мы сыр маслом поливаем,

Поливаем, поливаем.

Блинами гору устилаем.

Сверху маслом поливаем,

Поливаем, поливаем.

А нас мамы домой кличут,

А нас мамы домой кличут.

Домой кличут, домой кличут.

Нам домой-то не хотится.

Нам хотится прокатиться.

Прокатиться, прокатиться. Ух!

 

Под песню «А мы Масленицу дожидались» дети садятся на стульчики и в группу входит Барыня – Масленица.

 

Масленица:

                    Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие.

Я—Масленица-кривошейка,

Встречайте меня хорошенько,

С блинами, с каравайцами,

С вареничками!

 

Ведущий:

                   С добром и миром тебя встречаем!

 

 

 

Масленица:

Вот и масленица пришла к нам в середине февраля. Её празднуют в течение недели. Народ  шумно, разгульно и весело провожает зиму и встречает весну!

Давайте сейчас с вами всю масленичную неделю вспомним!

 

Д/И «Подскажи словечко»

  1. Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день –

Понедельник – встреча!

  1. Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас – заигрыш!

  1. Разгулялись, господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названием – лакомка!

  1. Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге.

В этот день ты не зевай,

Он зовется – разгуляй!

  1. Вот и пятница пришла,

Зятя в гости привела.

Есть блины, кататься с горки

Это – тещины вечерки!

  1. А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам дома неохота,

И резвятся словно белки,

Это – золовкины посиделки!

  1. День последний подошел,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печеные

А зовется воскресенье прощеное!

 

 

 

Масленица:

Да, ребята, на Масленицу люди прощаются с зимой и встречают  Весну -красну! Потехи, забавы, кулачные бои, катание на санях, снежные баррикады, гулянья – обязательно бывают на Масленицу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Очень хочется плясать

Я своих подружек матрешек приглашаю

Будем Масленицу прославлять

И весело танцевать.

Танец девочек «Матрёшки»

Масленица:

Весь народ веселится! И мы с вами поиграем, а кто грустит - обязательно развеселится!

Становитесь, ребята в круг, будем в игру играть: «Весёлый бубен».

Дети идут по  кругу, произнося слова:

Ты катись весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам,

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас станцует нам.

По окончании слов, ребёнок, у которого окажется в руках бубен, выходит в центр круга и произвольно танцует.

 

Масленица:

А еще на Масленицу везде ставили карусели.

Эх, Масленица развеселая!

Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!

Хороводная игра «Карусель»

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде воспитателя «Поворот!» они быстро берут ленту другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие отпускают ленты и разбегаются.

Ведущий: Ребята, а не надоела ли вам зима длинная да холодная?

Дети: Надоела!

Ведущий: А не позвать ли нам солнышко красное?

Дети:

          Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

 

Масленица приносит и вешает на стену Солнышко!

Ведущий:  Масленица! Ты пришла с добром,

С сыром, маслом, яйцом,

С блинами, пирогами,

Да с оладьями!

Масленица:  Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Дети: Да!

Песня  «Мы давно блинов не ели!»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

 

 

Воспитатель:

Как на масляной неделе,
В потолок блины летели.
Ой, блины, блины, блины.
Вы блиночки мои!
Весело было нам!
Весело было нам!
Блины масляные,
Шаньги мазаные
Ешьте на здоровье!

Масленица: Да как же без блинков горячих и румяных!

Угощение на славу, а ребятам на забаву!!!

 

Ведущая: Как хорошо мы встретили весну, поиграли.  Вот и пришла пора с масленицей прощаться.

 

 

 

ребёнок:    Ты прощай, прощай

                      Наша масленица!

                      Ты пришла с добром,

                      Сыром, маслом, да яйцом!

ребёнок:   С блинами, с пирогами,

                     Да с оладьями!

                     Масленица, прощай!

         На тот год опять приезжай!

Масленица прощается с ребятами

 

Звучит песня "Прощай, Масленица!"

 

Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ: презентация «Приобщение дошкольников к традициям и обычаям русского народа».

Анализ и оценка результатов реализации проекта, обобщение опыта полученного в ходе реализации проекта, оформление результатов проекта, презентация проекта в электронном СМИ, выработка рекомендаций для эффективной реализации основных мероприятий.

Подведение итогов работы по проекту.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Воспитатели: Савина Е.И

               Проект с детьми старшей группы

 «Приобщение дошкольников к народной культуре  через знакомство с праздниками  и традициями родного края»

Информационная карта проекта.

Вид проекта:  

коллективный, творческий,  долгосрочный (январь – февраль 2019 года)

Участники проекта:

  • Воспитанники средней группы
  • Родители воспитанников
  • Воспитатели группы

Актуальность.

       У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

      Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?

     Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных организаций в соответствии с современной образовательной политикой является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать.

      С чего начинается Родина для малыша?  А начинается она с уголка земли, где он родился, где прошли его первые годы жизни, с самой родной и нежно любимой женщины- с той, что подарила ему жизнь, с крыльца родного дома, с куста сирени под окном. Дошкольники могут почувствовать и навсегда сохранить, в своем сердце и памяти только для них по-своему понятный и неповторимый образ Родины.

        Поэтому нужно стараться, чтобы каждый ребенок усвоил, что нужно жить, сохраняя красоту родной природы, окружающего мира, чтобы каждый ребенок почувствовал взаимосвязь с этим большим миром, чтобы потом, став взрослым, жил созидая, а не разрушая. Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

       Федеральный        государственный        образовательный        стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение     национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.

       В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, его традиций не только у взрослых, но и детей. Воспитанию у дошкольников патриотических качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение к национальным традициям. Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Задача педагогов заключается в том, чтобы уберечь детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.

       Поэтому, выход из этой ситуации есть - в возрождении и приобщении дошкольников к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей развития   ребенка.

        Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.

Цель:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • познакомить детей и привлечь к активному участию в календарно-обрядовых праздниках;
  • узнать историю русской культуры и быта;
  • помочь детям воспринимать и использовать в активной речи русский фольклор;
  • научить соотносить увиденное в природе с народными приметами;
  • создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблемы в условиях ДОУ и семьи.

Методы работы над проектом:

  • Теоретический (беседы, консультации)
  • Наглядный (получение информации через слайдовые презентации, выставки)
  • Практический (участие в мероприятиях ДОУ)
  • Проведение занятий (игровые ситуации, путешествия)

Реализация проекта:

 Реализация проекта направлена на сохранение народных традиций,

способствующих формированию культуры ребенка, развитию творческой личности ребёнка, его коммуникативных навыков.

Подготовительный этап:

- подготовить в группе предметно-развивающую среду (разработка конспектов организованной  образовательной деятельности, бесед, наблюдений и т.д.);

- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на данную тематику.

Основной этап.

Реализация проекта: (таблица №1)

  • Обсуждение проблемы с педагогами.
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.
  • Составление плана реализации проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта.
  • Участие родителей в праздниках и мероприятиях ДОУ.
  • Проведения консультативных бесед.
  • Информация в родительских уголках.
  • Совместная работа родителей и детей по детскому творчеству.

Заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта.

  • Презентация проекта в рамках работы.
  • Представление и размещение итогов реализации проекта на сайте педагога.
  • Опубликование проекта на сайте педагогических работников.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

● Заучивание потешек, прибауток, закличек.

● Использование пословиц, загадок, поговорок.

● Чтение художественной литературы.

● Использование русских народных песен и танцев.

● Проведение русских народных игр.

● Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

● Применение игрушек и изделий народных промыслов.

● Представление кукольного театра.

● Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

● Рассказ о народных обычаях и традициях.

● Рассматривание иллюстраций о русском быте.

● Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

● Организованные занятия.

● Совместная деятельность.

● Праздники и развлечения.

● Наблюдения в быту и природе.

● Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Адресная направленность

Опыт проектной деятельности на тему «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Заключение:

В результате проведенной работы предполагаю положительные тенденции в приобщении дошкольников к национальным традициям.

Дети с интересом проявляют творческую активность, эмоционально выразительно исполняют русские народные песни, с азартом играют в русские народные игры.  Дошкольники научились любить и ценить культуру и традиции своих предков при помощи различных видов фольклора. У них развиты коммуникативные качества, развивается творчески развитая личность ребенка.

С большой уверенностью можно сказать, что из наших детей вырастут настоящие продолжатели национальных традиций.

Таблица №1. Реализация проекта (основной этап)

Дни

недели

Мероприятия

Цели, задачи

Предварительная работа,

ППС

Результат

Первая неделя января

9-12 января 2019 года

Беседа «Святки»

Познакомить с р.н. колядками, рождественскими  песенками. Развивать познавательный интерес к истории.

Иллюстрации, сюжетные картинки, рассматривание журналов

Развивается познавательный интерес, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Дети имеют представление об истории праздника Рождество Христово, традициях и обычаях Колядок.

Организованная образовательная деятельность по рисованию  «Веселые матрешки».

Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

Наборы для творчества, сюжетные картинки, народная игрушка «Матрешка».

Расписывают матрешку красками. Развивают глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитываем интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Вторая неделя января

15-19 января 2019 года

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».

Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества  «сказка», учить  слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

Русские народные сказки, сюжетные картинки, иллюстрации.

Внимательно слушают художественные произведения, беседуют по теме сказки, понимают смысл прочитанного.

Третья неделя января

22-26 января 2019 года

Организованная  образовательная деятельность по развитию речи  «Русская изба!»                  

Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Дидактические игры:

 «Чей сувенир?».

Подвижные игры:

«Салки»,  «Гуси, гуси..», «Кошки мышки», «У медведя во бору».

Хороводные игры:

«Каравай», «Карусели».

Дети познакомились  с «русской избой», с предметами старинного русского быта;

продолжили знакомиться  с русскими народными играми, научились в них играть;

познакомились с  народными пословицами, поговорками.

Четвертая неделя января-первая неделя февраля

29 января-2 февраля 2019 года

Развлечение с детьми «Играют ребятки в зимние Святки»

привлечение детей к посильному участию в  коллективных и индивидуальных двигательных действиях; создание  у детей бодрого, радостного настроения.

Спортивный инвентарь, оборудование для хороводных игр, аудиозаписи песен, закличек, народные костюмы.

Познакомились с традициями и обычаями  празднования  русских народных праздников, их происхождением и назначением. Привили любовь к  русским народным праздникам.

Вторая неделя февраля

5-9 февраля 2019 года

Беседа: «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Чтение художественной литературы: Т. Лаврова «Широкая масленица».

Расширить знания о традиции празднования Масленицы; создавать атмосферу приобщения к традиционному народному празднику Масленица.

Игры: «Пятнашки», «Второй лишний», "Горелки", «Игра с Солнцем», игра-хоровод «Колпачок».

Т.Лаврова «Широкая Масленица».

Приобщили дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности

Третья неделя февраля

12-16 февраля 2019 года

Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»

Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей.

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений  о Масленице, разучивание стихов.

Консультация для родителей: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Вовлекли детей принять участие в празднике.

Создали атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия.

Четвертая неделя февраля

19-22 февраля 2019 года

Беседы «Быт русских людей»,  «В гостях хорошо, а дома лучше".

Рассматривание иллюстраций и картинок на тему «История происхождения различных

предметов из глины и дерева в быту  русского народа».

Знакомство детей с историей русского быта.

Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке?».

 

Игра-драматизация по русской народной сказке: «Теремок».

Совместно с родителями в группе организована  выставка – музей предметов народного быта и культуры.

Итоговые мероприятия в рамках проекта «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»

Игровой досуг с детьми старшей группы

 «Играют ребятки в зимние Святки»

Цели: привлечение детей к посильному участию в  коллективных и индивидуальных двигательных действиях; создание  у детей бодрого, радостного настроения.

Задачи:

  • Приучать к самостоятельному участию в совместных играх,  развлечениях, побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.
  • Закреплять двигательные навыки, развивать физические качества и способности.
  • Способствовать оздоровлению детей с помощью движений и действий на свежем воздухе.
  • Содействовать развитию у детей чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи.
  • Знакомить с традициями и обычаями  празднования  русских народных праздников, их происхождением и назначением. Прививать любовь к  русским народным праздникам.

                                              Ход  мероприятия:

        

                       Наступило Рождество,

                       Долго ждали мы его.

                       Святки празднует народ:

                       Веселится и поёт!

 Ребята, скоро -  один из самых больших праздников в православии – Крещение. А ведь совсем недавно мы все отмечали Рождество. Кто помнит, как называются праздничные дни от Рождества до Крещения? Правильно, Святками.

Праздник этот самый длинный он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели, веселились две недели,

От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье.

Пели разные колядки, по дворам ходили Святки.

          Наряжались и шутили. Праздник ждали и любили.

Святки длятся 12 дней. На Святки всегда устраивали игрища. Вот и мы с вами сегодня поиграем в разные игры. Но для начала, давайте вспомним, что такое колядование.

 Колядованием назывался обход дворов группой колядовщиков с пением заклинательно-поздравительных песен. Наши предки верили в магию слова и считали, что все, о чем поется в песне в период зимнего солнцеворота, сбудется. Так что когда колядовщики дарили хозяевам добрые пожелания, они получали в ответ самое разное угощение, а то и деньги. Обход дворов совершали как люди в обычной одежде, так и ряженые.)

Колядки.

Динь-динь-динь, звенят звоночки!

К вам пришли сыны и дочки!

Вы колядников встречайте,

Нас улыбкой привечайте!

Коляда, Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Коляда-коляда

Накануне Рождества

Хоть рубль, хоть пятак –

Не уйдем мы просто так!

Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи,

Весть вам добрую несем,

Без гостинцев не уйдем!

С Рождеством святым вас, люди!

Мир да лад у вас пусть будет,

Чтобы горя вы не знали

И в богатстве пребывали!

Вот и матушка – зима пришла,

Отворяй-ка ворота!

Пришли святки!

Пришли колядки!

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек.

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья,

С Новым годом,

Со всем родом!

Коляда, коляда!

В небе светится звезда,

В час святого Рождества

Приходила Коляда,

Обходила все дома,

В двери, с окнами стучалась,

Шла смеялась и игралась…

А за шумной Колядой,

колядовщики гурьбой…

Все ликуют и хохочут,

песню громкую поют:

«Уродилась Коляда,

накануне Рождества…»

Коляда, коляда

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне Рождество!

Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье!

Жить вам вместе лет до двести!

Счастья вам да крепкого здравия!

Со святым Рождеством Христовым,

С наступающим Новым годом!

В зале раздаются шум и крики. Вбегает Баба Яга.

Баба – Яга: Это что же получается! Меня на праздник не позвали, а я хоть пропади! Не бывать этому!

Баба яга: Вот теперь то я вам перчику и задам! Отгадаете мои загадки – будет вам праздник, а нет – так не взыщите!

Ну что же! Ребята, попробуете отгадать загадки Бабы яги?

Дети: Да!

Баба яга загадывает загадки. Дети отгадывают.

1.Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

 

2. Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал... (снег)

 

3.С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

 

4. Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал... (мороз)

 

 5.Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы... (вьюга)

  

6.Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)

 

7.Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Шерстяные... (рукавички)

 

8.Пальцы в них не замерзают.

Как в чехольчиках, гуляют.

С холодом сыграем в прятки,

Спрячем ручки мы в... (перчатки)

 

9.Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец... (сосулька)

Баба яга: Все загадки отгадали! Тогда прокачу вас на своей метле.

Баба яга проводит музыкальную игру «Хвост Бабы яги»

В старину любили водить хороводы, петь песни

Хороводная музыкальная игра (темп ускоряется): «Мы сперва пойдем направо. Раз-два-три»

Мы сперва пойдем направо. Раз-два-три

А теперь пойдем налево. Раз-два-три

Быстро вместе соберемся. Раз-два-три

Так же быстро разойдемся. Раз-два-три

Мы тихонечко присядем. Раз-два-три

И легонечко привстанем. Раз-два-три

Попляшите наши ножки. Раз-два-три

И похлопайте в ладошки. Раз-два-три

Многие игры связаны с хороводом.

Игра «Трынцы-брынцы-бубенцы»: Выбираются двое водящих.

Выбор водящих с помощью калядки:

Коляда, Моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога -
Тому двор живота.
Еще мелкой скотинки 
Числа бы вам не знать! 
А кто не даст ни копейки - 
Завалим лазейки.

Одному завязывают глаза, второму дают колокольчик и о должен убегать от первого, позванивая в колокольчик. Остальные колядки и дети встают в круг и берутся за руки. Они водят вокруг ведущих хоровод и поют:

– Трынцы-брынцы-бубенцы
Позолочены концы,
Кто во бубенцы играет
Того жмурка и поймает.

После этих слов водящего с завязанными глазами трижды поворачивают вокруг себя, и начинает ловить звонящего в колокольчик.  Остальные ребята постоянно держаться за руки, не давая двум водящим выйти за пределы круга. Игрок с завязанными глазами, после того как поймает второго становиться в круг, а пойманный выбирает себе пару, передает колокольчик и ему завязывают глаза. Игра начинается снова.

Самой главной особенностью святок было ряженье. Каждому хотелось нарядиться как-то особенно забавно, да чтобы не узнали. Выворачивали наизнанку шубу, надевали колпак или солдатскую шапку, приклеивали бороду или усы… Лицо, вымазанное печной сажей, самодельные ведьмины космы, вырезанные из репы зубы – чем не страшная Баба-яга или злая колдунья! Наряжались и солдатами, и цыганами, и шутами. Ряженые шли от одной избы к другой, входили без разрешения, вели себя дерзко, пугали хозяев, но и веселили их, разыгрывая небольшие сценки с плясками. Пожалуй, именно ряженье и придавало праздникам безудержную веселость. Часто во время святочных обрядов люди надевали маску козы.

Игра: «Давай, коза, попрыгаем…»
Игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. На водящего надевается маска или шапка козы и 2-ая  дается в руки. Он выбирает себе пару из круга под слова песни и надевает на нее ту, вторую маску.

И шел козел дорогою, дорогою широкою.

Нашел козу безрогую, безрогую козу.

Далее они начинают выполнять действия под декларирование круга.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И хвостиком помашем, помашем, помашем,

И весело попляшем, попляшем, попляшем,

Давай, коза, покружимся, покружимся, покружимся

И весело подружимся, подружимся, подружимся.

На Святки принято было гадать. Гадали все – и взрослые, и дети. Очень любили люди эту забаву. Девушки сапожок выбрасывали за ворота – в какую сторону «нос» его посмотрит, там суженый и живет,  вытаскивали разные предметы из мешка и каждый из них что-то обозначал: например, колечко – замужество, луковица – слезы, сахар – жизнь богатую…  

Много было и других разных гаданий. В гадания не все верили, но все равно гадали: так, для забавы и веселья.

ВАРЕНИКИ

А еще наши предки любили устраивать разные конкурсы и соревнования. Мы разделимся с вами на две команды необычным способом. Он напоминает гадания.

(Дети из мешочка вытаскивают шарики. Шарики двух цветов: красные – одна команда, синие – другая.)

ЭСТАФЕТЫ:

1 эстафета: «Рак пятится назад»

Команды строятся в колонны по одному. Перед каждой командой в ставят по ориентиру. По сигналу первые игроки поворачиваются кругом и идут к ориентирам спиной вперед, обходят их и точно так же — спиной вперед — возвращаются на место. Как только они перейдут линию старта, отправляются в путь вторые, затем третьи игроки и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

2 эстафета: «Поменяй кеглю»

Перед каждой командой на расстоянии ставится кегля синего цвета. Игрок должен добежать до нее,  поменять на кеглю другого цвета и вернуться к команде. Передать синюю кеглю  следующему игроку. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Дружба помогает всегда и во всем. Играть дружно - всегда весело. Давайте объединим наши команды, соединив руки, и поиграем в известную народную игру «Ручеек»  (дети становятся парами)

Игра «Ручеёк»

Дети становятся парами друг за другом, пары берутся за руки и поднимают их вверх, образуя коридор. Воспитатель проходит через коридор, по пути забирая с собой кого-нибудь из игроков. Выйдя из коридора, новая пара становится в "хвост" цепочки. А игрок, оставшийся без пары, ныряет в "коридор" и выбирает себе новую пару. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Чем быстрее будет "течь" ручеек, тем веселее.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Понравились вам наши святочные игры? Что больше всего запомнилось и понравилось?

Чаепитие с блинами, баранками, бубликами.

Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»

Цель:

  1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей.
  2. Вовлечь детей принять участие в празднике.
  3. Создать атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия.

Задачи:

  1. Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи и коллективизма.
  2. Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор.
  3. Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.
  4. Обеспечить высокую двигательную активность детей.

                                                        Ход

Под русскую народную песню дети входят в музыкальный зал. Дети идут змейкой за ведущей, одетой в русский народный костюм.  Останавливаются и встают полукругом.

Ведущий: Ой, вы, добры молодцы да красны девицы!

Слушайте и глядите,

                Да потом не говорите,

                Что слыхом не слыхивали и видом не видывали!

                Приглашаем всех вас на представление

                Всем на удивление.

                На весенний праздник веселый

                С играми, потехами, с хороводами песнями,

                С загадками, шутками, с веселыми прибаутками.

                Всех приглашаем, всех зазываем.

Песня «Здравствуй, Весна красна…»

1 ребенок:

Эй,  веселей, собирайся народ!

Нынче Масленица в гости идет!

Спешите, Спешите, Спешите!

Друзей с собой захватите!

2 ребенок:

Тары-бары, раста-бары!

Выходите во дворы,

Будем пляски начинать,

Будем Масленицу встречать!

3 ребенок:

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка, годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных!

4 ребенок:

Будем Масленицу величать,

Да блинами угощать.

Будем Масленицу хвалить,

Да на саночках возить!

Песня «А мы Масленку встречаем»

А мы Масленку встречаем.

Мы сыр маслом поливаем,

Поливаем, поливаем.

Блинами гору устилаем.

Сверху маслом поливаем,

Поливаем, поливаем.

А нас мамы домой кличут,

А нас мамы домой кличут.

Домой кличут, домой кличут.

Нам домой-то не хотится.

Нам хотится прокатиться.

Прокатиться, прокатиться. Ух!

Под песню «А мы Масленицу дожидались» дети садятся на стульчики и в группу входит Барыня – Масленица.

Масленица:

                    Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие.

Я—Масленица-кривошейка,

Встречайте меня хорошенько,

С блинами, с каравайцами,

С вареничками!

Ведущий:

                   С добром и миром тебя встречаем!

Масленица:

Вот и масленица пришла к нам в середине февраля. Её празднуют в течение недели. Народ  шумно, разгульно и весело провожает зиму и встречает весну!

Давайте сейчас с вами всю масленичную неделю вспомним!

Д/И «Подскажи словечко»

  1. Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день –

Понедельник – встреча!

  1. Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас – заигрыш!

  1. Разгулялись, господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названием – лакомка!

  1. Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге.

В этот день ты не зевай,

Он зовется – разгуляй!

  1. Вот и пятница пришла,

Зятя в гости привела.

Есть блины, кататься с горки

Это – тещины вечерки!

  1. А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам дома неохота,

И резвятся словно белки,

Это – золовкины посиделки!

  1. День последний подошел,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печеные

А зовется воскресенье прощеное!

Масленица:

Да, ребята, на Масленицу люди прощаются с зимой и встречают  Весну -красну! Потехи, забавы, кулачные бои, катание на санях, снежные баррикады, гулянья – обязательно бывают на Масленицу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Очень хочется плясать

Я своих подружек матрешек приглашаю

Будем Масленицу прославлять

И весело танцевать.

Танец девочек «Матрёшки»

Масленица:

Весь народ веселится! И мы с вами поиграем, а кто грустит - обязательно развеселится!

Становитесь, ребята в круг, будем в игру играть: «Весёлый бубен».

Дети идут по  кругу, произнося слова:

Ты катись весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам,

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас станцует нам.

По окончании слов, ребёнок, у которого окажется в руках бубен, выходит в центр круга и произвольно танцует.

Масленица:

А еще на Масленицу везде ставили карусели.

Эх, Масленица развеселая!

Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!

Хороводная игра «Карусель»

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде воспитателя «Поворот!» они быстро берут ленту другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие отпускают ленты и разбегаются.

Ведущий: Ребята, а не надоела ли вам зима длинная да холодная?

Дети: Надоела!

Ведущий: А не позвать ли нам солнышко красное?

Дети:

          Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Масленица приносит и вешает на стену Солнышко!

Ведущий:  Масленица! Ты пришла с добром,

С сыром, маслом, яйцом,

С блинами, пирогами,

Да с оладьями!

Масленица:  Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Дети: Да!

Песня  «Мы давно блинов не ели!»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Воспитатель:

Как на масляной неделе,
В потолок блины летели.
Ой, блины, блины, блины.
Вы блиночки мои!
Весело было нам!
Весело было нам!
Блины масляные,
Шаньги мазаные
Ешьте на здоровье!

Масленица: Да как же без блинков горячих и румяных!

Угощение на славу, а ребятам на забаву!!!

Ведущая: Как хорошо мы встретили весну, поиграли.  Вот и пришла пора с масленицей прощаться.

ребёнок:    Ты прощай, прощай

                  Наша масленица!

                  Ты пришла с добром,

                  Сыром, маслом, да яйцом!

ребёнок:   С блинами, с пирогами,

                 Да с оладьями!

                 Масленица, прощай!

         На тот год опять приезжай!

Масленица прощается с ребятами

Звучит песня "Прощай, Масленица!"

Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ: презентация «Приобщение дошкольников к традициям и обычаям русского народа».

Анализ и оценка результатов реализации проекта, обобщение опыта полученного в ходе реализации проекта, оформление результатов проекта, презентация проекта в электронном СМИ, выработка рекомендаций для эффективной реализации основных мероприятий.

Подведение итогов работы по проекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект педагогического совета на тему «Формирование у дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края»

В материале представлен сценарий педсовета в форме игры "Слабое звено"  с  предложением решить педагогические ситуации по теме педсовета....

Деловая игра для педагогов «Формирование дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края»

Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.Задачи:- повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно – патриотич...

План по ознакомлению дошкольников с народной культурой и традициями родного края в старшей группе с 14.10.19 - 25.10.19

План по ознакомлению дошкольников с народной культурой и традициями родного края в старшей группе с 14.10.19 - 25.10.19...

Приобщение дошкольников к этнокультуре и традициям родного края через народные игры

Статя говорит о необходимости приобщения детей к традициям родного края. Знакомит с народными играми Поволжья....

Проект «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»

laquo;Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»...