Проект "Вторая жизнь бумаги"
проект (подготовительная группа) на тему

Аллаева Дильфуза Абдугуламовна

Данная работа посвящена процессу изготовления бумаги из бумажных отходов ручным способом в условиях детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_2016_-attestatsiya.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ВТОРАЯ ЖИЗНЬ БУМАГИ»

Авторы : Бадретдинова Полина,
Богатырев Роман,
Глушкова Ульяна

МБОУ «СОШ №6» подготовительная группа №3

Руководитель: Аллаева Дильфуза Абдугуламовна,
I квалификационная категория,
воспитатель МБОУ «СОШ №6»

Югорск, 2016

АННОТАЦИЯ

Данная работа посвящена процессу изготовления бумаги из бумажных отходов ручным способом в условиях детского сада.

Дети в детском саду очень любят рисовать, раскрашивать, вырезать, мастерить поделки из бумаги , но в тоже время очень небрежно относятся к бумаге. В группе  ежедневно накапливается большое количество бумажных отходов, которые попросту выбрасываются. Было предложено попробовать в условиях детского сада использовать эти отходы для вторичного получения бумаги. Дошкольники познакомились с процессом получения бумаги из древесины и макулатуры. На основе изучения научной и  познавательной литературы дошкольниками освоен и практически апробирован алгоритм получения бумаги из бумажных отходов.  Получены готовые изделия из макулатуры в виде поделок. Таким образом,  дошкольникам наглядно  продемонстрировано практическое применение переработанной бумаги.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        4

Теоретическая часть        6

Практическая часть        9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        11

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

С каждым годом потребность человека в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются. Остаётся все меньше и меньше зеленого массива, а, значит, наносится большой вред окружающей нас природе. Если люди не будут контролировать уменьшение зеленых насаждений, то в скором времени атмосфера Земли станет непригодной для существования практически всех видов жизни. Поэтому важно каждому из нас научиться  бережно и по-хозяйски относиться к лесу.  Использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.

Целью деятельности является изучение процесса изготовления бумаги из бумажных отходов и апробирование его на практике в условиях детского сада.

Задачи: 

  • Познакомиться со способами получения бумаги из древесины.
  • Изучить литературные источники по теме производства бумаги в домашних условиях.
  • Изготовить бумагу самостоятельно из вторичного сырья.
  • Показать применение полученной бумаги.

Объект исследования: бумага, изготовленная из макулатуры.

Предмет исследования : процесс изготовления бумаги из бумажных отходов.

Гипотеза: Мы предполагаем, что сможем получить бумагу ручным способом из бумажных отходов. Полученную бумагу сможем использовать так же как и обычную для рисования, письма, поделок.

Методы исследования:

  • Наглядный (организация выставки, рассматривание книг, альбомов, использование ИКТ)
  • Словесный (чтение научной и познавательной литературы, беседы)
  • Практический (изготовление бумаги из макулатуры, изучение свойств полученной бумаги,  изготовление  поделок из полученной бумаги)

Тип работы: прикладной.

Значимость полученных результатов. В ходе данной исследовательской работы дошкольники  не только познакомились с  процессом получения бумаги из древесины и макулатуры, но и самостоятельно изготовили  бумагу  из вторичного сырья. Из полученной бумаги детьми  были сделаны поделки. Таким образом, было наглядно  продемонстрировано практическое применение переработанной бумаги.

Источники: для работы была использована научная и познавательная литература, электронные ресурсы по данной теме.   

Теоретическая часть

Работа по данной теме началась со сбора информации в библиотеке, в интернете.
Мы узнали, что  в современное время существует большое количество разнообразных видов бумаги изготовленных из натуральных или с добавлением химических волокон.

Бумага – это волокнистый материал, состоящий в основном из слоя специально обработанных растительных волокон, тесно переплетенных между собой. В зависимости от назначения бумаге могут быть приданы различная прочность, гладкость, цвет, способность впитывать воду, печатные краски и разные жидкости, водонепроницаемость та или иная степень прозрачности и различные специальные свойства. Бумага различается по своему внешнему виду и по своим свойствам. [1]

Сейчас в мире производится свыше 300 млн. тонн бумаги и картона в год, что составляет около 50,8 кг на одного человека.

1 этап. Путь бумаги начинается в лесах. С лесной делянки деревья отправляются на бумажный комбинат, где их переносят на распиловочные столы.

 Стволы деревьев превращаются в метровые отрезки-чурки и в барабанах очищаются от коры. 60-тонные жерновые камни превращают их в древесную массу.

2 этап.  В древесную массу добавляют целлюлозу и наполнители, серу, соду, известь, каолин – белую глину высокого качества. Они придают бумаге белизну, плотность, гладкость и хорошие печатные свойства.

3 этап. Подготовленная бумажная масса разбавляется водой и под давлением через семиметровую щель выливается на сточный конвейер со скоростью 750 метров в минуту,

сушится, прокатывается и превращается в бумагу.

4 этап. Выполняется отделка. Бумажному полотну придают форму готовой продукции – листы, рулоны.

Вот такой длинный путь проходит бумага.

В своем исследовании мы будем работать с макулатурой. Макулатура – это листы бумаги, испорченные при печатанье или на других процессах производства печатной продукции, бумажный мусор; используется для технических целей или для переработки на бумажных фабриках. [2]  

Сбор и переработка макулатуры – это процесс, позволяющий применять использованную бумагу несколько раз в производстве, что в свою очередь позволяет сохранить природные ресурсы и сэкономить средства на их добывание. Использованные бумажные изделия, от полиграфических изданий до картонных ящиков это, прежде всего материал для производства множества полезных бытовых вещей. [10]

После использования бумаги ее необходимо собрать и отсортировать по различным категориям в зависимости от типа. Технология переработки макулатуры зависит от перерабатываемого материала и конечного продукта. Обычно на этапе сбора и сортировки крафт-бумага, гофрокартон и упаковочный картон отделяются от бумаги с графикой.

В общем, процесс переработки макулатуры состоит из нескольких этапов. Сначала выполняется роспуск на волокна, осуществляемый в гидроразбивателях, в которых макулатура вращается в водной среде. На этом этапе происходит также отделение включений. После его завершения суспензия содержит волокна и неразбитые частички макулатуры. Затем происходит очистка суспензии макулатурной массы от посторонних примесей. Тяжелые примеси удаляются за счет вращения в барабане, когда песок, стекло, скрепки и т.д. оседают в грязесборнике, а легкие при помощи пропускания массы через сито. При переработке картона и бумаги сложного состава применяется термомеханическая обработка для нейтрализации действия включений клея, парафина, воска и т.д. Далее бумажная масса дораспускается при помощи размалывания на мельнице и подвергается тонкой очистке.

Перед использованием полученной массы в процессе производства новой бумаги также может проводиться обесцвечивание, т.е. удаление печатной краски, поскольку ее наличие может привести к снижению качества конечного продукта.

Цикл переработки может обычно повторяться до 7 раз, при этом при каждой последующей переработке волокна становятся короче и в конечном итоге они становятся непригодными для изготовления новой бумаги. Поэтому, при производстве бумаги, в любом случае необходим новый исходный материал [11].

Схема процесса переработки макулатуры в общем цикле производства и потребления бумаги

Практическая часть

Изучив процесс изготовления бумаги из древесины и  макулатуры, мы приступили к сбору бумажных отходов в группе. Всего за одну неделю  в своей группе мы собрали  900 граммов макулатуры.  

Собранную бумагу мы рассортировали по группам: цветная бумага, картон,  бумага для принтера и бумага из журналов. Затем бумага разрывалась на мелкие кусочки и заливалась теплой водой. После размокания бумаги мы приступили к ее измельчению с помощью блендера до получения однородной массы. Полученная бумажная масса выкладывалась в рамочку с сеткой для удаления воды. Затем рамка с выложенной бумажной массой убиралась в теплое место для просушки.

Через сутки мы получили первые образцы самодельной бумаги. Аналогичным способом была получена бумага из различных видов бумажных отходов. Следует отметить, что для того чтобы размок картон, потребовалось гораздо больше времени. А вот цветную бумагу измельчить полностью до однородной массы так и не удалось, поэтому при высыхании бумаги видны цветные вкрапления.

Мы решили проверить, сможем ли получить цветную бумагу. Для этого в бумажную массу мы добавили краску гуашь: цвет бумаги изменился, но не стал ярким, насыщенным.

В процессе работы мы самостоятельно придумали и апробировали  способ, который позволяет упростить и ускорить процесс изготовления бумаги. Вместо рамки мы использовали поднос и махровое полотенце. На поднос мы положили полотенце, на которое выложили бумажную массу. Удалили лишнюю влагу с помощью другого полотенца, аккуратно придавливая его. Оставили для просыхания в теплом месте. Этот способ позволяет получить бумагу более гладкую, более тонкую и плотную. С такой бумагой немного легче работать.  

У нас получилось несколько видов самодельной бумаги, полученной из бумажных отходов.  

Затем мы решили изучить свойства полученной бумаги в ходе различных опытов.

 

 Полученная нами бумага шершавая на ощупь, плотная, больше похожа на картон, плохо режется ножницами, но легко рвется. Бумага хорошо впитывает воду, ее цвет можно изменить с помощью краски. Так как  полученная бумага неровная, на ней трудно писать ручкой и рисовать карандашами. Гораздо легче рисовать фломастерами и красками. Бумага хорошо склеивается клеем ПВА.  

Познакомившись со свойствами полученной бумаги, мы приступили к изготовлению поделок. Вместе с ребятами сделали несколько интересных поделок.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе изучения научной и  познавательной литературы нами был освоен и практически апробирован алгоритм получения бумаги из бумажных отходов.

Мы смогли получить бумагу из макулатуры, хотя полученная бумага отличается от фабричной. Эту бумагу трудно использовать для письма и рисования карандашами, но ее можно использовать для рисования и изготовления поделок . Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях. В ходе работы мы  узнали, что бумагу можно получить не только из древесины, но и из макулатуры. Фабрики, перерабатывая макулатуру,  сохраняют деревья в лесах живыми. А это очень важно, ведь лес - это дом для многих животных: зверей, птиц, насекомых. Использование переработанной бумаги поможет сохранить наши леса, нашу родную природу!

Перспектива. В нашем городе на базе учреждения «Гелиос»  работает завод по переработке макулатуры. Мы хотим провести в нашем детском саду акцию «Вторая жизнь бумаги». В ходе данного мероприятия планируем рассказать дошкольникам  о важности рационального отношения к бумаге, а также  организовать сбор  макулатуры с целью ее дальнейшей переработки. Мы надеемся, что данная акция будет способствовать формированию экологической культуры подрастающего поколения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» / под ред.  С.И. Вавилова. 2-е изд. Государственное  научное издательство  «БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1949—1951. Т.6.
  2. «БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» / под ред.  Б.А. Введенского. 2-е изд. Государственное  научное издательство  «БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1951—1958. Т.26.
  3. «Большая книга интересных фактов». М.: ЭКСМО, 2010.
  4. Дацкевич В. Как делают книгу. М.: Детская литература, 1987.
  5. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. М.: Педагогика-пресс, 1997.
  6. Зубков Б.В. Книжка про книжку. М.:«Малыш, 1984.
  7. «Что такое Кто такой». М.: Педагогика,1980.
  8. Шулькина Н.В. Пусть всегда будет книга!. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1988.
  9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. М.: Издательство АСТ;М.: Издательство Астрель, 2000.
  10. http://ecology-of.ru/makulatura
  11. http://nature-time.ru/2014/04/pererabotka-makulaturyi/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вторая жизнь бумаги"

Проект "Вторая жизнь бумаги" - социальный проект направленный на воспитание экологической компетентности старших дошкольников...

"Вторая жизнь бумаги" Исследовательский проект.

"Вторая жизнь бумаги" - проект, занявший первое место на окружном  фестивале "Я - исследователь". Участники проекта дети 6 -ти лет. Познавательные интересы детей иногда поража...

проект "Подарим вторую жизнь бумаге– Спасем лес вместе!»

Формирование экологической грамотности ддетей, бережное отношение к природе и окружающему миру....

ДЭП Акция "Вторая" жизнь бумаги"

Акция "Вторая" жизнь бумаги" Детский Экологический Патруль МБДОУ №7 (с экологом Сомовой И. В.) не мог пропустить такое важное событие, как подготовка к акции по сдаче макулатуры.Од...

Презентация "Вторая жизнь бумаге"

Презентация поможет рассказать детям как проиходит процесс изготовления бумаги, как мы можем переработать ненужную бумагу и дать ей вторую жизнь....

Исследовательская работа в подготовительной группе "Вторая жизнь бумаги"

Исследовательская работа в подготовительной группе "Вторая жизнь бумаги"...

Проект «Вторая жизнь бумаги»

Проект посвящен процессу изготовления бумаги из бумажных отходов ручным способом в домашних условиях....