Использование художественных средств в формировании у детей представлений о Родине.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

 

 

 

 

 

 

В этой работе ,предоставлены рекомендации по проведению патриотического воспитания дошкольников с использованием художественнных средств : художественной литера туры, музыки, художественного искуства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование художественных средств  в   формировании у детей представлений о Родине.

                                (методические рекомендации)

 

Исполнитель:

Шкреба Людмила Валерьевна

               

                                  Содержание

Введение………………………………………………………….....................

3

1.

Теоретические аспекты организации………………………………..

6

2.

Роль художественной литературы…………………

12

3

4.

Музыкальное искусство.………………………………………

Живопись в воспитании прекрасного

14

Заключение……………………………………………………………………

17

Список литературы….

19

Приложения

Приложение 1. Конспекты занятий  по патриотическому воспитанию

20

Приложение 2. Консультация для родителей

40

                                                 

                                                          Введение.

«Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
(В.А. Сухомлинский)

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формировать чувства привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
  • Воспитать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка,  изодеятельность, художественное слово.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить  себя в  ней,   принять  русский я зык,  историю и   культуру  страны  как с вои собственные.

При знакомстве детей с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.

Патриотическому и интернациональному воспитанию детей дошкольного возраста уделяли значительное внимание Р.И. Жуковская, В.Г. Нечаева, Д.В. Менджерицкая, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Э.К. Суслова.

В период реформирования дошкольного образования большое значение уделяется вопросу ознакомления дошкольников с историей и культурой русского народа.

За последние годы в стране произошли большие перемены. Материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Однако в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности

 краеведения как средства патриотического воспитания.

Появился новый взгляд на «старые» проблемы. Если в прежние годы (советский период) воспитание любви к родине рассматривалось через призму воспитания отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д. Ушинского – народность, приобщение к национальному как базе патриотического воспитания.

Имеются исследования (М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Е.Ф. Лукиной и др.), освещающие положительную роль художественной литературы в нравственном воспитании детей.

Н.Г. Зеленова и Л.Е. Осипова предлагают систему работы с детьми дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы живем в России». Результатом освоения этой программы является воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско- патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России [9, 3].

Содержание и технологию ознакомления детей с родным краем раскрывают Н.Г. Комратова и Л.Ф. Грибова в методическом пособии «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 (6-7) лет» [15].

С.А. Козлова определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребенка она считает создание определенной обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее. Наиболее эффективными в формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств являются художественные средства [14, 135].

Характеристика патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста в ДОУ

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре [9, 4].

Прежде всего, это опыт общения со сверстниками, опыт выполнения нормативных требований педагога, которые одинаковы для всех детей,

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.

Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к людям другой национальности [9, 3].

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Патриотизм – это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно. Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края [16, 32].

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных жизненных ситуациях, но и каждодневной трудовой и духовной жизни народа [4, 49].

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на благо ее [8, 8].

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это ппатриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия [12, 5].

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать все содержание дошкольного образования [21, 6].

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

• Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

• Воспитание уважения к труду.

• Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

• Формирование элементарных знаний о правах человека.

• Расширение представлений о России, ее столице.

• Знакомство детей с символами государства – гербом, флагом, гимном.

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности – на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь – в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками [16, 33].

Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказываться.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов [16, 32].

Ознакомление с окружающим в детском саду проводится как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. Формы работы разнообразны. Используются специально организованные наблюдения, дидактические игры, рассматривание картин, чтение и рассказывание художественной литературы. Новой формой работы с детьми пятого года жизни является беседа, которая применяется на занятиях и вне их. В процессе беседы впечатления и знания, полученные детьми ранее, систематизируются, уточняются и закрепляются [22, 52].

Для того чтобы закрепить и расширить представления детей о родном крае, воспитатель проводит в разное время года экскурсии и прогулки по улицам города, в ближайший парк или лес, на реку и т.д. Важно, чтобы дети увидели, как прекрасны их родные места (улицы города, природа). Необходимо, чтобы экскурсия не только очувства (желание беречь природу, поддерживать чистоту и порядок на улицах города).

Постепенно у детей начинают появляться первые ростки бережного отношения к природе. Важную роль в этом играют также наблюдение за трудом взрослых и посильное участие в нем самих детей [22, 64].

Толерантность понимают как уважение человека к другим людям, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Поэтому основная идея воспитания толерантности состоит в необходимости привития ребенку ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности.

Культура межнационального общения – это признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом. Воспитатель при этом выступает в качестве образца, демонстрируя одинаково положительное отношение ко всем детям [18,12-14].

Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, понимания социальных явлений и др. [12, 5].

Роль художественной литературы.

Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Благодаря особым, свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам этот вид искусства привносит в жизнь детей свое индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем [7, 25].

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности, видит в них новые, раньше не замечаемые качества, приобретает новые знания об окружающем его мире [10, 8].

Воспитание художественным словом способствует появлению у ребенка живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности [4, 32].

Искусство художественного слова широко используется в целях нравственного воспитания: оно учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, в их поведении, пользуясь при этом не назидательными поучениями, а убедительными, эмоционально воздействующими средствами. Яркие, полнокровные образы произведений художественной литературы и устного народного творчества, запечатлеваясь в сознании, оказывают на ребенка сильное воспитательное воздействие [10, 28-29].

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед .

Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Благодаря особым, свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам этот вид искусства привносит в жизнь детей свое индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем [7, 25].

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности, видит в них новые, раньше не замечаемые качества, приобретает новые знания об окружающем его мире [10, 8].

Воспитание художественным словом способствует появлению у ребенка живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности [4, 32].

Искусство художественного слова широко используется в целях нравственного воспитания: оно учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, в их поведении, пользуясь при этом не назидательными поучениями, а убедительными, эмоционально воздействующими средствами. Яркие, полнокровные образы произведений художественной литературы и устного народного творчества, запечатлеваясь в сознании, оказывают на ребенка сильное воспитательное воздействие [10, 28-29].

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Благодаря особым, свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам этот вид искусства привносит в жизнь детей свое индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем [7, 25].

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности, видит в них новые, раньше не замечаемые качества, приобретает новые знания об окружающем его мире [10, 8].

Воспитание художественным словом способствует появлению у ребенка живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности [4, 32].

Искусство художественного слова широко используется в целях нравственного воспитания: оно учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, в их поведении, пользуясь при этом не назидательными поучениями, а убедительными, эмоционально воздействующими средствами. Яркие, полнокровные образы произведений художественной литературы и устного народного творчества, запечатлеваясь в сознании, оказывают на ребенка сильное воспитательное воздействие [10, 28-29].

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить проведения бесед по прочитанным художественным произведениям.

Музыкальное искусство - как средство патриотического воспитания дошкольников.

Система работы по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства» представлена через организацию тематических, комплексных, интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей. Встреча с музыкой,  поражает воображение детей, помогает воспитать чувства. Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях?
Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Возникает вопрос: «Как это сделать, ведь далеко не всякий взрослый может слушать классическую музыку?» Все верно, не может, но именно потому, что как раз был лишен этого в своем дошкольном детстве. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше.Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. 

 Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.
Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными.
Классификация фольклора представлена следующими группами жанров:
Русская песня – это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами. Поэтическими оборотами (зимушка – зима, травушка – муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня – простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки и др), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка – говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие.
Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.
Первое знакомство детей с элементами плясок происходит на музыкальном занятии, когда воспитатель показывает под музыку определенное движение полностью. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.
Обучая детей игре на народных шумовых инструментах, в частности на ложках, помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольников, активно влияет на развитие координации движений и быстроты реакции.

Однако воспитание любви к своему народу, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов.

Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама. близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему..
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах.
На праздник «День Победы» к ребятам приходят ветераны той страшной войны. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и  музыкального руководителя   детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

Живопись в воспитании прекрасного.

А. А. Блока пишет: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети» [2, с. 32].

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить взрослых, умением видеть окружающий мир [1, с. 12]

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико, без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование личности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира... Эмоциональная насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества». Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат любить родной край, его природу, людей. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентации, как, например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Рассмотрим подробнее основные функции изобразительного искусства в воспитании подрастающего поколения [4, с. 9].

Любое произведение искусства строится по определенным, логичным представлениям художника об окружающем мире, о смысловых связях между явлениями и предметами, об их назначении. Так детей подводят к осознанию замысла художника (о чем написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства [5, с. 44].

Воспитательная функция искусства. Более полное познание детьми произведения изобразительного искусства позволяет воспитателю не только развивать у них интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения.

Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его к труду, к ценностям, которые создает народ.

Приобщая детей к живописи как виду искусства, можно воспитывать нравственно-патриотические чувства дошкольников [9, с. 7].Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации.В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания картины.

Старших дошкольников знакомят с новым видом искусства — живописью. Продолжая обучать детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать, в их представлении такие понятия, как «содержание» и «выразительные средства» (что изображено на картине и как выражено), учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест). Дети пытаются не только называть, что и как изображено на картине, но и определять, какие отношения в ней выражены, как относятся друг к другу люди, соотносятся ли предметы, изображенные художником, с реальными, каково отношение художника к содержанию произведения.

При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явлении. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране, а также произведения, посвященные знаменательным событиям.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к своему краю, воспитает положительное и бережное отношение к нем

                                     

                                         Заключение


Родина… Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм - животворный и неиссякаемый источник развития общества [15].

Анализируя понятие «патриотизм» в различных источниках, можно сказать, что наряду с различиями здесь присутствуют сходства, с помощью которых можно вывести такое определение понятия «патриотизма» - любовь и преданность Отечеству; уважение к культуре и лучшим национальным традициям; сознание гражданской ответственности за судьбу Отечества; готовность защищать интересы Родины. Можно сделать вывод, что при всех социально-политических государственных системах это определение патриотизма является оптимальным.

Целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств у детей начинается с дошкольного возраста, когда происходит фактическое становление личности, развитие нравственной её основы. Дошкольный возраст - это сенситивный период развития любви к родным местам, воспитания начал патриотизма.

Проблема гражданского и патриотического воспитания занимала и по праву занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований. Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным и организованным; расширяются представления и углубляются нравственные чувства детей.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

К сожалению, в последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность.

Воспитание любви к Родине - основа воспитания патриотизма, а любовь к Родине всегда начинается с любви к своему городу. История города - это живая история, она отражается в биографии семьи, и в судьбе поколений. Чтобы даты перестали быть хронологией, а факты - перечислением, чтобы за именами вставали живые люди, необходимо пробудить интерес детей, заставить работать воображение.

Каждый педагогический коллектив должен знать и всегда помнить, кого он воспитывает: гражданина-патриота, созидателя, умеющего достойно реализовывать свои способности на родной земле или разрушителя, который будет ненавидеть свою Родину и народ, среди которого он живет. И дело не столько в задачах самого государства, сколько в благополучии подрастающего поколения, в его психическом и нравственном состоянии, способности к самореализации. Ведь человек может быть счастливым только в любви, прежде всего, когда он любит сам.

Список литературы….

1.Малахова, Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/ Сост. Л. Малахова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.-253 с.

 2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада /Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.

3.. Грибок В.В., Рыбакова И.А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2013. – №1

Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – 2-е изд,

перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 238 с.

4.. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников (Средняя группа). – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972. – 152 с.

6. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

 «Академия», 2001. – 416 с.

7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224 с.

………………………………………………………

Приложение 1.

Конспект занятия по изобразительной деятельности по теме

«С чего начинается Родина»

Подготовительная к школе группа

Цели:

  1. Формировать у дошкольников чувство патриотизма путём осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина.
  2. Продолжать учить детей находить прекрасное в работах великих русских художников.
  3. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность.
  4. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.

Оборудование:

  • Репродукции с картин: Юон К.Ф. «Купола и ласточки», «Весенний солнечный день», Шишкин «Рожь», Грабарь «Светлана», Паленов «Заросший пруд», Саврасов «Грачи прилетели»;
  • Ребус;
  • Гуашь, кисти № 3, % 4, мольберт,
  • Стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина».

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Предварительная работа: 

  • Рассматривание картин на тему «Моя семья», «Мой город», «Родная природа»;
  • Беседы с детьми о прошлом и настоящем нашей страны;
  • Чтение художественной литературы о семье;
  • Рассматривание открыток с изображением памятных мест родного города.

Ход учебной деятельности.

    Дети заходят в студию. Звучит музыка.

    Руководитель: Здравствуйте, ребята! Полюбуйтесь на выставку картин, которую я приготовила для вас. Подходите, рассматривайте, задавайте вопросы.

    Обратите внимание на панораму этого города. Константин Фёдорович Юон изобразил её с высоты птичьего полёта. Если бы мы были птицами, то увидели бы город так же: крыши, купола - крупным планом, а кусты, людей, животных - очень мелкими.

    А вот ещё одна панорама города, только старинного. Художник написал свою семью возле родного дома.

    Грабарь изобразил портрет своей племянницы Светланы.

    А вот это – самое любимое место отдыха художника Поленова – заросший пруд.

    Шишкину же очень нравилась просёлочная дорога, идущая через поле золотой пшеницы

    Рассмотрели? Проходите в избу, присаживаётесь на лавочки. Посидим рядком, поговорим ладком. А о чём поговорим, вы узнаете, разгадав ребус.

    На орбите нашей планеты вы видите буквы. Давайте назовем их.

Дети: о, р, н, д, и, а.

Руководитель:  Молодцы. А теперь постарайтесь составить слово. Самое сложное – это угадать с какой буквы начать. Кто разгадал, подождите немного – дайте возможность всем ребятам догадаться, что в ребусе зашифровано. Какое слово у вас получилось?

Дети:  Родина

Руководитель: Правильно! Молодцы!

    Сегодня мы поговорим о Родине.

    Скажите, какие картины, которые вы только что рассматривали, вам понравились и что на них изображено?

(Ответы детей)

   Руководитель:  Да, художники написали портреты родных людей, панорамы городов, картины родной природы. А как это можно назвать одним словом?

 Дети: Родина!

 Руководитель:    Предлагаю вам послушать стихотворение Матусовского

«С чего начинается Родина»

       С чего начинается Родина?

       С картинки в твоём букваре.

       С хороших и верных товарищей,

       Живущих в соседнем дворе.

       А может она начинается

      С той песни, что пела нам мать,

      С того, что в любых испытаниях

      У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле

Под ветром, качаясь, растёт.

А может она начинается

С весенней запевки скворца

И этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской будёновки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может она начинается

 Со стука вагонных колёс

 И клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс

  Руководитель:  - С чего же начинается Родина для автора этого прекрасного стихотворения?

Дети:  с друзей, с букваря, с маминой песни, со скамейки у ворот, дороги, берёзки…

 Руководитель:    - А с чего начинается Родина для вас?

Дети:   с любимых игрушек, дома, родителей, сказок, детского садика…

   Руководитель:  Родина – это место, где ты родился, вырос, где живут твои друзья, твоя семья. Это твой город, твоя страна, природа, что окружает тебя.

   Руководитель:  - Кто знает – какое дерево является символом нашей страны?  Дети: Берёза

   Руководитель:  - А как называется наша страна?

Дети: Россия

    Руководитель: В России проживает очень много людей, но их объединяет одна Родина. А как Родину можно ещё назвать?

Дети:   Отчизна, Отечество.

   Руководитель:  Прислушайтесь к этому слову: «Родина». Оно так близко к таким словам, как родня, родной, родимая. Кого мы так называем?

Дети:  Маму, папу, дедушку, бабушку, братьев, сестёр…

   Руководитель:  Мы произносим эти слова, и от них веет уютом, теплом и спокойствием. Родные люди нам дороги. Мы стремимся всегда быть рядом с ними, беречь их, не огорчать, а всегда радовать. Анечка приготовила стихотворение про семью. Давайте его послушаем.

 (Чтение стихотворения ребёнком)

  Руководитель:   Много хороших слов вы сказали про Родину. А сейчас, пробуйте показать в своих рисунках, с чего она начинается для вас.

    Проходите в студию, занимайте свои места, а я раздам ваши подмалёвки. Подумайте, что вы будете рисовать, с чего начинается Родина для вас.

Самостоятельная работа.

Дети рисуют красками.

Итог занятия.

   Руководитель:  Кто желает рассказать о том, что нарисовал?

    А ты, Аня, что нарисовала?

    С чего начинается Родина для тебя, Вика?

    Я вижу, что ваши работы выполнены с любовью. Очень хорошо, когда люди любят свою Родину. От этого она становится богаче, сильнее, красивее.

Я предлагаю устроить выставку ваших рисунков и назвать её «С чего начинается Родина».

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

(для старшего дошкольного возраста)

Тема: «Россия – Родина наша» (итоговое занятие)

Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников.

Программное содержание:

- продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;

- познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;

- продолжать знакомить детей с Кемеровской областью; дать представление о том, что Новокузнецк является частью Кемеровской области;

- продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;

- закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг);

- обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;

- развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;

- продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;

- продолжать учить детей понимать и объяснять суть пословиц.

Оборудование: карта мира, карта Кемеровской области, глобус; иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг); герб города Новокузнецка; гербы других стран и городов; портрет президента и губернатора Кемеровской области; монеты и предметы с изображением различных гербов; рисунки детей по теме: «Герб моей семьи», «Мой любимый город».

Словарная работа: существительные: Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг; прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать, воспевать, гордиться, тосковать.

Предшествующая работа:

- рассматривание иллюстраций по заданной теме;

- чтение художественной литературы о родной стране;

- заучивание стихотворений о родной Земле;

- рассматривание семейных фотографий;

- изготовление семейного герба (совместная работа детей и родителей);

- беседы по темам: «Моя Родина», «Моя семья», «Мой любимый город», «Достопримечательности нашего города», «Я русский Человек»;

- конкурс на лучший рисунок по теме «Мой город».

Ход занятия:

Данное занятие можно провести в музыкальном зале, это позволит детям свободно «передвигаться по станциям». Можно, чтобы данную «экскурсию» провел какой-нибудь герой, или провести это занятие в виде викторины.

Воспитатель – экскурсовод встречает детей:

- Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, на сколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то нового для себя. Вы готовы отправиться  в нелегкий путь и проверить свои знания? Итак, вперед…

Станция №1 «Адрес моей страны»

Воспитатель:

- мы живем в огромной прекрасной стране. Это большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия)

Один из ребят читает, заранее выученное, стихотворение «Наш дом»:

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Далее воспитатель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он – Евразия.

- Ребята, а как называем мы людей которые живут в нашей стране? (россияне)

Далее воспитатель предлагает детям отыскать свою страну на глобусе.

- Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент). Воспитатель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. Воспитатель показывает портреты президента страны и губернатора Кемеровской области. Интересно, а как же эти люди стали президентом или губернатором? (воспитатель уточняет, что их выбрал народ).

Станция №2 «Знаки и символы»

Воспитатель: - вторая наша станция называется «Знаки и символы». Обратите внимание на эти иллюстрации, у них есть что-то общее. Кто знает, что на них изображено? (гербы). Эти гербы разных стран. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение. Давайте найдем герб нашей страны, и посмотрим на него внимательнее…

Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение «Герб России»:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:

Орел – царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону … Итак, герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

Далее все вместе рассматриваем другие гербы. Находят сходство и отличия нашего герба от других гербов.

- Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг)

- Как выглядит флаг нашей страны? С чем мы сравниваем эти цвета? (ответы детей). Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение «Флаг России»:

Белый цвет-березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Далее воспитатель показывает детям флаги других стран, на которых есть такие же цвета как на нашем флаге (например: Чехия, Югославия, Словения, Хорватия).

Станция №3 «Плясовая»

Воспитатель предлагает детям вспомнить еще одну отличительную особенность России от других стран. Это русские – народные танцы. Все дружно вспоминаем русские – народные движения. Затем, детям предлагается под музыку станцевать русский – народный танец (можно взять танец, который дети разучивали на музыкальных занятиях).

Станция№4 «Мой город»

- Следующая станция «»Расскажи о своем городе». Посмотрите на картинки, фотографии, рисунки…вы узнаете этот город? (Новокузнецк).

- Ребята а вы знаете, что у нашего города, тоже есть свой герб? Ребята рассматривают герб города Новокузнецка, выясняют его особенность и сравнивают его с гербами других городов:

Санкт-Петербург: два серебряных якоря и золотой скипетр говорят о том, что город стоит на реке, является морским портом; скипетр напоминает о том, что город был столицей Российской империи.

Саратов: город связан с водой, изобилие рыбы.

Петропавловск – Камчатский: особенность природы – три извергающих вулкана.

Ярославль: медведь – лесной край, медведь символ мудрости и силы. Княжеская шапка – корона, повествует о том, что город этот древний.

После этого, воспитатель показывает детям отдельную карту Кемеровской области, на которой они вместе находят свой город. Смотрят, какие еще города есть в Кемеровской области.

- Ребята, что вы можете рассказать про свой город? Какие улицы вы знаете? Назовите самые любимые места в городе, которые вы посещали вместе с родителями. (рассказы детей).

При составлении рассказа можно смотреть на рисунки, фотографии.

Станция №5 «Моя семья»

Воспитатель: - эта станция называется семейная (обращает внимание детей на семейные фотографии). Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья). Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники). Как вы думаете, в нашем городе живет много семей? Как можно назвать человека, который родился и живет в Новокузнецке? (новокузнечанин).

- Мы сегодня с вами говорили, что страны и города имеют свои отличительные знаки – гербы. Но герб может быть и у семьи. Семья – это тоже маленькое, дружное государство, у которого есть свои интересы, законы, традиции, занятия.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают семейные гербы, которые дети рисовали дома с родителями. Дети сами объясняют значение символов, нарисованных на своем гербе.

Станция №6 «Финишная»

- Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

1. Как называется страна, в которой мы с вами живем?

2. Как называется наш город?

3. На какой улице ты живешь?

4. Что изображено на российском гербе?

5. Как называет людей, которые живут в Кемеровской области? В городе Новокузнецке?

6. Какие цвета присутствуют на Российском флаге?

7. Какие города Кемеровской области ты знаешь?

8. На каком материке мы живем?

9. Зачем стране нужен флаг?

10. Кто управляет нашей страной?

11. Назови столицу нашего государства?

12. Объясни пословицу «Всякому мила своя сторона», «Родная сторона мать, а чужая-мачеха».

Завершить занятие можно стихотворением «Моя Родина»:

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Воспитатель вручает детям небольшие сувениры (шоколад РОССИЙСКИЙ) и благодарит за интересное путешествие.

Тематическое занятие «Россия — родина моя»

(для детей старшей группы)

Цель:

Формировать патриотические чувства средствами музыки.

Задачи:

-Расширять представление о родной стране. Средствами музыкального искусства.

-Формировать интерес к «малой» Родине.

-Формировать представление о том, что Россия — огромная многонациональная страна

-Познакомить с тем, что Москва — столица нашей Родины

-Продолжать знакомство с гербом, флагом и гимном РФ.

Музыкальный руководитель:

У каждого листочка,                                                                А там, где мы родились,

У каждого ручья                                                       Где радостно живём.

Есть главное на свете,                                                    Края свои родные,

Есть Родина своя.                                                        Мы родиной зовем

Сегодня мы еще раз поговорим о Родине, о России, о ее необъятных просторах, воспетых в стихах, песнях.

Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть Родина, то есть родное место.

Наша страна очень большая, необъятная.

 Ребенок

Если долго, долго, долго                                             Ленты рек, озера, горы.

В самолете нам лететь,                                               Мы увидим даль без края,

Если длго, дого, долго                                                 Тундру, где звенит весна,

На Россию нам смотреть,                                            И поймем тогда какая,

То увидим мы тогда                                                      Наша Родина большая,

И леса, и города,                                                          Необъятная страна

Океанские просторы,

Исполняется песня "Моя Россия" Г.Струве.

Музыкальный руководитель:

В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва - столица нашей Родины. Здесь находится Кремль, где сидит самый главный человек в нашей стране — президент. Он управляет страной.

       

     Ребенок                                  

   Город чудный, город древний,

Москва — это Красная площадь,                                Ты вместил в свои концы 

Москва — это башни Кремля                                      И посады и деревни,

Москва — это сердце России,                                     И палаты и дворцы.

Которое любит тебя!

"Родина, Россия". Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира - в России. Россия наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).наша малая Родина. Место, где мы родились и живем.

1. Как называется город (село), где ты живешь?

Наша малая Родина находится рядом с великим городом Москва, и называется Подмосковье.

Ребенок

В нашем светлом Подмосковье,    Хоровод берез на взгорье,              Здесь у нас под небом

Как моря шумят леса,                     Древний город над рекой.               Возле каждого крыльца

И глядят на нас с любовью            Никогда мы, Подмосковье              Начинается Россия

Луговых цветов глаза.                     Не расстанемся с тобой!                Звонкой песенкой скворца.

Мы знаем замечательную песню Т. Попатенко «Очень любим Родину»

(Исполняют 1 и 2 куплет и разучивают 3 куплет)

Музыкальный руководитель:

Как называют людей, чья Родина - Россия? (Россияне.)

В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян - русские.

Ребенок

Живут в России разные                                               Один — рыбак с рожденья,

Народы с давних пор.                                                  Другой — оленевод.

Одним тайга по нраву,                                                  Один кумыс готовит,

Другим — степной простор.                                        Другой готовит мед.

У каждого народа                                                         Одним милее осень,

Язык свой и народ.                                                       Другим милей весна.

Один Черкесску носит,                                                 А Родина Россия 

Другой надел халат.                                                     У нас у всех одна.

.Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

Россия является и нашим Отечеством - местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей.

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Но исторически сложилось так, что государство имеет три основных символа - Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный Гимн.

Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный - смелость, любовь и красоту. Белый -чистоту и ясность, миролюбивость.

Ребенок

Белый цвет — березка

 Синий — неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Герб России - двуглавый орел - символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Ребенок

У России величавой

На горбе орел двухглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный

Музыкальный руководитель:

Гимн - самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественны*случаях.-Где вы слышали исполнение гимна?

Показ видеоряда: вручение наград ученым, спортсменам, деятелям культуры, принятие присяги

молодыми воинами.

-Как ведут себя во время исполнения гимна?

Исполняется и слушается гимн стоя. Звучанием гимна начинается и завершается день нашей Родины.

Вслед за последним ударом Кремлевских курантов звучит величавая и торжественная мелодия - гимн

России. Давайте и мы, как настоящие граждане России, послушаем Российский гимн стоя.

(Слушание).

Исполняется 1й куплет Гимна РФ

Музыкальный руководитель:

Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт - Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям. Музыку к гимну написал известный композитор - А. Александров.

Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Русь богатырская.

Где кто родился, там и пригодился.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Цель: воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию, познакомить детей с гербом, флагом, гимном страны, развивать интерес к историческому прошлому России, воспитывать любовь к Родине.

        

Конспект занятия по окружающему миру «Страна моя –Россия»

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию по нашей родной стране. Вы готовы?

 (дети отвечают…)

Воспитатель: - А как называется  страна, в которой мы живем?

 (дети отвечают…)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на нашу выставку (пейзажи гор, полей, морей, городов), что вы видите?

 (дети отвечают…)

Воспитатель: - Это наша бескрайняя Родина - Россия! Россия является самой большой и одной из богатейших стран. У каждой страны есть свой герб, флаг, гимн. Давайте вспомним, что мы знаем о гимне и флаге. Что изображено на гербе?        

У России величавой

           На гербе орел двуглавый

           Чтоб на запад на восток

           Он смотреть бы сразу смог

           Сильный, мудрый он и гордый

Он - России дух свободный.

Воспитатель: А какие цвета изображены на флаге России?

           Белый цвет-березка

           Синий - неба цвет

           Красная полоска -

облачный рассвет

         Воспитатель: Правильно ребята, а еще белый цвет – это благородство и чистота, синий - честь русского народа, а красный - наша любовь к России.

Герб и флаг, дети, это символы России, а еще у России есть гимн - давайте послушаем… (звучит гимн)…

Ребята, еще у нашей Родины есть другие символы, по которым ее узнают во всем мире, какие?...

 (дети отвечают…)

Воспитатель: Правильно! Это русские матрешки, балалайка, песня «Калинка», хоровод «Во поле березка стояла». Этот хоровод водили много лет назад и его до сих пор знают современные дети. А мы с вами давайте поиграем в игру - хоровод «Березка»

(дети водят хоровод)

Воспитатель: А вот и гости к нам пожаловали…

(появляются куклы в русских народных костюмах)

Воспитатель: В таких костюмах ходили наши далекие предки россияне. Хотите услышать рассказ про русскую старину?

 (дети отвечают…)

Воспитатель: В далекие богатырские времена людским жилищам часто угрожали враги. Дворы в старой Руси были очень просторные, кругом загораживали их высокими заборами, с острыми наконечниками. Дома были деревянными и складывались из сосновых и дубовых брусьев .Складывались брусья с особым уменьем. Зажиточные, богатые люди строили себе дома высокие, с чердаками. У простолюдинов дома были черные, без труб. Главным украшением домов были образа(иконы), поэтому люди были очень верующими.(показ иконы). А в ваших домах есть иконы?

 (дети отвечают…)

Воспитатель: Посуда для пищи делалась из глины и дерева и украшалась резьбой (показ выставки) Кушанья были просты и однообразны. Русские люди ели ржаной хлеб. Из кушаний, сделанных из теста, первое место занимали пироги, оладьи, сырники, блины. Каши приготавливались из круп овсяных, гречневых. Пшенная каша была редкостью.

 (пробуют каши).

Русский народ приводил в изумление иностранцев своей терпеливостью, твердостью характера. Люди с  детства приучались переносить голод и стужу. Ребятишки бегали в одних рубашках , без шапок, босиком по снегу в трескучие морозы. От болезней русский народ искал средства в церковных обрядах и прибегая к помощи травников-лекарей.

Ребята, а мы с вами используем народную медицину?

(дети отвечают…)

(играет народная музыка, выходит скоморох…)

         Скоморох: Все! Все! Все! На ярмарку спешите! Приходите без стеснения, билетов не надо! Предъявите только хорошее настроение! Приходите, разомните кости! Сегодня ярмарка приглашает в гости!

Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто это?

         (дети отвечают…)

Воспитатель: А вот мы с вами попали на ярмарку! Русские люди очень любили ярмарки, веселье. У них были свои музыкальные инструменты. Дети, а какие русские музыкальные инструменты вы знаете?

         (дети отвечают…)

Воспитатель:  Правильно, дудочка, гармошка балалайка, шумелка. Играли на них скоморохи. Они еще разыгрывали роли, наряжались в старинные платья, надевали на себя маски. На ярмарках люди веселились, водили хороводы, катались на качелях, играли в игры…

         (дети играют в игру «Бабка - ёжка»)

 Еще на ярмарку съезжались умельцы русские, чтобы показать свое мастерство.

         (показ матрешек и шкатулок)

А что вы видите на нашей ярмарке?

         (дети отвечают…)

Воспитатель: Все умеет русский человек! Превращать железо в изящную посуду, камень в ожерелье и шкатулку, дерево в посуду и игрушки. Слава о таланте русских умельцев разлетелась по всему миру. И в настоящее время русский народ продолжает удивлять весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью и добротой сердец. Русский народ воспевает свою любовь к Родине в стихах и песнях. Ребята, а давайте вспомним стихи о Родине, которые мы учили…

3реб.                  Наш любимый край Россия

                            Где в озерах синева

                            Где березки молодые

                            Нарядились в кружевах

4 реб.        Небо синее в России

                   Реки синие в России

                   Васильки и незабудки

                   Не растут нигде  красивей.

5реб.                   Москва - это Красная площадь

                            Москва - это башни Кремля

                            Москва - это сердце России

                            Которое любит тебя.

6реб.         На карте мира не найдешь

                   Тот дом, в котором ты живешь,

                   И даже улицы родной

                   Ты не найдешь на карте той

                   Но мы всегда на ней найдем

                   Свою страну - наш общий дом.

Воспитатель:  Ребята, сегодня  мы с вами, совершили путешествие в прошлое России. Вам понравилась  наша экскурсия?

                   (дети отвечают…)

В конце нашего путешествия, хочу сказать, что мы русские люди- и должны с гордостью носить свое достойное имя.


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ

ИСКУССТВА

ПРИТЧА О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА

Программное содержание

  • Воспитывать интерес к произведениям искусства. Учить детей рассматривать
    слайды, замечать художественные средства выразительности.
  • Побуждать детей рассуждать.
  • Развивать воображение, творческую активность.
  • Познакомить со значением слова «притча».
  • Использовать в активной речи слова: «музей», «литература», «скульптура»,
    «памятник», «произведения искусства».
  • Воспитывать чувство уважения и любви к стране, в которой живем.
  • Учить детей работать в коллективе, выполнять общую задачу, уметь слушать друг
    друга.
  • Способствовать эмоциональному восприятию картины и других произведений
    искусства.

Наглядный материал: костюм сказительницы, слайды картин В.Васнецова, В.Шишкина, произведения декоративного искусства, иллюстрации картин русских художников, куклы бибабо,ширма, книга с иллюстрациями картин, скульптур.

Ход НОД

Воспитатель приглашает детей в помещение театра.

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? А кто их придумывает? Кого из сказочных героев вы знаете?

Сказка — это волшебный мир, наполненный чудесами, невиданными героями, волшебными и фантастическими силами. В сказке   | всегда встречаются Добро и Зло. Они борются друг с другом: Иван Царевич с Кощеем, Богатырь со Змеем Горынычем, добрая фея со злой колдуньей. Кто всегда побеждает в сказках?

Но бывают сказки и с грустным концом. Например, «Снегурочка» или «Русалочка». Есть и такие, которые совсем не похожи на сказки, а скорее на историю о древних временах. И тогда того, кто ее рассказывает, зовут уже не сказочник, а сказитель. Вот и сегодня я буду не просто Светлана Борисовна, а сказительница.

Воспитатель одевается в «сказительницу».

Воспитатель. Хочу поведать вам, дорогие ребята, сказ один. И даже не сказ, а притчу. Притчей в старину называли рассказ, в котором скрыт иной смысл, и притча обязательно чему-то поучает. Притча всегда рассказывалась особенным языком, и в ней всегда была загадка. Давайте ее разыграем.

Звучит музыка. Воспитатель достает ростовую куклу (царь) и сажает ее на «трон».

Воспитатель. Давным-давно жил был царь. Сильный, здоровый, в расцвете лет, книжки любил читать про страны разные, про диковинки всякие. И вот однажды позвал он к себе советников.

Воспитатель предлагает детям взять кукол бибабо и быть «советниками», подойти к «царю».

Воспитатель. Позвал царь советников и говорит: «Хочу, чтобы в моем царстве-государстве было много прекрасных, дорогих вещей всяких, которые мастера по всему свету белому сделали, придумали! Идите в разные страны и привезите мне это все в мое царство-государство! Даю вам на это 10 лет. И пока не доставите мне это все, я из своих палат даже не выйду».

(Кукла-царь уходит за ширму.)

И вот во все концы света белого отправились искатели, чтобы раздобыть-найти все самое прекрасное и изумительное, что только ни может сделать человек.

Воспитатель дает задание детям-советникам разойтись в разные концы зала (на сев&р, на юг, на запад, на восток), выбирая из представленных предметов — предметы искусства.

И вот 10 лет уже на исходе. Какого только добра не привез люд простой ко двору: на телегах вез, на конях, даже на верблюдах, на кораблях. Столько всякой красоты навезли, глазом не окинуть! Вышел царь...

(Кукла-царь выглядывает из-за ширмы.)

Стал смотреть: картины, украшения, одежда, оружие, книги прекрасные, статуи необыкновенные. А еще, сколько в тюках, ящиках, мешках лежит! И говорит царь: «Желаю, чтобы мне из всего, что вы привезли, выбрали все еще более распрекрасное, неповторимое и уникальное. Даю вам на это еще 10 лет!» И снова ушел царь в свои покои. И замок закрылся.

(Кукла-царь уходит за ширму. Куклы-советники раскладывают принесенные предметы искусства.)

Прошло 10 лет. Вот уже в тронном зале советниками выставлено все самое прекрасное-распрекрасное, искусствоведами оцененное, а мастерами изученное. А сколько еще осталось...

(Из-за ширмы появляется кукла-царь.)

Вышел царь, посмотрел, прошелся туда-сюда, задумался... И говорит: «Хочу, чтобы ученые мужи моего царства-государства книжку умную написали и описали в ней все самое прекрасное и распрекрасное, что есть теперь у меня, собранное со всего белого света. Даю вам на это...»

Воспитатель. Как вы думаете, сколько царь дал сроку на выполнение этого задания? Правильно, 10 лет.

(Кукла-царь уходит за ширму. Дети сажают кукол бибабо за стол, на котором лежит книга.)

И снова царь ушел и закрылся ото всех во дворце своем. 10 лет минули. И вот несут советники да вельможи ко дверям палат царских книгу новую, писанную вензелями да узорами. Но... не стало царя, не дождался он этой книги.

Вот такой печальный конец у притчи.

Воспитатель. Напомню вам, ребята, что притча — это рассказ-загадка, т.е. рассказ, который содержит в себе особый смысл. Человек или люди, которые сочинили эту притчу, наверное, хотели нам что-то объяснить, чему-то научить. Как вы думаете, чему учит эта притча? Правильно ли поступал царь? Правильно ли он жил? А как было бы лучше ему поступить? Можно ли, сидя во дворце, увидеть все то прекрасное, что придумало и сделало человечество? Можно ли увидеть все произведения искусства, которые создало человечество, в одном месте?

Воспитатель снимает наряд сказительницы. Звучит классическая музыка.

Воспитатель. В мире столько всего удивительного, созданного талантливыми людьми: художниками, музыкантами, писателями и поэтами, архитекторами и скульпторами. И этот прекрасный мир называется миром искусства. Да и далеко ходить не надо, чтобы увидеть его. Он рядом с нами. И мы встречаемся с ним достаточно часто. Я приглашаю вас туда, где можно увидеть мир удивительных и прекрасных картин.

Воспитатель открывает занавес на сцене, где висят картины в рамках. Предлагает детям встать поближе, чтобы рассмотреть их.

Вам знакомы эти картины? Где здесь портрет, пейзаж, натюрморт? (Дети называют.)

Как вы думаете, какую страну изображали художники? Какое настроение вызывает эта картина? А как она называется?

Весь мой рассказ сопровождала музыка. А мир музыки ни с чем не сравним. Его не видно. Закройте глаза... Мы слышим этот мир, в котором можно пофантазировать, потанцевать.

Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, покачаться вправо,

влево,   покружиться   вокруг   себя,   встать   на   носочки,   снова   покружиться, опустить руки, открыть глаза и сесть напротив экрана для просмотра слайдов.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какой многообразный мир искусства: мир живописи мы видим в музеях, в мире музыки мы можем оказаться тогда, когда звучит музыка. А в мир литературы попадаем тогда, когда слышим сказки, и рассказы, и притчи. А сейчас я вас приглашаю в мир архитектуры и скульптуры.

Гуляя по нашему городу Москве, мы на каждом шагу попадаем в этот удивительный и мир.

Воспитатель показывает детям слайды.

Это красивые здания — памятники культуры, современные и старинные. Это скульптуры — памятники знаменитым людям нашей страны или статуи в музеях. Все эти произведения искусства мы можем увидеть в Москве на улицах и в музеях.

Я бы пожелала вам, ребята, не сидеть на месте, как царь из нашей притчи, который только и ждал, когда ему принесут все на блюдечке с голубой каемочкой. Нужно обладать желанием узнать много нового и интересного, а еще научиться понимать язык мира искусства. Это ведь нам только кажется, что мы все уже увидели и узнали. В мире прекрасного есть много еще таинственного и неразгаданного. Надо еще научиться видеть прекрасное. Будем учиться вместе: вы и я!

Приложение 2.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С.Михалков)

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени"

Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени          В детском саду, мы, воспитатели, формируем у дошкольников ...

«Формирование у детей представлений о малой родине в рамках реализации программы «Я живу на самарской земле».

Патриотического воспитания граждан  можно разделить на четыре направления:•военно-патриотическое воспитание («Юный защитник Отечества»);•гражданское воспитание («Юный гражданин»);•духовно-нравств...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...