«Как рассказать дошкольникам о войне?»
материал на тему

война

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как рассказать дошкольникам о войне?»

9 мая – наша страна отмечала 70 лет со дня победы в ВОВ. Многие родители ходили с детьми на праздник, на парад, салют, кто-то принимал участие в акции «Бессмертный полк». Возможно, многие задумывались, как рассказать детям о войне. А вообще, нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, ещё рано и не нужно травмировать детскую психику?

Не только можно, но и нужно говорить. Начинать это в среднем, старшем дошкольном возрасте. Старший дошкольный возраст – очень сензитивный возраст, когда дети уже могут задумываться о смерти и сами задают вопросы. Могут столкнуться со смертью, например, любимой свинки. Или задуматься о том, что бабушка старенькая и не вечная. Мы можем видеть, как играют старшие дошкольники – пять минут играют, полчаса выясняют, кто плохой. Старший дошкольник буквально зациклен на социальной стороне жизни.

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства.

Но как говорить? Что рассказывать? У детей мышление образное, представлениями, картинками, и эти образы нужно им дать. Через картины, художественную литературу, песни, фотографии, фильмы.

Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Рассказывайте об известных и значимых событиях войны. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Детская литература о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза. Сами по себе они имеют разную смысловую и эмоциональную направленность.

Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Эти произведения наполнены информационной составляющей, они показывают Героев, на которых бы хотелось быть похожим, кому подражать. Для ребёнка понятия «тяжёлый труд», «выживание», «борьба за жизнь» - размытые образы без ассоциаций. Они ни о чем не говорят, ничего не передают, не оставляют след в душе. Поэтому нужно рассказывать о войне на конкретных примерах. Четко и точно – по существу. В рассказах подобраны слова, которые дети могут понять в этом возрасте.

Одного прочтения произведения вовсе недостаточно. Необходимо чтобы, ребенок понял, о чем в книге говорится, запомнил ключевые моменты. Поэтому разберем этапы работы с произведениями:

1. Прочтение произведение. Обязательно останавливайтесь на тех словах, значения которых ваш ребенок точно не знает, и объясняйте их.

2. Анализ текста.

Вопросы могут быть разные:

1) вопросы, направленные на выявление основного замысла произведения, его проблемы: «О чём этот рассказ? », «Почему автор так назвал свой рассказ «Выходное платье»,

2) вопросы, связанные с образом героя:

а) вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к герою: «Понравилась ли тебе Катя? Почему? »

б) вопросы, обращающие внимание на внешний облик, портрет героя: «Какой ты ее себе представляешь? »;

в) вопросы, позволяющие ввести детей в ситуацию произведения, сделать их участниками событий: «Что бы вы сделали на месте Кати? ».

г) вопросы, обращающие внимание на мотивы поступков. Подобные вопросы заставляют детей размышлять о причинах и следствиях поступков, замечать логическую закономерность событий.

У детей с дизартрией интонационные возможности характеризуются рядом особенностей: нечётким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз, логического ударения, ритмических и слого-ритмических структур, ошибочным употреблением словесного ударения, ограниченными возможностями голоса, а также некоторыми изменениями темпо-ритмической организации речи.

Помимо игр, упражнений способствующих развитию просодических функций перед детьми должны быть яркие образ интонированной речи. Если наша речь не эмоциональная, лицо анемичное то, что можно требовать от детей.

Читать рассказы, стихотворения о войне нужно максимально эмоционально. Трагизм, горе, гордость, наше отношение к войне, к героям дети должны понять через восприятие нашей интонации.

Рассказы читаем спокойно, чуть медленнее читая главные моменты. Стихотворения – пафосно, т. к. стихи – это эмоциональная составляющая патриотического воспитания. Дети должны понять смысл стихотворения, через восприятие интонации.

Этапы заучивания стихотворения:

1. Прочитайте стихотворение эмоционально, с выражением.

2. Обязательно найдите и объясните те слова в тексте, которые могут быть не понятны для малыша. Когда все будет понятно, прочтите стихотворение, расставляя все акценты.

3. Прочитайте стихотворение ещё раз медленно, расставляя смысловые акценты. Расскажите, кто автор стихотворения и когда оно было написано.

4. Покажите иллюстрации, которые нарисовал художник, и в это время прочтите стихотворение ещё раз.

5. Теперь можно приступать к заучиванию. Скажите ребёнку: «Давай выучим это стихотворение наизусть. Ты постараешься его запомнить, а я тебе помогу».

Приемы заучивания стихотворений

Предложить ребёнку рассказывать по строчке по очереди. Сначала взрослый, потом ребёнок и наоборот.

Можно заучивать стихотворение, сопровождая слова действиями по ходу содержания.

Дошкольникам с хорошей зрительной памятью присуще наглядно-образное мышление. Запомнить стихотворные строчки им поможет картинка – схема, которую показывают одновременно с чтением стихотворения, изобразить то, о чём в нём говорится, отделяя каждую строчку – картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности при этом не имеют значения, качество рисунков не влияет на продуктивность запоминания. Предложите ребёнку несколько раз повторить стихотворение по «картинному плану». Через некоторое время картинку – схему можно убрать.

Если стихотворение большое, можно учить его по частям.

У некоторых дошкольников преобладает логическая память. После предварительной работы прочитайте первые строки стихотворения и предложите ребёнку своими словами рассказать, что было дальше. Если он остановился, зачитайте соответствующую строку текста и попросите продолжить рассказ. Затем предложите вспомнить, какими словами автор описал то или иное явление или событие. Таким образом, ребёнок постепенно запомнит весь стихотворный текст.

Чтение, необходимо для полноценного и гармоничного воспитания ребёнка. Оно расширяет кругозор, способствует познанию окружающего мира, развивает мышление, воображение, внимание, память, любознательность.

При внушительном обилии в современном мире аудиокниг многие родители правильно делают, что не позволяют аудиозаписям вытеснить живое чтение. Потому что это очень важный элемент развития ребенка и общения его со взрослыми. Поскольку живое чтение позволяет вести диалог, когда говорят и слушают оба. Кроме того, от этого зависит, будет ли ребенок любить книги, когда он вырастет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Культурная сфера Брянщины. О ком и о чем можно рассказать дошкольникам."

С помощью «письма от автора» можно рассказать биография писателя или поэта, а «письмо от литературного героя» поможет познакомить с историей создания произведения, развить интерес к чтению текста, нас...

Консультация "Как рассказать дошкольникам о Великой Отечественной войне"

Данный материал помогает узнать как рассказать дошкольникам о войне...

Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.Учитель – логопед ГБОУ школы № 1078 модуль 5 г. Москвы Попова А.С. ...

Консультация для родителей «Как правильно рассказать дошкольникам о безопасности на дорогах»

Все мы, взрослые, пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность детей на наших улицах и дорогах?». Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. К трагедии на дорогах прив...

Консультация для родителей «Правила дорожного движения для дошкольников. Как правильно рассказать дошкольникам о безопасности на дорогах».

Главным для детей в обучении ПДД остается пример взрослых. Максимально защитить дошкольников от возможной беды - обязанность взрослых. Именно от наших действий зависит, насколько проч...