Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Учитель – логопед ГБОУ школы № 1078 модуль 5 г. Москвы Попова А.С.
При формировании связной речи у детей с ОНР логопеды – практики сталкиваются с большими трудностями. Наряду с дефектным звукопроизношением и нарушением грамматического строя у таких детей страдает и связная речь. Пересказы бедны, примитивны; рассказы по сложным картинкам представляют собой перечисление предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.
Одним из видов работы по развитию связной речи является проведение занятий по обучению детей составлению описательного рассказа с использованием метода наглядного моделирования. Словесный метод обучения ребенка с ОНР без опоры на наглядность не дает хороших результатов. Рассматривание предметов, картин, помогает детям называть предметы, их характерные признаки, проводимые с ними действия. А если предмет недоступен для непосредственного наблюдения? Как помочь ребенку представить абстрактные понятия? Тогда можно познакомить его с этими понятиями, применяя наглядное моделирование в сочетании со словесным методом. Метод наглядного моделирования способствует:
· усвоению принципа замещения (обозначение персонажей и атрибутов художественного произведения заместителями: предметным изображением картин, силуэтными изображениями, геометрическими фигурами);
· овладению умением выделить значимые для развития сюжета фрагменты картины, находить взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
· формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ;
· обучению составлять рассказы – описания по пейзажной картинке.
Введение наглядных моделей в процессе обучения позволяет учителю – логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей с ОНР, обогащать их лексикон, закреплять навыки словообразования, совершенствовать умение описывать предметы, составлять рассказ.
Занятие в подготовительной группе детей с ОНР.
Тема: «Зима»
Цель: Обучение детей составлению описательного рассказа о зиме (с использованием наглядного моделирования).
Задачи:
· Формирование навыков связной речи с опорой на наглядный материал и без него;
· Закрепление и расширение словаря по теме «Зима» - словами-действиями и словами-признаками;
· Развитие временной и пространственной ориентировки, слухового внимания и памяти, логического мышления;
· Воспитание культуры общения, умения выслушивать рассказы товарищей.
Оборудование: сюжетная картина «Зима», картинки с приметами зимы, символы-схемы: прямоугольники зеленого цвета (действия), желтые квадраты (предметы), голубые треугольники (признаки), красные круги (характеристики действия); игрушка-снеговик.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, давайте зарядимся бодростью и представим, что мы находимся на заснеженной полянке.
Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки.
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ! (Выполнение действий по тексту)
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Ребята, зарядились бодростью? Садитесь на свои места.
Введение в тему.
Логопед. К нам кто-то пришел в гости. А кто, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за снежный человек,
Нос – морковка, тело – снег?
Вырос посреди двора,
Где гуляет детвора.
Нарядился в пуховик
Белоснежный … (Снеговик)
Логопед. Снеговик тоже приготовил для вас загадку (о зиме)
Снеговик.
- О чем эта загадка? О каком времени года?
- Назовите зимние месяцы.
- Какой зимний месяц сейчас? (ответы детей).
Логопед.
Сегодня, ребята, мы будем с вами составлять рассказ о зиме. А для этого нужно отгадать сначала загадки о приметах зимы.
Отгадывание загадок.
Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
(Зима)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
Мороз на воду опустился,
И мир вокруг преобразился.
Там, где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.
(Лед)
Без рук рисует,
Без зубов кусается.
(Мороз)
Ранним утром во дворе
Он улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает …
(Иней)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Упражнения для развития дыхания и голоса.
Логопед. Представьте, что мы с вами гуляем по выпавшему снегу.
Четко повторяем тихим и громким голосом:
На полянку, на лужок | (тихо) |
Тихо падает снежок, | |
Но подул вдруг ветерок – | (громче)
|
Закружился наш снежок. | |
Пляшут все пушинки, | (громко) |
Белые снежинки. |
Логопед. Представьте, что снежинка у вас на ладошке. Подуйте на нее долго и легко (3 раза).
Словарная работа.
Игра «Подбери слова».
(К картинкам-предметам подбираются слова-действия. Логопед выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением зимы).
Логопед.
- Зима что сделала? (Пришла, наступила). Слова-действия обозначим прямоугольником.
- Снег что сделал? (Выпал, засверкал, закружился).
- Сугробы что сделали? (Появились, выросли).
- Морозы что делают? (Кусаются, крепчают, трещат).
- Лед что сделал с рекой? (Заморозил, сковал).
- Иней что сделал с деревьями? (Нарядил, покрыл, украсил).
- Каково птицам зимой? (Голодно, холодно, зябко). Эти слова обозначим кружком.
- Как помогают люди птицам зимой? (Вешают кормушки, насыпают корм).
Посмотрите и послушайте, какие у нас получились предложения о зиме:
· Пришла зима;
· Закружил снег;
· Выросли сугробы;
· Крепчают морозы;
· Покрыты инеем;
· Сковал лед;
· Птицам голодно;
· Вешают кормушки;
· Насыпают зернышки.
Схема №1 к занятию «Зима».
Пришла зима
Закружил снег
Выросли сугробы
Крепчают морозы
Покрыты инеем
Сковал лед
Птицам холодно голодно
Вешают кормушки
Насыпают зернышки
(На занятиях слова не вписываются в геометрические фигуры).
Физкультминутка.
Речь с движением.
1,2,3,4 | Загибаем пальчики, начиная с большого. |
Мы с тобой снежок слепили. | Лепят, меняя положение ладоней. |
Круглый, крепкий, очень гладкий. | Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. |
И совсем совсем не сладкий. | Грозят пальчиком. |
Раз – подбросим. | Делают соответствующие словам движения. |
Два – поймаем, |
|
Три – уроним |
|
И – сломаем. | Топают ногой. |
Словарная работа. (Составляются распространенные предложения, добавляем слова-признаки к простым предложениям).
Логопед. Для того, чтобы наш рассказ стал полным и красивым, добавим в предложения слова-признаки, а обозначать их будем треугольниками.
- Наступила какая зима? (Холодная, снежная, суровая, вьюжная).
- Выпал какой снег? (Белый, хрустящий, мягкий).
- Появились какие сугробы? (Большие, глубокие, пушистые).
- Трещат какие морозы? (Сильные, северные, колючие).
- Деревья покрыты каким инеем? (Серебристым, холодным, белым).
- Реки сковал какой лед? (Прозрачный, крепкий).
- Каково зимующим летом зимой? (Голодно, холодно, трудно).
- Как люди помогают птицам зимой? (Вешают кормушки).
- Вешают какие кормушки? (Деревянные, легкие).
- Какой корм насыпают в кормушки? (Вкусный, полезный).
Схема №2 к занятию «Зима».
Пришла холодная морозная северная зима
Выпал белый хрустящий мягкий снег
Появились большие глубокие пушистые сугробы
Трещат сильные северные колючие морозы
Деревья покрыты серебристым холодным белым инеем
Реки сковал прозрачный крепкий лед
Птицам холодно голодно
Люди вешают деревянные легкие кормушки
Насыпают вкусный полезный корм
Динамическая пауза.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег. Медленно приседают.
С неба все скользят пушинки - Встают.
Серебристые снежинки.
Кружатся над головою Кружатся.
Каруселью снеговою.
На снегу- то, посмотри - Приседают.
С красной грудкой… снегири.
Самостоятельное составление рассказов.
Логопед.
А теперь, ребята, составьте рассказ о зиме, используйте в нем как можно больше разных красивых слов.
Вспомним наше правило:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим.
Дети составляют рассказ-описание по сюжетной картинке «Зима»:
- по полной наглядной схеме;
- по картинкам-приметам;
- без наглядной схемы.
В течение всего занятия используются следующие словосочетания:
· Белый, серебристый, скрипучий снег;
· Большие, пушистые сугробы;
· Трескучие, суровые морозы;
· Гладкий, блестящий, скользкий лед;
· Лютая, холодная, морозная зима.
Итог занятия:
· О чем мы с вами беседовали?
· Что мы научились делать?
· Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему?
9
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_naglyadnogo_modelirovaniya.docx | 113.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Учитель – логопед ГБОУ школы № 1078 модуль 5 г. Москвы Попова А.С.
При формировании связной речи у детей с ОНР логопеды – практики сталкиваются с большими трудностями. Наряду с дефектным звукопроизношением и нарушением грамматического строя у таких детей страдает и связная речь. Пересказы бедны, примитивны; рассказы по сложным картинкам представляют собой перечисление предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.
Одним из видов работы по развитию связной речи является проведение занятий по обучению детей составлению описательного рассказа с использованием метода наглядного моделирования. Словесный метод обучения ребенка с ОНР без опоры на наглядность не дает хороших результатов. Рассматривание предметов, картин, помогает детям называть предметы, их характерные признаки, проводимые с ними действия. А если предмет недоступен для непосредственного наблюдения? Как помочь ребенку представить абстрактные понятия? Тогда можно познакомить его с этими понятиями, применяя наглядное моделирование в сочетании со словесным методом. Метод наглядного моделирования способствует:
- усвоению принципа замещения (обозначение персонажей и атрибутов художественного произведения заместителями: предметным изображением картин, силуэтными изображениями, геометрическими фигурами);
- овладению умением выделить значимые для развития сюжета фрагменты картины, находить взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ;
- обучению составлять рассказы – описания по пейзажной картинке.
Введение наглядных моделей в процессе обучения позволяет учителю – логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей с ОНР, обогащать их лексикон, закреплять навыки словообразования, совершенствовать умение описывать предметы, составлять рассказ.
Занятие в подготовительной группе детей с ОНР.
Тема: «Зима»
Цель: Обучение детей составлению описательного рассказа о зиме (с использованием наглядного моделирования).
Задачи:
- Формирование навыков связной речи с опорой на наглядный материал и без него;
- Закрепление и расширение словаря по теме «Зима» - словами-действиями и словами-признаками;
- Развитие временной и пространственной ориентировки, слухового внимания и памяти, логического мышления;
- Воспитание культуры общения, умения выслушивать рассказы товарищей.
Оборудование: сюжетная картина «Зима», картинки с приметами зимы, символы-схемы: прямоугольники зеленого цвета (действия), желтые квадраты (предметы), голубые треугольники (признаки), красные круги (характеристики действия); игрушка-снеговик.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, давайте зарядимся бодростью и представим, что мы находимся на заснеженной полянке.
Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки.
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ! (Выполнение действий по тексту)
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Ребята, зарядились бодростью? Садитесь на свои места.
Введение в тему.
Логопед. К нам кто-то пришел в гости. А кто, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за снежный человек,
Нос – морковка, тело – снег?
Вырос посреди двора,
Где гуляет детвора.
Нарядился в пуховик
Белоснежный … (Снеговик)
Логопед. Снеговик тоже приготовил для вас загадку (о зиме)
Снеговик.
- О чем эта загадка? О каком времени года?
- Назовите зимние месяцы.
- Какой зимний месяц сейчас? (ответы детей).
Логопед.
Сегодня, ребята, мы будем с вами составлять рассказ о зиме. А для этого нужно отгадать сначала загадки о приметах зимы.
Отгадывание загадок.
Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
(Зима)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
Мороз на воду опустился,
И мир вокруг преобразился.
Там, где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.
(Лед)
Без рук рисует,
Без зубов кусается.
(Мороз)
Ранним утром во дворе
Он улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает …
(Иней)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Упражнения для развития дыхания и голоса.
Логопед. Представьте, что мы с вами гуляем по выпавшему снегу.
Четко повторяем тихим и громким голосом:
На полянку, на лужок | (тихо) |
Тихо падает снежок, | |
Но подул вдруг ветерок – | (громче) |
Закружился наш снежок. | |
Пляшут все пушинки, | (громко) |
Белые снежинки. |
Логопед. Представьте, что снежинка у вас на ладошке. Подуйте на нее долго и легко (3 раза).
Словарная работа.
Игра «Подбери слова».
(К картинкам-предметам подбираются слова-действия. Логопед выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением зимы).
Логопед.
- Зима что сделала? (Пришла, наступила). Слова-действия обозначим прямоугольником.
- Снег что сделал? (Выпал, засверкал, закружился).
- Сугробы что сделали? (Появились, выросли).
- Морозы что делают? (Кусаются, крепчают, трещат).
- Лед что сделал с рекой? (Заморозил, сковал).
- Иней что сделал с деревьями? (Нарядил, покрыл, украсил).
- Каково птицам зимой? (Голодно, холодно, зябко). Эти слова обозначим кружком.
- Как помогают люди птицам зимой? (Вешают кормушки, насыпают корм).
Посмотрите и послушайте, какие у нас получились предложения о зиме:
- Пришла зима;
- Закружил снег;
- Выросли сугробы;
- Крепчают морозы;
- Покрыты инеем;
- Сковал лед;
- Птицам голодно;
- Вешают кормушки;
- Насыпают зернышки.
Схема №1 к занятию «Зима».
Пришла зима
Закружил снег
Выросли сугробы
Крепчают морозы
Покрыты инеем
Сковал лед
Птицам холодно голодно
Вешают кормушки
Насыпают зернышки
(На занятиях слова не вписываются в геометрические фигуры).
Физкультминутка.
Речь с движением.
1,2,3,4 | Загибаем пальчики, начиная с большого. |
Мы с тобой снежок слепили. | Лепят, меняя положение ладоней. |
Круглый, крепкий, очень гладкий. | Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. |
И совсем совсем не сладкий. | Грозят пальчиком. |
Раз – подбросим. | Делают соответствующие словам движения. |
Два – поймаем, | |
Три – уроним | |
И – сломаем. | Топают ногой. |
Словарная работа. (Составляются распространенные предложения, добавляем слова-признаки к простым предложениям).
Логопед. Для того, чтобы наш рассказ стал полным и красивым, добавим в предложения слова-признаки, а обозначать их будем треугольниками.
- Наступила какая зима? (Холодная, снежная, суровая, вьюжная).
- Выпал какой снег? (Белый, хрустящий, мягкий).
- Появились какие сугробы? (Большие, глубокие, пушистые).
- Трещат какие морозы? (Сильные, северные, колючие).
- Деревья покрыты каким инеем? (Серебристым, холодным, белым).
- Реки сковал какой лед? (Прозрачный, крепкий).
- Каково зимующим летом зимой? (Голодно, холодно, трудно).
- Как люди помогают птицам зимой? (Вешают кормушки).
- Вешают какие кормушки? (Деревянные, легкие).
- Какой корм насыпают в кормушки? (Вкусный, полезный).
Схема №2 к занятию «Зима».
Пришла холодная морозная северная зима
Выпал белый хрустящий мягкий снег
Появились большие глубокие пушистые сугробы
Трещат сильные северные колючие морозы
Деревья покрыты серебристым холодным белым инеем
Реки сковал прозрачный крепкий лед
Птицам холодно голодно
Люди вешают деревянные легкие кормушки
Насыпают вкусный полезный корм
Динамическая пауза.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег. Медленно приседают.
С неба все скользят пушинки - Встают.
Серебристые снежинки.
Кружатся над головою Кружатся.
Каруселью снеговою.
На снегу- то, посмотри - Приседают.
С красной грудкой… снегири.
Самостоятельное составление рассказов.
Логопед.
А теперь, ребята, составьте рассказ о зиме, используйте в нем как можно больше разных красивых слов.
Вспомним наше правило:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим.
Дети составляют рассказ-описание по сюжетной картинке «Зима»:
- по полной наглядной схеме;
- по картинкам-приметам;
- без наглядной схемы.
В течение всего занятия используются следующие словосочетания:
- Белый, серебристый, скрипучий снег;
- Большие, пушистые сугробы;
- Трескучие, суровые морозы;
- Гладкий, блестящий, скользкий лед;
- Лютая, холодная, морозная зима.
Итог занятия:
- О чем мы с вами беседовали?
- Что мы научились делать?
- Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему?
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...
Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку яв...
Использование игр в формировании словесно – логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.
Консультация для воспитателейГБОУ детский сад № 994 г. Москва Подготовил учитель –логопед Султанова Наталия Витальевна 2014 годЦель: Повысить компетентность педагогов в вопросе формированиясловес...
Статья "Использование наглядного моделирования при составлении описательных рассказов" воспитателя группы комбинированной направленности с ОНР
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будет разработана система педагогической работы по формированию связной речи, включающая ознакомление с моделями: пр...
Использование современных технологий в автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование современных технологий в автоматизации звукову дошкольников с общим недоразвитием речи....
Использование игр в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка...