Главные вкладки

    Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

    Лысакова Анна Николаевна

    Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку является собственно связная речь, которая предполагает практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом.

    Формирование связной речи и при отсутствии патологии в развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи

    Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика последних исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.  Конечным результатом обучения языку является собственно связная речь, которая предполагает практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом.

    Формирование связной речи и при отсутствии патологии в развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

    Особенности связной речи детей с ОНР

    1. Ошибки на уровне фразы  

    1. составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображенных предметов или действий,
    2. для составления фразы требуется дополнительный вопрос,
    3.  наличие пауз с поиском нужного слова,
    4. ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении

    1. Пересказ, различные виды рассказов.

    У детей с речевым недоразвитием отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны:

    1. Нарушения связности и последовательности изложения
    2. Смысловые пропуски
    3. Явно выраженная немотивированная ситуативность и фрагментарность
    4. Низкий уровень используемой фразовой речи.
    5. нарушения логической последовательности повествования
    6. отчетливо выраженные лексические затруднения – недостаточный
    7. словарный запас аграмматизм, неправильное оформление связи слов,
    8. пропуски слов, дублирование элементов фразы и т.п.

    Дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов по мнению Л.С. Рубинштейна, Л.В. Эльконина, А.М. Леушиной и других авторов является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт.

    В качестве второго вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выготский, а также педагоги В.К. Воробьева и В.П. Глухов.

    С учетом всего вышесказанного  вся работа по формированию связного высказывания была разделена на 2 основных этапа – подготовительный и основной.

    Овладение родным языком протекает в виде усвоения предложений разных типов. Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с ОНР, как уже упоминалось ранее, является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Такие дети нуждаются в специальных дополнительных занятиях по осознанному формированию различных видов словосочетаний и предложений. Именно поэтому формирование связного высказывания у детей 5 лет с ОНР необходимо начинать с развития навыков правильного построения предложений.

    Задачи подготовительного этапа были сформулированы следующим образом:

    1. развитие у детей направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других    детей
    2. - формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на   вопросы педагога
    3. - усвоение детьми ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.)
    4. - практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия.

    Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях через составление различных видов предложений

    1. составление двусоставных предложений
    2. составление предложений из трех слов без предлогов
    3. составление предложений из 4 слов без предлогов
    4. составление предложений из 4 слов с различными простыми предлогами

    На данном этапе  присутствует такой фактор, облегчающий и направляющий процесс формирования различных видов словосочетаний и предложений, как наглядность. Работа над фразой проводится в следующей последовательности:

    1. составление предложений по демонстрации действия
    2. -по простой однофигурной сюжетной картинке
    3. -по графической схеме-модели и предметным картинкам
    4. по многофигурной сюжетной картинке
    5. по двум опорным картинкам
    6. по двум опорным словам

    Четких границ подготовительного и основного этапа не просматривается. Работа по формированию связного высказывания начинается тогда, когда дети овладевают умением осознанно составлять предложения из трех слов, и далее работа над фразой и связным высказыванием идет параллельно.

    На 1 году обучения используются такие  виды самостоятельного рассказывания, в которых в наибольшей степени присутствуют оба вышеперечисленных фактора – наглядность и моделирование плана высказывания. Расположив виды рассказывания в порядке убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана, обозначился следующий порядок работы:

    1.Воспроизведение рассказа составленного по следам демонстрируемого действия. Здесь наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов и действий, производимых на глазах у детей. Необходимые речевые средства дает детям образец рассказа учителя-логопеда. Занятия данного вида начинаются со спектакля, разыгрываемого детьми. Учитель-логопед рассказывает рассказ («Игра», «Уборка») после сыгранного спектакля.

    2.Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания те же, что и в первом виде рассказывания. Новое условие – отсутствие  образца учителя-логопеда, что позволяет разнообразить лексические средства и грамматическое оформление речи.

    3.Пересказ с использованием флонелеграфа. В данном виде работы наглядность представлена в виде предметных картинок, последовательно выставленных на флонелеграфе, порядок которых обеспечивает план рассказывания

    4.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах, их последовательность одновременно служит планом высказывания. Необходимые речевые средства дает детям текст, предложенный учителем-логопедом.

    5.Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечивается теми же средствами, что и на предыдущем этапе, усложнение достигается за счет отсутствия образца.

    6.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий. Дети на данном этапе, как правило, наблюдают конечный результат действий. Моделирование плана рассказа достигается путем использования образца учителя-логопеда и его вопросного плана

    7.Пересказ рассказа, составленного по одной сюжетной картине. Этот вид рассказывания отличается от предыдущего тем, что детям не дается готовый текст для пересказа, а текст составляется совместно с учителем-логопедом по подготовленным вопросам.

    8. Составление рассказа по сюжетной картине с использованием вопросного плана и образца учителя-логопеда. Здесь по-прежнему наглядность представлена минимально, а план рассказывания дает детям учитель-логопед в виде вопросов.

    9. Составление рассказа по сюжетной картине без образца учителя-логопеда. На этом этапе создаются предпосылки для работы над творческим рассказыванием.

    10.Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов. При пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки, символические изображения предметов и объектов к рассказу. Опорные картинки являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа

    В ходе апробации данной системы работы было установлено, что, несмотря на предложенные детям вспомогательные средства (наглядность и моделирование плана высказывания), они испытывают определенные затруднения при включении в рассказ деталей, отображающих время и место действия, при структурировании рассказа. Поэтому для решения данной проблемы было решено применять на занятиях модель повествовательного рассказа, в которой используются как абстрактные символы, так и определенная символика основных микротем рассказа.

    1.Круг – начало рассказа (символы времени и места действия)

    2.Прямоугольник – основная часть (символы главных героев, что они делают?)

    3.Треугольник – конец рассказа (точка)

    К рассмотренным выше видам рассказывания мы предлагаем добавить сравнения предметов и объектов, а также описание, но начинать проводить их как самостоятельные занятия по составлению описательного рассказа только во втором полугодии  первого года обучения, когда у детей уже будут сформированные определенные навыки самостоятельного связного высказывания. Это объясняется тем, что при описании предметов и объектов дети испытывают значительные затруднения, связанные:

    -с самостоятельным определением при рассмотрении предмета и объекта его признаков и свойств

    -установлением последовательности в изложении выявленных признаков

    -удержанием в памяти ребенка этой последовательности

    Учитывая сказанное, в процессе обучения детей составлению описательных рассказов необходимо использовать уже известные вспомогательные средства – наглядность и моделирование плана высказывания.

    Таким вспомогательным средством в данном случае являются схемы для составления описательных рассказов. При использовании таких схем возможно проведение занятий по описанию и сравнению предметов в конце первого года обучения при условии проведения определенной предварительной работы по подготовке детей к составлению описательных и сравнительных рассказов, к такой работе относятся:

    1.Подготовительные упражнения к описанию предметов, которые направлены на обогащение и активизацию словаря, развитие памяти и внимания. Примером таких упражнений являются: «Назови какой», «Узнай по описанию», «Предмет и его части», «Запомни и повтори» и т.п. Данные упражнения широко используются в первом периоде обучения при знакомстве с лексическими темами.

    2.Работа по сравнению предметов, в процессе которой внимание детей акцентируется на отличительных и сходных признаках предмета, стимулируется их речевая активность. Сначала дети определяют различия между предметами по их характерным признакам, а затем описывают сходные признаки. На первых этапах дети дополняют предложения начатые педагогом: «Апельсин сладкий, а лимон … (кислый)», а затем сравнивают предметы самостоятельно. Данный вид работы осуществляется при прохождении каждой лексической темы. Во время занятия сравниваемые предметы или картинки находятся перед глазами ребенка.

    3.Формирование первоначальных навыков самостоятельного описания предметов и объектов. Обучение навыкам описания внешнего вида объектов – животных, птиц, предметов – посуда, мебель в сокращенном варианте с использованием трех пунктов схемы. Эту задачу можно решить с помощью игры «Что ты знаешь о …» Детям предлагается ряд предметов, относящихся к одной тематической группе и схема, с помощью которой они составляют несколько простых предложений. «Чашка – это посуда. Она белая с голубой каемкой. Сделана из фарфора» и т.п.

    4.Закрепление навыков описания внешнего вида предметов и объектов в процессе упражнений в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм), в правильном построении фраз. Для этого используются следующие речевые упражнения: «Я ищу …» («Я ищу белого забавного щенка с маленькими ушами, черными глазками, коротким хвостом»), «Я любуюсь …» и т.п.

    Подводя итоги работы по формированию связного высказывания у детей 5 лет с ОНР в конце учебного года мы отметили, что, используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи с использованием различных видов наглядности, разнообразных дополняющих друг друга приемов с учетом особенностей речевого развития детей, мы получили хорошие результаты.

    1. Дети стали грамотнее строить фразы различной сложности, уменьшилось количество аграмматизмов, увеличился словарь действий и признаков.
    2. При составлении пересказа текста дети научились последовательно точно строить пересказ, уменьшилось количество необоснованных пауз, подсказок.
    3. При составлении рассказов по картинам у большинства детей отмечается наличие всех структурных частей рассказа, большая самостоятельность при составлении рассказа, правильное построение простых и сложных предложений.
    4. Сравнительный анализ результатов исследования связной речи детей с ОНР 5 лет показал, что в конце года увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития связной речи.

    Следовательно, выбранный нами подход к развитию связного высказывания у детей с ОНР 5 лет с применением различных видов наглядности является достаточно эффективным и может быть рекомендован для применения в компенсирующих группах для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

    Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.Повышение  эффективности коррекционно-развивающей работы за счёт наглядности, привлекательности, новизны, соврем...

    Особенности развития связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи

    Развитие связной речи и ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности...

    Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

    Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

    Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.

    Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.Учитель – логопед ГБОУ школы № 1078 модуль 5 г. Москвы Попова А.С. ...

    ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии  умения и навыки...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ФОТОГРАФИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Правильный выбор наглядности при обучении связной речи в значительной степени предопределяет успех всего процесса обучения, помогает активизировать речь ребенка, Делает ее более эмоциональной и вырази...

    Характеристика связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитие речи и анализ логопедической работы по его коррекции

    Известным является тот факт, что связное высказывание развивается в онтогенезе позднее, чем диалогическая речь, а также характеризуется наличием у детей достаточно высокого уровня познавательной деяте...