ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии умения и навыки связной речи не достигают уровня необходимого для успешного обучения ребенка. Этому необходимо обучать специально. Обучение детей с общим недоразвитием речи навыкам связного высказывания затруднено из-за того, что у них страдают все компоненты языковой системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_remezkova.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ремезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед МДОУ детский сад № 21»Сказка»
г. Серпухова
Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии умения и навыки связной речи не достигают уровня необходимого для успешного обучения ребенка. Этому необходимо обучать специально. Обучение детей с общим недоразвитием речи навыкам связного высказывания затруднено из-за того, что у них страдают все компоненты языковой системы.
В практике существует много методов и приёмов обучения детей-логопатов навыкам связного высказывания, но часто они не являются эффективными.
Составляя свою программу по обучению детей с ОНР связной речи, мы исходили из того, что речь и мышление должны развиваться одновременно, так как попытки разделить эти два процесса будут существенно тормозить коррекционный процесс. В основу нашей программы легли исследования В.К.Воробьёвой. В своих работах она указывает на то, что, в первую очередь, ребенка с ОНР необходимо научить узнавать образцы связных высказываний. В этой статье мы хотим рассказать о том, как проводится эта работа в нашем дошкольном учреждении.
Основной задачей данного раздела обучения является формирование у детей практических представлений о связном высказывании, умения узнавать характерные признаки текста в процессе его восприятия.
Эту работу мы начинаем со старшей группы, чтобы создать в памяти ребенка правильные образцы монологических высказываний, которые стали бы эталонами в процессе самостоятельной речи.
Особую значимость в этой работе приобретает правильный отбор признаков текста, четко определяющий, какую речь можно назвать связной.
Работа проводится в два этапа:
- Формирование ориентировки в смысловой цельности сообщения.
- Подбор языковых средств оформления связного сообщения.
На первом этапе предусматривается использование на занятиях специальных упражнений.
- Сопоставление рассказа и набора слов из него.
- Сопоставление рассказа и набора разрозненных предложений.
- Сопоставление рассказа и его деформированных вариантов ( с пропуском одной смысловой части или с заменой всех существительных на местоимения).
- Сопоставление двух разных сообщений на одну и ту же тему.
Поиск правильного образца должен опираться на проблемную ситуацию, организующую целенаправленный анализ и мотивирующую речевую деятельность детей.
В процессе сопоставления текстовых образцов решаются и познавательные задачи. Дети учатся соотносить, сопоставлять содержание текста (например, с картинкой), делать выбор.
Для выполнения этих упражнений мы предлагаем детям использовать карточки, на одной из которых нарисовано событие, описанное в рассказе, на другой – набор отдельных предметных или сюжетных картинок.
Опыт показывает, что дети быстро осваивают этот способ опознания текста. Постепенно это умение необходимо перевести с наглядной основы - на вербальную. Для этого тоже используются карточки. Одна карточка обозначает «рассказ» (в подготовительной к школе группе это может быть карточка с буквой «Р»), другая – пустая, обозначающая отсутствие рассказа.
В процессе работы дети учатся анализировать простые предложения, формируется поисковая деятельность детей. Педагогу же очень важно продумать вопросы к детям, стимулирующие эти процессы, правильно подобрать дидактический материал, который поможет ребенку научиться слушать и анализировать речь.
Также в процессе работы детям необходимо показать, что об одном и том же предмете или событии можно рассказать по-разному. Например: берутся две загадки об одном и том же. Текст одной загадки оформлен в основном прилагательными, а текст другой –глаголами. «Длинные ушки, косые глазки, короткий хвост», «Каждого куста боится, убегает от лисицы» Детям задаются вопросы:
- Что это за зверек?
- Как вы догадались?
- Какие слова в первой и второй загадках помогли вам догадаться, что это – заяц?
Формирование ориентировочных умений обеспечивает возможность перехода к этапу самостоятельного связного высказывания.
Список литературы
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2009.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
- Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...
Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"
В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...
«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы
С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...
Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня
Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...
План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»
Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями. Задачи: ·...
Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...