ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии  умения и навыки связной речи не достигают уровня необходимого для успешного обучения ребенка. Этому необходимо обучать специально. Обучение детей с общим недоразвитием речи навыкам связного высказывания затруднено из-за того, что у  них страдают все компоненты языковой системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_remezkova.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ  НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ  У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ремезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед МДОУ детский сад № 21»Сказка»

г. Серпухова

Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии  умения и навыки связной речи не достигают уровня необходимого для успешного обучения ребенка. Этому необходимо обучать специально. Обучение детей с общим недоразвитием речи навыкам связного высказывания затруднено из-за того, что у  них страдают все компоненты языковой системы.

В практике существует много методов и приёмов обучения детей-логопатов  навыкам связного высказывания, но часто они не являются эффективными.

Составляя свою программу по обучению детей с ОНР связной речи, мы исходили из того, что речь и мышление должны развиваться одновременно, так как попытки  разделить эти два процесса будут существенно тормозить коррекционный процесс. В основу нашей программы легли исследования В.К.Воробьёвой. В своих работах она указывает на то, что, в первую очередь, ребенка с ОНР необходимо научить узнавать образцы связных высказываний.  В этой статье  мы хотим рассказать о том, как проводится эта работа в нашем дошкольном учреждении.

Основной задачей данного раздела обучения является формирование у детей практических представлений о связном высказывании, умения узнавать характерные признаки текста в процессе его восприятия.

Эту работу мы начинаем со старшей группы, чтобы создать в памяти ребенка правильные образцы монологических высказываний, которые стали бы эталонами  в процессе самостоятельной речи.

Особую значимость в этой работе приобретает  правильный отбор признаков текста, четко определяющий, какую речь можно назвать связной.

Работа проводится в два этапа:

  1. Формирование ориентировки в смысловой цельности сообщения.
  2. Подбор языковых средств   оформления связного сообщения.

На первом  этапе  предусматривается использование на занятиях  специальных упражнений.

- Сопоставление рассказа  и набора слов из него.

- Сопоставление рассказа и набора разрозненных предложений.

- Сопоставление рассказа и его деформированных вариантов ( с пропуском одной смысловой части или с заменой всех существительных на местоимения).

- Сопоставление двух разных сообщений на одну и ту же тему.

Поиск правильного образца должен опираться на проблемную ситуацию, организующую целенаправленный анализ   и мотивирующую   речевую деятельность детей.

В процессе сопоставления текстовых образцов решаются и познавательные задачи.  Дети учатся соотносить, сопоставлять содержание текста (например, с картинкой), делать выбор.

Для выполнения  этих упражнений  мы предлагаем детям  использовать карточки,  на одной из которых нарисовано событие,  описанное в рассказе, на другой – набор отдельных предметных или сюжетных картинок.  

Опыт показывает, что дети быстро осваивают этот способ опознания текста. Постепенно это умение необходимо перевести с наглядной основы - на вербальную. Для этого тоже используются карточки. Одна карточка обозначает «рассказ» (в подготовительной к школе группе это может быть карточка с буквой «Р»), другая – пустая, обозначающая отсутствие рассказа.

В процессе работы дети учатся анализировать простые предложения, формируется поисковая деятельность детей. Педагогу же очень важно продумать вопросы к детям, стимулирующие эти процессы, правильно  подобрать дидактический материал, который поможет ребенку научиться слушать и анализировать речь.

Также в процессе работы детям необходимо показать, что об одном и том же предмете или событии можно рассказать по-разному. Например:  берутся две загадки об одном и том же. Текст одной загадки оформлен в основном прилагательными, а текст другой –глаголами. «Длинные ушки, косые глазки, короткий хвост», «Каждого куста боится, убегает от лисицы» Детям задаются вопросы:

- Что это за зверек?

- Как вы догадались?

- Какие слова в первой и второй загадках помогли вам догадаться, что это – заяц?

Формирование ориентировочных умений обеспечивает возможность  перехода  к этапу самостоятельного связного высказывания.

Список литературы

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2009.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  4. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...

Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня

Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...

План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»

Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  Задачи: ·...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...