Статья "Использование наглядного моделирования при составлении описательных рассказов" воспитателя группы комбинированной направленности с ОНР
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Грачева Нелли Николаевна

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будет разработана система педагогической работы по формированию связной речи, включающая ознакомление с моделями: предметная модель, предметно-схематическая, схематическая, а также выполнено поэтапное направление формирование речевых умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование наглядного моделирования при составлении описательных рассказов»

«Успех ребёнка – это успех моей работы,

 моей жизни».

   Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.  По наблюдениям в группе, при работе с детьми с ОНР, мною было замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность, у таких детей плохо развита память, снижено внимание, наблюдается нераспространённость рассказов детей, иногда нарушение логики рассказов – отсутствие концовки, свернутость диалогов ребят в игре.

 Именно поэтому дети с ОНР: 

  1. Мало задают вопросы товарищам и воспитателю
  2. Не любят учить стихи, пересказывать тексты

3.  Отвечают на поставленный вопрос, кратко не объясняя ответа

4.  Не умеют составлять описательные, творческие рассказы

5.  Не владеют приёмами и методами запоминания

5. Не умеют логически без пропусков пересказать содержание только что прочитанной сказки.

Всё это показывает на актуальность данной проблемы.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будет разработана система педагогической работы по формированию связной речи, включающая ознакомление с моделями: предметная модель - предметно-схематическая - схематическая - и выполнено поэтапное направление формирования речевых умений.

Основные направления работы:

1 этап.  Ознакомление и усвоение детьми знаково- символического языка схем-моделей, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей.

2 этап.  Знакомство детей с графической аналогией.  Разработка схем для составления описательных рассказов

3 этап.  Формирование у старших дошкольников с ОНР умения самостоятельно составлять рассказ с использованием схем- моделей.

Ребёнок общеобразовательной группы не способен удержать в памяти план рассказа – описания, если он состоит более чем из 4-х пунктов. Поэтому составление описательных и сравнительных рассказов, без помощи схемы, недоступно ребёнку с ОНР.

На своих занятиях я широко использую схемы Т.А.Ткаченко по лексическим темам: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года (в электронном и печатном вариантах). 

   При построении связного описательного рассказа вначале я предлагала детям определённую схему, объясняя содержание условных обозначений. С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений мы проводили следующие игровые упражнения: «Расшифруй знаки – символы» (ребенок самостоятельно объясняет содержание символов каждой клеточки- «Исправь ошибку»). В этом упражнении ребенок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание условного обозначения.  И только затем предоставлялся образец описательного рассказа по определенной лексической теме. Использование данных схем способствует совершенствованию связной речи и облегчает обучение детей составлению описательных и сравнительных рассказов.

Ребенок, ориентируясь на обобщенные символы цвета, материала, величины и т.д. самостоятельно определяет признаки описываемого предмета и перечисляет в своем рассказе. Но перед нами стоит задача учить составлять рассказ более подробный, а не просто перечисление. Поэтому я предложила детям отдельные картинки-заместители, которые способствуют воспроизведению новых моделей и самостоятельного рассказывания, а также составлению собственной

схемы.                                                                                                                                   Н: по теме «Одежда» - воспитатель раздает каждому ребенку по одной карточке и дети самостоятельно составляют предложение по цепочке. В итоге получается целый рассказ. Затем можно эти символы выставить на панно и закрепить одним ребенком.

Для формирования умения самостоятельно составлять рассказ с использованием схем-моделей мы использовали игры: «Угадай и расскажи», «Корзинка с фруктами», «Внимание! Розыск!», «Зашифровка», упражнения «Овощное рагу», «Наше тело», «Посуда», «Когда это бывает»; мультимедийные игры «Варим компот», «Варим кашу».

  Вывод

Таким образом, введение наглядных моделей в процесс обучения позволило более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закрепить навыки словообразования, сформировать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы, т.е. развивать и совершенствовать связную  речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.Учитель – логопед ГБОУ школы № 1078 модуль 5 г. Москвы Попова А.С. ...

Использование игровых ситуаций (ребусов) в наглядном моделировании в работе с детьми группы компенсирующей направленности.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку м...

Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны

Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...

Конспект ОД в старшей группе комбинированной направленности «Домашние животные» с использованием метода наглядного моделирования

Цель: Расширение имеющихся представлений знания детей о домашних животных и их пользе для человека. Учить отличать по внешним признакам. Развивать умение использовать в речи сложные предложения, связн...