Использование схем и моделирования при составлении описательного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Карабанова Наиля Ахмедулловна

Задачи:

1. Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.

2. Обогащение новой лексикой.

3. Развитие наблюдательности и зрительного внимания.

4. Обучение восприятию мира человека (вглядываясь в его лицо) .

5. Развитие логического мышления и творческого воображения.

6. Употребление слов, обозначающих оттенки цветов.

7. Употребление грамматически правильно составленных предложений.

8. Воспитание интереса к произведения живописи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование схем и моделирования при составлении описательного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка»

Задачи:

1. Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.

2. Обогащение новой лексикой.

3. Развитие наблюдательности и зрительного внимания.

4. Обучение восприятию мира человека (вглядываясь в его лицо) .

5. Развитие логического мышления и творческого воображения.

6. Употребление слов, обозначающих оттенки цветов.

7. Употребление грамматически правильно составленных предложений.

8. Воспитание интереса к произведения живописи.

Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Аленушка», серия карточек – символов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, какие вы стали взрослые и умные. Поздоровайтесь. Сегодня я приглашаю вас и наших гостей в театр, А смотреть мы будем маленький отрывок из русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Займите свои места садитесь поудобнее.

(Инсценировка небольшого отрывка из русской народной сказки) .

Воспитатель: Какое настроение у вас вызывает эта картина?

Дети: Грусть, печаль.

Воспитатель: Под впечатлением известной народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину, которая называется «Аленушка». И сейчас репродукция этой картины, ребята, перед вами.

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на эту картину и скажите, кто изображен на ней?

Дети: Девочка.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, сюжет картины соответствует этой сказке?

Дети: Нет, в сказке по берегу бегал козленок и жалобно звал сестрицу, а Аленушка лежит на дне озера с тяжелым камнем на шее.

Воспитатель: Картина не соответствует сюжету сказки. Виктор Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо сироты.

Воспитатель: Ребята, где изображена Аленушка?

Дети: Аленушка изображена почти в центре картины.

Воспитатель: А куда смотрит Аленушка? Куда устремлен ее взгляд?

Дети: Аленушка смотрит на воду, но как будто не видит ее.

Воспитатель: А посмотрите на ее лицо. Вы считаете она веселая, печальная или удивленная?

Дети: Лицо ее выражает тревогу, печаль.

Воспитатель: Дети, во что одета Аленушка?

Дети: Одета она очень просто, бедно, на ней старый сарафан и блузка.

Воспитатель: Что делает девушка?

Дети: Аленушка босиком сидит на камне, голову положила на колени.

Воспитатель: Ребята, какие чувства вызывает она у вас?

Дети: Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна в темном лесу на берегу озера.

Воспитатель: Какие краски использовал художник Васнецов, когда создавал (писал) эту картину?

(цветовая палитра) .

Воспитатель: Где происходит действие картины?

Дети: В лесу, на берегу озера.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите оказаться на берегу этого озера?

Дети: Нет

Физминутка

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять.

(обычная ходьба)

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем

(ходьба «змейкой»)

Может быть, и под листочком

Сладку ягодку найдем.

(наклоны)

На носочки дети встали,

По дорожкам побежали

(бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через кочки перейдем.

(ходьба на пятках)

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

(дети садятся) .

Воспитатель: А теперь, ребята, скажите, какое время года изобразил художник? По каким признакам можно определить?

Дети: Художник изобразил раннюю осень. Небо хмурое, листья желтые.

Воспитатель: А сейчас мы будем описывать картину, а помогут нам в этом карточки.

Дети представляют свои рассказы.

Подведение итога занятия. Оценка рассказов детей.

Список использованной литературы:

1. Волкова Ю. С. «Демонстрационный материал. Опорные схемы для составления описательных рассказов для ДОУ и начальной школы», 2008 г.

2. Дмитриева Е. А. Статья «Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине», 2008 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» 1990 г. № 10

4. Журнал «Дошкольное воспитание» 1993 г. № 4

5. Журнал «Дошкольное воспитание» 2000 г. № 1

6. Краснощекова Н. В. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста», 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»

Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный р...

НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...

Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Конспект планового занятия со старшими дошкольниками по развитию связной речи....

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...