Консультация для воспитателей "Создание условий для исследовательской деятельности детей."
консультация (старшая группа) на тему

Кислицкая Домникия Александровна

Создание условий для исследовательской деятельности детей.

 

Детская любознательность,

если её удается  сохранить,

дает постоянный стимул к раз-

витию способностей.

Н.С. Лейтес.

 

      Изменения, происходящие в современном мире, требуют обновления педагогических технологий, направленных на развитие личности. Проект стандарта дошкольного образования, разработанный на основе Закона об образовании РФ, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относится и формирование исследовательской деятельности, которая дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений, активизирует самостоятельную деятельность, позволяет избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности,  развивает у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.  Исследовательская деятельность  достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности: игровую, проектную, продуктивную.  

      Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

     Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.

     Исследовательская  деятельность, в процессе которой  проявляются и развиваются  исследовательские  способности-это умения:

ü видеть проблему;

ü выдвигать гипотезу;

ü задавать вопросы;

ü наблюдать;

ü проводить эксперименты;

ü высказывать суждения;

ü делать выводы;

ü  доказывать и защищать свои идеи.

 

     Для формирования данного процесса педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо соблюдать общеизвестные правила для взрослых, воспитывающих в детях исследовательские умения.

1.     Следует поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она обуславливает потребность в исследовании.

2.     Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

3.     Если возникает необходимость что-то запретить, то обязательно следует объяснить, почему вы это запрещаете, и помочь определить, что можно или как можно.

4.     С раннего детства необходимо побуждать ребёнка доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивать его волевые усилия и активность. Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, следует беседовать с ним о его намерениях,  целях, о том как добиться желаемого результата.

      Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориентированного образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться ребенком и включать в себя прогнозы, оценки и последовательность действий. Познавательная деятельность, принимая экспериментально-поисковый характер, предполагает создание определенных алгоритмов, которые являются для детей ориентирами для коррекции собственной деятельности.

      Работа по формированию исследовательской деятельности у   дошкольников должна проводиться постепенно и поэтапно:

      1 этап – непосредственное формирование умений и навыков исследовательской деятельности. Содержание первого этапа включает в себя задания, направленные на развитие памяти, внимания и других познавательных функций.

      2 этап – ознакомление дошкольников с методикой учебных исследований. На этом этапе предлагается классификация, при помощи которой можно систематизировать процесс учебных исследований.

      3 этап – проведение детьми самостоятельных исследований, когда в исследовательский поиск вовлекается вся группа, дети сами определяют цели и методы их достижения.

      В ходе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.

      Исследовательская деятельность развивает познавательные способности детей, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, умение делать умозаключения и выводы.

      Проводя исследования, желательно   придерживаться организационной структуры, предложенной А.И. Савенковым и О.В. Цаплиной.

- нестандартное использование времени занятия, помещения;

- опора на опыт ребенка;

- акцентирование внимания ребенка на наблюдениях и экспериментировании;

- активное участие каждого ребенка в планировании собственной исследовательской работы;

- чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения.

      Еще одним обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в группе предметно -  пространственной  среды,  которая  должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности, расширяющее опыт ребёнка: достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы,    открытки с изображением растений   пресмыкающихся и земноводных,   книги по интересам детей, папки с разнообразным иллюстративным  материалом, географические карты и атласы, глобус, дидактические игры, настольно-печатные игры для формирования естественно-научных представлений («Ходит, плавает, летает», «Воздух-невидимка», «Взвешиваем, измеряем, сравниваем», «Что звенит»).   

     Материалы и оборудование  для проведения опытов и экспериментов: коробочки и баночки с природным материалом – землёй, песком, глиной, шишками, плодами каштана, камешками разных форм, размеров и цветов, ракушками – морскими и речными. Образцы  круп.   Бутылочки, стаканчики разных размеров, полиэтиленовые плёнки, резинки, формочки для льда, ложечки разных размеров, деревянные палочки.

      Для решения проблемных ситуаций в уголок экспериментирования вносят модели и схемы опытов. Детям предлагается рассмотреть их, подобрать необходимые приборы и материалы, провести опыт и сделать вывод. Также в уголок вносятся карточки фиксации результатов:  в них дети  фиксируют не только результат своей деятельности, но и ход проведения эксперимента. Использование таких карточек постепенно подводит детей к выводу, что проведение эксперимента требует определённой подготовки:  нужно определить цель, отобрать  необходимые приборы и материалы, зафиксировать результат.

      Экспериментирование предполагает наличие специальных инструментов и оборудования для изучения и исследования. Целесообразно в связи с этим оснастить в детском саду детскую лабораторию, разместив её в небольшом отдельном помещении. В ней должны быть представлены достаточно сложные  инструменты и материалы: термометр, зеркало, весы  с гирями, магниты,  электрические фонарики, микроскопы, технические игрушки, пособия  для исследования.  Сначала  в небольшой подгруппе воспитатель показывает опыт, обсуждает его результаты с детьми,  а после этого дети уже сами повторяют этот опыт на разном содержании. При этом важно следующее:

ü максимальная простота приборов;

ü отчётливая видимость изучаемого  явления;

ü возможность участия ребёнка в повторном показе (воспроизводимость опыта).

Наличие лаборатории даёт педагогу возможность:

ü работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам детей;

ü применять материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

ü не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических  соображений («Испачкаешься», «прольёшь» и т.д.).

      При организации исследовательской деятельности  неоценимую помощь

может оказать семья. Родители могут помочь ребёнку в организации опытов, подборе информации из разных источников, оформлении информации для  её презентации другим. Но не всегда родители  могут  это делать правильно,  с учётом  возможностей  самого  ребёнка. Поэтому нелишним  станет проведение воспитателем работы с семьёй, в которую включены:

ü консультирование родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних  условиях;

ü организация картотеки опытов для домашнего экспериментирования;

ü подборка аудио- и видеоматериалов исследовательской направленности по разной тематике для  прослушивания и просмотра в домашних условиях;

ü параллельная постановка опытов – в детском саду и дома;

ü рекомендации по совместному (родители и дети) посещению музеев и выставок.

     Мы создаем условия для того, чтобы в процессе исследовательской деятельности ребенок систематически самостоятельно   осуществлял интеграцию известных ему способов, строил новый тип делового партнерства со сверстниками.

     Правильно организованная исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_word.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для исследовательской деятельности детей.

Детская любознательность,

если её удается  сохранить,

дает постоянный стимул к раз-

витию способностей.

Н.С. Лейтес.

      Изменения, происходящие в современном мире, требуют обновления педагогических технологий, направленных на развитие личности. Проект стандарта дошкольного образования, разработанный на основе Закона об образовании РФ, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относится и формирование исследовательской деятельности, которая дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений, активизирует самостоятельную деятельность, позволяет избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности,  развивает у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.  Исследовательская деятельность  достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности: игровую, проектную, продуктивную.         

      Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

     Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.

     Исследовательская  деятельность, в процессе которой  проявляются и развиваются  исследовательские  способности-это умения:

  • видеть проблему;
  • выдвигать гипотезу;
  • задавать вопросы;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • высказывать суждения;
  • делать выводы;
  • доказывать и защищать свои идеи.

     Для формирования данного процесса педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо соблюдать общеизвестные правила для взрослых, воспитывающих в детях исследовательские умения.

  1. Следует поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она обуславливает потребность в исследовании.
  2. Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
  3. Если возникает необходимость что-то запретить, то обязательно следует объяснить, почему вы это запрещаете, и помочь определить, что можно или как можно.
  4. С раннего детства необходимо побуждать ребёнка доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивать его волевые усилия и активность. Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, следует беседовать с ним о его намерениях,  целях, о том как добиться желаемого результата.

      Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориентированного образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться ребенком и включать в себя прогнозы, оценки и последовательность действий. Познавательная деятельность, принимая экспериментально-поисковый характер, предполагает создание определенных алгоритмов, которые являются для детей ориентирами для коррекции собственной деятельности.

      Работа по формированию исследовательской деятельности у   дошкольников должна проводиться постепенно и поэтапно:

      1 этап – непосредственное формирование умений и навыков исследовательской деятельности. Содержание первого этапа включает в себя задания, направленные на развитие памяти, внимания и других познавательных функций.

      2 этап – ознакомление дошкольников с методикой учебных исследований. На этом этапе предлагается классификация, при помощи которой можно систематизировать процесс учебных исследований.

      3 этап – проведение детьми самостоятельных исследований, когда в исследовательский поиск вовлекается вся группа, дети сами определяют цели и методы их достижения.

      В ходе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.

      Исследовательская деятельность развивает познавательные способности детей, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, умение делать умозаключения и выводы.

      Проводя исследования, желательно   придерживаться организационной структуры, предложенной А.И. Савенковым и О.В. Цаплиной.

- нестандартное использование времени занятия, помещения;

- опора на опыт ребенка;

- акцентирование внимания ребенка на наблюдениях и экспериментировании;

- активное участие каждого ребенка в планировании собственной исследовательской работы;

- чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения.

      Еще одним обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в группе предметно -  пространственной  среды,  которая  должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности, расширяющее опыт ребёнка: достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы,    открытки с изображением растений   пресмыкающихся и земноводных,   книги по интересам детей, папки с разнообразным иллюстративным  материалом, географические карты и атласы, глобус, дидактические игры, настольно-печатные игры для формирования естественно-научных представлений («Ходит, плавает, летает», «Воздух-невидимка», «Взвешиваем, измеряем, сравниваем», «Что звенит»).   

     Материалы и оборудование  для проведения опытов и экспериментов: коробочки и баночки с природным материалом – землёй, песком, глиной, шишками, плодами каштана, камешками разных форм, размеров и цветов, ракушками – морскими и речными. Образцы  круп.   Бутылочки, стаканчики разных размеров, полиэтиленовые плёнки, резинки, формочки для льда, ложечки разных размеров, деревянные палочки.

      Для решения проблемных ситуаций в уголок экспериментирования вносят модели и схемы опытов. Детям предлагается рассмотреть их, подобрать необходимые приборы и материалы, провести опыт и сделать вывод. Также в уголок вносятся карточки фиксации результатов:  в них дети  фиксируют не только результат своей деятельности, но и ход проведения эксперимента. Использование таких карточек постепенно подводит детей к выводу, что проведение эксперимента требует определённой подготовки:  нужно определить цель, отобрать  необходимые приборы и материалы, зафиксировать результат.

      Экспериментирование предполагает наличие специальных инструментов и оборудования для изучения и исследования. Целесообразно в связи с этим оснастить в детском саду детскую лабораторию, разместив её в небольшом отдельном помещении. В ней должны быть представлены достаточно сложные  инструменты и материалы: термометр, зеркало, весы  с гирями, магниты,  электрические фонарики, микроскопы, технические игрушки, пособия  для исследования.  Сначала  в небольшой подгруппе воспитатель показывает опыт, обсуждает его результаты с детьми,  а после этого дети уже сами повторяют этот опыт на разном содержании. При этом важно следующее:

  • максимальная простота приборов;
  • отчётливая видимость изучаемого  явления;
  • возможность участия ребёнка в повторном показе (воспроизводимость опыта).

Наличие лаборатории даёт педагогу возможность:

  • работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам детей;
  • применять материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
  • не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических  соображений («Испачкаешься», «прольёшь» и т.д.).

      При организации исследовательской деятельности  неоценимую помощь

может оказать семья. Родители могут помочь ребёнку в организации опытов, подборе информации из разных источников, оформлении информации для  её презентации другим. Но не всегда родители  могут  это делать правильно,  с учётом  возможностей  самого  ребёнка. Поэтому нелишним  станет проведение воспитателем работы с семьёй, в которую включены:

  • консультирование родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних  условиях;
  • организация картотеки опытов для домашнего экспериментирования;
  • подборка аудио- и видеоматериалов исследовательской направленности по разной тематике для  прослушивания и просмотра в домашних условиях;
  • параллельная постановка опытов – в детском саду и дома;
  • рекомендации по совместному (родители и дети) посещению музеев и выставок.

     Мы создаем условия для того, чтобы в процессе исследовательской деятельности ребенок систематически самостоятельно   осуществлял интеграцию известных ему способов, строил новый тип делового партнерства со сверстниками.

     Правильно организованная исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Исследовательская деятельность детей в детском саду»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоен...

Консультация для родителей."Развитие поисково-исследовательской деятельности детей.

Развитие  поисково-исследовательской активности детей.Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"...

Консультация для родителей "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях"

    Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто рас...

Из опыта работы. Тема: "Психолого - педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

            Вопросы организации исследовательской деятельности детей являются в настоящее время очень важными и значимыми. Современному обществу нужны люди, облада...