Консультация «Применение современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности дошкольников»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Азарова Инна Петровна

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности

- технология исследовательской деятельности

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровая технология и др. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 95»

«Применение современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности дошкольников»

        

Картинки по запросу

 

Воспитатель ВКК

Азарова Инна Петровна

«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям».

В. Ф. Одоевский
 

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности

- технология исследовательской деятельности

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровая технология и др.

  • Здоровьесберегающие технологии

Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии направлены на:

- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;

- на воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения;

- обучение здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей .

         

  • Технологии проектной деятельности 

Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Виды проектов:

- исследовательско-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

- ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);

- ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);

- практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);

- творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна)

  • Технология исследовательской деятельности

 Цель: Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

  • Информационно-коммуникационные технологии

Цель: Повышение  качества воспитательно-образовательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерных технологий.

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

- формировать информационную культуру у детей;

- активизировать познавательный интерес;

- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

  • Личностно - ориентированная технология

Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Принципы личностно-ориентированных технологий

- Построение доверительных отношений с малышом.

- Общение с ребенком на равных.

- Уважение личности и достоинства маленького человечка.

- Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка. Так называемая «уравниловка» просто напросто недопустима – она противоречит основному принципу личностно – ориентированного обучения.

  • Игровая технология

Цель: раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

Важнейшие функции игр:

- развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативная: освоение диалектики общения;

- по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;

социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Эффективность использования педагогических технологий зависит не только от различий исходного уровня специальных знаний и умений разработки и реализации технологий, но и от уровня сформированности общепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Это предполагает индивидуализацию и дифференциацию обучения и по содержанию, и по его организации.

Закончить хочется высказыванием Альбера Камю 

«Всякий раз, как мне кажется, что я постиг мир до самых глубин, он меня потрясает своей простотой».

Литература:
1. Атемаскина Ю.В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.

2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

3. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Мозаика-Синтез, 2008.

5. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ"

Презентация к статье "ПРИМЕНЕНИЕ   СОВРЕМЕННЫХ   ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ТЕХНОЛОГИЙ  В  УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  ДОУ"...

"Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников". консультация для воспитателей

Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством ме...

Консультации для воспитателей "Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников".

       Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребёнку интересен окружающий мир, и он, пытается разобраться в н...

Технологии способствующие активизации познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ

Статья для родителей и педагогов, способствующая эффективности в работе...

«Применение современных педагогических технологий в ОД по познавательному развитию»

Презентация на тему «Применение современных педагогических технологий в ОД по познавательному развитию» из опыта работы....

Презентация "Организация игровой деятельности детей с применением современных педагогических технологий"

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития . Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружа...