«Применение современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности дошкольников»
презентация

Клименко Татьяна Владимировна

«Применение современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности дошкольников»

 

В эпоху обновления содержания образования педагоги должны обладать необходимыми компетенциями, чтобы эффективно организовать весь образовательный процесс в соответствии с современными требованиями. Это подразумевает использование в работе современных методов, форм обучения и воспитания, а также современных педагогических технологий.

К числу таких технологий можно отнести:

- Здоровьесберегающие технологии

Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранять здоровье и формирование у него необходимых знаний, умений и навыков, способствующих здоровому образу жизни.

Направленность:

- Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка

Включает в себя мероприятия, направленные на сохранение психического и социального здоровья детей, а также на создание эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

- Воспитание культуры здоровья дошкольников

Реализуется через личностно-ориентированное воспитание и обучение, что способствует формированию у детей культуры здоровья и осознания важности здорового образа жизни.

- Обучение здоровому образу жизни

Включает в себя технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия) и самомассаж. Коррекционные методы, такие как арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия и психогимнастика, также являются частью этой системы.

Кроме того, к числу здоровьесберегающих педагогических технологий можно отнести педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, которая представляет собой системную совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

         

  • Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка через самостоятельную исследовательскую, познавательную и продуктивную деятельность. В процессе этой деятельности ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Виды проектов:

- Исследовательско-творческие

Полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

- Ролевые, игровые

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

- Ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Предполагают сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление участников с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

- Практико-ориентированные (прикладные)

Результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

- Творческие

Предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника или дизайна.

         

  • Технология исследовательской деятельности

Цель: Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

- Постановка и решение вопросов проблемного характера

- Наблюдения

- Моделирование

- Опыты

- Фиксация результатов

- «Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

- Подражание голосам и звукам природы

- Использование художественного слова

- Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации

- Трудовые поручения, действия

         

  • Информационно-коммуникационные технологии

Цель: Повышение качества воспитательно-образовательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерных технологий.

Использование компьютерных технологий помогает:

- Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности

- Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной

- Формировать информационную культуру у детей

- Активизировать познавательный интерес

- Реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении

- Дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе

- Активизировать мыслительные процессы

         

  • Личностно-ориентированная технология

Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Принципы личностно-ориентированных технологий:

- Построение доверительных отношений с малышом

- Общение с ребенком на равных

- Уважение личности и достоинства маленького человечка

- Построение обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка

Так называемая «уравниловка» недопустима, она противоречит основному принципу личностно-ориентированного обучения.

         

  • Игровая технология

Цель: Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

Важнейшие функции игр:

- Развлекательная

Основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес.

- Коммуникативная

Освоение диалектики общения.

 - Самореализация

 Игра служит полигоном для человеческой практики, где человек может раскрыть свой потенциал.

- Терапевтическая

 Игра помогает преодолеть различные трудности, возникающие в других сферах жизни.

- Диагностическая

 Выявление отклонений от нормативного поведения и самопознание в процессе игры.

- Коррекционная

 Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

- Межнациональная коммуникация

 Усвоение единых социокультурных ценностей, общих для всех людей.

- Социализация

 Включение в систему общественных отношений и усвоение норм человеческого общежития.

Эффективность применения педагогических технологий зависит не только от исходных знаний и умений разрабатывать и реализовывать их, но и от общепедагогических навыков, методологической культуры и профессионального развития педагогов в целом. Это подразумевает индивидуализацию и дифференциацию обучения как по содержанию, так и по его организации.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение современных педагогических технологий для активизации  

                     познавательной деятельности дошкольников»

В эпоху обновления содержания образования педагоги должны обладать необходимыми компетенциями, чтобы эффективно организовать весь образовательный процесс в соответствии с современными требованиями. Это подразумевает использование в работе современных методов, форм обучения и воспитания, а также современных педагогических технологий.

К числу таких технологий можно отнести:

- Здоровьесберегающие технологии

Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранять здоровье и формирование у него необходимых знаний, умений и навыков, способствующих здоровому образу жизни.

Направленность:

- Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка

Включает в себя мероприятия, направленные на сохранение психического и социального здоровья детей, а также на создание эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

- Воспитание культуры здоровья дошкольников

Реализуется через личностно-ориентированное воспитание и обучение, что способствует формированию у детей культуры здоровья и осознания важности здорового образа жизни.

- Обучение здоровому образу жизни

Включает в себя технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия) и самомассаж. Коррекционные методы, такие как арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия и психогимнастика, также являются частью этой системы.

Кроме того, к числу здоровьесберегающих педагогических технологий можно отнести педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, которая представляет собой системную совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

         

  • Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка через самостоятельную исследовательскую, познавательную и продуктивную деятельность. В процессе этой деятельности ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Виды проектов:

- Исследовательско-творческие

Полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

- Ролевые, игровые

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

- Ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Предполагают сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление участников с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

- Практико-ориентированные (прикладные)

Результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

- Творческие

Предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника или дизайна.

         

  • Технология исследовательской деятельности

Цель: Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

- Постановка и решение вопросов проблемного характера

- Наблюдения

- Моделирование

- Опыты

- Фиксация результатов

- «Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

- Подражание голосам и звукам природы

- Использование художественного слова

- Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации

- Трудовые поручения, действия

         

  • Информационно-коммуникационные технологии

Цель: Повышение качества воспитательно-образовательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерных технологий.

Использование компьютерных технологий помогает:

- Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности

- Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной

- Формировать информационную культуру у детей

- Активизировать познавательный интерес

- Реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении

- Дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе

- Активизировать мыслительные процессы

         

  • Личностно-ориентированная технология

Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Принципы личностно-ориентированных технологий:

- Построение доверительных отношений с малышом

- Общение с ребенком на равных

- Уважение личности и достоинства маленького человечка

- Построение обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка

Так называемая «уравниловка» недопустима, она противоречит основному принципу личностно-ориентированного обучения.

         

  • Игровая технология

Цель: Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

Важнейшие функции игр:

- Развлекательная

Основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес.

- Коммуникативная

Освоение диалектики общения.

 - Самореализация

 Игра служит полигоном для человеческой практики, где человек может раскрыть свой потенциал.

- Терапевтическая

 Игра помогает преодолеть различные трудности, возникающие в других сферах жизни.

- Диагностическая

 Выявление отклонений от нормативного поведения и самопознание в процессе игры.

- Коррекционная

 Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

- Межнациональная коммуникация

 Усвоение единых социокультурных ценностей, общих для всех людей.

- Социализация

 Включение в систему общественных отношений и усвоение норм человеческого общежития.

Эффективность применения педагогических технологий зависит не только от исходных знаний и умений разрабатывать и реализовывать их, но и от общепедагогических навыков, методологической культуры и профессионального развития педагогов в целом. Это подразумевает индивидуализацию и дифференциацию обучения как по содержанию, так и по его организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Применение современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности дошкольников»

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в с...

Технологии способствующие активизации познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ

Статья для родителей и педагогов, способствующая эффективности в работе...

«Применение современных педагогических технологий в ОД по познавательному развитию»

Презентация на тему «Применение современных педагогических технологий в ОД по познавательному развитию» из опыта работы....

Презентация "Организация игровой деятельности детей с применением современных педагогических технологий"

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития . Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружа...

Игровые технологии как средство активизация познавательной деятельности дошкольников

Мы все знаем какую огромную роль играет  игра в жизни ребёнка. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблю...

Активизация познавательной деятельности дошкольников посредством игровых технологий (логическое мышление)

Современные условия характеризуются гуманным образовательным процессом, внимательным обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Что...