Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Туганских Светлана Николаевна

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.

Для того чтобы освоить педагогические технологии, необходимо  конструировать НОД в соответствии с выбранной технологией, либо методикой.

Использование технологической карты поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время и решить многие другие задачи. А это, безусловно, благоприятно сказывается на качестве образовательного процесса и его результативности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 56»

Асбестовского городского округа

             Форма: Мастер – класс.

Тема работы:

 «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

                                                    Составитель: воспитатель Туганских Светлана Николаевна

Цель: Ознакомление педагогов с технологией «Путешествие «по реке времени»».

Задачи:

  1.  Передача педагогического опыта путем прямого комментированного показа последовательности действий, методов, приемов;
  2. Популяризация инновационной технологии, идей, находок;
  3. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер – класса;

Оборудование:

Презентация на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Карта - панно «Река времени», набор картинок обуви разных времен эпохи.

Буклет «Примерный алгоритм проведения «путешествия «по реке времени»».

Планирование результата:

Информирование педагогическому сообществу инновационной технологии «Путешествие  «по реке времени»».

Вызвать интерес педагогов к возможностям технологии.

Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер – класса.

Образовательный продукт:

Примерный алгоритм проведения НОД по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по технологии «Путешествие «по реке времени»» на тему «История обуви».

Этапы мастер – класса:

  1. Введение в тему. - 3 мин.
  2. Демонстрация средств и атрибутов – 2 мин.
  3. Раскрытие последовательности этапов технологии «Путешествие «по реке времени»» - 13 мин.
  4. Заключение - 2 мин.

Ход мастер – класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Желающие принять участие в мастер – классе предлагаю собраться в круг.

Начать нашу встречу мне хотелось бы со знакомства. А чтобы мы лучше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Наталья - настойчивая, Марина – миролюбивая и т.д.

С прекрасным настроением и позитивными эмоциями начинаем мастер – класс.

Тема мастер – класса «Составление технологической карты (конструкт) по организации  непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.

Для того чтобы освоить педагогические технологии, необходимо  конструировать НОД в соответствии с выбранной технологией, либо методикой.

Использование технологической карты поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время и решить многие другие задачи. А это, безусловно, благоприятно сказывается на качестве образовательного процесса и его результативности.

 Меня, как педагога заинтересовала технология Путешествие «по реке времени».

Технология носит инновационный характер, т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей: работа с пособием-панно «река времени», рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.

Технология «Путешествия «по реке времени»» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм в познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников.

Технология направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему).

Использование  игр - путешествий позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления.

Автор технологии Путешествие «по реке времени» Короткова Надежда Александровна.

Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».

Карта – панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.  Это длинный бумажный лист размером 50х160 см или 60х180, на котором полосой синего цвета ( во всю длину) обозначается «река времени».

Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с  понятными детям названиями:

  1. «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей;
  2. «Старина» – примерно мир средневековья и чуть позже.
  3.  «Наше время» - современный мир, может быть и будущее.

На панно воспитатель заранее наклеивает небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами - «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города).

Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см).

Технология строится на следующих принципах:

  1. Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
  2. Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
  3. Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет  использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Предлагаю рассмотреть форму написания технологической  карты (конструкт) НОД в старшей группе для детей с ТНР на тему  «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»» разработанной с учетом алгоритма предложенного Коротковой Н.А.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Организации  непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

Составитель: Туганских Светлана Николаевна, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №56» АГО

Тема: «История обуви».

Возрастная группа: дети от пяти до шести лет с ТНР.

Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность  «Путешествие «по реке времени»».

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е.,  Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, «Что было до…» игры – путешествия в прошлое предметов Дыбина О.В.

Средства:

Наглядные – демонстрационный материал: карта - панно «река времени»; коробка с обувью, мини музей старинной обуви.

раздаточный материал: набор картинок обуви разных времен для сравнения и выстраивания временных рядов, одноразовые картинки – «символ времени» для наклеивания на панно; клеевой карандаш, клеенка, салфетка.

мультимедийные   презентация «История обуви».

музыкальные: звуковые эффекты

Цель: Формирование у детей представления об истории появления обуви.

Задачи образовательной программы:

 Образовательные задачи: Познакомить детей с историей обуви, расширить знания о видах обуви.

Развивающие задачи: Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера; развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.

Воспитательные задачи: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе   коллективного решения познавательной задачи.

Коррекционные задачи: закреплять правильное произношение звуков. Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать и               употреблять относительные прилагательные, учить согласовывать существительные в роде, числе, числительные с существительными. множественного числа.

Планируемый результат: 

Проявление интереса к истории обуви; Обогащение словаря по лексической теме «Обувь».

Формирование представлений у детей об историческом времени появления  обуви.                                                                                                                                                            

Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

План проведения НОД:

  1. Обсуждение реального события: Словесная игра «Приветствие» 2 мин.

Сюрпризный момент «Коробка с обувью»

  1. Постановка целей исследования: Проблемные вопросы:  «А всегда ли обувь выглядела так, как наши туфли и сапоги? Как обувь выглядела в древние – древние времена? Не знаете? Хотите узнать? – 2мин.
  2. Анализ – сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного  материала: Презентация «История обуви», посещение мини музея старинной обуви – 10мин. Физминутка

« Сапожник» - 2 мин.

  1. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» - 5 мин.
  2. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования - 3мин.
  3. Рефлексия – 1 мин.
  4. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Заключение:

     Я показала вам технологию,

     Так подходящую к нашим условиям,

     В ней все понятно,  и все логично

     Она развивает детей отлично.

 Список литературы

1. Дыбина О.В.  « Что было до…» игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.

2. Дыбина О.В «Рукотворный мир» . Творческий центр Сфера,

2011.

3. Короткова Н.А.  Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка-Пресс, 2007.

4. . Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме "Вот она - какая, вода!"

Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме "Вот она - какая, вода!"...

Технологическая карта (конструкт) организации непрерывной образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Технологическая карта (конструкт)организации непрерывной образовательной деятельности с детьмипо образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»...

Технологическая карта (конструкт) организации непрерывной образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Что в сундуке найдется, вам отгадывать придется!"

Возрастная группа:  6-7 лет.Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Виды деятельности: музыкальная ( музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных ин...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7 лет) Тема: «Федорино горе» по сказке К.И.Чуковского

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Федорино горе» по сказке К.И.ЧуковскогоВозрастная группа: подготовительн...

Конструкт организации непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Полет в космос»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности МБДОУ: «Детский сад № 72»Воспитатель: Анчугова Александра Валерьевна.Группа: старшаяОбразовательная область: художественн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (КОНСТРУКТ) организации совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы конструирование тема: «Мосты»

Технологическая карта (конструкт) организации совместной образовательной деятельности с детьми старшей группыТема: «Мосты»Цель: Находить конструктивные решение и планировать создание ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (КОНСТРУКТ) организации совместной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет Развлечение «Путешествие в сказочный лес»

Технологическая карта(конструкт) организации совместной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет Развлечение «Путешествие в сказочный лес» Образовательная область: Позн...