«Организация работы с родителями в современном ДОУ»
статья на тему

Бабушникова Галина Александровна

                                            Справка о представлении инновационного педагогического опыта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_po_rabote_s_roditelyami.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Справка

о представлении инновационного педагогического опыта Бабушниковой Галины Александровны, воспитателя МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида» Старошайговского муниципального района

«Организация  работы с родителями в современном ДОУ»

Проблема, над которой я работаю, актуальна, востребована, значима для педагогической практики.

Актуальность и перспективность опыта.   Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса.

Дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей. Причиной этого являются:

-Чрезмерная занятость родителей;

-Трудная материальная жизнь;

-Телевизионные программы, компьютерные игры, интернет;

-Нет общих интересов и точек соприкосновения у членов семьи;

-Неумение и нежелание взрослых организовать совместный семейный труд и отдых;

-Переживания ребенка редко волнуют родителей;

-Родители не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.

Работая с родителями, воспитатели должны повышать педагогическую культуру родителей. А для этого нам необходимо знать:

- в чём заключается организаторская деятельность дошкольного учреждения, направленная на повышение педагогической культуры семьи;

- какие формы работы использовать в повышении педагогической культуры семьи.

Моя работа включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детский сад, и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

Цель. Оптимизация отношений партнерства между родителями, детьми и педагогами, установление отношений сотрудничества.                                       Задачи:

-Установление контакта с родителями.

-Апробация новых нетрадиционных форм работы с семьей как фактора позитивного развития детей.

-Помощь родителям в устранении недопонимания потребностей сферы ребенка через совместную игровую, творческую, познавательную деятельность детей.

-Создание условий для эмоционального общения взрослых и детей.

-Выявление и реализация потребностей родителей в педагогических знаниях.

-Развитие сотрудничества детского сада и семьи в решении задач образовательной программы.

-Воспитание здорового и успешного ребенка.

Объект исследования – процесс организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.

Предмет исследования – педагогические условия эффективной организации взаимодействия детского сада и семьи.

Гипотеза исследования: работа по взаимодействию детского сада и семьи будет эффективной, если:

-используются разнообразные формы социального партнерства дошкольного образовательной организации и родителей, ориентированные на социальные запросы родителей (учет интересов, образовательных потребностей);

-        взаимодействие с семьей носит системный характер, нацелено на формирование у родителей положительного эмоционального настроя на ребенка и все элементы образовательного процесса, повышение осведомленности родителей в вопросах воспитания, активное включение родителей в образовательный процесс.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

   В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.                    

   Традиционные  формы   работы   с   родителями    (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. В современных условиях нужны новые  нетрадиционные   формы  для сближения детей,  родителей, педагогов.

Сближение, контакт, взаимодействие  родителей  и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.  

Поэтому  я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».

Теоретической базой опыта являются исследования учеными и педагогами проблем взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

-Педагогические теории о социальной роли семьи, её приоритете в развитии личности ребёнка, необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей, педагогической поддержки семьи (К.Д. Ушинский, Е.П. Арнаутова, Т.И. Гризик, В.А.Петровский, Л.Ф Островская и другие).

-Современная общепедагогическая концепция сотрудничества ДОУ и семьи (Е.П. Арнаутова, В.П Петрова, Т.А.Куликова, О.Л.Зверева и другие).

-Идея специальной подготовки родителей к воспитанию детей (К.Д.Ушинский,А.С.Макаренко,В.В.Зеньковский,А.С.Симонович,Е.И.Тихеева,П.Ф.Лесгафт,П.Ф.Каптерев и др.)

-Непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности  (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.).

В своей работе я использую:

1.        Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

2.        Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2012. - №10. – С.12 – 23.

3.        Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5

4.        Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6

5.        Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6

6.        Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.

7.        Гумен, О. И. Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников [Текст]/ О. И. Гумен// Воспитатель ДОУ. 2008. №10.

8.Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, – 240 с.

9.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114

10.Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.

11.Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

12.Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.

13.Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями.М.;Просвещение,2015.-126с.

14.Осипова, Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа [Текст]/Сост. Л. Е. Осипова.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-64с.

15.Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.-80с.

16.Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.

17.Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.

18        .Шитова, Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – Издательство: Учитель, 2011. – 169 c.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,   содержание, методы, приемы.

Вся работа строится в три этапа.

1 этап - подготовительный (накопление знаний):

Анкетирование родителей, разработка плана работы с родителями, проектов, подбор методической литературы, организация развивающей среды и т.д.

2 этап - основной (совместная деятельность воспитателей, родителей и детей)

3 этап - заключительный (анализ проделанной работы, презентации, обобщение опыта)

В своей работе использую следующие  формы:

 Информационно - аналитические.

 Досуговые.

 Познавательные.

   Наглядно-информационные.

Методы работы с родителями:

- посещение семей воспитанников на дому;

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- занятия с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии;

- Дни общения;

- Дни добрых дел;

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотомонтажей;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- утренние приветствия;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

- тренинги;

- семинар – практикум;

- родительские гостиные;

- телефон Доверия;

- почта Доверия;

- семейный вернисаж.

Анализ результативности:

В результате проделанной работы повысился уровень воспитательно-образовательной       деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

  • Собрана полная и достоверная информация о воспитанниках и их семьях в различных аспектах.
  • Использование разнообразных форм работы дают определённые результаты: родители из пассивных «наблюдателей» превратились в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, повысилась их педагогическая компетентность.
  • Семьи получают практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций и стали участниками различных мероприятий.
  • Родители стали открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи.
  • Новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это приводит к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.

    Далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно.

   Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка,  считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Обобщённый опыт работы по проекту опубликован на сайте:

http://nsportal.ru

  1. Конспект НОД во второй младшей группе «Домашние животные и их детеныши» (С родителями)
  2. Презентация педагогического опыта «Современные формы  работы с родителями в   ДОУ».
  3. Газета для родителей «Любимый ребенок».

Заведующая

МДОУ «Старошайговский детский сад №2

комбинированного вида»                          ________________Елдина О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями в современном ДОУ

Ваш детский сад постоянно находится в поиске новых форм работы с родителями? Мы хоти поделиться своими интересными наработками....

Организация работы с родителями в современном ДОУ(из опыта работы)

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Организация работы с родителями в современном ДОУ(из опыта работы)

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Организация работы с родителями в современном ДОУ посредствам интерактивных технологий

Совместная работа учителя-логопеда с родителями определяет общий успех коррекционно-образовательного процесса....

Организация работы с родителями в современном ДОУ

​​     На протяжении многих лет работаю над решением проблемы взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель - всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Детский сад...