Значение экспериментирования в развитии дошкольника
статья (подготовительная группа) на тему

Метелкина Наталья Владимировна

для чего нужно детское эксперементирование?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение экспериментирования в развитии дошкольника

 Современный дошкольник живёт в время большого потока информации. На него влияние все, он нацелен на познание человека и мира в целом, на важные виды детской деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать. В стемительно меняющихся условиях жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать их  самому и применять их, мыслить самостоятельно и творчески. Во время всего дошкольного детства, вместе с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка играет – познавательная  деятельность, под которой  понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и поиск знаний, самостоятельно или под  руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Благодаря  экспериментированию дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Маленький человечек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование практических умений и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет). В старшем возрасте  многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить их видеть волшебство в привычных вещах.

Песок  первые и любимые всеми детьми объект для исследования. С песком дети соприкасаются с первых дней жизни.

Игры с песком один из самых приятных способов обучения.

Игры с песком:

№1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

 

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 

№3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

  • Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

 

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.

  • Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

 

№5 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

  • Каким он стал?
  • Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

 

№6 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

  • Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

 

№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

 

№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

  • Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

  • Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

 

Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

  • Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

Правила безопасного поведения при экспериментировании:

  1. Работа под наблюдением взрослого. Сначала посмотри, потом повтори.
  2. Не трогать без разрешения. Не брать руки в рот. Грязными руками не трогать глаза.
  3. Не пробовать на вкус без разрешения. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
  4. С горячей водой будь осторожен!!!

Используемая литература:

  1. Нищева Н.В.   «Организация опытно- эксперементальной работы в ДОУ» - СПб: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 г., 8 -26с.
  2.  Смолер Е.И. Развитие интеллектуальной активности дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.И. Смолер. – Мозырь : Белый Ветер, 2014. -48 с
  3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./
    Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92.
  4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б.
    Богоявленская. — М.: Академия, 2002. 62с.
  5. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и 
    доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 11 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение экспериментирования для развития мышления детей"

Благо­даря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого склады­вается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый су­меет занять позицию...

Значение экспериментирования для развития дошкольников

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерност...

Консультация. "Значение экспериментирования в развитии ребенка"

quot;Значение экспериментирования в развитии ребенка"...

Буклет «Значение экспериментирования в развитии ребёнка»

консультация для родителей о экспериментировании с детьми...

ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ЗНАЧЕНИЕЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯВ РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА...