Значение экспериментирования в развитии дошкольников
консультация

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_eksperimentirovaniya_v_razvitii_doshkolnikov.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад комбинированного вида №47

Консультация для воспитателей

«Значение экспериментирования в развитии дошкольников»»

                                                                                           

                                                                                            Воспитатель:

                                                                                       Спирикова Ю.А.

2019 г.

     В качестве базовых основ функционирования системы дошкольного образования в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования представлены целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения данного уровня образования. И с их учётом необходим выбор таких приёмов и методов обучения, Необходимо использование таких приёмов и методов, при использовании которых ребёнок должен ощущать потребность узнавать что-то новое, лучше понимать себя и явления окружающего мира, проявлять стремление к самостоятельным поступкам, настойчивость в осуществлении задуманного, а взрослый должен поддержать его в этом.

Традиционный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками состоит в погоне за определенными результатами. Вместе с этим, очевидно, что для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, не результат, а путь к нему. Гораздо важнее научить ребёнка добывать знания, чем сделать его обладателем массы бесполезной информации, которую он не умеет применять. Эффективность образования и его гуманизация возможны лишь в том случае, если взрослые перестанут настойчиво навязывать детям несвойственные им способы познания. Необходимо научиться всесторонне поддерживать те виды деятельности, которые «задуманы» природой для формирования в процессе развития дошкольников опыта познания, взаимодействия, поиска.

     Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

      Экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, приносит ему удовольствие. В процессе экспериментирования происходит накопление сенсорного и исследовательского опыта, развитие памяти, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Желание рассказать об увиденном, сформулировать обнаруженные закономерности стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умений и навыков (И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, Л. М. Маневцова, А. И. Савенков).

Структура детского экспериментирования

     Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

  • Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
  • Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
  • Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
  • Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это? ", "Что такое? " В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
  • Средства: язык, речь, поисковые действия
  • Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
  • Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
  • Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Экспериментирование должно организовываться (поддерживаться) таким образом, чтобы активность самого ребёнка была реализована в нем наиболее полно. Однако развитие экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте без усилий взрослого невозможно, так как на этом этапе появляются предпосылки перехода от «стихийного» экспериментирования к сознательному использованию эксперимента как метода совершения открытий.

Таким образом, по мере взросления детей меняется роль взрослого. В процессе общения со старшими дошкольниками он учит детей создавать экспериментальные условия, в которых природа вещи проявилась бы наиболее полно и ярко, отбирает материалы, с помощью которых ребёнок мог бы сам или при минимальной поддержке старших выявлять зависимости, формирует умение совместно со сверстниками вести поиск, уточняет цель опыта, создает проблемные ситуации, активизирующие интерес детей, помогает обобщить полученные знания в специальных беседах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение экспериментирования для развития мышления детей"

Благо­даря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого склады­вается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый су­меет занять позицию...

Значение экспериментирования в развитии дошкольника

для чего нужно детское эксперементирование?...

Значение экспериментирования для развития дошкольников

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерност...

Консультация. "Значение экспериментирования в развитии ребенка"

quot;Значение экспериментирования в развитии ребенка"...

Буклет «Значение экспериментирования в развитии ребёнка»

консультация для родителей о экспериментировании с детьми...

ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ЗНАЧЕНИЕЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯВ РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА...