Методическая разработка для детей с затруднением в общении.
методическая разработка на тему

Светлана Валерьевна Мерзликина

 

     Трудности во взаимоотношениях возникают нередко, это нормально, но родителям стоит обратить внимание на стойкие проявления замкнутости, конфликтности, обидчивости и эмоциональной неустойчивости у ребенка в общении. Почаще спрашивайте ребенка, с кем он дружит, в какие игры играет со сверстниками, кто ему нравится, с кем он не хочет дружить и почему. Насторожить могут и частые жалобы на то, что все вокруг плохие, дерутся, обижают, не принимают в игры. Обычно дети могут договориться между собой, но иногда родителям следует помочь ребенку установить контакты с другими детьми. При этом, конечно, не стоит предписывать, с кем ребенку общаться, а от кого держаться подальше. Задача родителей – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказках, историях. Ребенок должен чувствовать, что он не одинок в своем одиночестве и что иметь друзей – это здорово!

       Для того чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка для детей с затруднением в общении.

Обычно дошкольники и младшие школьники очень общительны, жизнерадостны, оптимистичны. Они в полнее способны обходиться без общества родителей, находя совместные занятия и игры. Если ребенок с удовольствием включается в игры со сверстниками, принимает общие правила, не конфликтует, с интересом откликается на предложения познакомиться, то можно сказать, что он коммуникабелен и не испытывает трудностей во взаимоотношениях с окружающими. Но очень больно иногда бывает родителям видеть, наблюдая за  играми детей, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.

     Трудности во взаимоотношениях возникают нередко, это нормально, но родителям стоит обратить внимание на стойкие проявления замкнутости, конфликтности, обидчивости и эмоциональной неустойчивости у ребенка в общении. Почаще спрашивайте ребенка, с кем он дружит, в какие игры играет со сверстниками, кто ему нравится, с кем он не хочет дружить и почему. Насторожить могут и частые жалобы на то, что все вокруг плохие, дерутся, обижают, не принимают в игры. Обычно дети могут договориться между собой, но иногда родителям следует помочь ребенку установить контакты с другими детьми. При этом, конечно, не стоит предписывать, с кем ребенку общаться, а от кого держаться подальше. Задача родителей – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказках, историях. Ребенок должен чувствовать, что он не одинок в своем одиночестве и что иметь друзей – это здорово!

       Для того чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

 

Показатели благополучной для ребенка обстановки являются:

А) выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

Б) уверенность в своих силах, удовлетворение собой;

В) умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;

Г) ощущение свободы, автономности при общении с родителями.

Второй причиной могут  стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками,  избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.  

У дошкольников могут проявиться следующие неблагоприятные характеристики:

- неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок (обычно ребенок, слушающий сказку, переживает вместе с главным героем  его приключения, эти переживания буквально «написаны» на его лице);

- неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;

- отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением;

- множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении.

Общение требует широкого круга участников. Устраивайте почаще детские праздники и развлечения и больше общайтесь!

Комплекс игр, которые научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

1. «Клубочек».(для детей с 5 лет).

     Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры ( например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты любишь и т. д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание: если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

2. «Комплименты».

      Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Предупреждение:

1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

2. если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сам.

3. «Ворона».

        Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

               «Ворона сидит на крыше,

                 Ощипывает она свои крылышки.

                Сирлалала, сирлалала!»

Затем очень быстро и неожиданно:

                «А кто раньше сядет?»

Затем:

                 «А кто раньше встанет?»

Кто опоздал выполнить команду – выбывает из игры.

4. «Есть или нет?»

       Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат «нет!»

            Есть ли в поле светлячки?

            Есть ли в море рыбки?

            Есть ли крылья у теленка?

            Есть ли ключ у поросенка?

            Есть ли гребень у горы?

            Есть ли двери у норы?

            Есть ли хвост у петуха?

            Есть ли ключ у скрипки?

            Есть ли рифма у стиха?

            Есть ли в нем ошибки?

5. «Передай мячик».

         Сидя или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, так передавать мяч. Кто уронил – выбывает.

Замечание: можно упражнение усложнить, попросив детей закрыть глаза.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей с затруднениями в общении

Игры для детей с затруднениями в общении...

Рекомендации для родителей: "Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении 5 - 6 лет"

Многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. К таким воспитанникам чаще всего относятся суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся кор...

Игры для детей с затруднениями в общении

Игры для детей с затруднениями в общении...

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ...

Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

Картотека игр для развития коммуникативных навыков у детей от 4 лет...

Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении...