НОД по познавательному развитию: "Жизнь народов Севера"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Данное пособие помогает педагогу ДОУ в доступной форме дать знания детям старшего дошкольного возраста о своеобразии жизни народов Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zhizn_narodov_severa.docx626.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Жизнь народов Севера»

Задачи:

-знакомить детей с многообразием природы Земного шара;

-познакомить с народами, живущими на крайнем Севере, своеобразием их жизни: жилища, одежда, промыслы, фольклор;

-воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Оборудование:

Ноутбук, экран, аудиозапись.

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №335» г.о. Самара
Карпенко Лариса Викторовна

Слайд

Речь воспитателя

Ребята, мы живем с вами в большой прекрасной стране. В ней много интересных мест, куда можно отправиться в путешествие. Вы любите путешествовать?

Тогда сегодня я предлагаю вам отправиться на крайний Север нашей страны. Это необыкновенное место, где царствует холод, лед и снег. И в этих суровых условиях живут удивительные народы.

Чукчи, ненцы, эвенки, ханты, манси, коряки — древнейшие обитатели областей крайнего Сибири. Проживают они, в основном, на просторах Сибири и крайнего Севера.

Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого — морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство- основные виды хозяйства. Тундровые жители кочевали с места на место, вели охоту на диких оленей. Однако прогресс не стоял на месте, и с течением временем они начали осваивать оленеводство. Впоследствии именно оно превратилось в основу хозяйства северных жителей.

Тем же, что жили у моря, ничего не оставалось, кроме как промышлять морской охотой. Зимой и весной охотились на тюленей. Ну, а лето и осень подходили, чтобы охотиться на китов и моржей.

Традиционное жилище — яранга. Это нечто вроде конуса или шатра неправильной многоугольной формы. Каркас обычно сооружался из дерева. Сверху эта конструкция укрывалась шкурами моржей либо оленей.

Сегодняшние оленеводы, как правило, ставят обычные двускатные палатки из брезента. Сейчас у них есть вездеходы, а в те времена весь скарб приходилось перевозить на себе.

Домашняя утварь кочевых и оседлых чукчей скромна и содержит лишь самые необходимые предметы: различного вида чашки собственного изготовления для бульона, большие деревянные блюда с низкими бортами для отварного мяса, сахара, печенья и пр. Ели в пологе, сидя вокруг столика на низких ножках или непосредственно вокруг блюда. Мочалкой из тонких древесных стружек вытирали руки после еды, сметали остатки пищи с блюда. Посуду хранили в ящичке.

Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей (кибитка), жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах - "ракетках"; по морю — на одноместных и многоместных байдарах...

Зимнюю одежду шили из двух слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу, а также использовали прочную, эластичную, практически непромокаемую кожу тюленей для пошива штанов и весенне-летней обуви.  

Одежда подразделяется на повседневно бытовую и празднично-обрядовую.

Традиционный комплект мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки, дождевика из моржовых кишок, штанов и различных головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки.

Основа женского костюма — меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.

Типичная обувь — короткие, до колен, торбаса сшитые из шкур нерпы шерстью наружу.

Игра «Костер»

На севере очень холодно. Чтобы не замерзнуть, местные жители разводят костер, греются. Давайте погреемся вместе с ними.

Вставайте вокруг «костра»  и выполняйте мои команды. Скажу: «Жарко!»- вы должны отодвинуться от костра. «Руки замерзли!»- протянуть руки к костру. По команде: «Ой, какой большой костер!»- махать руками. Скажу: «Искры полетели!»- хлопайте в ладоши. «Костер принес дружбу и веселье!»- надо взяться за руки и устроить хоровод вокруг костра. (Дети встают вокруг обруча и выполняют команды педагога).

Традиционная пища северных людей — оленина, мясо и жир морских животных.

В северных и южных районах Чукотки большое место в рационе занимают кета, хариус, навага, нерка, камбала. Многие оленеводы вялят, засаливают, коптят рыбу, солят икру.

Местные жители традиционно употребляли в пищу много дикорастущих трав, корней, ягод, морской капусты. Листья карликовой ивы, щавель, съедобные корни замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью. Из корней, толченных с мясом и моржовым жиром, делали колобки. Из привозной муки издавна варили каши, жарили лепешки на тюленьем жире.

Основные праздники были связаны с хозяйственными циклами: с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летние пастбища и возвращением; весной — праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью — праздник хозяина морских животных. Все праздники сопровождали состязания в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа (прообраз батута), в гонках на оленях и собаках; танцы, игра на бубнах, пантомима.

Кроме производственных были семейные праздники, связанные с рождением ребенка, выражением начинающим охотником благодарности по случаю удачного промысла и т. п.

Народы Севера придумывают много сказок. Эти сказки всегда чему-то учат. Они передаются из поколения в поколение.

Главный персонаж мифов и сказок — Ворон (Куркыль), демиург и культурный герой (мифический персонаж, который дает людям различные предметы культуры, добывает огонь,

Сказки народов Севера (лымн’ыл) подразделяются на мифологические, бытовые и сказки о животных.

Каждый человек имел, по меньшей мере, три "персональные" мелодии, сочиненные им в детстве, в зрелом возрасте и в старости (чаще, правда, детскую мелодию получали в подарок от родителей). Возникали и новые мелодии, связанные с событиями в жизни (выздоровлением, прощанием с другом или возлюбленной и т. п.). Исполняя колыбельные песни, издавали особый "курлыкающий" звук, напоминающий голос журавля или важенки.

Бубен (ярар) — круглый,  с держалкой на тыльной стороне. Различают мужскую, женскую и детскую разновидности бубна. Бубен являлся семейной святыней, его звучание символизировало "голос очага".

Другой традиционный музыкальный инструмент — пластинчатый варган— "ротовой бубен" из березовой, бамбуковой (плавун), костяной или металлической пластинки.

Проблемами возрождения традиционной культуры занимаются местная интеллигенция.

Северные народы гораздо более мудрый, чем принято думать. Они умеют ориентироваться в абсолютно суровых условиях, когда вокруг только снег и лед. Для этого им достаточно сделать лунку в реке, определить направление течения — и путь найден! Кроме того, они прекрасно говорят по-русски. Помимо всего прочего у них распространены кустарные промыслы. Вышивка бисером, выделка меха, художественная обработка клыков и костей. А еще они танцуют, несмотря на все тяготы жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие) «Жизнь животных и птиц зимой».

Цель: Дать детям представление о способах зимовки зверей и птиц. Знать о жизни обитателей зимнего леса и зимующих птиц.Задачи:1.Закреплять представление о жизни животных в лесу зимой, способах их прис...

Конспект по познавательному развитию "Жизнь диких животных весной"

Данный конспект поможет воспитателю закрепить знания детей о изменениях, происходящих в жизни диких животных весной....

Конспект по познавательному развитию "Жизнь первобытного человека"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе по теме "Жизнь первобытного человека"...

Конспект занятия по познавательному развитию: «Жизнь дана на добрые дела! Поможем бездомным животным»

В нашем детском саду проходил благотворительный сбор в помощь бездомным животным. Данный конспект занятия проводился с детьми на ознакомительном этапе....

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию "Жизнь диких животных осенью".

Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период.Задачи:1. Закреплять знание детей диких животных;2. Познакомить детей с названием мест зимовки животных (норы, берло...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие) «Жизнь животных и птиц зимой».

Дать детям представление о способах зимовки зверей и птиц. Знать о жизни обитателей зимнего леса и зимующих птиц....