Звучащие картины на Ивана Купалу
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Стрижакова Елена Викторовна
Занятие построено в форме диалога между педагогом и детьми, т.е. с использованием коммуникативно – развивающих технологий, что побуждает детей мыслить и рассуждать, формирует коммуникативные и морально нравственные компетенции. В структуру данного занятия введён элемент проблемного обучения, когда ребятам была дана задача ответить на вопрос, почему произведения музыки и живописи характеризуются одними и теми же эмоциональными состояниями. У детей формируются представления о связи музыки с природой, правдивого её отображения в музыкальных произведениях А.Лядова, П Чайковского и репродукциями русских и российских художников, рисующих картины сказочной природы народного праздника – Иван Купалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchashchie_kartiny_na_ivana_kupalu.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование народных песен в творчестве композиторов-классиков

Звучащие картины на Ивана Купалу

Поделись живыми снами,

Говори душе моей,

Что не выскажешь словами,

Звуком на душу навей.

А.Фет

Цель: формирование у детей представления о связи музыки с природой,

правдивого её отображения в музыкальных произведениях: песенность русской природы, пейзажность русской народной песни.

 Задачи:

          Дидактическая –    раскрыть возможности музыки  и живописи на примере русской народной песни и её симфонической обработки, симфонических сказочных картинок изобразительного характера, музыки природы.

      Развивающая - развивать логическое мышление, навык элементарного анализа музыкального произведения.

          Воспитательная – воспитание патриотизма, самосознания, музыкального вкуса, культуры слушания музыки. Учить детей понимать образность загадок и поговорок.

Занятие  построено  в форме диалога между педагогом  и детьми, т.е. с использованием коммуникативно – развивающих технологий, что побуждает детей мыслить и рассуждать, формирует коммуникативные и морально нравственные компетенции. В структуру данного занятия  введён элемент проблемного обучения, когда ребятам была дана задача ответить на вопрос, почему произведения музыки и живописи характеризуются одними и теми же эмоциональными состояниями.

                                                  Ход занятия

1. Организационный этап.

Сегодня  мы познакомимся с музыкой А.Лядова, П Чайковского и репродукциями русских и российских художников, рисующих  картины сказочной  природы народного праздника – Иван Купалы.

Природа и искусство  неразделимы друг от друга и  с детства навсегда входят в жизнь каждого человека.

 Прием  «Путешествие»

Предлагается мысленно перенестись в глубину веков и оказаться в гостях у древнерусского певца-поэта Баяна. Полюбоваться величием русской природы и погрузиться в мир волшебных перевоплощений и образов, познакомившись с народным праздником, Иван Купалы, переосмыслив его иносказание как для природы, так и для музыкально-изобразительного эпоса.

2.Актуализация знаний.

Прием «Постановка проблемы».

Большое место в фортепианном творчестве  русского композитораXIX века, родившегося в  Санкт – Петербурге, А.Лядова  занимают русские народные  песни.  Он обработал 150 русских народных песен и более  всего удавались ему сочинения, связанные с тематикой русской сказки, с фантастикой, с русским фольклором. Путь к ним пролегал через «Детские песни» и другие обработки песенных образцов.

Они гармонично и музыкально связаны  с миром природы,  жизнью людей с их праздниками и заботами. Ничто не сближает нас с искусством ближе, чем природа, частичкой которой являемся мы. Она вдохновляет нас на прекрасное, и мстит за содеянное.

слайд

Педагог предлагает вести беседу от лица Баяна – сказителя русской старины.

А. К. Лядова пьеса «Про старину». 

Уже при первых звуках возникает образ древнерусского певца Баяна. В гусельном перезвоне - немного изменённая подлинно народная мелодия «Подуй, подуй, непогодушка». Позднее А. К. Лядов переложил эту пьесу для симфонического оркестра и предпослал эпиграф из «Слова о полку Игореве»: «Поведём же, братия, сказанье от времён Владимировых древних».

Педагог: И сладко песнь в честь родины поётся,
И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! Здесь край моих отцов!» (И. Никитин)

слайд

Педагог: Приучаем мы  детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам – счастье семье», «Дятла стук услышишь – день предстоит радостный».

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)

Как вы понимаете слова –храм природы?

К чему нас призывает автор стихотворения?

Что заключено в словосочетании - духовное общение?

слайд

Рассмотрим репродукции русских художников живописцев, послушаем музыкальную пьесу из цикла «Времена года» - «Белые ночи»  П.Чайковского и вспомним русские народные пословицы о величии природы.

Пословица выражает мнение народа. В ней заключена народная  оценка жизни, наблюдения народного ума.

Музыка леса Чайковский «Белые ночи» из цикла «Времена года»

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твоё молчание немое

И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.  (И.Никитин)

Закончи пословицу:

Не беречь поросли, не видать и… дерева.

Растение – ……берегам спасение.

Не тот охотник хорош, который убивает, а тот хорош, который….. бережет и охраняет.

Возвращай земле долг – будет …..толк.

Лес весной веселит, летом холодит, зимой …..согревает.

Где вода есть, там и саду ….цвесть.

Зеленое царство – лучшее ….лекарство.

Лес и вода - ….брат и сестра.

Много снега - много …хлеба, много воды - много …травы.

У каждого цветка свой …аромат.

Возле леса жить – …голоду не видать.

Где вода – там и верба, где верба – там и…. вода.

Не мути воду – пригодится ….черпать.

слайд

Сегодня предстоит нам поговорить о празднике летнего солнцестояния

Иван Купалы, который приходит в ночь с 23 на 24 июня.

Картина С.Кожин «Гадание на венках», Федоскинская миниатюра

Ночь на Ивана Купалу – самый яркий праздник славянского лета. Корни его уходят в незапамятную древность. Этот праздник окружён мифами и легендами. Он очень поэтичен: романтика любви и тайны пронизывает Купальскую ночь, расцветая в строках фольклора. Но не только в народных песнях отражена красота Купальской ночи. Писатели и поэты XIX – XX  Н.Гоголь, С.Есенин, П.Антокольский  веков тоже обращались к мифологической тематике купальских костров и цветущего папоротника.

Вот строки из стихотворения «Купальская ночь» Петра Якубовича:

Видимо для глаза и для уха слышно
Вырастают травы; расцветает пышно
Папоротник вещий, и с разрыв-травою
Шепчется, кивая яркой головою…

В песнях на Ивана Купалу часто высмеиваются лежебоки, которые в эту ночь предаются сну. Также песней вызывались на гуляние. Песни, исполняемые на праздник Ивана Купалы, могли быть шуточными или лирическими, посвященными женской доле, молическими-заклинательными.

Русская народная песня «На Ивана Купала красна девица гадала»

Само название Иван Купала связано с водой, именно вода присутствует в большей части игр.

Вода считалась священной; у самого мифического Ивана Купалы была подруга Марья Купавочка.

В южных областях страны праздник назывался Медуницей.

Праздник предшествовал напряженной ответственной поре – жатве.

Многие обряды на Ивана Купала связаны с очищением, омовением, поэтому в эту ночь прыгают через костер (и огонь и вода имеют магический смысл).

Люди бродят по лесу, ищут клады, цветок папоротника.

Вся природа становится волшебной, русалки путают и завлекают ночных гостей.

Травы, собранные накануне праздника, считались особенно целительными.

слайд

Какое дерево стало символом России?

По всем странам славится русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой.
  (Берёза)

Березонька кудрявая.

И вокруг березоньки

Девицы поют.

Красны девицы поют,

Хороводы водят.

Песни воздействуют на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение.

Картина А.Котухина «Берёзки»

Во поле берёзка стояла в № 4, 4 часть симфонии П.Чайковского

В финале 4-й симфоний  Чайковского звучит русская песня   «Во поле береза стола».
Педагог предлагает перенестись  к берегу волшебного озера, заглянуть в волшебство и таинство волшебной ночи, рассмотреть его обитателей  в двух картинах А.Васнецова «Озеро» и С.Полякова «Кикимора», соотнеся  их с музыкой А Лядова

Звучащие картины

слайд

I.  «Волшебное озеро» Лядова можно назвать лирико-фантастическим пейзажем—Эта сказочная картинка несколько импрессионистична: она по существу вся строится на отдельных фактурных, гармонических и тембровых элементах. Отчасти из-за отсутствия яркого мелодического образа музыка «Волшебного озера» отличается холодностью и отсутствием внутренней жизни. На эту особенность указывал и сам автор: «Как оно картинно, чисто, со звёздами и таинственностью в глубине,— писал он.— А главное — без людей, без их просьб и жалоб — одна мертвая природа — холодная, злая, но фантастичная, как в сказке». Картинный, музыкально-живописный замысел этого произведения определил характер оркестровки, отбор определенных типов фактуры и гармонических средств. Так, колышащаяся фигурация струнных рисует зыбкую поверхность озера, искристое стаккато флейт и звонко отрывистые «блестки» челесты с арфой — мерцающие звезды.

Я счастье разбил с торжеством святотатца,
И нет ни тоски, ни укора,
Но каждою ночью так ясно мне снятся
Большие, ночные озера.

На траурно-черных волнах ненюфары,
Как думы мои, молчаливы,
И будят забытые, грустные чары
Серебряно-белые ивы. (Н.Гумилёв)

II. Кикимора — один из отрицательных персонажей славянской мифологии, подробно описанный в "Сказаниях русского народа" И. Сахарова. Лядов предпосылает своей картинке следующую программу:

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

Времена идут все дальше,

чередой проходят годы

на земле под новым солнцем,

новым месяцем полночным.

Все плывет воды хозяйка,

мать воды и дева неба,

по воде плывет спокойной,

по волнам плывет туманным,

перед нею - зыбь морская,

небо ясное - за нею. (Лённрот Элиас Калевала)

слайд

Слушаем, рассматриваем, анализируем.

 У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей..

Песня Кота-Баюна

слайд

Педагог: Рассвет над Россией малиново-синий.
В низинах туман заклубился лениво.
Рассыпались росы на бархат озимых,
На трав разноцветье, на сжатые нивы.

Очнулись от дрёмы берёзы и клёны.
И ранние птахи запели заздравно.
Рассвет над Россией истомою полон.
Очарованием первозданным. (В.Шемякин)

П.Чайковский «Рассвет»

Контроль знаний

Какими музыкальными средствами выразительности и цветовыми решениями музыка и живопись дополняют друг друга и помогают нам воссоздать наиболее полное представление о празднике Иван Купала?

Что нужно для гармоничного сосуществования с окружающей средой?

Подумайте, какой вред наносит праздник Иван Купала окружающей среде,

природе леса?

Пути решения данных проблем:

  • не оставлять мусор на природе;
  • не ломать ветви, не выдирать кустарники;
  • не разжигать костер, в крайнем случае, нужно тщательно его тушить, чтобы он не стал причиной пожара;
  • не рвать цветы, которые занесены в Красную книгу природы;

Рефлексия

Наше путешествие в мир музыки и живописи русского эпоса завершён. С какими чувствами вы вернулись? Что вам запомнилось больше всего и чем вы поделитесь со своими знакомыми?

Что вы возьмёте с собой, а что оставите за чертой мира искусств?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорное развлечение "ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ"

Познакомить детей с православным праздником - Рождеством Иоанна Предтечи и его созвучием с народным праздником Ивана Купалы....

Праздник Ивана Купалы

Праздник Ивана Купалы - народный праздник. Возвращаем народные традиции в детский сад. К работе привлекаем родителей, бабушек, дедушек. Вместе готовим костюмы, читаем, рисуем, поем, разучиваем народны...

День Ивана Купалы

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста...

Физкультурное развлечения Ивана Купалы для детей подготовительной к школе группы

Летнее развлечение для детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с праздниками и обрядами...

Русские обычаи. Праздник Ивана Купалы.

Материал, адаптированный для детей 6 - 7 лет, о русских обычаях празднования дня Ивана Купалы....

Праздник Ивана Купалы

Сценарий праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста и проводится на спортивной площадке или на участке.В данном материале представлены песни, присловья, загадки, приметы...

Тематическая беседа с детьми «День Ивана Купалы в картинах художников».

Познавательная беседа с детьми 6-7 лет об истории праздника Ивана Купалы, о народных традициях проведения этого праздника и знакомство с картинам художников  по данной тематике....