Дополнительная образовательная программа « Уроки милосердия» для детей 5-7 лет
методическая разработка (старшая группа) на тему

Негуляева Ирина Александровна

Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федеральных государственных требований в ДОУ, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, с другими субъектами социализации  — социальными партнерами: районный дом культуры, Центр дополнительного образования детей,  Районная библиотека с. Бондари, детская библиотека с. Бондари.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД «Малыш»

                                                                                         Утверждена

на заседании методического совета

протокол №

заведующая____________________

Н.В. Лукашева

                    Дополнительная образовательная программа

                                        « Уроки милосердия»                                                                  

                                               для детей 5-7 лет

                                         срок реализации   1  год

                                                                                Составитель: Негуляева И. А

                                                          Бондари

                                                                2013

       Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников

Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федеральных государственных требований в ДОУ, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, с другими субъектами социализации  — социальными партнерами: районный дом культуры, Центр дополнительного образования детей,  Районная библиотека с. Бондари, детская библиотека с. Бондари.

Программа содержит:

1. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени.

3. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

5. Совместная деятельность сада, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

6. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания .

                             Актуальность проблемы

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций  поможет сформировать ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.

Цели программы 

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

2. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи программы 

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
4. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
5. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Основные принципы программы 

I. Принципы духовно-нравственного воспитания. 

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

II. Принципы отбора содержания образования. 

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ
 (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации занятий. 

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. 

Основные характеристики деятельности 

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Изложение материала рассчитано на год. 1. Программа рассчитана на возрастную группу от 5 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический. 

Наглядный метод  используется во время

  • чтения педагогом рассказов;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • разбора житейских ситуаций;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми. 

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. 
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2.
 Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные,).
3.
 Культурно-познавательное (встречи)

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков ).


Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями: 

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Учебно-тематический план 

 занятия  

                               Тема занятия

Кол-во часов

1.

Семья – это остров любви, послушания, доверия.

1

2.

Милосердие в семье

1

3.

Семья-это защита, крепость и сила.

1

4.

Что созидает семью?

1

5.

Что разрушает семью?

1

6.

Как погасить вспыхнувшую ссору?

1

7.

Семья-это остров братской любви.

1

8.

Поговорим о дружбе.

1

9.

Сострадание к сиротам.

1

10.

Детский сад-моя семья.

1

11.

Как погасить вспыхнувшую ссору.

1

12.

Православные традиции празднования Рождества.

1

13.

Православные традиции проведения Святок.

1

14.

Знакомство с библейскими текстами о Крещении.

1

15.

Милосердие к больным.

1

16.

Милосердие к пожилым людям.

1

17.

Милосердие к сиротам.

1

18.

Милосердное отношение к насекомым.

1

19.

Милосердное отношение к животным.

1

20.

Милосердное отношение к птицам.

1

21.

Милосердное отношение к растениям.

1

22.

В чем проявляется милосердное отношение к природе.

1

23.

Народные промыслы.

1

24

Золотая хохлома.

1

25.

Городецкие узоры.

1

26.

Гжельская роспись.

1

27.

Библейские тексты о жизни Иисуса Христа.

1

28.

Духовное значение праздника Святая Пасха.

1

29.

Поговорим о милосердии.

1

                                               Предполагаемый результат 

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.

  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
  • Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной и русской культуры, их традициям.
  •   Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Дополнительная образовательная программа "Уроки безопасности"

Дополнительная программа по ОБЖ "Уроки безопасности" разработана на основе парциальной программы Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б. Программа расчитана на детей 5-7 лет. Целью данн...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...

Дополнительная образовательная программа "Уроки колобка" 2016-2017 учебный год

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала ...