Создание творческого продукта в речевой деятельности (игры и игровые упражнения).
материал на тему

Гусева Людмила Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklatd.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

.

Создание творческого продукта

в речевой деятельности

(игры и игровые упражнения).

Подготовила :

воспитатель высшей категории

Гусева Людмила Владимировна

г.Киржач

2016г.

«Детская душа в одинаковой мере чувствительна к родному слову и красоте природы и к музыкальной мелодии и к живописи, ведь каждый ребенок прирожденный художник, музыкант и поэт».  

В.А. Сухомлинский.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность направленную на создание нового ,что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания  , комбинирования уже известных.

 Исследования .Е. А. Флериной и других авторов дают возможность сделать следующие выводы: основной мотив любой детской деятельности (игра ,рисунок ,лепка, составление рассказов) -потребность ребенка в действенном, образном освоении впечатлений. В непосредственном, наивном изображении событий жизни можно разглядеть зародыши творчества; ребенок не копирует виденное, он с большой искренностью передает свое отношение к изображаемому или рассказываемому, свои мысли и чувства, мечты и стремления. Творчество проявляется и в замысле-выборе темы рисунка или рассказа и в нахождении способа осуществления задуманного.

Л .С. Выготский в своих исследованиях также подметил появление в дошкольном возрасте замысла, что меняет характер деятельности и этот новый тип деятельности есть не что иное как переход к творческой деятельности .А. А. Люблинская  доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и потому развивается способность к творческой деятельности.

 Таким образом , в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации ,в умении комбинировать свои знания, представления ,в искренней передаче своих мыслей, чувств , переживаний Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.

Развитие творческих способностей детей проходит на занятиях, в режимных моментах и самостоятельной деятельности. Самовыражению ребёнка помогает среда, включающая наличие материалов для творчества, и возможность в любой момент действовать с ними. Речевое творчество тесно связано с игрой. В группе есть оборудование для игр и конструирования. Наборы детской мебели способствуют организации сюжетно-ролевых игр. Предметы для игр хранятся на открытых полках-шкафах, стеллажах. Для разных игр подобраны тематические коллекции игрушек, крупный и мелкий конструкторы. Помогают развитию речевого творчества и всевозможные рисунки, схемы, фотографии, альбомы, книги.

В НОД и режимных моментах использую следующие словесные игры:

- «Цепочка» (выделить признаки объекта) яблоко какое? ….

- «Угадай кто (что) это?» (определить по описанию объекта)

- «Что (кто) делает так же?» (выявить признаки, функции, части объекта).

- «Сравни» (цыпленок такой же как…) …. Солнце, одуванчик.

-«Чей же это голос?» (звукоподражание)

- «Про кого (что) я говорю?»

- «Составление рассказов, сказок по картинкам»

- Игровое упражнение "Если бы..."

-"Если бы я был волшебником, то..."

- "Если бы я стал невидимым..

-"Если весна не наступит никогда..."

- «Составление загадок, сказок, рассказов по опорным словам, предложениям».

- «Перепутаница» (хорошо известную сказку рассказывает воспитатель, изменяя детали, дети должны исправить ошибки).

- «Меняем сюжет» знакомой сказки» (придумать новый сюжет или конец сказки).

- «Сказочные слова» (назвать волшебные заклинания: «по щучьему - велению»).

- «Сочиняем свою сказку».

В сюжетно-ролевой игре происходит быстрое и полное развитие детской фантазии. В таких играх дети на время превращаются в требовательного пассажира, придирчивого покупателя . Ребёнок активно участвует в диалогах, придумывает, как можно построить сюжет при его неожиданном повороте (поехали в парикмахерскую, а она закрыта).

Детям очень нравятся игры – театрализации и игры – драматизации. В этих играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. В совместной работе с детьми даём сравнительные характеристики героев, выявляем отличительные признаки предметов, которые оживают в этих играх. Дети не только действуют как сказочные герои, но и импровизируют. Для стимуляции развития речевого творчества формирую поисковую активность детей через вопросы «Почему?», «А что будет, если…?».

              Театральная деятельность включает в себя следующие игровые   упражнения:

1. Игры-имитации:

- передача отдельных действий: человека, животных, птиц.

- основных эмоций: улыбнись, загрусти.

- цепочка последовательных действий в сочетании с передачей эмоций.

-подражание, изображение знакомых сказочных героев: неуклюжий, косолапый медведь.

2.Игры-импровизации:

- под музыку изобразить веселый дождик, летящие по ветру листья, порхающих снежинок;

- импровизация по небольшому тексту стихотворения, сказки;

3.Постановка небольших этюдов, стихов, сказок.

Особое место в подвижных играх со словом отвожу играм, побуждающим детей быстро найти правильный ответ на вопрос персонажа, придумать диалог (игра «Летели кукушки»), составить небольшой рассказ в виде зачина к игре или её концовки, создать рифмованные строки и четверостишия для окончания игры.

Использование возможностей (развивающего потенциала) наглядного моделирования. Использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков дает детям возможность предвидеть возможные результаты собственных действий, проявить способности к перспективной абстракции. В задании «Составим рассказ вместе» дети творчески заканчивают рассказ с опорой на предметные картинки. Применение наглядных моделей в работе над речью детей позволяет мне успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания, а также сочинению рассказа по замыслу.

Использование настольно-печатных игр помогает развитию образного мышления, связной речи, воображения. Одними из любимых игр являются: «Расскажи сказку», «Рифмочки», «Витражи сказок» и др.

                     Использование возможностей словарной работы.

В своей работе использую систему упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребёнка.

  • Подбор определений и эпитетов (какие бывают мамы?).
  • Узнавание предметов по эпитетам (сочный, спелый, бархатный – что это?).
  • Подбор действий к предмету (как можно играть?).
  • Подбор предмета к действиям (что делает собака?).
  • Подбор обстоятельств (На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет?).
  • Подбор синонимов (большой, огромный…).
  • Нахождение пропущенных слов (дворник взял метлу, он…).
  • Распространение и дополнение предложений (дети идут; куда? зачем?).
  • Составление предложений с определённым словом.

                           Использование возможностей фольклора.

Устное народное творчество (малые фольклорные формы) основа развития творческой речевой деятельности, которые я использую как в НОД так и в РМ. Произведения устного народного творчества и художественной литературы с их ярким, колоритным, образным словом являются неотъемлемой основой для формирования словесного творчества детей.

Целью таких игр и игровых упражнений является развитие творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы посредством коммуникативной деятельности.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Они так увлекают и приносят столько пользы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

«ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

laquo;ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»...