"Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста".
консультация по развитию речи

Голдина Елена Григрьевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_tvorcheskie_zadani1.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Консультация для педагогов.

 «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

                                                                                           Воспитатедь 1КК Голдина Е.Г.

                                                              МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 95».

Реальный критерий ума человека - это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности. Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.

Под творческим продуктом  речевой деятельностью  понимается деятельность, направленная на создание нового образа, созданного путем необычного сочетания,  комбинирования уже известных образов.

Нельзя создавать новое, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности, можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе.

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания, то это нужно учитывать в работе с детьми. По мнению исследователей детской речи, самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих) приходится на дошкольное детство. Способность детей к сочинительству доказана

и можно сделать следующие выводы: основной мотив любой детской деятельности (игра, рисунок, лепка, составление рассказов) - это потребность ребенка рассказывать о своих впечатлениях. Ребенок не копирует увиденное, он с большой искренностью передает свое отношение к изображаемому или рассказываемому действию, свои мысли и чувства, мечты и стремления. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.

Различные тексты детей на свободную тему имеют коммуникативную функцию. Они их придумывают не просто так, а им хочется рассказать взрослым или сверстникам о чем - либо для них интересном значительном. Задача взрослого услышать и записать за ребенком рассказ, сохранить его, помочь оформить или показать как это делается. Первое открытие : любое сообщение можно записать.

Второе открытие - записанное сообщение никуда не пропадает, его можно сохранить и многократно возвращаться к нему, перечитывать дома, в детском саду, показать друзьям и знакомым по поводу и без повода.

 Постепенно у детей формируется представление об их личных достижениях и успехах и это третье открытие для ребенка - дошкольника. Он начинает понимать, что своим сочинительством может быть интересен для сверстников и взрослых. Взрослые должны всячески поощрять интересы ребенка  к различной деятельности: рисование, ручной труд, конструирование и создавать условия для  его творческой деятельности.

 Наблюдения обогащают детей свежими жизненными впечатлениями, к которым дети смогут обратиться при выполнении творческих заданий, как по речевому творчеству, так и изобразительному. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становятся важным источником речевого и изобразительного творчества.

Дети любят иллюстрировать сказки, различные истории. Они отражают в рисунках свои переживания, мысли, чувства. Дети никогда не рисуют молча , рисунки они дополняют рассказом, поэтому так важно и нужно соединить изобразительное и литературное творчество детей и трудовую деятельность.

Становление речевого творчества взаимосвязано с целым рядом психических процессов (мышление, память, воображение, восприятие, речь). Целесообразно применять в работе различные методы и приемы, усложняя их по мере овладения.

 Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов: помимо всех известных,   существует еще техника «ДРУДЛЫ».

Друдлы происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули), "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка).

Это черно – белые картинки загадки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать, что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Самый лучший ответ – тот, который мало кому придет в голову, но услышав его рисунок, кажется очевидным. Смысл друдлов, как можно больше придумать вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном».

Чем полезна техника друдлы?

— развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
— развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
— развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Если заниматься друдлами в паре с ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.

Друдл — это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа 

Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы. Чем больше креативных подписей, тем лучше.

Вот несколько примеров друдлов:

C:\Users\Елена\Desktop\1.gif

Что это?

Варианты:

  • бабочка ползет по ниточке
  • песочные часы уравновешиваются на веревке
  • двери шкафа с ручками.
  •  Дидактические игры, которые можно использовать:

  •  Игра «На что похоже»
  •  Игра «Салат из сказок»
  •  Игра «Оживи обычный предмет»
  • Игра «Фантастический зверь»
  • Игра «Модница гусеница».
  • Игра «Зашифруй послание».

Необходимо учить детей составлять творческие рассказы, рисовать, изготавливать книжки- самоделки, чтобы они получали удовлетворение от своей работы, чтобы их тянуло к карандашу, книге, бумаге и другим предметам для детской творческой деятельности. Только систематическая работа сделает их рассказы содержательными, рисунки к ним яркими и разовьет в них вкус, чувство прекрасного в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...