Для, Вас коллеги!
статья по теме


Предварительный просмотр:

Рекомендации №3.

Групповые подвижные игры и упражнения для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Подвижные игры и упражнения для развития внимания у дошкольников[1]

Наступалки

Цель: развивать внимание, двигательную координацию.

Ход игры

Игроки встают в круг и берутся за руки. По сигналу педагога каждый игрок должен как можно больше раз успеть наступить на ногу игроков, стоящих справа и слева от него, при этом не дать наступить на свои ноги. Руки партнеров не отпускают. Через 10 секунд игра останавливается, и выявляются победители — дети, которым ни разу не наступили на ноги. После этого игра возобновляется.

Слушай внимательно

Цель: развивать внимание, память, быстроту двигательной реакции.

Ход игры

Дети идут по кругу и выполняют действия, соответствующие указаниям ведущего. По команде «Заяц!» — прыгают на двух ногах; «Гусь!» — идут в приседе; «Лошадь!» — выполняют галоп.

Игроки, допустившие ошибку, выбывают из игры.

Вариант

Словесные команды заменяют другими: один свисток — подпрыгнуть вверх; два свистка — повернуться на 360°; три свистка — ходьба с высоким подниманием бедра и т.д.

Найди и промолчи Цель: развивать внимание, пространственное восприятие, выдержку.

Материал: небольшой предмет.

Ход игры

Педагог заранее прячет какой-либо предмет и предлагает детям его найти. Тот, кто нашел предмет, подходит к педагогу и тихо об этом говорит. Когда большинство детей справится с заданием, отмечают тех, кто оказался самым внимательным.

Вариант

Для старших детей число спрятанных предметов можно увеличивать. Например: «В зале спрятаны флажки разного цвета. Найдите их все, сосчитайте и тихо скажите мне, сколько флажков вы нашли».

Стой!

Цель: развивать внимание, слухо-моторную координацию, быстроту реакции, выдержку.

Ход игры

Играющие встают в шеренгу на одной стороне площадки. На противоположной стороне спиной к ним стоит водящий. Он громко произносит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!». На каждое произносимое слово играющие продвигаются маршевым шагом вперед (в соответствии с произносимым текстом).

На последнем слове все останавливаются, а водящий быстро оглядывается. Тот, кто не успел вовремя остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение.

Выигрывает тот, кто успеет пересечь линию финиша прежде, чем водящий скажет слово «Стой!».

Запрещенное движение

Цель: развивать внимание, память, быстроту реакции.

Ход игры

Играющие строятся в шеренгу. Педагог показывает им движение, которое считается запрещенным, например руки на пояс. По команде игроки должны повторять все движения, показанные педагогом, кроме запрещенного. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед и продолжают игру. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.

Варианты:

1.  Движения не показывают, а только называют. Это способствует формированию мышления и зрительно-моторной координации.

2.   Вместо запрещенного движения игроки должны выполнить хлопок в ладоши.

Покажи — не ошибись

Цель: развивать активное внимание.

Материал: мячи, малки, кегли и другой физкультурный инвентарь.

Ход игры

Дети становятся в круг. Педагог показывает и называет предметы: мяч, скакалка и др. Если предмет назван правильно, дети должны поднять правую руку. Если предмет назван неверно, дети должны потопать ногами.

Отмечаются самые внимательные игроки.

Спокойно, стучать, вверх

Цель: стимулировать внимание, точное и быстрое реагирование на сигнал. Ход игры

Дети сидят в круге по-турецки. По команде педагога «Стучать!» все дети стучат по полу пальцами. По команде «Спокойно!» дети прекращают стук. По команде «Вверх!» дети поднимают руки вверх.

Порядок команд может изменяться. При этом педагог старается запутать детей, называя одну команду, выполняет несоответствующее движение. Например, по команде «Вверх!» кладет руки на пояс и т.п.

Отмечаются дети, выполнявшие движения быстро и правильно.

Рюкзачок бежит по кругу

Цели: развивать произвольное внимание, быстроту реакции; закреплять математический счет, координацию движений.

Материал: рюкзачок.

Ход игрыДети стоят в круге. Педагог подает сигнал, по которому игроки начинают передавать рюкзачок друг другу по кругу. По второму сигналу движение рюкзачка прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен его быстро надеть. Дети вместе с педагогом ведут счет до тех пор, пока ребенок не наденет рюкзачок. Игра продолжается.

Отмечаются дети, затратившие на надевание рюкзачка меньшее количество времени.

Слушай звуки!

 Цель: развивать слуховое внимание, воображение, координацию движений

Материал: фортепиано или аудиозапись.

Ход игры Каждый ребенок выполняет движение в соответствии с услышанными звуками. Низкий звук — становится в позу плакучей ивы: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу. Высокий звук — становится в позу тополя — пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки и голова вверх, смотреть на пальцы рук.

Отмечаются дети, допустившие меньшее число ошибок.

Примечание: необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп.

Канон

Цель: развивать произвольное внимание, чувство ритма, двигательную память.

Материал: фортепиано или аудиозапись.

Ход игры

Под музыку с четко выделенным ритмом дети шагают друг за другом. На первый такт правую руку поднимает первый ребенок, на второй такт — второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все участники игры, на очередной такт дети последовательно поднимают левую руку. Затем в такой же последовательности дети опускают руки.

Кто быстрее

Цель: совершенствовать сосредоточенность внимания, координационные способности, быстроту реакции.

Ход игры

Двое-трое водящих находятся в круге, остальные игроки — за линией круга. По сигналу педагога игроки входят в круг и выходят из него, водящие стараются их поймать. Пойманные становятся ловишками. Водящие не имеют права выходить из круга.

Упражнения

1.   Ходьба и бег с дополнительным заданием, выполняемым по зрительному или звуковому сигналу (хлопок — остановка, два хлопка — поворот и т.д.).

2.   Бег с внезапной сменой направления, остановками, увертыванием («Догонялки»).

3.   Воспроизведение последовательности движений, показанной или перечисленной ведущим («Запомни движение»).

4.   Выполнение перестроений по условному сигналу (зрительному, слуховому): один свисток — построиться в шеренгу, два свистка — построиться в колонну.

5.   Выполнение общеразвивающих упражнений в парах: первый игрок показывает двигательные действия, второй — повторяет в том же направлении или в противоположную сторону.

6.  Выполнение упражнений с соблюдением заданных параметров: ноги не сгибать, не выходить за пределы площадки и т.п.

Подвижные игры и упражнения для развития памяти у дошкольников

Выполни движения

Цель: развивать двигательную и зрительную память, внимание, координацию движений.

Ход игры

Детям, стоящим в шеренге, показывают комплекс двигательных действий и просят повторить движения в той последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.

Комплекс 1                                 Комплекс 3

(И.п. — основная стойка)            1) голову повернуть налево;

1) руки вверх;                             2) голову повернуть направо;

2) хлопок над головой;                3) голову держать прямо;

3) руки в стороны;                      4) голову опустить вниз.

4) руки к плечам;                        Комплекс 4

5) руки вниз.                              1) руки вперед;

Комплекс 2                               2) присесть;

1) руки на пояс;                           3) исходное положение;

2) наклон влево;                          4) голову повернуть направо;

3) исходное положение;                  5) голову повернуть налево;

4) наклон вправо;                        6) голова прямо.

5) исходное положение.

Варианты:

1.   Показ упражнений можно сочетать с названием движения. В этом случае развивается еще и слуховая память.

2.  Движения не показываются, а только называются. Ребенок должен вспомнить, каким образом они выполняются.

Запомни порядок

Цель: развивать память, внимание.

Ход игры

Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок. В конце игры отмечают тех, кто выполнил задание без ошибок.

Кто ушел?

Цель: развивать память, внимание.

Ход игры

Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей выходит из зала. Водящий должен повернуться и отгадать, кого из детей не хватает.

Вариант

Когда кто-то из детей уходит, остальные игроки меняются местами, чтобы запутать водящего.

У ребят порядок строгий

Цели: развивать зрительную память, внимание; закреплять навыки перестроения.

Ход игры

Игроки выстраиваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают ходить в произвольном порядке по залу, произнося слова:

У ребят порядок строгий, Знают все свои места; Так трубите веселее: Тра-та-та, тра-та-та!

После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует: «Становись!». Дети должны быстро построиться на свои места в направлении, указанном педагогом. Игроки, выполнившие задание последними, получают штрафное очко.

Варианты:

1.  После каждого построения порядок расположения игроков изменяется.

2.  Если педагог вытягивает руку вперед, то дети должны построиться в колонну, если педагог поднимает руку в сторону, дети строятся в шеренгу.

Заколдованный шарик

Цель: развивать долговременную память на слова, координацию движений.

Материал: два воздушных шарика.

Ход игры

Надуйте 2 воздушных шарика, покажите детям, как они плавают в воздухе, и разрешите немного с ними поиграть. Через некоторое время скажите детям, что вы знаете волшебное заклинание. Потрите шарик об одежду, чтобы зарядить его статическим электричеством, и скажите заклинание:

Снип, снап, снуре — раз, два и три! Шар заколдован — иди посмотри!

«Прилепите» шарики к стене на таком расстоянии, чтобы дети могли их достать, поиграть с ними. Повторите заклинание, позвольте детям самим приклеить шарики. Затем пусть малыши повторят заклинание и сами прилепят шарик.

Волшебная цифра

Цели: совершенствовать память; закреплять математический счет; развивать координационные способности.

Материал: карточки с цифрами, коврик или мат.

Ход игры

Педагог говорит детям, что если они будут хорошо знать цифры, то попадут в Страну знаний. Для каждого он сообщит его волшебную цифру.

На коврик кладутся вразброс цифры (по числу участников игры). Игроки запоминают свой номер, сообщенный педагогом. По сигналу педагога участники бегут к коврику и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания и попавшие в Страну знаний. Если в группе большое число детей, то можно разделить детей на две команды и провести эстафету.

Запомни путь

Цели: совершенствовать восприятие пространства; закреплять умения ориентироваться на листе бумаги; ориентироваться в пространстве; развивать память, глазомер.

Материал: схемы несложных маршрутов; карандаши; бумага; ориентиры: дерево, гимнастические палки или веревки, домики.

Ход игры

В первой части занятия педагог, используя сюжетный рассказ, предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить маршрут, обозначенный на схеме. Затем дети должны по памяти воспроизвести его на чистом листе.

№1

№2

№3

Во второй части занятия дети делятся на три группы, каждой выдаются схема маршрута и необходимые ориентиры. Группа должна самостоятельно проложить маршрут и пройти его, соблюдая заданный на схеме рисунок.

Отмечаются дети и группа, выполнившие задания без ошибок.

Примечание: предлагаются различные варианты маршрутов, сложность зависит от подготовленности детей.

Вот так позы

Цель: развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания.

Ход игры

Участники игры принимают позы, соответствующие определенному виду спорта (определенной профессии, движению животного и т.п.). Водящий, посмотрев на них, должен запомнить, воспроизвести их и прокомментировать после того, как все дети вернутся в исходное положение.

Игра может усложняться: водящий повторяет позы увеличивающегося числа детей.

Отмечаются лучшие водящие.

Вызови по имени

Цель: развивать двигательную память, долговременную память на слова, интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, ловкость.

Материал: мяч.

Ход игры

Участники делятся на две команды. По сигналу педагога они свободно передвигаются по всему залу. Внезапно педагог подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Аналогично вызывается участник второй команды.

Побеждает команда, поймавшая мяч большее число раз.

Запомни свое место

Цель: развивать зрительную и моторную память, скоростные качества.

Ход игры Участники игры стоят по кругу или в различных углах зала, каждый должен запомнить свое место. По сигналу все игроки разбегаются. По второму сигналу каждый должен вернуться на свое место.

Отмечаются игроки, быстро и правильно выполнявшие условия игры.

Тайное движение

Цель: развивать зрительную и моторную намять и соотношение между ними. Ход игры Ведущий или педагог показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за ведущим все упражнения, кроме тайного — заранее оговоренного. Вместо этого упражнения дети должны выполнять другое, также заранее оговоренное. К примеру, вместо тайного движения поднять руки вверх они должны присесть.

Отмечаются дети, без ошибок выполнявшие упражнения.

Ловишки с мячом

Цели: развивать память, ловкость, скоростные способности; закреплять счет. Материал: мяч.

 Ход игры Дети, стоя в круге, передают друг другу мяч со словами:

Раз, два, три — Мяч скорей бери. Четыре, пять, шесть — Вот он, вот он здесь. Семь, восемь, девять — Бросай, кто умеет.

Тот игрок, у которого на последнем слове окажется мяч, говорит: «Я» и бросает его в разбегающихся детей. Осалив мячом первого игрока, ловишка берет мяч в руки. Играющие вновь строятся в круг. Игра продолжается.

Упражнения

1.   Выполнение двигательных действий с дополнительным заданием:

—  проговорить движения и направление выполняемых действий (вправо, влево, вверх, вниз и т.д.);

—  проговорить стишки, речитативы, считалки;

—  запомнить и назвать предметы, изображенные на картинках, разложенных но ходу движения (картинки могут быть подобраны с учетом их возможной классификации по какому-либо признаку после выполнения упражнения).

2.  До начала физкультурного занятия вспомнить содержание предыдущего занятия (на каких снарядах выполняли упражнения, как называлась игра, кто в ней победил и т.д.).

3.   Выполнение комбинаций движений, требующих соблюдения определенной последовательности действий:

—  два прыжка вверх, два прыжка вперед;

—  три шага — равновесие на правой ноге, три шага — равновесие на левой ноге и т.д.

Подвижные игры и упражнения для развития мышления у дошкольников

Больше — меньше

Цель: развивать умение сравнивать, внимание, слухо-моторную координацию движений.

Ход игры

Играющие строятся в шеренгу. Педагог называет им предметы и объекты: слон, мышка, дерево, цветок. Если названный предмет больше предыдущего, то дети должны встать на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего, дети выполняют приседание. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Вариант

Таким же образом закрепляют знания о понятиях выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, толще — тоньше и т.п.

Покажи по-разному

Цели: учить операции сравнения; развивать внимание; осваивать слова-антонимы; совершенствовать координационные способности.

Ход игры

Педагог говорит детям, что они пойдут по кругу. «Сейчас вы будете проходить высокие ворота — надо идти обычным шагом,

если ворота низкие, то нужно нагнуться». Тот, кто не нагнется вовремя, выбывает из игры.

На освоение слов «тяжелый — легкий» можно дать детям пустые сумки и показать, как несут легкую сумку, а как тяжелую. После объяснения дают соответствующие команды, и дети их выполняют.

Аналогично строятся упражнения на быстро — медленно и т.д.

Кто знает, пусть дальше считает

Цели: развивать мышление, слуховое внимание; закреплять умение порядкового счета в пределах 10, координацию движений.

Материал: мяч.

Ход игры

Дети стоят по кругу, педагог с мячом в руках — в центре круга. В соответствии с командами педагога игрок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10. Например, мяч попадает ребенку на счете 7, он, в свою очередь, должен продолжить счет до 10.

Можно усложнять игру. Педагог предупреждает игроков: «Дети, будьте внимательны!». Он берет мяч раньше, чем ребенок досчитает до 10, бросает мяч следующему игроку со словами: «Считай дальше».

Вариант

Педагог бросает мяч и говорит: «До пяти». Ребенок называет числа до пяти. Если дается команда «После пяти!», дети называют цифры после пяти.

Игра должна проходить в быстром темпе.

Тихая охота

Цели: развивать мышление, слуховое внимание; закреплять математический счет, воображение; совершенствовать координационные и скоростные способности.

Материал: муляжи грибов и ягод, 2 корзины.

Ход игры

Игроки строятся в две шеренги лицом друг к другу. Перед ними кладут муляжи или картинки с изображением знакомых детям ягод и грибов, в том числе и ядовитых. В 5-6 метрах сбоку от команд стоят корзины.

Педагог дает команду: «Мальчики, за грибами!*. Участники из обеих команд выбирают соответствующие картинки или муляжи. По команде «Стоп!», сбор грибов прекращается. Мальчики подбегают к своей корзине и выкладывают свой урожай. По команде педагога «Девочки, за ягодами!» действия детей повторяются в описанной последовательности.

Игра продолжается до тех пор, пока урожай «тихой охоты» не будет собран в корзины. Педагог следит за выполнением условий игры. Результат подсчитывает каждая команда. Ядовитые грибы и ягоды вычитают из урожая.

Побеждает команда, собравшая большее количество грибов и ягод.

Машины и пешеходы

Цели: развивать образное мышление, чувство времени; учить интенсивному распределенному вниманию; закреплять правила дорожного движения.

Материал: фишки, дорожные знаки.

Ход игры

Дети делятся на 2 команды: «Машины» и «Пешеходы». "Машины» идут по параллельным улицам змейкой на полусогнутых  ногах, руки «сжимают руль». «Пешеходы» переходят улицы в отведенных местах. Водящий (Милиционер) поднимает руку — передвигаются «Машины», опускает руку — идут «Пешеходы». Если кто-либо вовремя не останавливается, его штрафуют (дают фишки мерного цвета) или выходят из игры.

По окончании игры дети самостоятельно подсчитывают фишки и выявляют победителя.

Пятнашки

Цели: развивать мышление, быстроту реакции,- сосредоточенность внимания; совершенствовать координационные способности.

Материал: мяч.

Ход игры

Дети выбирают водящего — Пятнашку. По сигналу учителя он начинает ловить играющих. Кого он коснется, тот превращается в Пятнашку. Можно усложнить игру.

«Пятнашки с домиком»: играющий может спастись, если встанет на какой-либо предмет.

«Пятнашки-зайки»: играющий оказывается в безопасности, если запрыгает на двух ногах одновременно.

«Пятнашки с мячом»: водящий должен «запятнать» игроков мячом, который держит в руках.

Кроме приведенных игр, можно использовать игры: «Летает — не летает», «Съедобное — несъедобное», «Я знаю пять имён мальчиков».

Упражнения

1.   Выполнение упражнений по описанию без показа.

2.   Выполнение упражнений по схематическому изображению.

3.   «Проговаривание» упражнений и направлений выполняемых действий (вправо, влево, вверх, вниз и т.д.).

4.   Уборка и распределение оборудования согласно заданному признаку — форме, цвету, размеру, функции.

5.   Выделение самых сложных, легких, интересных упражнений (назвать и аргументировать свой выбор).

6.   Количественное определение выполненных или планируемых к выполнению действий при помощи знаков — цифр или их заместителей — кружков, палочек и т.д.

Подвижные игры и упражнения для развития воображения

у дошкольников

Угадай-ка!

Цель: развивать воображение, восприятие, образное мышление, выразительность, координацию движений.

Материал: набор картинок с изображением бытовых предметов.

Ход игры

Всем игрокам раздают карточки с изображением предметов (зубная щетка, ложка, стул и др.). С помощью движений дети по очереди показывают, для чего предназначен предмет. Остальные игроки стараются как можно быстрее отгадать название предмета.

Отмечаются игроки, наиболее удачно изобразившие предмет, и игроки, отгадывавшие чаще других.

Вариант

На карточках могут быть изображены разные животные. Ребенок, получивший такую карточку, должен изобразить его движения. Остальные дети должны повторить движения и отгадать название животного.

Затейники

Цели: развивать воображение; увеличивать запас двигательных умений.

Материал: спортивные предметы: мяч, скакалка, гимнастическая палка и т.д.

Ход игры

Играющим раздают один из спортивных предметов, например мяч, и дают задание придумать как можно больше упражнений с ним. Все игроки встают в круг и начинают по очереди показывать то, что они придумали: первый ребенок выполняет одно упражнение — все остальные повторяют. Потом очередь переходит ко второму игроку, который не должен повторять уже показанные упражнения, и т.д. Игроки, допустившие ошибку — повторившие одно и то же упражнение или не сумевшие придумать новое, — делают шаг назад и продолжают игру.

Побеждает игрок, придумавший как можно больше упражнений.

Вариант

Педагог может заранее оговаривать требования к упражнениям. Например: не сходить с места, придумать упражнения только для ног, придумать упражнения с хлопками.

Покажи отгадку

Цели: развивать воображение, выдержку; увеличивать словарный запас; совершенствовать двигательные умения.

Материал: набор загадок.

Ход игры

Игроки произвольно располагаются на площадке. Их задача — внимательно выслушать загадку, которую читает педагог, и показать отгадку, не называя вслух угаданное слово. Выигрывает тот, кто точно показывал отгадку и не называл угаданное слово без разрешения педагога.

Отгадай и покажи

Цель: развивать воображение, фантазию, творчество, быстроту мышления, координационные и скоростные способности.

Материал: тексты загадок.

Ход игры

Дети становятся в круг. Педагог читает текст загадок. Дети должны отгадать загадку и обыграть отгадку движением. За быстрые, правильные ответы и качественное выполнение двигательного действия игрокам выдаются фишки. Действия могут сопровождаться звуками, характерными для животных, птиц, насекомых и др.

Примечание. Загадки могут быть объединены по темам.

Тема: «Животные»

Словно елка, весь в иголках. (Ёж)

Шапка бегает в лесу, у кустов грызет кору.(Заяц)

 Просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица. (Белка)

Пришла из лесу птичница в рыжей шубке — кур посчитать. (Лиса)

Кто над нами вверх ногами? (Муха)

Шапочка алая ,  жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица)

Не  ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)

Днем спит , ночью  летает и прохожих пугает. (Сова)

Ни зверь, пи птица, а нос, как спица, летит     кричит, сядет — молчит, КТО его убьет — свою кровь прольет. (Комар) .

Тема: «Столяр»

 Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор) Зубастый зверек, грызет со свистом дубок.(Пила)

Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет.

(Молоток и гвозди)

Деревянная река, деревянный катерок, а над катером струится деревянный дымок.(Рубанок)

При выборе победителя подсчитываются очки, отмечается самый сообразительный и творческий игрок.

Пантомима

Цель: развивать воображение, творчество, быстроту мышления, слуховое внимание, координационные способности.

Материал: подборка иллюстраций по определенной тематике (виды спорта, рыбалка, животный мир и т.п.).

Ход игры В физкультурном зале дети произвольно двигаются под музыку и придумывают движения на заданную тему. На остановку музыки и словесно-наглядную команду педагога игроки выполняют конкретное двигательное действие в соответствии с показанной картинкой. Например, на команду «Хоккеист!» участники игры могут брать соответствующий инвентарь и выполнять движения хоккеиста.

Отмечаются самые сообразительные игроки.

На что это похоже?

Цели: развивать воображение, зрительную, двигательную память, гибкость, координацию движений; закреплять элементы строя.

Ход игры Дети строятся в круг. Педагог, находясь в центре круга, показывает игрокам двигательное действие или позу. Дети определяют движение, позу и называют педагогу, а затем повторяют самостоятельно.

Движения и позы может показывать водящий.

Примерные задания

Ветряная мельница; дровосек; сбор фруктов, боксер, штангист, самолет; кошка ловит мышей; летящая птица; любопытный котенок; рыба плывет; змея ползет; Ванька-встанька, поднимись; открытый перочинный ножик: футбол в воздухе; обезьянка на дереве и др.

Отмечаются лучший водящий, дети, проявившие больше творчества и воображения при показе движений и поз.

Покормим птиц в зимнем лесу

Цели: развивать воображение, фантазии; закреплять двигательные умения и навыки.

Материал: скамьи, дуги, мягкие мячи, гимнастическая стенка, веревка в расчете на 2 команды.

Зал подготавливается заранее. Каждый предмет в нем получает название, связанное с лесом:

кусочек хлеба — мягкий мяч;

поваленное бревно — скамья;

кустарник — дуга;

узкая тропинка — веревка;

дерево — гимнастическая стенка, на котором прикреплена кормушка для птиц.

Ход игры

Игре предшествует рассказ педагога о птицах в зимнем лесу. Педагог предлагает детям разделиться на две команды, пойти в зимний лес, найти кормушки и покормить птиц.

Игроки обеих команд выстраиваются перед стартовой линией и, соблюдая очередность, выполняют этапы комбинированной эстафеты: у стартовой линии берут хлеб, перелезают через поваленное дерево, пролазят через кустарник, бегут по узкой тропинке, поднимаются на дерево и кладут хлеб в кормушку.

Педагог наблюдает за правильностью выполнения заданий и отмечает нарушения: падение со скамьи, пробегание скамьи не по всей длине, спрыгивание с гимнастической стенки большой высоты, потерю мяча, преждевременный старт участника.

По окончании эстафеты подсчитываются нарушения и выявляется команда-победительница.

Упражнения

1.   Выполнение упражнений, имеющих образные названия: «Вертолет», «Ласточка», «Качающееся дерево» и т.п.

2.   Сопровождение игр и упражнений образным рассказом или стихотворением.

4. Использование игр, требующих перевоплощения: «Совушка», «Лесные звери», «Рыбаки и рыбки».


[1] Стародубцева И.В. , Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: АРКТИ.-2009



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 на тему:

«Как помочь тревожным детям»

Педагог-психолог Шавергина Т.В.

МКДОУ д-с «Буратино»

Консультация для воспитателей на тему:

«Как помочь тревожным детям?»

    Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны. 
Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемов воспитания и обучения, необходимо иметь представление о одной из категорий детей.  Это – тревожные дети.

Что такое тревожность


В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это 'индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают'. 
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это - проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе на занятии, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности. 
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. 
Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван: 
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом. 
2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). 
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Портрет тревожного ребенка:

  • он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг;
    - робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на край стула;
  • старается держать свои проблемы при себе; 
    - чрезмерное беспокоен, причем иногда боится не самого события, а его предчувствия;
  • кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей;
  •  испытывает чувство беспомощности;
  • опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности;
  •  у него высокие требования к себе, он очень самокритичен
  •  самооценка низкая;
  • он ищет поощрения, одобрения взрослых во всех делах;
  • для него характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др.;
  •  во время проявления тревоги он часто ощущает сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. 
Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психологи выявили  и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе 'достойной' школы, 'перспективного' учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Игры с тревожными детьми:

Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

- повышение самооценки;

- обучение умению снимать мышечное напряжение;

- Отработка навыка уверенного поведении в конкретных ситуациях.

Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т. д. Поэтому при работе с тревожным ребенком особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений работы с тревожными детьми).

Повышение самооценки ребенка. Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Кроме того, взрослый должен часто хвалить ребенка, и очень важно делать это правильно: дети всегда должны знать, за что их хвалят, и понимать, что похвала — это не просто отражение настроения воспитателя или родителя, а оценка его конкретной деятельности. Что касается поведения или общения, то здесь успехи детей нелегко бывает оценить даже педагогам.

Поэтому вам лучше заранее продумать, какие положительные качества у ребенка уже имеются, а какие ему необходимо приобрести. Подумайте также, как вы дадите ребенку знать, что видите его успехи и достоинства? Если вы мысленно ответили на эти вопросы, то, значит, достаточно вооружены и готовы подстраховать ребенка на пути само изменения. Теперь смело проводите с ним игры и упражнения, описанные ниже, и постарайтесь получить от этого удовольствие, чтобы ваш ребенок ощущал себя интересной личностью, с которой приятно общаться.

1. Игра "Солнышко"

Это отличная игра, которая позволяет получить от других "психологические поглаживания", столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально подходящий случай для этого — день рождения ребенка. Можно организовать эту игру, когда маленькие и большие гости наелись и готовы к общению и развлечениям.

Переключите их внимание на ребенка словами: "Посмотрите, что-то наш именинник совсем замерз. Давайте поиграем в игру "Солнышко" и согреем его все вместе!" Усадите всех гостей в круг. В центре поставьте вашего ребенка. Каждому гостю раздайте по одному цветному карандашу. Объясните, что это лучик солнца. Его можно подарить озябшему с добрыми словами, сказав о том, что гостю нравится в имениннике, за что того можно уважать. Покажите пример сами, сказав одно предложение-комплимент своему ребенку и отдав ему лучик. Тот, кого согревают, должен не забыть сказать "спасибо", можно добавить "очень приятно", если ему что-то особенно радостно будет слышать. Дальше все гости по кругу говорят что-то хорошее и отдают ребенку свой карандаш. Во время этого ребенок поворачивается лицом к говорящему.

Примечание. У присутствующих на празднике маленьких гостей тоже может возникнуть желание побыть "отогреваемым", оказаться в центре внимания. Вы можете предоставить им эту возможность, повторив игру, а можете оставить ее для таких особых случаев, пообещав ребятам, что их ждет еще много интересных игр (не забудьте, что обещания, данные детям, нужно тут же начать выполнять).

2.Игра «Щепки на реке»

Цель: Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Содержание: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: 
быстро или медленно.

Участники игры — «берега — помогают руками, ласковыми прикосновениями движению щепки, которая сама выбирает путь она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад... Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь... 
Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).

Обсуждение: Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогло им обрести спокойствие во время выполнения задания.

3.Игра «Кенгуру»

Цель: Отработать, навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.

Содержание: Участники делятся на пары. Один из них кенгуру — стоит, другой — кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д.

На следующем этапе игры участники мог поменяться ролями, а затем — партнерами.

Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.



Предварительный просмотр:

Рекомендации №2.

Профилактика утомления детей на занятии.

№п/п

Требования к занятию

(по профилактике утомления детей на занятии)

1

Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения.

2

Построение занятия с учётом динамики умственной работоспособности ребёнка:

- учёт особенностей врабатывания детей данного возраста;

- обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;

- поддержание работоспособности при проявлении первых внешних признаках утомления.

3

Обоснованность и рациональность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности и предупреждения утомления) методов и приёмов обучения, применяемых воспитателем на каждом этапе занятия

4

Соответствие объёма и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей  

5

Снижение утомляемости за счёт совокупного вовлечения левого и правого полушарий головного мозга в учебную деятельность (функциональная специализация полушарий учитывается при планировании «академической» (лев. пол.) и «творческой» (прав. пол.) частей обучения на занятии, а также деятельности, связанной с речью, мышлением, памятью и др.)

6

Использование приёмов, способствующих увеличению двигательной активности детей на занятии. Смена динамических поз. Рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)

7

Качественное проведение оздоровительных моментов (физкультминутка, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика и др.):

- своевременность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности детей на занятии);

- рациональность содержания (соответствие преобладающей в данный момент нагрузке, вызывающей утомление в связи с определёнными видами учебной деятельности);

- соответствие продолжительности оздоровительного момента физиологическим нормам (на каждые 15 мин занятия по 1 мин оздоровительной)

8

Количество видов деятельности ребёнка: слушание, рассказ, игра, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение логических задач и др. (норма 4-6 видов), их разумное сочетание, частота чередования и продолжительность (таким образом обеспечивается оптимальный характер учебной деятельности, так как однообразие и монотонность утомительны, а хаотичность потребует  у детей дополнительных адаптационных усилий)

9

Обеспечение эмоционального комфорта. Наличие на занятии эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка, музыкальная минутка и т.п.)

10

Соответствие длительности занятия требованиям СанПиН



Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Консультации для родителей

Особенности психологии дошкольников

Дошкольное детство – короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.

Психологические особенности дошкольного возраста

Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

  • К 1 году ребёнок использует 7 – 14 слов, сосредоточено занимается одним делом до 15 минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).
  • К 1,5 годам словарный запас ребёнка составляет 30 – 40 слов, он хорошо ходит, кушает и узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто?
  • К 2 годам словарный запас – 300 – 400 слов, основные вопросы ребёнка: что это? кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
  • К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.
  • К 3 годам появляется вопрос вопросов – Почему? Ребёнок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочинённые и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления.
    Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.
  • К 3.5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже – со сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию.
  • 3 – 4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», нарциссизм – восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры).
  • К 4 годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40 – 50 минут.
  • К 4,5 годам способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос: зачем?
  • К 5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела.
  • С 5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.
  • 5-6 лет гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям – критический возраст для формирования способности любить другого человека



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развивающие игры для детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать знания педагогов о значении развивающих игр для  детей дошкольного возраста.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом. Родители порой сами предлагают ребёнку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д.

Все игры можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребёнка к школе.

  1. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы.
  2. Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу). Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 - 1, 5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребёнка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на задании, даже если оно не очень интересное.
  3. Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая также, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнит что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.
  4. Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление - это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника - наглядно-образное мышление, т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
  5. Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
  6. И наконец, игры, помогающие подготовить ребёнка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Каждая игра - это общение ребёнка с взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коллегам посвящается!

Воспитатель - что это за слово, почему так названо оно?На слух кажется такое простое,  но сколько смысла вложено в него!Для начала Воспитатель - это, прежде всего, просто человек,Любовь к д...

Анкета «Учитель-логопед глазами коллег»

Анкета «Учитель-логопед глазами коллег» МДОУ «Детский сад № ________»   Учитель – логопед: ________________________     № п/п Критерии оценки Количество от...

Анкета для педагога "Зеркало для коллеги"

Анкету можно исползовать для самоанализа и анализа, при аттестации. В ней отражены резличные группы качеств (деловые, личностные...)...

Для коллег..............

В помощь воспитателям..................

Коллегам

Управление в современном ДОУ...

Презентация-поздравление для коллег к дню бухгалтера 21 ноября

В презентации красочно оформлены добрые слова для наших коллег , в день их профессионального праздника. С Бухгалтерией нужно дружить!!!...

Эссе на тему "Послание моим будущим коллегам"

                                                    ...