Главные вкладки

    Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей через тестопластику: «Тили-тили-тесто»
    рабочая программа на тему

    Новосельцева Оксана Зенюсевна

    Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.

    Солѐное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

     Программа «Тили-тили-тесто (тестопластика)» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определѐнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей

    мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

     

    Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребѐнок не только рождает идею, но и сам является еѐ реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всѐ это реально, если он прошѐл курс определѐнной учѐбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

     

    Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребѐнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объѐмные ( иногда

    рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.

    Занятия в мастерской тестопластики даѐт уникальную возможность моделировать мир и своѐ представление о нѐм в пространственно-пластичных образах. У каждого ребѐнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

     

     Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребѐнок не только видит то, что создал, но и трогает, берѐт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                         Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 16 «Аннушка» города Смоленска

                                   Утверждаю:

                                       Заведующий МБДОУ «Детский сад № 16 «Аннушка»

                                                                                      ____________ Т.М. Байдакова

    Приказ № 29 от 15.06.2016

    Программа

    по дополнительной образовательной деятельности

     детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей

     через тестопластику:

     «Тили-тили-тесто»

    для детей от 4 до 7 лет

    Срок реализации-3 года.

    2016-2019

                                                                                                                

    Руководитель: Новосельцева Оксана Зенюсевна

    Место проведения: экологическая комната

    Время проведения: 15.30

    Дата проведения: понедельник

                                                                                 

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                 Содержание

    1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………

    2.Методические рекомендации по организации занятий……………………………………………………

    3.Содержание дополнительной программы………………………………………………………………….

    4.Учебно-тематические планы занятий………………………………………………………………………...

    4.1 Средняя группа………………………………………………………………………………………………

    4.2 Старшая группа……………………………………………………………………………………………..

    4.3 Подготовительная группа………………………………………………………………………………….

    5. Ожидаемые результаты и способы определения результативности…………………………………….

    6. Методическое обеспечение………………………………………………………………………………….

    5. Литература……………………………………………………………………………………………………

    6. Информационная карта………………………………………………………………………………………

     

            

                                                                             

                                                                                     Пояснительная записка

    В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов возникла необходимость разработки образовательных программ внеучебной  деятельности.

    Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.

    Солѐное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

     Программа «Тили-тили-тесто (тестопластика)» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определѐнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей

    мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

     

    Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребѐнок не только рождает идею, но и сам является еѐ реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всѐ это реально, если он прошѐл курс определѐнной учѐбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

     

    Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребѐнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объѐмные ( иногда

    рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.

    Занятия в мастерской тестопластики даѐт уникальную возможность моделировать мир и своѐ представление о нѐм в пространственно-пластичных образах. У каждого ребѐнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

     Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребѐнок не только видит то, что создал, но и трогает, берѐт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

                                                Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребѐнка:

    • Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
    • Синхронизирует работу обеих рук;
    • Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
    • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
    • Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

     По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития.

                                                                                      ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ:

    Цели:

    1)образовательные:

    • расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
    • освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.

     2) развивающие:

    • развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой,
    • раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;
    • раскрытие личности ребенка в творческом его развитии

    3) воспитательные:

    • ценностно-ориентационная компетентность: воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через декоративно-прикладное творчество
    • информационно-познавательная компетентность: воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки, к малым скульптурным жанрам
    • регулятивно - поведенческая компетентность: воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
    • коммуникативная компетентность: учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
    • культурно-социальная компетентность: приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

     Принципы:

    • Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных особенностей в данный момент деятельности.
    • Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
    • Обогащения сенсорного опыта.
    • последовательности и систематичности.
    • личностно-ориентированный подход.
    • культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
    • взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
    • организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.

    Технологии:

    • Игровое обучение
    • Педагогика сотрудничества

    Методы:

    • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
    • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
    • Практический

    Формы:

    • Индивидуальные
    • Подгрупповые
    • Групповые.

    Средства: мука пшеничная, ржаная; крахмал; соль «Экстра», клей ПВА, гуашь в наборе, кисточки в наборе, лак ПФ, растворитель для лака – уайт-спирт, наждачная бумага, цветная бумага, картон, ножницы, формы и трафареты изделий и их частей, рамки для работ.

                                                       Методические рекомендации по организации занятий .

    Занятия проводятся 1 раз в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10-15 человек. Длительность занятий 15 – 30 минут (в зависимости от возраста детей) .

    Структура занятия

    1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

    2. Объяснение, показ приемов лепки.

    3. Лепка детьми.

    4. Физ. пауза.

    5. Доработка изделия из дополнительного материала.

    6. Рассматривание готовых работ.

     

    Организация учебного процесса:

    При организации игр- занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

    1. Не мешать ребенку творить.

    2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

    3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

    4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

    5. Поддерживать инициативу детей.

    6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

    Способы лепки

    1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) .

    2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

    3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

    4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

    5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

    Приёмы лепки

    Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

    Тесто для лепки

    Мука - 300г (2 чашки)

    Соль – 300г (1 чашка)

    Вода – 200мл.

    Способы приготовления теста

    Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.

    Преимущества солёного теста

    - можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

    -легко отмывается и не оставляет следов;

    - безопасно при попадании в рот, один раз попробовав

    - тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!

    - если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

    - можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;

    - краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;

    - поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.

    - с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.

    Содержание дополнительной  программы «Тили-тили-тесто»

    Для выполнения поставленных задач программой предусмотрено четыре основных вида занятий: лепка, художественная роспись, декорирование изделий из соленого теста, беседы об изобразительном искусстве и красоте

    вокруг нас. Основные виды занятий связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течении всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов детей

    Виды занятий

    Количество часов

    Лепка

    16

    Художественная роспись готовых изделий

    Декорирование изделий

    10

    Беседы об изобразительном искусстве и красоте

    вокруг нас

    4

    Творческие отчеты, выставки

    2

                                                                                       ИТОГО:

    32

                         

    Учебно-тематический план занятий в кружке «Тили-тили-тесто»

                              Кол-во час. в неделю 1раз .              Кол-во часов в год32ч.

                                                                   Средняя группа.

    п/п

    Тема занятия

    Цели

    Практичес-кая работа

    Оборудова-ние

    Кол-во

    часов

    1.

    «Вот так тесто! »

    познакомить детей с тестом, научить разминать тесто пальцами  и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук.

    разминание

    соленое тесто, мисочка с водой, влажные салфетки, подкладные доски

    1

    2-3

    «Путешествие в «Круглую страну»

    вызывать интерес детей к лепке из теста, знакомить с формой шара; учить формообразующе-му движению – скатыванию округлых форм развивать тактильную чувствительность, учить смешивать краску на палитре для проведения тонких линий.

    Обследова-ние предметов круглой формы различных размеров, лепка шаров различных размеров, расплющивание шаров в круги.

    Обследова-ние с закрытыми глазами предметов шарообразной и круглой формы, раскрашивание кругов и шаров слепленных на предыду-щем занятии

    соленое тесто, гуашь, мисочки с водой, кисточки.

    2

    4

    «Солнышко»

    Закреплять умение определять  формы круг и шар, находить между ними различие; учить формообразующе-му движению – скатывание жгутика, развить мелкую моторику. мышление, воображение

    лепка солнышка

    Цветное тесто, вода, кисточки

    1

    5

    «Фрукты»

    учить лепить широкую невысокую посуду (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края), учить скатывать шары одинакового размера

    лепка фруктов из цветного теста

    Цветное тесто, фрукты (муляжи), стеки, мисочки с водой, кисточки

    1

    6

    «Бублики»

    учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, соединяя колбаску в кольцо, соединять концы, прижимая их друг к другу, делить на части, узнавать и называть круглую форму; воспитывать чувство удовлетворения от того, что довел работу до конца.

    лепка из цветного теста

    Цветное тесто, мисочки с водой, кисти, веревочка

    1

    7-8

     «Гриб»

    учить раскатывать из маленьких шариков теста столбики и соединять их с дополнительным материалом, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику

    Лепка

    Раскрашива-ние.

    Тесто, дощечки, вода, кисточки, картинки с изображением грибов

    2

    9-10

    «Маленькая куколка» (Неваляшка)

    лепить предмет состоящий из двух частей круглой формы, разной величины, закреплять умение раскатывать тесто между ладонями кругообразными движениями, соединять две части.

    лепка из соленого теста

    раскраши-вание изделия

    соленое тесто, игрушка-неваляшка, мисочка с водой, кисточки, дощечки, салфетки.

    2

    11-12

    «Елка» (налеп из теста)

    продолжать учить детей применять в лепке знакомые способы работы, закреплять умения детей скатывать из теста маленькие шарики и прикреплять их к елочке, учить выбирать и создавать при помощи смеши-вания на палитре праздничную цветовую гамму.

    лепка

    украшение

    Соленое тесто, стеки, бисер для украшения, кисточки, картон

    2

    13-14-15

    16

    «Зимние забавы» (Снеговик)

    «Миска с апельсинами»

    развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый предмет и передавать в лепке его форму и строение; развивать воображение, мышление, мелкую моторику;

    вырабатывать умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание.

    учить лепить широкую невысокую посуду в определенной

    последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть

    края, учить скатывать шары одинакового размера

    фон для снеговика

    рамочка для снеговика

    лепка снеговика

    лепка апельсинов из цветного теста

    цветное тесто, картон, кисточки, миска с водой

    Цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки

    3

    1

    17-18

    «Подарок папе»

    вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок

    близким, развивать внимание, мелкую моторику

    лепка

    раскрашива-ние

    соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра, картон.

    2

    19-20

    «Подарок мамочке»

    воспитывать у детей любовь и заботу к близким (маме, бабушке, вызвать желание порадовать их подарком; закреплять навыки лепки, развивать фантазию, воображение мелкую моторику.

    лепка

    раскрашива-ние

    соленое тесто, картон, фломастеры, картон, мисочка с водой, кисточки.

    2

    21-22-23

    «Гусеница»

    продолжать учить скатывать шары различных размеров (от большого к маленькому, учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ; подбирать цветовую гамму для передачи характера

    лепка листика из цветного теста

    лепка гусеницы

    раскрашива-ние

    цветное тесто для листика (зеленое)

    ,белое тесто для гусеницы, гуашь, кисточки, стеки, фломастеры, вода

    3

    24

    Подставка под Пасхальное яйцо.

    Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу.

    лепка подставки из цветного теста

    Цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки

    1

    25-26

    «Ежик из шишки»

    учить детей формообразующему движению- скатыванию капельки, развивать умение при расплющивание капельки создавать форму листика, вырабатывать умение лепить мелкие детали, продолжать развивать композиционные умения располагая ежика на листе.

    лепка листика из цветного теста

    лепка ежика (туловище из шишки)

    цветное тесто (желтое, зеленое, мисочка с водой, шишка, стек, старый фломастер, мягкая игрушка.

    2

    27-28

    «Божья коровка»

    вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета.

    лепка божьей коровки

    раскрашива-ние

    тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой

    2

    29-30

    «Черепашка»

    вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета.

     лепка черепашки

    раскрашива-ние

    тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой

    2

    31-32

    «Одуванчик»

    вырабатывать у детей, умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, развивать внимание, мелкую моторику

    лепка

    раскрашива-ние

    соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра

    2

                                                                                                                      Итого:   32

                                                         

                                                       

    Старшая группа

                   Кол-во час. в неделю 1раз .              Кол-во часов в год32ч.

    №п/п

    Тема занятия

    Цель

    Практическая работа

    Оборудование

    Кол-во часов

    1-2

    «Собираем урожай»

    закреплять у детей знание обобщенных понятий «овощи», «фрукты», упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, для украшения поделки использовать стеки, природный материал, продолжать учить детей, смешивать на палитре новые цвета

    Рассматривание картинок с изображением овощей, фруктов; лепка овощей

    раскрашивание

    фрукты, овощи, (муляжи, картинки, соленое тесто, гуашь, палитра, кисточки, картон, вода

    2

    3-4

    «Подсолнух»

    вырабатывать умение на картонной основе при помощи теста, отламывать небольшими кусочками и расплющивать на картоне, сделать фон, продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для середин-ки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки) ; вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали.

    лепка фона с рамочкой

    лепка подсолнуха

    соленое тесто (цветное, семечки подсолнуха, стеки, кисти, картон под основу, вода.

    5-6

    «Мышка»

    учить передавать в лепке сказочные образы; учить детей применять умения лепить овальную форму при изображении предметов и животных; закреплять умение передавать характер формы

    лепка

    раскрашива-ние

    соленое тесто, кусочек веревочки для хвоста, фломастеры, вода, кисти, гуашь, палитра.

    2

    7-8

    «Мухомор»

    лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка, развивать композиционные умения, при расположение мухомора на полянке

     лепка полянки

    лепка мухомора

    цветное соленое тесто, фольга на каркас для грибов, стек, вода, кисточки

    2

    9-10

    «В лесу родилась елочка»

    учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы

    лепка елочки

    украшение елочки

    Соленое тесто (цветное, фломастеры, картон под основу бисер для украшения, блестки, яркие бусины.

    2

    11-12

    «Новогодние игрушки»

    учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.

    лепка звездочки и ёлочных шаров из соленого теста.

    Раскрашивание

    Соленое тесто (цветное, стеки, формочки для вырезания игрушек, фломастеры, бисер, разноцветная фольга, клей ПВА, кисточки, гель с блестками

    2

    13-14

    Подсвечник.

    Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу.

    лепка

    раскрашивание

    Соленое тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки

    2

    15-16

    «Кот»

    развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к животным; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях

    лепка фона

    лепка кота

    Цветное тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисти тесто

    2

    17

    «Валентинка»

    вырабатывать навыки скатывания капелек различной формы, учить формировать сердечки из скатанных капелек, вызывать интерес к вылепленным изделиям, радость от работы.

    лепка сердечка из цветного теста

    цветное тесто, стеки, фломастеры, вода, кисточки

    1

    18-19-20

    «Подарок папе»

    Учить  лепить самолет конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строение и способе передвижения самолета, развивать любовь к близким.

    лепка фона

    лепка самолета

    раскрашивание

    соленое тесто, стеки, вода, кисточки, картон под основу, фольга, звездочки.

    3

    21-22

    «Цветы для мамы»

    вырабатывать умение на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон, вырабатывать у детей умение заполнять круглый формат, закомпановав на нем цветок.

    лепка фона из цветного теста

     лепка цветка в круглом фоне

    цветное тесто, картонная заготовка круглой формы для фона, стек, фломастеры.

    2

    23-24

    «Подставка под яйцо»

    развивать фантазию, умение самостоятельно работать по образцу, Продолжать учить лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стек для проработки деталей для украшения.

    лепка подставки под яйцо.

    Раскрашивание

    Тесто, стеки, фломастеры, кисточки, вода, яйцо киндер сюрприза.

    2

    25-26-27

    «Аквариум»

    вызывать интерес к созданию композиции «аквариум», развивать чувство формы и композиции; вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов на палитре, закрепляем знания о теплых и холодных тонах.

     лепка фона

    лепка рыбок, водорослей.

     раскрашивание изделия

    тесто, фломастеры, гуашь, палитра, кисточки, вода

    3

    28

    «Грустный клоун»

    вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать ее

    необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки.

    лепка грустного клоуна из цветного теста.

    тесто, стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры.

    1

    29

    «Веселый клоун»

    вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать ее

    необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки.

    лепка веселого клоуна из цветного теста.

    тесто, стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры.

    1

    30-31-32

    «Цыпленок»

    развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях

    лепка фона

    лепка цыпленка

    раскрашивание изделия

    тесто, картонная заготовка прямоуголь-ной формы, стеки, фломастеры, вода,краски, кисти

    3

                                                                                                                      Итого:   32

                                                 

    Подготовительная к школе группа

    Кол-во час. в неделю 1раз .              Кол-во часов в год32ч.

    п/п

    Тема занятия

    Цели

    Практическая работа

    Оборудование

    Кол-во

    часов

    1-2

    «Грибная поляна»

    развивать композиционные умения, закреплять умения лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки, развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус.

    лепка поляны, грибов

    раскрашивание изделия

    соленое тесто, гуашь, дощечки для лепки, мисочки с водой, стеки, кисточки, фольга.

    2

    3-4-5

    «Урожай яблок»

    учить детей сравнительному анализу, при исследование формы и

    цвета различных сортов яблок, вырабатывать умение лепить фон на

    картонной основе; умение лепить мелкие детали, развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре.

    лепка фона и рамки

    лепка корзины с яблоками

    раскрашивание изделия

    соленое тесто, картон для основы, стек, фломастеры, палитра, миска с водой, гвоздика (приправа, гуашь, кисточки.

    3

    6-7-8

    «Осенние припасы»

    продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, развивать умение работать различными способами лепки, подбирать цветовую гамму для создания необходимого образа.

    лепка полянки

    лепка животных

    раскрашивание

    соленое тесто, вермишель для иголок (еж, гуашь, кисточки, картон, стеки, фломастеры

    3

    9

    «Дед Мороз»

    воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.)

    лепка деда Мороза

    соленое тесто, фольга, картон, фломастеры, стеки, вода, кисточки

    1

    10-11

    «Снегурочка»

    воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.)

    лепка Снегурочки

    раскрашивание, украшение изделия (Дед Мороза и Снегурочки)

    соленое тесто, фольга, картон, фломастеры, стеки, гуашь, вода, кисточки

    2

    12

    «Новогодние подсвечники»

    учить лепить подсвечник и украшать его, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание) : продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки

    лепка изделия

    свеча, металлические крышки от бутылок, цветное соленое тесто, вода, гуашь, кисточки, фломастеры

    1

    13-14

    «Рождественские украшения»

    учить раскатывать тесто скалкой, вырезать звезды по шаблону, обра-батывать края кистью, украшать поделку, расписывать после просушки, развивать фантазию, творчество.

    лепка изделия

    раскрашивание

    соленое тесто, дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер

    2

    15-16

    «Сердечки- валентинки»

    закреплять умения и навыки различных способов лепки, развивать мелкую моторику, воображение, творчество, умение красиво располагать предметы на пластинке.

    Лепка

     

    раскрашивание

    соленое тесто, дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер, магнитная лента.

    2

    17-18

    «Декоративная пластина в подарок родным и близким в честь Дня защитника Отечества»

     вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок

    близким; развивать композиционные умения, продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки

    Лепка

     Раскрашивание

    соленое тесто, картон под основу, стеки, гуашь, кисточки, звездочки (для украшения танка, и т. д.

    2

    19-20

    Брошь для мамы

     учить лепить детей по заранее подготовленным эскизам и сочетать

    орнамент с формой изделия, выполнять рельеф путем налепа. Работу выполнять аккуратно

    Лепка брошь для мамы

    Раскрашивание изделий

    соленое тесто, стеки, дощечки, картон, кисточки, вода, фломастеры, бисер.

    2

    21-22

    «Рамка для фотографий»

    учить детей самостоятельному выбору композиции, продолжать развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре учить подбирать цветовую гамму для создания настроения в работе

    лепка рамки налеп, украшение рамки цветами

    раскрашивание

    Соленое тесто, картон для рамки, стеки, фломастеры, вода, кисточки, гуашь

    2

    23-24

    «Космодром»

    учить детей создавать конкретные пластические образы конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника

    лепка основы из цветного теста

    лепка космического корабля, спутника

    цветное тесто, фольга, фломастеры, стеки, фотографии, пуговицы, вода

    2

    25-26-27

    «Ваза с цветами» (панно)

    вырабатывать умение лепить фон на картонной основе и украшать его,

    закреплять умение у детей передавать форму вазы, соблюдать пропорции, строение формы, наносить стекой узор на поверхности формы продолжать учить детей лепить цветы (скатываем капельки и расплющиваем их)

    лепим фон, вазу (из цветного теста)

    лепим цветы (цветное тесто)

    оформление работы

    Цветное соленое тесто, картон прямоуголь-ной формы, стеки, фломастеры, вода, кисточки

    3

    28-29-30

    «Петух» (панно)

    продолжать учить лепить фон на картонной основе, украшать его, вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов и оттенков на палитре, создавать контрастную цветовую гамму

    лепка фона петуха

    раскрашивание

    оформление работы

    3

    31-32

    «Божья коровка и ее подружка»

    продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, воображение, чувство цвета

    лепка раскрашивание

    соленое тесто, стеки, вода, кисточки, фломастеры, гуашь

    2

                                                                                                                      Итого:   32

    Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

     Для каждого ребѐнка конкретным показателем его успехов является:

    •  Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально и педагогом.
    • Скорость выполнения заданий и чѐткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
    • Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
    • Оригинальность предлагаемых художественных решений.
    • Окрепшая моторика рук.
    • К концу обучения дети должны знать рецепты приготовления соленого теста, теоретические основы цветоведения и светотени, должны уметь лепить по представлению отдельные предметы и натюрморты, фигуры человека, животных и птиц бытовые украшения.
    • В конце учебного года – выставка творческих работ детей.

    В результате работы кружка дети освоят следующие приёмы лепки:

    скатывание прямыми движениями;

    скатывание круговыми движениями;

    расплющивание;

    соединение в виде кольца;

    защипывание  края формы;

    лепка из нескольких частей;

    пропорции;

    оттягивание части от основной формы;

    сглаживание поверхности формы;

    присоединение  части;

    прижимание;

    примазывание;

    вдавливание для получения полой формы;

    использование стеки.

    Методическое обеспечение

    Методические приемы

    • показ технологических приемов.
    • рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
    • рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
    • игровые приемы (приход героя и др.)
    • упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

    Дидактический материал:

    • аудиозаписи.
    • использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
    • использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).

    Техническое оснащение:
    • дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
    • инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).

    Форма работы:

    Совместная деятельность с педагогам.

    Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, мастерская, защита проектов, конкурс.

    Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
    Метод
     - способ деятельности.
    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

    1. словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)
    2. наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
    3. практический (выполнение  работы и др.)

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

    1. объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
    2. репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
    3. частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
    4. исследовательский - самостоятельная творческая работа детей.

    Методы организации деятельности детей на занятиях:

    1. фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
    2. коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми
    3. индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
    4. групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)
    5. коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
    6. в парах - организация работы по парам
    7. индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий.

    Техническое оснащение занятий: телевизор, мультимедийный проектор, диапроектор, и др.
    Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей,  выставка, конкурс, презентация творческих работ.

                                                         

       

                                                                                  Список литературы:

    1. «Внешкольник» №9, 2003 (Требования к созданию и оформлению образовательных программ дополнительного

    образования детей).

    2. Знатных Ольга, сост. Дородин Ю.Г. Мезенская роспись. – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.

    3. Костина Катя Лубочные картинки – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.

    4. Кискальт И. «Соленое тесто» - М. Провиздат, 2004 г.

    5. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г.

    6. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. Для учителя – М. Просвещение, 1984 г.

    7. Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М. Эксмо, 2003 г.

    8. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем.- Издательский дом « Цветной мир».-2012

    9. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста.- Издательский дом « Цветной мир».-2012

    10. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009

                                                                                   ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

    к рабочей программе  ДОД по тестопластике «Тили-тили-тесто», педагог Новосельцева Оксана Зенюсевна

    Наименование образовательного учреждения, реализующего рабочую программу

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Аннушка» города Смоленска

    1

    Адрес учреждения

    г. Смоленск, ул.Кирова,15а

    2

    Программа утверждена

    Приказ № 29 от 15.06.2016

    3

    Полное название программы

    Рабочая программа ДОД по тестопластике «Тили-тили-тесто»

    4

    Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа

    4-7 лет.

    5

    Срок реализации программы

    3 года.

    6

    Количество учебных групп, занимающихся по программе

    1 группа.

    7

    Сведения об авторе (ФИО, образование, должность, квалификация)

    Новосельцева Оксана Зенюсевна

    Высшее,воспитатель

    Характеристика программы

    8

    Направленность

    Художественно-эстетическая

    9

    Цель

    Воспитание художественного вкуса, коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

    10

    Уровень освоения

    Общекультурный уровень освоения.

    1 год обучения предполагает развитие  трудолюбия, усидчивости, аккуратности в работе, воображения, фантазии.Соблюдение правил по технике безопасности.

     2 год обучения предполагает приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи.

    Оказать помощь в раскрытии индивидуальных способностей дошкольников и способствовать развитию наблюдательности; коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками

    3 год обучения предполагает   стремление к поиску самостоятельности; понимание необходимости качественного выполнения образа.

    Сформировать представление об основах композиции.

    Приобщить детей к миру художественного изобретательства.

    11

    Ожидаемые результаты

    У детей развивается стойкий интерес к тестопластике .

    Дети ответственно относятся к выполнению работ, стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа.

    Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца.

    Умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы.

    Имеют представления о народных промыслах.

    Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу.

    Владеют техническими приёмами лепки.

    Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.

    Лепят предметы, передавая их характерные особенности.

    Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике.

    Умеют составлять простые композиции.

    Рассказывают о последовательности выполнения своей работы,

    отвечая на вопросы педагога.

    Соблюдают правила по технике безопасности.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

    Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

    Программа кружка по лепке-тестопластике "Тили, тили тесто"

    Программа кружка по лепке-тестопластике представлена несколькими блоками, отражающими разные виды лепки из соленого теста: азбука соленого теста, оригинальные мелочи, обереги для дома, сувениры и мини...

    Программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"

    Цель  программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к  техническому и художественному творчеству и желание трудиться.  Формировать художественное мышление и н...

    Программа дополнительного образования с детьми среднего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"

    : ЦельЦелью программы « Волшебники» является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования, лепки, знакомство со способами апп...

    Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька" (для детей от 5 до 6 лет)

    Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька"  (для детей от 5 до 6 лет)...

    Рабочая программа по тестопластике "Тили- тили тесто".

    Кружок по тестопластике " Тили-тили тесто" в средней группе....