Программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Цель  программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к  техническому и художественному творчеству и желание трудиться.  Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

            «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.»

В.А. Сухомлинский

      Цель  программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к  техническому и художественному творчеству и желание трудиться.  Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.  

      Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами  бытия: миром людей, природы, предметом миром.  Именно в этом возрасте  каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,  с радостью и с удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

      Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Изучив литературу, убедилась, что ручной труд и нетрадиционная техника рисования интересна и доступна детям старшего возраста.

            Нетрадиционные  художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных                                         средств создания художественного образа, а так же закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисование.  Поэтому для развития творческих способностей нужны новые подходы в организации занятий по изобразительной деятельности, которые раскрепощают ребенка, а именно: знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками рисования. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции. Эмоции как известно – это процесс и результат практической деятельности, прежде всего творчества. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у детей дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

         Художественный труд  имеет большое значение для  умственного, эстетического  воспитания, в процессе деятельности различных изделий  ребенок не

 только осваивает способы практической работы, но и развивает глазомер, координацию движений, что та важно для учебной деятельности. Кроме того, занимательное содержание  и доступные приемы работы позволяют наилучшим образом формировать самые основные познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Работа с природным и бросовым  материалом, бумагой различной фактуры не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и к окружающему миру.  В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, интеллектуальная и творческая активность.

         Эти занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы,  расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

 Задачи:

  • Познакомить с различными способами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  • Развивать интерес к изобразительным и выразительным возможностям различных  художественных материалов к разнообразной технике.
  • Развивать умение создавать рисунок, поделку по образцу, словесной инструкции.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
  • Развивать внимание, память, логическое пространственное воображение.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движением пальцев.
  • Развивать творческое воображение.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 

 Принципы:

  • Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
  • Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.        
  • Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом повышение работ ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
  • Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным, от самого простого до  заключительного, максимально сложного задания.
  • Индивидуальный творческий подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.
  • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
  • Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребенка дошкольного  возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

 Условия:

  • Создание предметно-развивающей среды (разнообразные материалы для детского художественного творчества)
  • Свободный доступ к материалам.
  • Создание эмоционально-положительной атмосферы.
  • Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления группы, выставок.
  • Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
  • Стремление достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности.
  • Открытый временной  конец занятия, позволяющий каждому ребенку в любое время закончить работу.

    Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей построено на основе:

  • Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата.
  • Наличие творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.
  • Четкой постановки конкретных и понятных целей для занятия.
  • Добровольного участия на занятиях кружка.
  • Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией.
  • Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.
  • Понимания, что взрослый только посредник между ребенком и миром «большого искусства».
  • Игрового характера подачи любого материала.
  • Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановка творческих задач.

      Содержание программы:

            Программа  предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала, использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, поделок и работ детей, для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества.

Основу содержания программы «Волшебники» в детском саду   составляет ознакомление детей с различными материалами (бумага, картон, пластилин и др.), природными и бросовыми материалами и с доступными видами их художественной обработки, знакомство с техниками выполнения заданий, в процессе которых дети приобретают определенные знания, умения и навыки. Дети воспроизводят образцы, создают собственные поделки, обыгрывают их, переживают радость созидания.

     Формы  организации учебно-воспитательной работы:

                 Занятие с детьми проводятся в группе или специально отведенном помещении. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов  ( они могут быть расположены и полукругом, и буквой «П», и составлены в ряд). Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, еще до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребенку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то  будет испорчено, который располагаются на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приемов изображения. Дети рассаживаются за столы свободно.

       Курс рассчитан на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня по  25 минут  с детьми 5-6лет.

      Каждое занятие проходит в три этапа:

1Этап. Начало занятия. Его цель: заинтриговать детей изложением того, в чем состоит задача и как её осуществить.

2 Этап: Реализация идеи. Каждый ребенок пробует понять свое отношение к заданной теме и изобразить задуманное.

3 Этап:  Анализ работ. Дети учатся оценивать свои работы и работы других детей.

    Ожидаемый результат работы кружка «Волшебники»

  • В результате обучения по данной программе дети научатся различным приемам работы с бумагой, изучат различные техники рисования, создавать поделки из природного материала, та же из бросового материала.
  • Научаться следовать устным инструкциям, создавать предмет творчества.
  • Разовьют внимание, память, творческое воображение, мышление, мелкую моторику рук.
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • У воспитанников формируются и приобретаются комплекс знаний, умений и навыков по работе с разными материалами.
  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.

Октябрь

«Осенние листья»

Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа, учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа  (А.В Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»  стр. 23)

«Грибы в корзине»

Расширить знания детей о грибах, учить рисовать грибы с помощью своей ладошки. (А.В Никитина стр. 25)

«Ежик»

Учить рисовать животных способом тычка, закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами, расширять знания о животных. (А.В Никитина стр. 33)

«Осенний пруд»

Закрепить знания детей о пейзаже как о жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пейзажа –монотипией. Показать её изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.  ( Е. В. Кашникова  «Оригинальные техники изобразительной деятельности» стр.11)

«Букет из осенних листьев»

Аппликация из листьев. Учить составлять букет из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу.

«Толстый кот»

Учить детей изготавливать кота из листьев, проявлять  фантазию. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на круглую основу и украшать края.( Н. В. Дубровская «Поделки из природных материалов» стр.10)

«Рябинка»

Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  ( Н. В. Дубровская       «Аппликация из гофрированной бумаги» стр.48)

«Бабочка»

Аппликация из листьев. Обучение детей правильному выбору пропорций между размерами  отдельных фигур и их размещением на листе. Воспитывать аккуратность.

Ноябрь

«Черепашка»

Аппликация, с  использованием чайной заварки. Познакомить детей  с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить создавать композицию.

«Барашек»

Аппликация, выполненная торцом бумаги. Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.  

«Спелые фрукты»

Тампонирование поролоном. Учить детей изображать в рисунке  характерные особенности. Развивать творческое воображение. ( Маргарита Ефимова «Волшебный рисунок»).

«Ежик»

Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  ( Н. В. Дубровская       «Аппликация из гофрированной бумаги» стр.46-47)

«Плюшевый медвежонок»

Побуждать детей передавать в рисунке образ медведя. Закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину. Развивать творческое  воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.  (Г. Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников» стр. 74)

«Поросенок»

«У берегов Африки»

Аппликация из одноразовых тарелок. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы.  Развивать творческую фантазию. (Н. В. Дубровская  «Чудесные тарелочки» стр.14)

Техника: пластилинография. Учить детей создавать работу используя пластилин. Проявлять творческие способности детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия. ( Маргарита Ефимова «Волшебный рисунок»).

«Кошечка»

Аппликация квиллинг. Учить детей соотносить длину  заготовки с размером будущей детали. Делать по своему желанию выбор цвета  заготовок. Развивать творчество. (И. В. Новикова «Квиллинг. Бумажные поделки в дет. саду» стр.78.)

Декабрь

«Щенок и снег»

Техника: восковые мелки, акварель и аппликация. Познакомить с нетрадиционным изобразительным средством. Развивать способность видеть и изображать состояние природы, собаки. ( Е.В. Кашникова « Оригинальные  техники изобразительной деятельности» стр.24)

«Зимний пейзаж»

Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  ( Н. В. Дубровская       «Аппликация из гофрированной бумаги» стр.50-51)

«Снежный домик»

Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  ( Н. В. Дубровская       «Аппликация из гофрированной бумаги» стр.52-53)

«Зимний лес»

Развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа, обогащать словарь, учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.  (А.В Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» стр.49).

«Снеговик»

Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  ( Н. В. Дубровская       «Аппликация из гофрированной бумаги» стр.54-55)

«Символ года» плакат.

Аппликация из резаных ниток. Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Открытка «Веселые хороводы»

Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаг пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать её внутрь заготовки открытки.

Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

«Елочка нарядная»

Нетрадиционная техника: оттиск поролоном, рисование пальчиками.

Воспитывать эстетическое восприятие природы, упражнять в рисовании кусочками поролона, в рисовании пальчиками, учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа, развивать цветовосприятие. (А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» стр.47)

Январь

«Дед Мороз»

Рисование солью. Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа. Закрепить навыки рисования гуашью. ( Г.Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников» стр. 93)

«Снеговики»

Аппликация квиллинг. Учить детей соотносить длину  заготовки с размером будущей детали. Делать по своему желанию выбор цвета  заготовок. Развивать творчество. (И. В. Новикова «Квиллинг. Бумажные поделки в дет. саду» стр.81.)

«Снеговик»

Рисование веревочкой. Учить рисовать ниткой, выкладывать несложные силуэты. Развивать художественно-эстетическое восприятие, закреплять  навыки рисования, развивать мелкую моторику рук.  ( А. В. Никитина «Рисование веревочкой»  стр. 43)

«Белый медведь»

Рисование веревочкой. Учить рисовать ниткой, выкладывать несложные силуэты. Развивать художественно-эстетическое восприятие, закреплять  навыки рисования, развивать мелкую моторику рук.  ( А. В. Никитина «Рисование веревочкой»  стр. 51)

«Елка с шариками»

Мозаичная аппликация. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить  с техникой  работы. Учить аккуратно, разрезать остатки цветной бумаги на одинаковые квадратики, треугольники.  Наклеивать на работу соответствуя цвету. ( Н.В. Дубровская «Аппликации из природных материалов» стр.113 )

«Зимушка-зима»

Аппликация из сухого укропа и кружев. Учить технологии работы с различным материалом. Давать представление об использовании бросового материала в изготовлении изделий. Обогащать, расширять и систематизировать знания, умения и навыки. Воспитывать  аккуратность. (Е. В. Кашникова «Оригинальные техники изобразительной деятельности» стр.56)

Февраль

 «Зимние напевы»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега  - «набрызги». Развивать творчество, воображение. ( Г.Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников» стр.64)

«Лошадка»

Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  ( Н. В. Дубровская       «Аппликация из гофрированной бумаги» стр.58-59)

« Ёжик, черепашка»

Аппликация из круп. Учить равномерно распределять различные виды крупы по форме, развивать аккуратность, четкость выполнение в работе.

«Павлин»

Учить детей конструировать из тыквенных семечек хвост павлина, проявлять фантазию, воображение.

«Кораблик»

Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  ( Н. В. Дубровская       «Аппликация из гофрированной бумаги» стр.34-35)

«Мой папа» портрет

Лепка из пластилина. Барельеф. Закреплять технические навыки и приемы лепки. Лепить из частей, деление куска  на части. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. (Е.В. Кашникова «Оригинальные техники изобразительной деятельности» стр.74)

«Медведь»

Научить использовать пластилин для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы.  

«Мое любимое животное»

Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне.

Март

«Георгины»

Объемная аппликация. Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка.

«Сова»

Аппликация из одноразовых тарелок. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы. Вырезать необходимые детали и дополнять основной сюжет. Развивать творческую фантазию. (Н. В. Дубровская  «Чудесные тарелочки» стр.52)

«Букет для мамы»

Аппликация в технике тычкования. Познакомить с новым способом аппликации. Продолжать учить аккуратно набирать клей на бумагу и  создавать композицию. Развивать глазомер, чувство формы и композиции. (Маргарита Ефимова «Волшебный рисунок»)  

«Мимоза»

Аппликация из семян и листьев. Продолжать учить наклеивать семена и листья, равномерно распределять на листке. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. (Н.В.Дубровская «Аппликации из природных материалов» стр.17)

«Добрый паучок»

Аппликация из одноразовых тарелок. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы. Вырезать необходимые детали и дополнять основной сюжет. Развивать творческую фантазию. (Н. В. Дубровская  «Чудесные тарелочки» стр.36)

«Верба»

Рисование веревочкой. Рисование веревочкой. Учить рисовать ниткой, выкладывать несложные силуэты. Развивать художественно-эстетическое восприятие, закреплять  навыки рисования, развивать мелкую моторику рук.  ( А. В. Никитина «Рисование веревочкой»  стр. 59)

«Бабочка»

Аппликация из одноразовых тарелок. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы. Вырезать необходимые детали и дополнять основной сюжет. Развивать творческую фантазию. (Н. В. Дубровская  «Чудесные тарелочки» стр.44)

«Цветик- семицветик»

Рисование веревочкой. Рисование веревочкой. Учить рисовать ниткой, выкладывать несложные силуэты. Развивать художественно-эстетическое восприятие, закреплять  навыки рисования, развивать мелкую моторику рук.  ( А. В. Никитина «Рисование веревочкой» стр. 78)

Апрель

«Цыпленок с бантиком»

Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  ( Н. В. Дубровская       «Аппликация из гофрированной бумаги» стр.40-41)

«Весенний цветок»

Аэрография, набрызг с использованием трафарета. Познакомить с новой техникой рисования. Учить аккуратно наносить краски на лист бумаги. Развивать творчество воображение. ( Маргарита Ефимова «Волшебный рисунок»)

«Тарелка с фруктами»

Аппликация из одноразовых тарелок. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы. Вырезать необходимые детали и дополнять основной сюжет. Развивать творческую фантазию. (Н. В. Дубровская  «Чудесные тарелочки» стр.22)

«Бегемотик под пальмами»

Рисование черенком кисточки на влажной бумаге. Закреплять умение аккуратно закрашивать силуэт краской. Познакомить с новым способом рисования черенком кисточки. Развивать воображение, творчество.  ( Маргарита Ефимова «Волшебный рисунок»)

«Барашек»

Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  ( Н. В. Дубровская       «Аппликация из гофрированной бумаги» стр.42-43)

«Верблюд в пустыне»

Ознакомление с новым приемом рисования – «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни. (Г.Н.Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников» стр.69)

«Корова»

Аппликация из одноразовых тарелок. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы. Вырезать необходимые детали и дополнять основной сюжет. Развивать творческую фантазию. (Н. В. Дубровская  «Чудесные тарелочки» стр.56)

«Нарцисс»

Продолжать учить детей работать с гофрированной бумагой. Учить детей вырезать детали и наклеивать на картон. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать эстетический вкус.  (Н.В. Дубровская «Аппликации из природных материалов» стр.122)

Май

«Черемуха»

Рисование методом тычка. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, её цветущих веток. Формировать  чувство композиции и ритма. (Г.Н. Давыдова  «22 занятия по рисованию для дошкольников» стр.13)

«В зеленой траве»

Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение, творчество.  ( Н. В. Дубровская       «Аппликация из гофрированной бумаги» стр.36-37)

«Одуванчики»

Рисование веревочкой. Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений, добиваться четкого и аккуратного изображения.  (А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» стр.83)

«Одуванчики»

Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение, творчество.  ( Н. В. Дубровская       «Аппликация из гофрированной бумаги» стр.38-39)

«Кот по кличке Рыжик»

Рисование на влажной бумаге. Учить передавать образ  кота, нанеся на мокрый лист. Воспитывать аккуратность, развивать творчество. (Маргарита Ефимова «Волшебный рисунок»)

«Букет роз»

Учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали закреплять навыки приклеивание жгутика по кругу развивать мелкую моторику рук, глазомер, воспитывать эстетический вкус.

Список используемой литературы:

  •  Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», Т.Ц. «Сфера», 2005г.
  •  Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». 2005г.
  •  Доронова Т.Н. Якобсон С.Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации»
  • Давыдова Г.Н. «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2014г.
  • Дубровцкая Н. В. «Аппликация из гофрированной бумаги» - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013г»
  • Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2014г.»
  • Ефимова М.В. «Волшебный рисунок. Нетрадиционные техники. 2 выпуск»
  • Дубровская Н.В. «Аппликация из природных материалов.- М.: Астрель; СПб.: Сова, 2010.»
  • Дубровская Н.В. «Чудесные тарелочки. Поделки из тарелок. Для дошкольников и младших школьников.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014г.»
  • Никитина А.В. «Рисование веревочкой. СПб.: КАРО, 2010г.»
  • Новикова И.В. «Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи-своими руками. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012г.»
  • Кашникова Е.В. «Оригинальные техники изобразительной деятельности. 60 занятий с детьми 5-7лет: Пособие для воспитателей и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2013г.»
  • Дубровская Н.В. «Поделки из природных материалов – М.: Астрель: Полиграф-издат;СПб.: Сова, 2010г.»

Сентябрь.

Занятие №1.

Тема: «Осенние листья»

Программное содержание: Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа, учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа.

Материал:  осенние листья с различных деревьев, эскизы с цветовыми композициями, гуашь, белые листы.

Ход занятия:

  • Педагог с детьми вспоминают, как они рассматривали на улице опавшие листья.
  • Показ педагога , как рисовать листья.
  • Педагог помогает им выбрать необходимые цвета, дети приступают к работе.
  • При затруднениях  педагог объясняет технологию работы тем , кому нужна помощь.
  • По окончании все рисунки рассматриваются, с каждым ребенком обсуждаются, какие листья, от какого дерева он нарисовал и почему выбрал те или иные цвета.

Занятие №2

 Тема: «Грибы в корзине»

Нетрадиционная техника: рисунки из ладошки.

Программное содержание: Расширить знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью своей ладошки.

Материал: Альбомные листы белого цвета, простой карандаш, гуашь, кисточки, иллюстрации с изображением грибов.

Ход занятия:

  • Педагог читает детям стихотворение «Грибы»:

       Мы идем дорожками, мы идем тропинками,

       Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.

       Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы

       И пенек с опенками под рябиной тонкою.

       Крепкий подберезовик вырос под березою,

       Красный подосиновик вырос под осиною.

  • Педагог спрашивает детей, о каких грибах  говорится в стихотворении.
  • Детям дается возможность  выбрать, какие пять грибочков  они нарисуют из своих пальчиков. Уточняются их цвет и форма.
  • Дети приступают к работе, обводят свою руку простым карандашом. Дорисовывают шляпки , корзинку и раскрашивают красками. Потом доделывают фон вокруг корзины с грибами.
  • Педагог вместе с детьми рассматривают работы, дает рисункам положительную оценку.

Занятие №3

Тема: «Ежик»

Нетрадиционная техника: Тычок сухой кистью.

Программное содержание: Учить рисовать животных способом тычка; закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами; расширять знания о животных.

Материал: Альбомный лист с нарисованным контуром ежа, две кисточки, краски.

Ход занятия:

  • Загадать загадку: Он живет в лесу дремучем.

                             Сам он круглый и колючий.

                              Угадайте: это кто же?

                              Ну конечно, это………(ежик)

  • Педагог предлагает детям нарисовать ежа. Дети рассматривают картинку , показывают  на изображении ежа.
  • Определяют цвет, форму ежа.
  • Показ педагога как правильно рисовать Ежика.
  • Дети начинают рисовать тычками по всему контуру, а потом внутри него. В конце дорисовывают черной гуашью глаза, нос ,уши.
  • Дети рассматривают рисунки и выбирают самого красивого  ежика.

Занятие№4

Тема: «Осенний пруд»

Техника:  Монотипия.

Программное содержание: Закрепить знания детей о пейзаже как о жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пейзажа –монотипией. Показать её изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.

Материал: баночка с водой, кисти, лист бумаги, гуашь, простой карандаш, бумажные салфетки, два заранее вырезанных из белой бумаги лебедя, клей.

Ход занятия:

  • Педагог читает  рассказ Л. Толстого «Лебеди» ,обсуждают с детьми особенности этого времени года.
  • Показ педагога выполнения работы ( сложить лист пополам, на одной половине листа рисуются красочные пятна, вторую половину листа быстро приложить к первой, дорисовать необходимые детали)
  • Дети выполняют работы, педагог помогает детям которые затрудняются .
  • Когда  работа готова дети наклеивают лебедей.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №5

Тема: «Букет из осенних листьев».

Программное содержание: Аппликация из листьев. Учить составлять букет из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу.

Материал: листья различной формы, картон, клей, кисточки, цветная бумага, иллюстрация с изображение вазы с цветами.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрацию, где изображена ваза с цветами, обратить на разнообразие цветов.
  • Предложить детям    вырезать из цветной бумаги вазу, а потом составить композицию из листьев.
  • Педагог помогает тем детям которые затрудняются выполнить работу.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №6

Тема: «Толстый кот»  

Программное содержание: Учить детей изготавливать кота из листьев, проявлять  фантазию. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на круглую основу и украшать края

Материал: белая бумажная одноразовая тарелка, засушенные листья липы, две ракушки, черная бусинка, разноцветные прозрачные камушки, черные нитки, глазки, клей, ножницы.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрацию  с изображением кота из каких деталей он  состоит, объяснить детям что аппликацию будем выполнять на тарелочке.
  • Разложить на бумажной тарелке листья  липы та, чтобы получился силуэт кота. Детали приклеить.
  • Готовый образ украсить деталями (добавить усики, глаза, носик, ротик)
  • Тарелку украсить разноцветными камушками.
  • В конце занятия все поделки рассмотреть.

Занятие №7

Тема: «Рябинка»

Программное содержание: Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.

Материал: для фона картон голубого цвета 15*20см., оранжевая, желтая, красная, зеленая, черная гофрированная бумага, ветка рябины, клей карандаш.

Ход занятия:

  • Рассмотреть с детьми ветки рябины. Обратить особое внимание на цвет, форму ягод, на то, как они закреплены на ветке. Рассмотреть листья рябины.
  • Из черной бумаги вырезать три полоски. Скрутить  полоски в форме жгутиков. Составить из жгутиков ветки рябины, закрепить их клеем.
  • Из зеленой, желтой, оранжевой бумаг скрутить полоски в форме листочков. Приклеить листочки  к веткам.
  • Из красной бумаги вырезать квадратики, сложить квадратики в форме кругов, приклеить.
  • Готовые  работы рассмотреть.

Занятие №8

Тема: «Бабочка»

Программное содержание: Обучение детей правильному выбору пропорций между размерами отдельных фигур и их размещением на листе. Воспитывать аккуратность.

Материал: клей, листья различной формы, картон, иллюстрации с изображением различных бабочек.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрации бабочек. Обратить внимание на крылья, что они разные по величине и форме.
  • Показ педагога как расположить листья,  чтобы получилась бабочка на листе бумаги.
  • Дети выполняют работу, педагог помогает тем детям, которые испытывают затруднения.
  • В конце занятия все работы рассмотреть.

Ноябрь

Занятие №1.

Тема: «Черепашка»

Программное содержание: Аппликация, с  использованием чайной заварки. Познакомить детей  с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить создавать композицию.

Материал: готовое изображение черепахи, чайная заварка, клей.

Ход занятия:

  • Познакомить детей с новым видом аппликации.
  • Рассмотреть черепаху, из каких частей она состоит.
  • Показ педагога, как выполнять работу. Намазывать отдельные части клеем, потом засасывать заваркой.
  • Учить детей соблюдать аккуратность.
  • В конце  все работы рассмотреть.

Занятие №2

Тема: «Барашек»

Программное содержание: Аппликация, выполненная торцом бумаги. Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.

Материал: Лист бумаги с изображением барашка, карандаши, белая бумага, клей.

Ход занятия:

  • С детьми рассмотреть иллюстрацию с бараном, обратить на белую пушистую шерсть.
  • Показ педагога как можно с помощью карандаша и бумаги скатать рулончики.
  • Педагог помогает тем детям, которые затрудняются.
  •  В конце занятия рассмотреть всех готовых барашек.

Занятие №3

Тема: « Спелые фрукты»

Программное содержание: Тампонирование поролоном. Учить детей изображать в рисунке  характерные особенности. Развивать творческое воображение.

Материал: Кусочки поролона, мисочки с жидкой краской, гуашь разных цветов.

Ход занятия:

  • Провести беседу, какие фрукты созревают осенью.
  • Показ педагога  рисования фруктов с помощью губки.
  • Напомнить детям, что плоды отличаются размерами и формами.
  • В конце работы дети добавляют недостающие детали, подрисовывают листочки, хвостики фруктам.
  • Дети готовые работы рассматривают.  

Занятие №4

Тема: «Ежик»

Программное содержание: Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.

Материал: картон светло-зеленого цвета, белая, черная, оранжевая, зеленая, красная гофрированная бумага, пластмассовый глазик, иллюстрации с изображением ежей, клей карандаш, ножницы.

Ход занятия:

  • Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением ежей. Обратить внимание детей на мордочку, туловище, колючки.
  • Поэтапный показ педагога как выполнять поделку.
  • Дети выполняют  задание, педагог помогает тем детям, которые затрудняются.
  • В конце все работы рассмотреть. Полюбоваться на красивых ежей.

Занятие №5

Тема: «Плюшевый медвежонок»

Программное содержание: Побуждать детей передавать в рисунке образ медведя. Закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину. Развивать творческое  воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.  

Материал: альбомный лист, простой карандаш, гуашь, поролон, тонкая кисть.

Ход занятия:

  • Рассмотреть игрушку, определить части объекта, их форму, относительную величину, расположение, цвет, фактурность поверхности.
  • Нарисовать контур медвежонка простым карандашом.
  • Показ педагога как правильно губкой раскрасить медведя.
  • Дополнить рисунок деталями: тонкой кистью нарисовать глаза, нос, рот.
  • В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети: напоминает о том, чтобы не набирали много краски  на поролон, а лишь   слегка касались поверхности краски, чтобы отпечаток имел воздушно-окрашенную поверхность.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №6

Тема: «Поросенок»

Программное содержание:  Аппликация из одноразовых тарелок. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы.  Развивать творческую фантазию

Материал: бумажная одноразовая тарелка, черная бархатная бумага,  розовая гофрированная бумага, два пластмассовых  глазика, тесьма из розовых цветочков, красный, черный фломастеры, клей карандаш, ножницы.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрацию с изображением свиньи.
  • Поэтапный показ педагога выполнении поделки.
  •  Дети выполняют поделку, педагог помогает тем кто затрудняется.
  • В конце  все работы рассмотреть.

Занятие №7

Тема: «У берегов Африки»

Программное содержание: Техника: пластилинография. Учить детей создавать работу используя пластилин. Проявлять творческие способности детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия.

Материал: цветной  пластилин, стека, простой карандаш, различные материал для украшения картинки.

Ход занятия:

  • Рассмотреть картину с изображением Африки, обратить внимание что растут пальмы, что есть море, черепаха.
  • Предложить детям это все слепить из пластилина.
  • Карандашом процарапать рисунок.
  • Слепить из пластилина картину, используя разные приемы лепки.
  • В конце работы дополнить разными материалами.

Занятие №8

Тема: «Кошечка»

Программное содержание: Аппликация квиллинг. Учить детей соотносить длину  заготовки с размером будущей детали. Делать по своему желанию выбор цвета  заготовок. Развивать творчество.

Материал: образец поделки, гофрированный картон, готовые детали глаз, носа и усов, клей.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрации с изображением кошки, обратить внимание на размер, форму головы, туловища, хвоста кошки.
  • Показ педагога выполнении поделки.
  • Дети приступают к выполнению поделки.
  • В конце все детали приклеить, на голову кошечки наклеить глаза, нос, усы.
  • Рассмотреть готовых кошек, предложить детям придумать имя кошечки.

                                                            Декабрь

Занятие №1

Тема: «Щенок и снег»

Программное содержание: Техника: восковые мелки, акварель и аппликация. Познакомить с нетрадиционным изобразительным средством. Развивать способность видеть и изображать состояние природы, собаки.

Материал: баночки, кисть, лист бумаги, восковые мелки, акварель, простой карандаш, бумажные салфетки, ножницы, клей, вата.

Ход занятия:

  • Восковыми мелками нарисовать крупные снежинки и заснеженную землю.
  • Акварельными красками закрасить весь лист.
  • Показ педагога как правильно вырезать щенка и приклеить его.
  • В конце занятия рассмотреть готовые работы.

Занятие №2

Тема: «Зимний пейзаж»

Программное содержание: Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  

Материал: картон светло-фиолетовый,  гофрированная бумага, ножницы, клей карандаш.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрации зимнего пейзажа.
  • Показ педагога выполнение поделки
  • Дети выполняют работу, педагог помогает тем детям которые затрудняются.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №3

Тема: «Снежный домик»

Программное содержание: Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  

Материал: картон бежевого цвета, гофрированная бумага, ножницы, клей карандаш.

Ход занятия:

  • Худ. слово: Всю ночь шел снег. Маленький деревянный домик весь покрыт им. Внутри домика тепло. В окошке горит свет, а из трубы идет дым, там топится печка. Скоро придут гости….
  • Поэтапный показ педагога выполнение работы.
  • Дети приступают к выполнению работы, педагог помогает тем детям, которые затрудняются.
  • В конце работы рассмотреть.

Занятие № 4

Тема: «Зимний лес»

Программное содержание: Развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа, обогащать словарь, учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.  

Материал: простой карандаш, гуашь, кисти, белые листы, иллюстрации с зимним лесом.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрации с изображением зимнего леса.
  • Предложить детям нарисовать зимний лес с помощью ладошки, объясняет,  что для этого сначала нужно обвести свою ладонь простым карандашом. Далее изображение каждого пальчика дети оформляют, как разные деревья, затем рисуют снег.
  • Дети выполняют работу.
  • В конце дети рассматривают рисунки, педагог отмечает положительные моменты в каждой работе.

Занятие №5

Тема: «Снеговик»

Программное содержание:  Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.

Материал: картон фиолетового цвета, гофрированная бумага, пластмассовые глазки, клей карандаш, ножницы.

Ход занятия:

  • Рассмотреть  иллюстрацию с изображением снеговика, обратить внимание из каких деталей он состоит.
  • Поэтапный показ педагога выполнение поделки.
  • Дети выполняют поделку, педагог помогает тем детям которые затрудняются
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №6

Тема: «Символ года плакат»

Программное содержание: Аппликация из резаных ниток. Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Материал: нитки, клей, изображение обезьяны.

Ход занятия:

  • Рассмотреть символ года, предложить детям сделать поделку из ниток, символ года обезьяну.
  • Показ педагога как нужно выполнять поделку.
  • Дети выполняют работу самостоятельно, педагог помогает тем детям, которые затрудняются.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №7

Тема: «Веселые хороводы»

Программное содержание: Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаг пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать её внутрь заготовки открытки.

Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

Материал: картон, клей, белый лист бумаги, бисер, пайотки, ножницы.

Ход занятия:

  • С детьми рассмотреть готовую поделку, из какого  материала она сделана.
  • Поэтапный показ педагога выполнение поделки.
  • Дети выполняют самостоятельно  поделку, педагог помогает тем, кто затрудняется.
  • В конце дети украшают работу пайотками, бисером.
  • В завершение все работы рассмотреть.

Занятие №8

Тема: «Елочка нарядная»

Программное содержание: Нетрадиционная техника: оттиск поролоном, рисование пальчиками.

Воспитывать эстетическое восприятие природы, упражнять в рисовании кусочками поролона, в рисовании пальчиками, учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа, развивать цветовосприятие.

Материал: нарядная елочка, тонированные светлой краской листы бумаги, мисочки с красками разного цвета, кусочки поролона, салфетки.

Ход занятия:

  • Рассмотреть с детьми украшенную елочку.
  • Показ педагога как рисовать поролоном елочку, затем с помощью пальчиков дети рисуют шарики на елке «украшая» ее.
  • Дети выполняют работы.
  • При затруднения способ рисования показывается отдельно каждому ребенку.
  • Педагог вместе с детьми рассматривают получившиеся работы, хвалит всех ребят за старание.

Январь.

Занятие№1

Тема: «Дед Мороз»

Программное содержание: Рисование солью. Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа. Закрепить навыки рисования гуашью.

Материал: альбомный лист, гуашь, кисточка, соль.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрацию с изображением Деда Мороза, обратить внимание на части тела.
  • Нарисовать контурно все части фигуры Деда Мороза белой краской, внутри контура шубу и шапку закрасить цветом, который нравится (красным , синим, голубым).
  • Поверх влажной краски рисунок равномерно посыпать солью.
  • Кончиком кисть нарисовать Деду Морозу глаза, нос, дорисовать посох, мешок с подарками и одежду  украсить узором.
  • В процессе работы педагог  следит за тем, как рисуют дети, напоминает об аккуратном и правильном пользовании кистью и краской.
  • В конце работы все рассмотреть.

Занятие №2

Тема: «Снеговики»

Программное содержание: Рисование веревочкой. Учить рисовать ниткой, выкладывать несложные силуэты. Развивать художественно-эстетическое восприятие, закреплять  навыки рисования, развивать мелкую моторику рук.  

Материал: готовый шаблон снеговика, клей ,краски.

Ход занятия:

  • Познакомить с новым видом рисования, рисования веревочкой.
  • Показ педагога как правильно наносить клей и распределять веревочку на готовом шаблоне.
  • Готового снеговика раскрасить красками, добавить глаза, рот, ведро, метлу.  
  • Педагог помогает тем детям, кто затрудняется.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №3

Тема: « Белый медведь»

Программное содержание: Рисование веревочкой. Учить рисовать ниткой, выкладывать несложные силуэты. Развивать художественно-эстетическое восприятие, закреплять  навыки рисования, развивать мелкую моторику рук.  

Материал: клей, веревочка, готовый шаблон медведя.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрацию белого медведя.
  • Предложить детям нарисовать белого медведя новым способом  рисования веревочкой.
  • Показ педагога ка правильно рисовать веревочкой медведя, намазать клеем и выложить веревочкой по готовому шаблону.
  • Дети выполняют работу, педагог помогает тем детям, кто затрудняется при выполнении данной поделки.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №4

Тема: «Снеговик»

Программное содержание: Аппликация квиллинг. Учить детей соотносить длину  заготовки с размером будущей детали. Делать по своему желанию выбор цвета  заготовок. Развивать творчество.

Материал: образец композиции, гофрированный картон, клей, готовые детали глаз, носов, ртов снеговика, деревянная палочка, основа для композиции из картона синего цвета.

Ход занятия:

  • Побеседовать с детьми о зимних забавах, лепке фигур из снега.
  • Рассмотреть с детьми образец композиции,  обратить внимание на формы детали фигурки снеговика.
  • Вспомнить, как называется это техника «Техника Квиллинг»
  • Вместе с педагогом выполняют поделку снеговика, в конце работы дети переделывают метлу.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №5

Тема: «Елка с шарами»

Программное содержание: Мозаичная аппликация. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить  с техникой  работы. Учить аккуратно, разрезать остатки цветной бумаги на одинаковые квадратики, треугольники.  Наклеивать на работу соответствуя цвету.

Материал: белый картон, зеленые бумажные полоски, желтые, оранжевые, красные бумажные кружочки, голубые треугольники, простой карандаш, клей карандаш, ножницы.

Ход занятия:

  • Рассмотреть готовую работу
  • Вместе с педагогом нарисовать контур елки.
  • Зеленые бумажные полоски разрезать на квадратики, приклеить квадратики внутри елки, разложить разноцветные кружочки ,приклеить.
  • Фон украсить голубыми треугольниками.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №6

Тема: «Зимушка –зима»

Программное содержание: Аппликация из сухого укропа и кружев. Учить технологии работы с различным материалом. Давать представление об использовании бросового материала в изготовлении изделий. Обогащать, расширять и систематизировать знания, умения и навыки. Воспитывать  аккуратность.

Материал: клей, кисти, разноцветный матовый картон, бумажные салфетки, ножницы, сухие веточки укропа, белые широкие кружева, конфетти и снежинки.

Ход занятия:

  • Педагог читает стихотворение С. Козлова «Снежинки», демонстрирует картинки и иллюстрации.
  • Показ педагога как выполнять поделку, наклеить кружево, сухой укроп.
  • Дети приступают к работе, педагог помогает тем кто затрудняется.
  • В конце дети дополняют картину снежинками, конфетти.
  • Педагог вместе с детьми рассматривают поделки.

Февраль.

Занятие №1

Тема: «Зимние напевы»

Программное содержание: Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега  - «набрызги». Развивать творчество, воображение.

Материал: репродукции с зимними пейзажа, альбомный лист с готовым фоном, гуашь, зубная щетка, карандаш, салфетка, кисть.

Ход занятия:

  • Рассмотреть картины с зимним пейзажем.
  • Предложить детям нарисовать сначала деревья кусты.
  • В процессе работы педагог помогает советом детям, которые испытывают затруднения.
  • После того ка дети нарисуют основную композицию, педагог предлагает изобразить падающий снег способом «набрызгов» при помощи зубной щетки.
  • После выполнения данной работы педагог предлагает белой гуашью с помощью кисточки покрыть сверху веточки деревьев, кустарников «снегом»
  • Педагог вместе с детьми рассматривает зимние пейзажи, выбирает наиболее интересные и аккуратно выполненные.

Занятие №2

Тема: «Лошадка»

Программное содержание: Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  

Материал: картон фиолетового цвета, гофрированная бумага, пластмассовые глазки, клей карандаш, ножницы.

Ход занятия:

  • Рассмотреть готовую работу, обратить внимание, из какого материала она сделана.
  • Поэтапный показ педагога выполнения  работы.
  • Дети приступают к работе, педагог помогает тем кто затрудняется.
  • В конце работы рассмотреть.

Занятие №3

Тема: «Ежик, черепашка»

Программное содержание: Аппликация из круп. Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, развивать аккуратность, четкость выполнение в работе.

Материал: различная крупа, клей, готовый шаблон с изображением черепахи,  ежика.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрации черепахи, ежика.
  • Предложить детям выбрать, кого они будут делать, напомнить, что аппликацию они будут выполнять с помощью крупы.
  • Педагог показывает, как  выполнять аппликацию.
  • Дети выполняют работу, педагог поощряет тех детей кто выполняет работу аккуратно.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №4

Тема: « Павлин»

Программное содержание: Учить детей конструировать из тыквенных семечек хвост павлина, проявлять фантазию, воображение.

Материал: тыквенные семечки, цветная бумага, клей, гуашь.

Ход занятия:

  • Рассмотреть с детьми иллюстрацию павлина, обратить внимание на красивый разноцветный хвост. Предложить детям выполнить аппликацию павлина, а хвост  украсить  тыквенными семечками.
  • Показ педагога ка правильно наклеить тыквенные семечки.
  • Дети выполняют работу.
  • В конце как хвост павлина готов, раскрасить его гуашью.
  • Готовые работы рассмотреть.

Занятие №5

Тема: «Кораблик»

Программное содержание: Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  

Материал: картон синего цвета, гофрированная бумага, клей карандаш, бумага.

Ход занятия:

  • Рассмотреть готовую работу, обратить внимание на расположение, из кого материала она сделана.
  • Поэтапный показ выполнение работы.
  • Дети выполняют работу, педагог помогает тем детям кто затрудняется .
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №6

Тема: «Мой папа» портрет.

Программное содержание: Лепка из пластилина. Барельеф. Закреплять технические навыки и приемы лепки. Лепить из частей, деление куска  на части. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.

Материал: цветной пластилин , набор стек, лист цветного картона, доска для лепки,

Ход занятия:

  • Поговорить с детьми о предстоящем празднике и предложить детям выполнить портрет папы с помощью пластилина.
  • Показ педагога как нужно выполнять поделку, нанести карандашом портрет папы, потом все это украсить пластилином, использую различные способы лепки.
  • Дети выполняют работу.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие№ 7.

Тема: «Медведь»

Программное содержание: Научить использовать пластилин для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы.  

Материал: пластилин, шприц, картон, простой карандаш

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрацию с изображением медведя, обратить внимание на форму.
  • Вместе с детьми нарисовать карандашом контур медведя.
  • Объяснить детям, что они будут украшать медведя с помощью пластилина.
  • Показ педагога как  правильно выполнить поделку, в шприц положить пластилин и выдавить, готовую колбаску наложить на нарисованный силуэт.
  • Дети выполняют работу, педагог помогает тем кто затрудняется.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №8

Тема: «Мое любимое животное»

Программное содержание: Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне.

Материал: пластилин, готовые шаблоны игрушек.

Ход занятия:

  • С детьми поговорить о любимых игрушках.
  • Дать детям готовые шаблоны с изображением игрушек, предложить их украсить цветным пластилином.
  • Показ педагога как правильно украшать игрушки, скатать шарики и приклеить на шаблон.
  • Дети выполняют работу.
  • В конце все работы рассмотреть.

Март.

Занятие №1

Тема: «Георгины»

Программное содержание: Объемная аппликация. Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка.

Материал: цветная бумага, клей, желтая салфетка, картон.

Ход занятия:

  • Рассмотреть готовую работу, обратить внимание на цветы георгины.
  • Показ педагога как выполнить цветок георгин.
  • Дети выполняют работу, распределяют по всему листу георгины,  середину выкладывают скатанные шарики из желтых салфеток.
  • Педагог помогает тем, кто затрудняется, поощряет, кто выполняет работу аккуратно.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №2

Тема: «Сова»

 Программное содержание: Аппликация из одноразовых тарелок. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы. Вырезать необходимые детали и дополнять основной сюжет. Развивать творческую фантазию.

Материал: белая одноразовая тарелка, бумага белого, черного, желтого, оранжевого цветов, два пластмассовых глазика, оранжевые, желтые перешки, клей ПВА, клей карандаш, ножницы.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрацию с изображением совы.
  • Предложить детям сделать сову из бумажных тарелок.
  • Поэтапный показ педагога  выполнении поделки.
  • Дети выполняют поделку, педагог помогает тем кто затрудняется .
  • В конце  готовую поделку украсить перьями.
  • Рассмотреть  все поделки.

Занятие№3

Тема: «Букет для мамы»

Программное содержание: Аппликация в технике тычкования. Познакомить с новым способом аппликации. Продолжать учить аккуратно, набирать клей на бумагу и  создавать композицию. Развивать глазомер, чувство формы и композиции.

Материал: кисточки, жатая цветная бумага, клей, ножницы, карандаш.

Ход занятия:

  • Поговорить с детьми о предстоящем празднике, предложить детям сделать открытку.
  • Познакомить с новым способом аппликации в технике  тычкования.
  • Показ педагога как выполнить аппликацию в технике тычкования.
  • Дети выполняют аппликацию, педагог помогает тем детям, которые затрудняются.
  • Когда аппликация подсохнет, дополнить открытку деталями.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №4

Тема: «Мимоза»

Программное содержание: Аппликация из семян и листьев. Продолжать учить наклеивать семена и листья, равномерно распределять на листке. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Материал: картон, засушенный лист папоротника, зернышки кукурузы, клей ПВА,  ножницы,

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрацию с изображением мимозы, обратить внимание на листочки, желтые цветочки.
  • Предложить детям сделать аппликацию из листьев и кукурузы.
  • Показ педагога выполнения работы.
  • Дети выполняют поделку, педагог помогает тем детям, которые затрудняются.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №5

Тема: «Добрый  паучок»

Программное содержание: Аппликация из одноразовых тарелок. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы. Вырезать необходимые детали и дополнять основной сюжет. Развивать творческую фантазию.

Материал: одноразовая тарелка, рамочка, цветная бумага, фольга, блестки, клей ПВА, ножницы, красный фломастер.

Ход занятия:

  • Рассмотреть готовую поделку, обратить внимание на различные детали.
  • Поэтапный показ педагога выполнение поделки.
  • Дети выполняют поделку, педагог помогает тем детям которые затрудняются .
  • В конце все поделки рассмотреть.

Занятие №6

Тема: «Верба»

Программное содержание: Рисование веревочкой. Рисование веревочкой. Учить рисовать ниткой, выкладывать несложные силуэты. Развивать художественно-эстетическое восприятие, закреплять  навыки рисования, развивать мелкую моторику рук.  

Материал: веревочка, лист бумаги, гуашь.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрацию с изображением вербы.
  • Напомнить детям, что они будут рисовать с помощью веревочки.
  • Показ педагога как правильно  расположить веревочку.
  • Дети выполняют работу.
  • В конце все  работы рассмотреть.

Занятие №7

Тема: « Бабочка»

Программное содержание: Аппликация из одноразовых тарелок. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы. Вырезать необходимые детали и дополнять основной сюжет. Развивать творческую фантазию.

Материал: одноразовая тарелка, гофрированная бумага, блестки, простой карандаш, клей ПВА, ножницы.

Ход занятие:

  • Рассмотреть иллюстрации бабочек.
  • Напомнить детям как они выполняли поделки из бумажных тарелок.
  • Поэтапный показ как вырезать бабочек и приклеить.
  • Дети выполняют работу.
  • В конце работы, дети украшают бабочек, блестками и цветной бумагой.
  • Работы рассмотреть, обратить внимание на яркие бабочки.

Занятие №8

Тема: «Цветик – семицветик»

Программное содержание: Рисование веревочкой. Рисование веревочкой. Учить рисовать ниткой, выкладывать несложные силуэты. Развивать художественно-эстетическое восприятие, закреплять  навыки рисования, развивать мелкую моторику рук.  

Материал: готовый шаблон, веревочка, клей, гуашь.

Ход занятия:

  • Рассмотреть готовую поделку.
  • Педагог вместе с детьми выполняют поделку.
  • Педагог направляет детей ка правильно выложить веревочку
  • Готовые работы раскрасить гуашью.
  • В конце все работы рассмотреть, выбрать самую аккуратную.

Апрель.

Занятие №1

Тема: «Цыпленок с бантиком»

Программное содержание: Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  

Материал: картон, гофрированная бумага, пластмассовые глазки, клей карандаш, ножницы.

Ход занятия:

  • Рассмотреть с детьми игрушечного цыпленка, обратить внимание детей на цвет и форму игрушки.
  • Поэтапный показ педагога выполнение поделки.
  • Дети выполняют поделку самостоятельно, педагог помогает тем детям которые затрудняются.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №2

Тема: « Весенний цветок»

Программное содержание: Аэрография, набрызг с использованием трафарета. Познакомить с новой техникой рисования. Учить аккуратно, наносить краски на лист бумаги. Развивать творчество воображение.

Материал: плоская расческа, зубная щетка, мисочки с красой, трафарет из цветной бумаги.

Ход занятия:

  • Познакомить с новой техникой аэрографией.
  • Показ педагога как правильно выполнить поделку, обмакнуть в краску зубную щетку, медленно проводить ворсом щетки по зубчикам расчески. Краска будет разбрызгиваться на пустую область.
  • Дети выполняют самостоятельно.
  • Педагог следит, чтобы дети выполняли аккуратно, краски много не брали.
  • В конце занятия все работы рассмотреть.

Занятие №3

Тема: «Тарелка с фруктами»

Программное содержание: Аппликация из одноразовых тарелок. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы. Вырезать необходимые детали и дополнять основной сюжет. Развивать творческую фантазию.

Материал: тарелка, гофрированная бумага, клей карандаш, ножницы.

Ход занятия:

  • С детьми рассмотреть готовую поделку, обратить внимание на фрукты какие они, из какого материала сделаны, предложить детям сделать такую же тарелочку с фруктами.
  • Показ педагога как нужно выполнять поделку.
  • Дети выполняют поделку, педагог помогает тем детям, которые затрудняются.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №4

Тема: «Бегемотик под  пальмами»

Программное содержание:  Рисование черенком кисточки на влажной бумаге. Закреплять умение аккуратно закрашивать силуэт краской. Познакомить с новым способом рисования черенком кисточки. Развивать воображение, творчество.  

Материал: кисточки, акварельные краски.

Ход занятия:

  • Прочитать стихотворение «Бегемотики» Ирина Пивоварова.
  • Рассмотреть готовую работу.
  • Дети раскрашивают готовый шаблон красками.
  • Показ педагога как можно дополнить рисунок с помощью черенка кисточки. В такой технике украшается пальмы, бегемот.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №5

Тема: «Барашек»

Программное содержание: Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение.  

Материал: картон зеленого цвета, гофрированная бумага, пластмассовые глазки, клей карандаш.

Ход занятия:

  • Рассмотреть готовую работу, предложить детям выполнить поделку  из гофрированной бумаги.
  • Педагог показывает, как выполнить работу.
  •  Дети приступают к выполнению поделки, педагог помогает тем детям которые затрудняются.
  • Конце все работы рассмотреть, выбрать самую аккуратную работу.

Занятие №6

Тема: «Верблюд в пустыне»

Программное содержание: Ознакомление с новым приемом рисования – «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни.

Материал: альбомный лист, гуашь, пластмассовая вилка.

Ход занятия:

  • Провести беседу с детьми  и рассмотреть репродукции с изображением животных и природы разных климатических зон.
  • Показ педагога выполнение работы, заполнить лист полосами разного цвета, по мокрой краске каждого слоя проводить гребешком. Нарисовать верблюда, дополнить пейзаж кактусами.
  • Дети приступают к работе, педагог помогает тем детям, которые затрудняются
  • В конце работы дети дорисовывают детали тонкой кисточкой.

Занятие №7

Тема: «Корова»

Программное содержание: Аппликация из одноразовых тарелок. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы. Вырезать необходимые детали и дополнять основной сюжет. Развивать творческую фантазию.

Материал: тарелочка, бархатная бумага, гофрированная бумага, глаза, клей ПВА, ножницы.

Ход занятия:

  • Рассмотреть готовую поделку, из каких деталей она состоит, предложить детям выполнить такую же поделку.
  • Показ педагога выполнение поделки.
  • Дети выполняют поделку, педагог помогает тем, кто затрудняются.
  • В конце   готовые работы рассмотреть.

Занятие №8

Тема: «Нарцисс»

Программное содержание: Продолжать учить детей работать с гофрированной бумагой. Учить детей вырезать детали и наклеивать на картон. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать эстетический вкус.  

Материал: гофрированная бумага, клей карандаш, ножницы, светло-зеленый картон.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрацию с изображением цветов. Напомнить детям что аппликацию они будут выполнять из гофрированной бумаги.
  • На картоне нарисовать контуры цветов и листьев.
  • Педагог вместе с детьми вырезает детали цветов, приклеивает их на картон.
  • Педагог помогает тем детям, которые затрудняются.
  • В конце все работы рассмотреть.

Май.

Занятие №1

Тема: «Черемуха»

Программное содержание: Рисование методом тычка. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, её цветущих веток. Формировать  чувство композиции и ритма.

Материал: картинка с изображением черемухи, альбомный лист, гуашь, кисть, ватные палочки.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрацию с изображением черёмухи.
  • Показ педагога как нужно нарисовать черемуху, кисточкой нарисовать стебель, с помощью ватной палочки нарисовать цветы.
  • Дети приступают к работе.
  • Педагог помогает тем детям которые затрудняются.
  • В конце все работы рассмотреть, полюбоваться веточками черемухи.

Занятие №2

Тема:  «В зеленой траве»

Программное содержание: Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение, творчество.  

Материал: картон голубого цвета, гофрированная бумага, бусинки, глаза, клей карандаш, ножницы.

Ход занятия:

  • Рассмотреть иллюстрации с изображением божьей коровки, бабочки, улитки, пчелки.
  • Педагог поэтапно объясняет, как нужно выполнить работу.
  • Дети выполняют работу, педагог помогает тем детям которые затрудняются.
  • В конце все работы рассмотреть, выбрать самую аккуратную.

Занятие №3

Тема: «Одуванчик»

Программное содержание: Рисование веревочкой. Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений, добиваться четкого и аккуратного изображения.  

Материал: белые листы, веревочка, клей ПВА, образец с нарисованным одуванчиком, краски, кисти, иллюстрации с изображением одуванчиков.

Ход занятия:

  • Педагог предлагает вспомнить как выглядят одуванчики, рассмотреть иллюстрации с изображением одуванчиков.
  • Показ педагога как выполнять данную поделку.
  • Педагог помогает  детям, у которых возникают сложности.
  • Как все справились с работой , раскрашивают красками.
  • Затем рассматривают рисунки, педагог дает работе детей  положительную оценку.

Занятие №4

Тема: «Одуванчики»

Программное содержание: Учить детей работать с гофрированной бумагой. Из готовых деталей составлять композицию. Развивать  аккуратность, воображение, творчество.  

Материал: картон серого цвета, гофрированная бумага, клей карандаш, ножницы,

Ход занятия:

  • Вспомнить с детьми как выглядят одуванчики. Предложить детям выполнить работу из гофрированной бумаги.
  • Поэтапный показ педагога выполнении работы.
  • Дети выполняют работу, педагог помогает тем детям которые  испытывают сложности.
  • В конце все работы рассмотреть.

Занятие №5

Тема: «Кот по кличке Рыжик»

Программное содержание: Рисование на влажной бумаге. Учить передавать образ  кота, нанеся на мокрый лист. Воспитывать аккуратность, развивать творчество.

Материал: акварельные краски,  кисти, губка, фломастеры, цветные карандаши.

Ход занятия:

  • Прочитать стихотворение «Про кота» Саша Чёрный, рассмотреть иллюстрации с изображением кота.
  • Смочить влажной губкой бумагу.
  • Показ педагога рисования ката по мокрому.
  • Дети рисуют кота, педагог помогает тем детям, которые испытывают сложности.
  • В конце дети дорисовывают детали фломастерами или карандашами.

Занятие №6

Тема: «Букет роз»

Программное содержание: Учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали закреплять навыки приклеивание жгутика по кругу развивать мелкую моторику рук, глазомер, воспитывать эстетический вкус.

Материал: салфетки, карандаш, клей, цветная бумага.

Ход занятия:

  • Рассмотреть готовую поделку с розами, поговорить из какой бумаг она сделана.
  • Предложить детям выполнить такую же поделку.
  • Показ педагога как правильно скручивать салфетку и получить жгутики.
  • Дети вырезают вазы и скручивают жгутики.
  • В конце все вазы с розами рассмотреть.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  •  Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», Т.Ц. «Сфера», 2005г.
  •  Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». 2005г.
  •  Доронова Т.Н. Якобсон С.Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации»
  • Давыдова Г.Н. «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2014г.
  • Дубровцкая Н. В. «Аппликация из гофрированной бумаги» - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013г»
  • Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2014г.»
  • Ефимова М.В. «Волшебный рисунок. Нетрадиционные техники. 2 выпуск»
  • Дубровская Н.В. «Аппликация из природных материалов.- М.: Астрель; СПб.: Сова, 2010.»
  • Дубровская Н.В. «Чудесные тарелочки. Поделки из тарелок. Для дошкольников и младших школьников.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014г.»
  • Никитина А.В. «Рисование веревочкой. СПб.: КАРО, 2010г.»
  • Новикова И.В. «Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи-своими руками. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012г.»
  • Кашникова Е.В. «Оригинальные техники изобразительной деятельности. 60 занятий с детьми 5-7лет: Пособие для воспитателей и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2013г.»

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Коорекционно – развивающие занятия по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие слуховой памяти»

Цель данного занятия - развитие и коррекция познавательной сферы психики.В этом занятие используются различные игры на развитие психических процессов, межполушарного взаимодействия, мелкой мотор...

Конспект организованной образовательной деятельности педагога дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик семицветик» (по произведениям К.И. Чуковского)

«Есть имена, живущие в нашем сознании как бы изначально: ровно столько, сколько мы себя помним. Имя Корнея Ивановича Чуковского одно из них.Знакомство с ним начинается в те счастливые младенческие год...

Программа дополнительного образования с детьми среднего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"

: ЦельЦелью программы « Волшебники» является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования, лепки, знакомство со способами апп...

Реализация программы экономического образования с детьми старшего дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышле...

Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии

Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии...