Программа дополнительного образования с детьми среднего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"
рабочая программа (средняя группа) по теме

: ЦельЦелью программы « Волшебники» является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования, лепки, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техники моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_programmy.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель программы: Целью программы « Волшебники» является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования, лепки, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техники моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе.

Пояснительная записка. 

Человек от природы – творец. Для этого у него все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

         Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов.  В  процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д.

         Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности   в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания инструментов и материалов, именно поэтому, они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом.

       Замечательный материал для поделок является соленое тесто. Работа с тестом- это, своего рода упражнения , оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации. Всему, что так необходимо ребенку: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; прежде всего, творческому подходу  к любой работе, радость    творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.  

      Аппликация – увлекательный мир, который вы можете открыть для себя и своих детей! Это мир фантазии и игры, великолепных превращений, удивительных открытий и волшебных сказок! Работа с применением макаронных изделий способствуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние такая деятельность оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, развивают любознательность, наблюдательность.

 Задачи:

  • Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно- прикладным промыслом, расширять знания об использовании и художественной обработке современных материалов.
  • Развивать у детей эстетический и художественный вкус, цветовое восприятие, абстрактное мышление.
  • Познакомить детей с тесто пластикой, с аппликацией из макарон
  • Способствовать развитию у детей воображения, внимания, эстетического восприятия,   творческой фантазии, развитию конструктивной деятельностью.
  • Развивать речь и навыки общения в группе.
  • Воспитывать чувство «прекрасного», аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд.
  • Учить детей  технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные  способы рисования.
  • Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические  условия для творческой самореализации  каждого  ребенка.
  • Способствовать развитию речи и мелкой  мускулатуры рук детей.

Принципы:

      Работа по формированию  гармонично развитой творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:

  • Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание  для каждого ситуации успеха.
  • Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
  • Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом повышение работ ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
  • Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к  самостоятельным,  от самого простого до заключительного, максимально сложного задания;  
  • Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
  • Индивидуальный  творческом подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.  В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети- дети, дети-родители, дети-педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
  • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
  • Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребенка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

Условия:

  • Организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жестко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка.
  • Возможность ребенка выбора цели из нескольких, т.е. педагог «предлагает» или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.
  • Открытый временной конец занятия, позволяющий каждому ребенку в любое время закончить работу.
  • Стремление достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя  разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности.

Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей построено на основе:

  • Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата.
  • Наличие творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;
  • Четкой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
  • Добровольного участия на занятиях кружка.
  • Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией.
  • Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.
  • Понимания, что взрослый только посредник между ребенком и миром «большого искусства».
  • Игрового характера подачи любого материала.
  • Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановка творческих задач.

Содержание программы:

     Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества.

    Занятия с детьми проводятся в группе или специально отведенном помещении. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой «П», и составлены в ряд). Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, еще до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребенку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приемов изображения. Дети рассаживаются за столы свободно.

Курс занятий по программе рассчитан на 2 раза в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня по 15-20минут, с детьми 4-5лет.  

                                                       Сентябрь

«Ягода- малина»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление  куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение.

Раскрашивание красками «Ягоды-малины» из соленого теста

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено н

на предыдущем занятии  и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать работать с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

«Лепка грибов из соленого теста

Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена. Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Учить лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

«Раскрашивание красками «Грибочков» из соленого теста.  

Учить раскрашивать изделие из слоеного теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии . Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

«Гусеничка» из соленого теста

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение.

Раскрашивание красками «Гусенички» из соленого теста.

Учить раскрашивать изделие из соленого теста. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия,  раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

«Рыбка» из соленого теста

Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полу объёме. Развивать  мелкую моторику рук. Формировать навыки аккуратности.

«Раскрашивание красками «Рыбки» из соленого теста.

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

                                    Октябрь

«Яблочки румяные»

Упражнять в рисовании дерева, использую различные приемы и изо- материалы: ствол и ветки изображать кистью, яблоки – в технике  печатания (оттиск пробкой)

«Волшебный лес»

Познакомить с нетрадиционным изобразительным средством – мятой бумагой и способом рисованию ею. Развивать способность видеть и изображать состояние природы.

«Вазы на витрине» (коллективная работа)

Знакомство детей с восковыми мелками и их свойствами. Украшение силуэтов ваз несложным узором. Наклеивание готовых ваз на лист ватмана, оформление в виде витрины.

«Деревенский дворик (дом)»

Учить передавать особенности строения объекта с помощью аппликации: вырезание и наклеивание стен, крыши на тонированный лист бумаги. Познакомить с приемами печатания ластиком (оттиск им окошек в доме, трубы).

«Шубка для овечки»

Учить передавать в рисунке характерные особенности строения и внешнего вида животных. Упражнять в передаче фактуры пушистой кудрявой шерсти овечки при помощи зубной пасты, оформляя фактуру  при  помощи коктельных трубочек

« Ежик в лесу»

Закреплять представление об особенностях строения животного. Передача образа ежа разными способами: оттиском мятой бумаги (колючая спинка животного), картофельными матрицами (яблоки, грибы,), кистью дорисовывать недостающие детали.

«Матрешка»

Украшение силуэта матрешки узором по мотивам дымковской росписи (круги, точки, пересекающие , волнистые линии), используя нетрадиционные техники: оттиск пробкой, рисование ватными палочками.

                                           Ноябрь

«Аквариум» 1 занятие

Учить создавать аппликацию из готовых форм и элементов. Продолжать учить аккуратно  набирать клей на кисть, намазывать готовые элементы на клеенке, пользоваться салфеткой.

«Аквариум» (2занятие)

Научить пользоваться клеевым способом приклеивания семян и ракушек. Научить делать кораллы, обмакивая веточки в клей, а затем в манку.

«Цыпленок»

Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы

«Веселая гусеница»  

Воспитывать интерес к аппликации;  вспомнить правила пользования кистью, клеем, салфеточкой; развивать творчество.

«Жучки и паучки»

Закрепляем навыки приклеивания и украшения (усики, лапки, кружочки), основной детали; развиваем глазомер, чувство формы и композиции.

«Ладошка- осьминожка»

Учить детей создавать образы из необычных деталей; продолжаем формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать творчество, чувство ритма и композиции;

«Бабочка красавица»

Показать способ вырезывания бабочек из бумаги, сложенной пополам; развивать творческое воображение ; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.  

«Овечка»

Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

                                Декабрь

«Снеговик»

Упражнять в технике тычкования  жесткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами ( глазки, нос, пуговки на шубке).

«Зимние узоры»

Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить  аккуратно,  закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком.

«Волшебные снежинки»

Продолжать  знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесенным свечой рисунком.

«Елочки зеленые встали в хоровод»  

Знакомство с техникой печатания поролоном по трафарету, передача в данной технике фактуры пушистых  елок. Свободный выбор способов изображения снега (губкой, пальчиком, ватными палочками, кистью)

«Кружатся снежинки в воздухе морозном….»

Знакомство с техникой рисования ватой на бархатной бумаге. Рисование в данной технике снежинок в воздухе, предварительно сделав набросок простым карандашом.

«Красивая шубка для Снегурочки»

Закреплять умение аккуратно закрашивать  силуэт краской. Упражнять в тампонировании губкой (меховой воротник и опушка шубки). Выбор средств для изображения узора из снежинок  (кисть, ватные палочки).

«Зимний лес»       (планируется 2 занятия)

  1. Вызвать эмоциональный отклик на произведения живописи, поэзии, передающие красоту зимней природы. Свободный выбор бумаги различных тонов. Выбор приемов и средств для изображения снежного покрова на земле (рисование веерной кистью, тампонирование  губкой, оттиск смятой бумагой).
  2. Печатание поролоном по трафарету группы деревьев (лес); выбор или сочетание способов рисования падающих снежинок (концом кисти, ватными палочками). «Оживление» снежных сугробов блестками.

                         Январь

«Коврик для котенка»

Научить детей работать с нитками, различать толстые , тонкие нитки, научить аккуратно распускать трикотаж ручной вязки, а также наклеивать нитки на заготовку.

«Собачка»

Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями , передавая эффект «пушистой шерстки». Развивать технические навыки.

«Котенок с клубком»

Продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки». Развивать творческие способности.

«Мышка»

Продолжать учить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

«Дельфин»

Учить нарезанными педагогом нитками равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко.

«Лебедь»

Аппликация из резаных ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитки.

                                               Февраль

«Раскрашивание  макарон»

Познакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; учить аккуратно, раскрашивать макароны для создания будущих работ; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов.

« Зонтики»

Продолжать знакомить детей с художественным материалом -  макаронные изделия; воспитывать интерес к работе с необычными материалами, аккуратность

«Шкатулка для украшений»

Макаронные изделия различной формы; Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; создавать объемные  работы; воспитывать аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд.

«Бабочки»

Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия ; создавать сюжетные композиции; побуждать детей создавать  выразительный образ в своих работах

«Наши домашние любимцы»

Продолжать учить работать с таким материалом, побуждать детей создавать  выразительный образ в своих работах.

«Раскрашивание макарон»

Подготовить макаронные изделия для создания будущих работ; продолжать учить аккуратно раскрашивать макароны; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов.

«Рамочка в подарок маме!

Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; создавать объемные работы; воспитывать аккуратность,  усидчивость, гордость за свой выполненный труд.

«Любимой  мамочки портрет!»

Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах.

                                 Март

«Ромашка»

Продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. Аппликация из семян тыквы.

«Подсолнух»

Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

«Черепашка»

Аппликация из крупы. Учить равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость.

«Ежик»

Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать ежика из каштана, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять мелкие детали изделия из пластилина.

«Грибочек»

Учить детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.

«Кораблик»

Учить детей конструировать поделку и з природного материала, соединяя детали кусочками пластилина. Развивать воображение, внимание, усидчивость.

«Павлин»

Учить детей конструировать из тыквенных семечек, проявлять фантазию, воображение.

«Аппликация  с использованием соли»  

Учить детей аккуратно распределять  соль на лисе.  Развивать творческие способности.

                              Апрель

«Ваза из пластилина»

Учить детей обмазывать пластилином баночки, равномерно распределять пластилин по форме. Учить проявлять фантазию в украшении баночек.

«Елочка»

Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

«Дерево»

Закреплять технические навыки и приемы лепки. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику . Развивать творческое воображение.

«Ваза с цветами»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из пластилина. Лепить из частей,  деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности. Развивать творческое воображение.

«Медведь»

Научить использовать пластилин для проявления творческих  способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия , раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы.

« Цыпленок»  

Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида цыпленка в своей работе. Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов.

«Ромашка»

Учить создавать композицию из отдельных деталей, использовать знания и представления об особенностях внешнего  вида .   Закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке. Развивать эстетическое восприятие, воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в своем творчество.  

« Рыбка»

Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей раскатывать пластилин, создавая изображение на картоне. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при создании своей работы. Развивать творческое воображение.

                                        Май

«Букет Роз»

Учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу развивать мелкую моторику глазомер воспитывать эстетический вкус.

«Красивое платье куклы»

Учить выполнять аппликацию из ткани правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

«Радуга-дуга»

Упражнять детей в технике рисования по - сырому: изображение радуги. Закреплять представление о 7 цветах спектра. Дополнять рисунок деталями (солнышко ,облачками), дорисовывая их восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами на просохшей бумаге.

« Лепка « Сувенир – подсвечник» из соленого теста.

Закрепить умения и навыки полученные ранее (лепить шар, выдавливать в нем углубление, защипывать края). Ввести в словарь детей слова : сувенир, подсвечник. Развивать мелкую моторику рук, фантазию ( в декорировании сувенира). Воспитывать у детей стремление с любовью относиться к своим близким.

Раскрашивание красками «Сувенира – подсвечника» из соленого теста.

Закреплять с детьми  навыки и умения  в раскрашивании изделий из теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых  фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

 « На цветочной поляне»

Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия, создавать сюжетные композиции воспитывать аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд.


Список используемой литературы:

  • «Волшебный мир народного творчества» , п/р Шпикаловой Т.Я. М. Просвещение, 2001г.  
  • Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М. Просвещение, 2004г.
  • Комарова Т.С  «Детское художественное творчество».  2005г.
  • Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду « , М. Мозаика – Синтез, 2006г.
  • «Необыкновенное рисование» учебное издание из  серии «Исусство- детям» М. Мозаика-Синтез, 2007г. №2
  • Никологороская О.А «Волшебные краски» М. Аст-Пресс, 1997г.
  • Амоков А.Б. «Искусство и аппликации» М. Шк. Пресса 2002г.
  • Афонькин С. Ю. «Оригами и аппликация»
  • Доронова Т.Н. Якобсон С. Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации»ю
  • Петрова И.М. «Объемная аппликация 2000г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"

Цель  программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к  техническому и художественному творчеству и желание трудиться.  Формировать художественное мышление и н...

Конспект интерактивной познавательно-развивающей игры воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по развитию сенсорных математических представлений с использованием блоков Дьенеша "Домик для зверят".

При проведении данной игры мы ставили задачу закрепления знаний детей по выбору объекта по четырём признакам (цвет, форма, величина, толщина); закрепление умения ориентироваться на плоскости по вертик...

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи «Осень в гости к нам пришла»

Конспект разработан для проведения открытого просмотра НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи «Путешествие по временам года»

Цель: Закрепить знания детей о временах года. Задачи: Обучающие: • Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в изменении слов при помощи суффиксов; учить различать на слух слова...