Проект "Белая пушинка, лёгкая снежинка"
проект (средняя группа) на тему

Зимагулова Татьяна Михайловна

Совместный детско-взрослый творческий проект для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_belaya_snezhinka_legkaya_pushinka.docx944.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №47»

«Гнёздышко»

ГРУППА

«ПОДСОЛНУШКИ»

В АВТОРСКОМ ПРОЕКТЕ

«Белая снежинка,

лёгкая пушинка»

 

Подготовил:

воспитатель

высшая кв. категории

Т.М. Зимагулова

г. Братск, 2017

Паспорт проекта

«Белая снежинка, лёгкая пушинка»

Автор проекта: Зимагулова Т.М.

Тип проекта: познавательный, творческий, групповой

Место проведения: МБДОУ «ДСОВ №47»

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы

Возраст детей: 4 – 5 лет

H:\DCIM\100D3200\DSC_0039.JPG

H:\DCIM\100D3200\DSC_0058.JPG

Актуальность. Одной из самых главных задач воспитания, которые мы, взрослые, окружающие ребёнка ставим перед собой – воспитать активную, целеустремленную, целостную личность. Мы – взрослые (родители, воспитатели) стремимся к тому, чтобы наши дети усвоили ценности, принятые в обществе, умели общаться, были отзывчивыми, уважительно относились к окружающим их людям.

Мы стараемся воспитывать их своим примером. Одной из наиболее эффективных форм работы в этом направлении является проектная деятельность. Детско-взрослые творческие встречи создают условия для формирования личностных качеств ребёнка на основе примеров общения взрослых и детей во время совместного увлекательного творческого дела.

Тема данного проекта не случайна. Учитывая зимний период и особую любовь детей к этому времени года, прогулкам, зимним забавам и красоте природных явлений возникла тема снежинок. Наблюдая за снежинками, дети задавали много вопросов познавательного характера. Мы решили узнать побольше о таком явлении природы и сделать снежинки своими руками. А родители стали нашими верными союзниками.

Предполагаемый результат. Познавательное и творческое общение детей и родителей создаст условия для сближения детей и родителей. Взаимодействие взрослых и детей в рамках проектной деятельности выведет детский сад и семью на новый уровень сотрудничества, в центре которого стоит ребёнок.

H:\DCIM\100D3200\DSC_0072.JPG

Цель проекта. Создать атмосферу для сближения родителей и детей, радости взаимообщения, сотворчества.

Задачи проекта:

  • способствовать развитию детско-родительских партнерских отношений в процессе совместной творческой деятельности;
  • улучшать взаимодействие «детский сад – семья» в ходе проведения совместных встреч;
  • продолжать формировать представления детей о природных явлениях (снег);
  • упражнять в решении проблемных ситуаций;
  • развивать умение договариваться между собой;
  • воспитывать  интерес к творческой деятельности.

Этапы реализации проекта

Через познавательный момент «Откуда берутся снежинки?» сформулирована проблема и определены цель и задачи проекта.

Основной этап. Основной этап проекта включает в себя разнообразные методы работы с детьми, такие как познавательные и ситуативные сообщения, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр видеороликов, рассматривание иллюстраций, наблюдения, экспериментирование, игры малой подвижности, коммуникативные и подвижные игры, разучивание стихотворений, подвижные игры и спортивные упражнения, интегрированные и игровые занятия, досуг, изготовление семейных поделок для выставки «Снежинка».

Итоговый этап. На завершающем этапе проекта «Белая снежинка, лёгкая пушинка» были представлены результаты проектной деятельности.

 Был создан альбом с творческими работами детей и родителей, фотоальбом по мотивам проектной деятельности. Вестибюль ДОУ украшали коллективные и авторские работы по теме проекта. На детско-родительской творческой встрече «Снежные узоры» состоялась презентация и защита проекта.

Планируемые результаты

Для детей:

  • формирование представлений о природных явлениях (снег);
  • упражнение в решении проблемных ситуаций;
  • развитие умения договариваться между собой;
  • воспитание  интереса к творческой деятельности.

Для педагогов:

  • повышение профессиональной компетенции в вопросах познавательного развития, формирования познавательных действий дошкольников.

Для родителей:

  • развитие детско-родительских партнерских отношений в процессе совместных творческих встреч;
  • улучшение взаимодействия «детский сад – семья» в ходе проведения совместных мероприятий.

H:\DCIM\100D3200\DSC_0073.JPGH:\DCIM\100D3200\DSC_0074.JPG

Формы работы с детьми:

  • наблюдение;
  • чтение художественных произведений и познавательной литературы;
  • рассматривание иллюстраций;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • спортивные упражнения;
  • двигательные этюды;
  • разучивание стихотворений;
  • коммуникативные игры-приветствия;
  • виртуальная экскурсия в «Музей Матушки Зимы»;
  • продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование, художественное конструирование;
  • коллективные работы;
  • выставки продуктов творчества;
  • совместный конкурс с родителями «Снежинка».

Формы работы с родителями

  • участие в конкурсах;
  • подготовка с детьми познавательных сообщений;
  • информационная поддержка родителей (папки-передвижки, Интернет-ресурсы, консультации, беседы, картотеки творческих заданий и т.д.)

H:\DCIM\100D3200\DSC_0153.JPG

        

        

H:\DCIM\100D3200\DSC_0154.JPG

Приложение 1

Конспект детско-родительской творческой встречи «Снежные узоры»

в рамках проекта «Белые снежинки, лёгкие пушинки»

        Цель: создать атмосферу для сближения родителей и детей, радости взаимообщения, сотворчества.

       Задачи:

Образовательные:

продолжать формировать представления детей о природных явлениях (снег);

Развивающие:

  • способствовать развитию детско-родительских партнерских отношений в процессе совместной творческой деятельности;
  • улучшать взаимодействие «детский сад – семья» в ходе проведения совместных встреч;
  • упражнять в решении проблемных ситуаций;
  • развивать умение договариваться между собой.

Воспитательные:

воспитывать  интерес к творческой деятельности.

Образовательная область: познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности:  коммуникативная,  игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.

Оборудование: коробка с материалами для продуктивной деятельности «Ящик замечательных вещей», атрибуты к сказке «Лиса и заяц».

Предварительная работа: коммуникативные игры-приветствия; чтение художественной и познавательной литературы на тему «Зима»; разучивание стихотворений о снежинках; виртуальная экскурсия в «Музей Матушки Зимы»; дидактические игры «Найди две одинаковые снежинки», «Укрась варежку», «Что сначала, что потом?».

Ход встречи:

Добрый вечер, дорогие друзья!

Сегодня мы с вами встретились, чтобы ещё раз порадоваться и полюбоваться такому явлению природы, как снегопад, снег, снежинка.

Белая снежинка,

Лёгкая пушинка,

В гости позвала

Радость принесла!

Мы с ребятами очень много узнали о снежинках. Мы их лепили, клеили, рисовали, вырезали, играли с ними, а сегодня ещё раз мы окунёмся в это волшебство.

Приглашаю ребят рассказать о том, как появляются снежинки.

Сообщение о снежинках

1 ребёнок. Снежные кристаллы образуются в холодных облаках высоко над землей. Водяной пар, занесенный туда ветром, может внезапно замерзнуть, превращаясь в кристаллики льда.

2 ребёнок. Хоть мы и думаем, что снег «чистый», но на самом деле большинство снежинок формируются вокруг мелких частиц грунта, поднятых ветром вверх. Водяной пар может замерзать так же вокруг частиц дыма.

3 ребёнок. Учёные рассмотрели снежинки в микроскоп и увидели, что в центре снежинки находятся маленькие частицы глины. Так что снежинки — это кусочки почвы, может быть даже с вашего огорода, только покрытые льдом.

 4 ребёнок. Каждая снежинка неповторима, она единственная во всем мире. По мере того как снежинка растет, она становится тяжелее и падает на землю, при этом ее форма изменяется.

5 ребёнок. На земле снежинки постепенно теряют изящную форму, становятся круглыми, лишаются своей живописности. Поэтому если вы хотите полюбоваться снежинками во всей их красе, то собирайте их во время снегопада на темную материю или на варежку.

Спасибо, ребята! А сейчас приглашаем вас на театральное представление!

Сказка «Заюшкина избушка»

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Автор. Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Прошла холодная зима и наступила весна.

Весна (заходит девочка «Весна» и поёт песню)

«Я – Весна, я – красна

Люди очень ждут меня.

Когда я прихожу,

С собой лужи приношу.

Все сосульки, все снежинки

Я в водичку превращу!

Автор. Наступила весна, у лисы избушка растаяла, а у зайчика избушка стоит по-старому, крепкая и красивая. Хитрая лисичка попросилась к зайчику в избушку погреться.

Лиса. «Зайчик-побегайчик, пусти меня к себе пожить, а то мой домик растаял, а на улице холодно!»

Заяц. «Проходи, Лисичка-сестричка, будь как дома!»

Лиса. «Знаешь, заяц, в твоём доме тепло, уютно, но тесновато. Мне одной места мало, а двоим и подавно. Иди-ка ты подобру-поздорову, на все четыре стороны!»

Автор. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака.

Собака. «Гав, гав! Тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?» 

Заяц. «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала»
         Собака. «Не плачь, зайчик! Я тебе помогу, мы ее из избушки прогоним!»

Собака. «Лиса, выходи, подобру-поздорову! Это домик не твой, а зайчика!»
 Лиса. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» 

Автор. Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет, а навстречу ему медведь.

Медведь. «О чём, зайчик, плачешь?» 

Заяц. «Как  же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избы и выгнала»

Медведь. «Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!»

Заяц. «Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала, и ты, косолапый, не выгонишь».

Медведь. «Ну, то – собака, а я – медведь!» 

Автор. Подошли они к избушке, Медведь как зарычит.

Медведь. «Уходи, Лиса, вон из избушки!»

Лиса. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» 

Автор. Медведь испугался и убежал. Идет зайчик дальше по дорожке, плачет, а eму навстречу петух с косой: 

Петух. Кукареку! O чем, зайчик, плачешь? 

Заяц. «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала!»

Петух. «Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!» 

Заяц. «Нет, петух, не поможешь! Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не прогнал, и у тебя ничего не выйдет!» 

Автор. Подошли они к избушке, Петух лапами затопал, крыльями захлопал.
         Петух. «Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса вон!»

Лиса. «Одеваюсь…»

Петух. «Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!»

Лиса. «Ох! Горе, мне, горе! Где жить то теперь!»

Автор. Испугалась лиса и убежала, а петух с тех пор ни кому зайчика не давал в обиду! Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Стихи о снежинках

1 ребёнок

У матушки тучи, за белой горою,
Родилась снежинка холодной порою.
Студеная буря дочурку качала,
В туманы ночные ее пеленала.
А выросла дочка и просит у тучи:
— Ах, мама! Покину я горные кручи!
Ах, матушка туча, я вниз полечу,
Я землю потрогать ладошкой хочу.

2 ребёнок

Плавно снежинка
спустилась в ладонь,
Шепчет тихонько:
"Меня ты не тронь.
Дунь осторожно,
и я улечу -
К синему небу
подняться хочу."

Первый пушистый
и белый снежок -
Светлое зимнее чудо, дружок.

3 ребёнок

 Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

4 ребёнок.

Снежинка упала ко мне на ладошку,
Её я согрею дыханьем немножко.
Снежинка, ты в прятки решила играть?
Тебя на ладошке моей не видать.

5 ребёнок

Кружится и хохочет 
Метель под Новый год. 
Снег опуститься хочет, 
А ветер не дает. 
И весело деревьям, 
И каждому кусту, 
Снежинки, как смешинки, 
Танцуют на лету.

6 ребёнок

Смотрит ежик в небеса: 
Это что за чудеса? 
В небе ежики летают, 
А возьмешь в ладошки - тают. 
Ежики-ежинки 
Белые снежинки.

7 ребёнок 

– Кто снежинки
Делал эти?
За работу
Кто в ответе?
– Я! – ответил Дед Мороз
И схватил меня
За нос!

8 ребёнок 

Снежинки, снежинки 
На щечках у Нинки, 
Застряли в косичках, 
Висят на ресничках,
Мешают смотреть.
Зажала в ладошку, 
Хотела немножко 
Снежинки погреть. 
Покрепче прижала, 
Но что с ними стало?
Какая беда! 
Пропали снежинки, 
В ладошке у Нинки 
Только одна вода!

Игра-эстафета «Снежный тоннель»

Приглашаем наших ребят поучаствовать в снежной эстафете и испечь снежные пироги. Для этого нам необходимо две команды. Каждый участник команды по очереди берёт снежок и несёт через снежный тоннель. Добегает до снежного блюда и кладёт на него снежок, возвращается к своем команде и передаёт эстафету другому. Выиграла та команда, которая быстрее перенесла свои снежки.

Коммуникативная игра «Дружные снежинки»

Белые снежинки кружатся, сверкают (идем по кругу)

И нарядом белым землю укрывают! (машем руками)

(1 – по кругу, 2 – парами,  3 – по четыре человека, 4 – по 8 человек, 5 – все вместе)

Творческая мастерская «Творим и мастерим!»

        Скоро пролетит зима, мы и не заметим. Все снежинки растают, но так хочется оставить о них память. Как же нам сделать так, чтобы и тёплой весной, и жарким летом с нами остались снежинки, чтобы они не растаяли? (Сделать альбом снежинок).

        А сейчас приглашаем вас окунуться в мир творчества и фантазии. Предлагаю объединиться в компании с помощью цветных снежинок и создать свои неповторимые, сказочные, удивительные снежинки.

Дефиле «Снежные узоры»

        Предлагаю нашим компаниям продемонстрировать то, что у них получилось.

Дискотека со Снегурочкой

        А у нас есть ещё один сюрприз. К нам в гости пришла Снегурочка (ребёнок подготовительной группы). Она знаем много зимних танцев и приглашает нас потанцевать.

Рефлексия

        Дорогие друзья! Мы с вами сегодня играли, смотрели сказку, творили и мастерили, танцевали со Снегурочкой. Если вам понравилось – похлопайте в ладоши, если не понравилось – потопайте.

        До новых встреч!

Приложение 2

Картотека игр на тему «Снежинки»

Игра «Снежинки»

Цель: отработка коммуникативных навыков, умение слушать инструкцию.

Воспитатель предлагает детям превратиться в снежинки. Под веселую музыку дети бегают по комнате, кружатся (снежинки летают). По сигналу воспитателя превращаются в большой снежный ком – подбегают к воспитателю и тесно прижимаются к нему.

Физкультминутка «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будим их ловить руками,
И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.

(Потягивания – руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте.)
Ну а мы идем, идем

(Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом.

(Дети садятся).

Игра малой подвижности с речевым сопровождением

«Снег-снежок»
Снег-снежок, снег-снежок,
Белый и пушистый,
Снег пошёл, снег пошёл,
Свежий и искристый.

(Идут по кругу)
Снегири, снегири.
Снегу очень рады.
Снегири, снегири
Сели на ограду.

(Кружатся вокруг себя, затем присаживаются на корточки)
Мы в снежки, мы в снежки
Поиграть решили.

(Лепят снежок и бросают его)
Снежных баб, снежных баб
Мы соорудили.

(Вертушка руками)
Снег-снежок, снег-снежок,
Белый и пушистый,
Снег-снежок, снег-снежок,
Легкий, белый, чистый.

(Идут по кругу)

Словесная игра  «Снежные слова»

Педагог берёт в руки мяч и встает в круг с детьми. Он предлагает детям вспомнить, какие есть слова, образованные от слова «снег» (снежок, снегири, снежки, снежных), и подобрать другие слова, образованные от этого слова. Педагог бросает ребенку мяч и даёт инструкции к тому, какое слово он должен вспомнить. Ребёнок ловит мяч, запоминает слово и возвращает мяч педагогу.

Цветок, который появляется из-под снега (что это?) – подснежник.

Фигура человека из снега (что это?) – снеговик.

Внучка Деда Мороза (кто это?) – Снегурочка.

Природное явление, когда падает снег (что это?) – снегопад.

Комок из снега (какой?) – снежный.

Фигура из снега (какая?) – снежная.

Сугробы (какие?) – снежные.

Сад, засыпанный снегом (какой?) – заснеженный.

Маленькая снежная звездочка  (что это?) – снежинка.

Коммуникативная игра «Дружные снежинки»

Белые снежинки кружатся, сверкают (идём по кругу)

И нарядом белым землю укрывают! (машем руками)

(1 раз  – идём по кругу, 2 раз – строимся парами,  3 раз – собираемся по четыре человека, 4 раз  – по 8 человек, 5 раз – все вместе)

Приложение 3

Картотека стихотворений про снежинки

Снежинки

– Кто снежинки
Делал эти?
За работу
Кто в ответе?
– Я! – ответил Дед Мороз
И схватил меня
За нос!

Это что за чудеса?

Смотрит ежик в небеса: 
Это что за чудеса? 
В небе ежики летают, 
А возьмешь в ладошки - тают. 
Ежики-ежинки 
Белые снежинки.

Снежинки, как смешинки

Кружится и хохочет 
Метель под Новый год. 
Снег опуститься хочет, 
А ветер не дает. 
И весело деревьям, 
И каждому кусту, 
Снежинки, как смешинки, 
Танцуют на лету.

Сверкающая Снежинка

Чтобы к вам спуститься с неба,
Мне и крылья не нужны.
Без меня бы белым не был
Путь красавицы Зимы.

Я танцую вместе с ветром,
Мчусь неведомо куда.
И в лучах любого света
Я сверкаю, как звезда!

Весёлая Снежинка

Ветер песенку поет
На лесной опушке,
Танцевать меня зовет
В хоровод к подружкам.

Ветер, ветер, дуй сильней,
Чтоб плясалось веселей
Ледяной кружинке –
Маленькой снежинке.

Снежинка на ладошке

Снежинка упала ко мне на ладошку,
Её я согрею дыханьем немножко.
Снежинка, ты в прятки решила играть?
Тебя на ладошке моей не видать.

Снежинки танцуют

Снежинки танцуют:
летают и кружатся,
На солнце 
в морозный денёк серебрятся.

Ажурные платья, резные косынки...
Волшебное зимнее чудо – снежинки.

Откуда снежинки?

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает
И пряжи нигде не встречали такой -
Наш город весь белый, слегка голубой.

А, может быть, их вырезают из ситца
И тихо спускают ко мне на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают...
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

Мы снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

Светлое зимнее чудо

Плавно снежинка
спустилась в ладонь,
Шепчет тихонько:
"Меня ты не тронь.
Дунь осторожно,
и я улечу -
К синему небу
подняться хочу."

Первый пушистый
и белый снежок -
Светлое зимнее чудо, дружок.

Снежинки

С. Баруздин
Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся 
У нашего окна.

Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.

То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.

Следы на снегу

А. Кузнецова
Кто рисует на снегу
Длинные цепочки?
Кто расставил на бегу 
Крестики и точки?

Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Тонкие следочки -
Крестики и точки.

Щенок и снег

Л. Дьяконов

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
— Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..
Он пасть раскрыл — и снегу хвать -
И стал задумчиво жевать.
Жует, жует, но вот беда!
На языке одна вода.
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лег.
Он был не глуп, а просто мал
И снег впервые увидал…

У матушки тучи, за белой горою...

У матушки тучи, за белой горою,
Родилась снежинка холодной порою.
Студеная буря дочурку качала,
В туманы ночные ее пеленала.
А выросла дочка и просит у тучи:
— Ах, мама! Покину я горные кручи!
Ах, матушка туча, я вниз полечу,
Я землю потрогать ладошкой хочу.

Снежок

Николай Некрасов

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Снегопад

Валентин Берестов

День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?

Снежинки

М. Клокова

Снежинки, снежинки 
На щечках у Нинки, 
Застряли в косичках, 
Висят на ресничках,
Мешают смотреть.
Зажала в ладошку, 
Хотела немножко 
Снежинки погреть. 
Покрепче прижала, 
Но что с ними стало?
Какая беда! 
Пропали снежинки, 
В ладошке у Нинки 
Только одна вода!

Снежинки

Сергей Козлов

За окошком — вьюга,
За окошком — тьма,
Глядя друг на друга,
Спят в снегу дома.

А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.

Медвежонок плюшевый
Спит в углу своем
И в пол-уха слушает
Вьюгу за окном.

Старая, седая,
С ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет
Бабою-ягой.

А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.

Тоненькие ножки -
Мягкие сапожки,
Белый башмачок -
Звонкий каблучок.

Снег

Виктор Лунин

Ни ветерка, ни солнечных лучей, 
И мухи снежные роятся и кружатся. 
На сучья падуба, на ветли тополей, 
На колкие кусты Ложатся. 
Наполнен воздух шепотом зимы. 
Белы карнизы, крыши и пороги. 
Кристально-чистые волнистые Холмы
Вздымают свои спины у дороги. 
Бледнее тени сумрачный закат.
Случайный проблеск с запада приходит. 
И в огненный одетая наряд, 
Малиновка тоскливо песнь выводит.

Разноцветный снег

Семен Островский

Трудно в такое поверить,
Ребята, - снег был цветным,
А не белым когда-то.
Был изумрудный, оранжевый, красный…
Но никогда - серый, чёрный и грязный.
Нет, отродясь не бывало
В те лета снега холодного белого цвета.
Снег был теплее, снег был добрее,
Был не колючий - пушистый, скорее.
И у него даже запах был нежный,
Неповторимый, особенный - снежный.
Но с той поры много лет пролетело.
Снег полинял. Словно мел, стал он белым.
Только от прошлого некуда деться.
Снова брожу я по улицам детства.
Там я когда-то, честное слово,
Спрятал немного снега… цветного.

Пурга

Виктор Лунин

И дни, и ночи напролет 
Пурга за окнами ревет.
И так привычна нам она, 
Что стала даже не слышна.

Пороша

Сергей Есенин

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Пирушка среди зимы

Семен Островский

Снег сыплет птицам испытание -
Зимою скудно их питание.
Насыплю зёренышек в кормушку -
Устрою для пичуг пирушку.

Осторожный снег

В. Степанов

Полночный снег, 
Он не спешит. 
Он медленно идет, 
Но знает снег, 
Что все равно 
Он где-то упадет.
И чем он медленней шагал,
Чем осторожней был,
Тем мягче в темноту упал
И нас - не разбудил.

Зря старался

Семен Островский

Под зимним солнцем с декабря
Снег загорал - старался зря.
Лежал, как пляжники на пляже,
Пока стоял мороз на страже.
Пригрело солнце - растаёт…
Загар к нему не пристаёт.
Уже он встретился с весною,
А всё сверкает белизною.

Зимой

Саша Черный

Снежинки-снежинки,
Седые пушинки
Летят и летят!
И дворик, и сад
Белее сметаны,
Под крышей висят
Прозрачные льдинки…
Дымятся лужайки, кусты и тропинки,
За садом молочные страны
Сквозят.
Лохматые тучи
Нахмурили лоб,
А ветер колючий
Сгребает сугроб -
Бросает снежками…
Над пухлым забором
Несется прыжками
И белым узором
Заносит мохнатые окна и дверь
И воет, как зверь!
Вороны прозябли,
Кусты, словно грабли…
Кусает мороз -
А ветви берез,
Как белые сабли…
То вправо, то влево
Кружусь, как волчок.
Эй, Снежная Дева!
Возьми, подыми на сквозном дирижабле
И в стае снежинок умчи за лесок!

Снег искрится, снег кружится

Снег искрится, снег кружится, 
Вдруг мне это только снится. 
Что же стало вдруг со мной? 
Я, как будто бы герой, 
Крепость снежную свою 
Защищаю в злом бою! 
Все удары отражаю. 
Всех снежками закидаю! 
Ну, а кто вползет в дыру, 
Снегом быстренько натру!

Снежинка

Константин Бальмонт

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Выпал снег

Небо весело синеет,
Снег блестит под ним искрясь.
На крыльце, где солнце греет,
Наша кошка улеглась.

Улеглась, глаза зажмурив,
Лапкой мордочку умыв,
Будто спит в клубок свернулась,
Притаилась и сопит.

А из гнездышка на ветке,
Там где снег еще лежит,
Толстый птенчик на крылечко,
Со вниманием глядит.

Может, хочет к ней спуститься,
Ведь не знает он того,
Что птенцу не место с кошкой –
Сразу сцапает его!

Так лежат они в раздумьях,
Каждый мыслит о своем:
Ведь у кошки нету крыльев,
А у птенца на ветке дом.

Солнце радостно сияет,
Кошка шерстку намывает,
А над деревом с гнездом
Кружит птенчик с ветерком.

Утро

Александр Твардовский

Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шёл ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встаёт.
Как каждый день – полней и лучше,
Полней и лучше Новый год…

Снег

Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.

Танец снежинок

Мы белые снежинки, 
Летим, летим, летим. 
Дорожки и тропинки 
Мы все запорошим. 

Покружимся над садом 
В холодный день зимы 
И тихо сядем рядом 
С такими же, как мы. 

Танцуем над полями, 
Ведем, свой хоровод, 
Куда, не знаем сами, 
Нас ветер понесет.

Метель

Кружится и хохочет 
Метель под Новый год. 
Снег опуститься хочет, 
А ветер не дает. 
И весело деревьям, 
И каждому кусту, 
Снежинки, как смешинки, 
Танцуют на лету.

Снежные конфетки

И. Вешегонова

Снег, снег, снег, снег 
Обсыпает ветки. 
На березе, на сосне 
Снежные конфетки. 
Висят конфетки 
На каждой ветке, белоснежные. 

А на елочке у нас 
Снег не настоящий, 
Но такой же, как в лесу, 
Белый и хрустящий. 
Зато конфетки 
На каждой ветке шоколадные.

Снежинки

И. Бурсов

Легкие, крылатые, 
Как ночные бабочки, 
Кружатся, кружатся 
Над столом у лампочки. 
Собрались на огонек. 
А куда им деться? 
Им ведь тоже, ледяным, 
Хочется погреться.

Новогодний снег

Шакиров Шамиль

Реки и поля холодом покрылись, 
Новогодним снегом по уши умылись. 
И стоит береза, и кружит пурга, 
Панцирем мороза скована она. 
Думает береза, думает о том, 
Как весною росы падали дождем, 
Как у речки ясно солнышко пригрело 
И с какою лаской на нее смотрело. 
И какие были летом вечера... 
До утра ей снились лето и весна. 
Утром на рассвете, в речку заглянув, 
Смотрит и не верит - захватило дух. 
Заиграла искрами в солнечном луче, 
Было видно издали, завидно зиме. 
Словно мгновение счастья и добра 
Всем на удивление создала зима.

Метель

Кружится и хохочет 
Метель под Новый год. 
Снег опуститься хочет, 
А ветер не дает. 
И весело деревьям, 
И каждому кусту, 
Снежинки, как смешинки, 
Танцуют на лету.

Посмотрите-ка, ребята...

И. Бурсов

Посмотрите-ка, ребята, 
Все вокруг покрыла вата! 
А в ответ раздался смех:
— Это выпал первый снег. 
Не согласна только Люба:
— Это вовсе не снежок — 
Дед Мороз почистил зубы 
И рассыпал порошок.

Пришла зима

И. Чернецкая

Пришла зима веселая 
С коньками и салазками, 
С лыжнею припорошенной, 
С волшебной старой сказкою. 
На елке разукрашенной 
Фонарики качаются. 
Пусть зимушка веселая 
Подольше не кончается!

Вечер тихий и морозный

Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла
Дом притих и замолчал
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моем лежал окне.

Белые стихи

Сергей Михалков

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!

Рады серые синички:
На морозе мёрзнут птички,
Выпал снег — упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на чёрной спинке
Тают белые снежинки.

Тротуары замело,
Всё вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!

Только дворник, только дворник
Говорит: — Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас — беда!
Целый день скребок скребёт,
Целый день метла метёт.
Сто потов с меня сошло,
А крутом опять бело!
Снег! Снег! Снег!

Снег идет, снег идет, 
Словно падают не хлопья, 
А в заплатаном солопе
Сходит наземь небосвод.

Зимой

Саша Черный

Снежинки-снежинки,
Седые пушинки
Летят и летят!
И дворик, и сад
Белее сметаны,
Под крышей висят
Прозрачные льдинки…
Дымятся лужайки, кусты и тропинки,
За садом молочные страны
Сквозят.
Лохматые тучи
Нахмурили лоб,
А ветер колючий
Сгребает сугроб -
Бросает снежками…
Над пухлым забором
Несется прыжками
И белым узором
Заносит мохнатые окна и дверь
И воет, как зверь!
Вороны прозябли,
Кусты, словно грабли…
Кусает мороз -
А ветви берез,
Как белые сабли…
То вправо, то влево
Кружусь, как волчок.
Эй, Снежная Дева!
Возьми, подыми на сквозном дирижабле
И в стае снежинок умчи за лесок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Снежинки – белые пушинки»

Актуальность: Не знакомы дети со свойством снега и льда.Причины: кушают снег, бросают друг другу в лицо.Цель: Познакомить детей со свойством снега, льда.Задачи: Закрепить знание о времени года з...

Мастер класс: "Белая снежинка - лёгкая пушинка."

Новогодняя снежинка из бумажных салфеток. Мастер класс с пошаговыми фото....

Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы «Вот летят пушинки, белые снежинки…»

     Занятие знакомит со свойствами снега,  развивает творческое воображение детей; формирует навыки аккуратной работы....

"Снежинка,снежинка - белая пушинка"

КОНСПЕКТ  интегрированной   образовательной  деятельности  по познавательно-речевому развитию в первой младшей группе.Тема: «Снежинка, снежинка – белая пушинка»...

Групповой праздник «Лёгкие снежинки»

Групповой    праздник «Лёгкие снежинки»      Составитель:  Митякина О.И.     Воспитатель предлагает де...