Развитие творческих способностей детей посредствам сказок А.С. Пушкина
проект (старшая группа) на тему

Медведева Лидия Леонидовна

     Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ 
     Одним из мощных средств развития у детей чувств и эмоций является искусство. Поэтому необходимо как можно раньше начинать учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи и музыки; понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве - линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения.  Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. 
     Сказки Пушкина – это первые наши книги. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», урок нравственности, доброты, честности, ума и хитроумия. Со сказок Александра Сергеевича Пушкина начинается любовь ко всей русской поэзии. Сразу приходят на память слова: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...». Пушкин писал не только сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно. Все без исключения положительные герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка либо славит находчивость и смелость, либо высмеивает глупость и лень, трусость и жадность является настоящим литературным шедевром! На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие.      Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.
Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека. 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: 

     Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 
Дети:
-  познакомить  с творчеством Александра Сергеевича Пушкина;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
-  воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
-   обогащать и расширять словарный запас детей;
-   формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
-   развивать артистические способности;
-   развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
-   знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;
-   формировать навыки сотрудничества;
-  развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
-  побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой;
-  воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;- заинтересованность родителей жизнью детского сада.

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-творческий, игровой, групповой.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 3 месяца.
УЧАСТНИКИ: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- развитие интереса к творчеству Пушкина;

- развитие познавательной активности;

- расширение кругозора;

- развитие творческих способностей;

- формирование эмоциональной отзывчивости;
- создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап.
- Обсуждение цели и задач проекта, составление плана работы;
-  подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального, аудио и видео материала по теме проекта, изготовление дидактических игр;
-  подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- опрос родителей и детей о том, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина;
- разработка памяток для родителей «Что, как и когда читать детям?»;
- опрос детей, выяснить, какие знания и представления имеются у детей о поэте А.С. Пушкине и его произведениях;
- выявить базовый словарный запас по теме;
- разработка сценария итогового мероприятия.

2. Основной этап
- Речевое развитие:

1. Рассказ воспитателя о поэте с использованием ИКТ.
2. Чтение сказок А.С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей:
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»;
«Сказка о золотом петушке»;
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
3. Беседы по сказкам А.С. Пушкина. Обсуждение прочитанного.
4. Игра-фантазия «Отправь телеграмму или напиши письмо героям сказок А.С. Пушкина»
5. Заучивание стихотворения А.С. Пушкина
«У лукоморья дуб зеленый»
- Социально-коммуникативное развитие:
1. Рассматривание портретов А.С. Пушкина (художников О.А. Кипренского, В.А. Тропинина).
2. Рассматривание и сравнение иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина (под ред. Л. Багиной, Е. Пашкова и И. Билибина):
- «Царевна с яблоком»;

- «Пробуждение царевны»;
- «Воротился старик к старухе»;
- «Избушка там, на курьих ножках»;

- «Царевна - Лебедь»,
- «Бочка по морю плывет»
- «Тридцать три богатыря»
3. Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».
4. Интервьюирование «Что бы ты попросил у Золотой рыбки?».

5. Дидактические игры:
- «Скажи наоборот»;
- «Кого не стало?»;
- «Вспомни сказку»;
- «Волшебные предметы»;
- «Найди лишнюю сказку»;

- «Узнай героев по описанию»;

- «Узнай сказку по подборке слов»;

- «Бюро находок»;

- «Объясни слово»;

- «Салат из сказок».
6. Конкурс чтецов «Отрывки из произведений А.С. Пушкина». 
7. Книжная выставка по сказкам А.С. Пушкина.
- Познание:

1. «Быт 19 века». Посещение мини-музея.

2. Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина.
3. «Собери сказку А.С. Пушкина» (пазлы).

4. Лото «Сказки» (р. н. с. и авторские).

5. Математические игры по мотивам сказок А. С. Пушкина:

- «Сказочные дворцы» (геометрические фигуры) ;

- «Убери лишнее»;
- игры со счётными палочками – выкладывание кораблика, рыбки.

6. Видеосалон, просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
- «Сказка о царе Салтане»,
- «Сказка о золотом петушке»,
- «Сказка о попе и о работнике его Балде».
- Художественно-эстетическое развитие
1. Лепка:
- «Белка песенки поет, да орешки все грызет»;
- «Любимые цифры А.С. Пушкина»;

- «Золотой петушок»;
- «Лукоморье».
2. Рисование:
- «Что за прелесть эти сказки!»;
- «Сказочный дворец»;
- «Петушок с высокой спицы»;
- «Золотая рыбка»;
- «Царевна Лебедь».
3.  Аппликация, ручной труд:
- «Сказочный дворец князя Гвидона»;
- «Золотая Рыбка»;
- «Ветер по морю гуляет»
- «Белая Лебедь»;

- «Ель растет перед дворцом»;

- «Царство Золотой рыбки»;

- «Марш Черномора»;

- «Царевна с подружками».
4. Конструктивная деятельность:
- «Флот царя Салтана»,
- «Сказочные дворцы»,
- «Новый дом для старухи».
5. Слушание музыки:
- «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков;
- «Море» опера «Садко» Н.А. Римский-Корсаков (второе чудо «Тридцать три богатыря»);
- русская народная песня «Во саду ли, в огороде»;
- песня «Ветер по морю гуляет» (музыка Г. Струве).
6.  Игра-драматизация:
- «У самого синего моря»;
- «Свет мой, зеркальце»;
- «Три девицы под окном».
7. Игра на музыкальных инструментах:
- «Во саду ли в огороде» русская народная мелодия;

8. Разучивание  танцев:

- «Танец богатырей»;

- «Шамаханские царицы».
- Физическое развитие:
- Подвижная игра «Ручеёк»;

- подвижная игра «Золотые ворота»;

- малоподвижная игра «Море волнуется»;
- игра – эстафета «33 богатыря».

3. Завершающий этап

- Оформление детско-родительской выставки «Мой любимый пушкинский персонаж»;

- оформление выставки рисунков по сказкам А.С. Пушкина «Путешествие по сказкам»;

- оформление книги «Сказки А.С. Пушкина»;

- новогодний утренник «Новый год в Лукоморье»;

- театрализованное представление «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

- подведение итогов совместной деятельности, обобщение результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проекта «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ярким. Дети познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, узнали много нового и интересного о нём, у них появился интерес к чтению его произведений: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и многим другим. Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов ДОУ дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения,  Анализируя результаты, хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу выполнения. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием. Ребята овладели умением исследовать, изучать, обогащать свой практический опыт, тем самым расширяя свой кругозор, обогащая эстетическое чувство, развивая способность находить оригинальные решения, при выполнении творческих задач. Родители детей принимали активное участие в реализации данного проекта: приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам и биографии поэта, шили костюмы для новогоднего утренника и театрализованного представления, участвовали в конкурсе на лучшую подделку по сказкам А.С. Пушкина.

ЛИТЕРАТУРА
1. А.С.Пушкин «Стихи и сказки», изд. Детская литература, М.,1974г.
2. А. Самарцев. «А.С.Пушкин», изд. Белый город. М., 2003г.
3. Февчук « Портреты и судьбы», Лениздат, 1984 г.
4. С.Т.Овчинникова. «Пушкин в Москве», изд. Советская Россия, 1984 г.
5. А.М.Гордин «Пушкин в Михайловском», Лениздат, 1989г.
6. И.Токмакова « Поговорим с тобой о Пушкине», Дошкольное воспитание №1.1999 г.
7. Г.Светлова А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
8. К.Степанов «Пушкин: истоки творчества», Дошкольное воспитание №2 2000г.
9. Н.И.Попова «Музей-квартира А.С.Пушкина», Лениздат, 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»

1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...

Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".

В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....

творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...

Развитие творческих способностей детей посредством формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения личности.

laquo;Дети должны жить в мире, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Сухомлинский В.А....