Синквейн
методическая разработка на тему

Каратун Елена Анатольевна

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx52.16 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн

Старший воспитатель: Каратун Е.А.

Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет ничего сложного. Основная задача синквейна  - научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Слово синквейн(англ. Cinquain)   происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. 

Традиционный (классический) синквейн  как жанр поэзии, основанный  на подсчёте слогов в каждом стихе,  в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется  во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическомсинквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

Правила составления дидактического синквейна:

1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок,  тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т.д.);

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна,

слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует  суть темы,   философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию  автора  к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

http://childrensun70.ucoz.ru/bezymjannyj.jpg

  1. Предмет (тема) – одно слово-существительное.
  2. Два прилагательных по теме.
  3. Три глагола по теме.
  4. Предложение по теме.
  5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

 

Условные обозначения:

слова-предметы (существительные)

http://childrensun70.ucoz.ru/1.png

слова-признаки (прилагательные)

    http://childrensun70.ucoz.ru/slova_priznaki.png

слова-действия (глаголы)

  http://childrensun70.ucoz.ru/slova_dejstvija.png

слова-предметы (существительные)

http://childrensun70.ucoz.ru/1.png

На  сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов. Поэтому синквейн прочно вошел в систему русского образования, и стал использоваться   при работе с детьми дошкольного возраста, не говоря уже об учащихся старших школ. Также написание синквейнов используются и в других областях, синквейны пишут у психологов при определении психологического портрета, у   врачей логопедов. Синквейн  помогает резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

            Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

 Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех.  Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать,   устно составляют синквейн  с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Например,

  1. Кто?     Собака
  2. Какая?     Мохнатая, Большая
  3. Что делает?     Спит, Играет, Лает
  4. Предложение.     Мне нравится играть с собакой
  5. Ассоциация.     Друг

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна– мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на ту или иное событие, предмет. Работа по составлению синквейнов — источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. 

·       Что делает цветок   – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

·       Девочка и мальчик    могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.

·       Что изображено на картинке: кошка лежит,чайник кипит.

·       Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).

 

Далее, когда ребенок поймет правила игры, можно переходить на более сложную информацию, которая требует не только знаний, но и умение делать выводы, искать взаимосвязи, описывать явления природы,  составлять синквейны о профессиях и качествах людей. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же  с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

 

Дети в игровой форме с удовольствием учатся   составлять   дидактические синквейны. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Этот метод  не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию познавательно – речевых способностей у детей. Конечно же, умение сочинить дидактическийсинквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от воспитателя тщательно продуманной, планомерной работы. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Это означает, что автор синквейна должен обладать знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Данный метод носит характер комплексного воздействия,не толькоразвивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Метод синквейна включается в работу с детьми не нарушая структуры непосредственно- образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать  начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется  при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, вкоторых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

 

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

1.      к одному слову-предмету по лексической теме

2.      к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

3.      составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.

4.     коррекция и совершенствование готовогосинквейна

5.     анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам. Например:

Для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слоги.

5. Речь.

Во время непосредственно-образовательной деятельности по  развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, прыгает.

4. Заяц меняет шубу зимой.

5. Дикое животное.

Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску автора, можно сравнить:

 

Осень

 

Осень

солнечная, тёплая

серая, холодная

дарит, светится, радует.

дождит, шумит, прячет.

В парке осыпаются листья.

Люди смотрят в окна.

Золото!

Грусть!

 

Если дети владеют письмом, например, подготовительная группа, то дети могут и записывать стихотворения. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует  больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются  практически все  личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

 

Синквейн  для дошкольников – это:

  • средство творческого самовыражения ребёнка; 
  • игровой способ обогащения словарного запаса; 
  • подготовка к краткому пересказу; 
  • владение понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак;
  • умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
  • увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

 

Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться с детства. Этому искусству и обучает синквейн, являясь формой свободного творчества, требующий   умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы,  кратко и эмоционально  их формулировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн для дошкольников.

Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них ...

Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...

Презентация для воспитателей, родителей "Что такое синквейн и как его составлять?"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".

     В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...

МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»

В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...