"Пальчиковые игры в работе с детьми раннего возраста"
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Исаева Анастасия Юрьевна

1слайд тема: Пальчиковые игры в работе с детьми раннего возраста

2 слайд   АКТУАЛЬНОСТЬ

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребёнка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

1слайд тема: Пальчиковые игры в работе с детьми раннего возраста

2 слайд   АКТУАЛЬНОСТЬ

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребёнка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребёнка.

3 слайд

По словам В.А. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

4 слайд

Наблюдая за вновь пришедшими детьми, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку во время еды, другие карандаш. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застёгивать - расстёгивать застёжки  - молнии и липучки на одежде и сандаликах. Поэтому я начала свою работу по развитию мелкой моторике рук с помощью пальчиковой гимнастики. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребёнка. Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребёнка, так как в данном возрасте эта связь очень  сильна.

5 слайд

Как играть в пальчиковые игры?

Для начала  надо выучить текст наизусть и отрепетировать движения самостоятельно. Пальчиковые и жестовые игры необходимо показывать, четко проговаривая текст, с выражением, не торопясь, чтобы у ребенка было время на повторение показанного. Чем более выразительной будет мимика, тем лучше. Говорить можно то тише, то громче, делая в соответствующих местах паузы. Игру нужно проводить весело с энтузиазмом. Если малыш на первых порах делает что-то неправильно, на этом не надо акцентировать внимание, и, наоборот, обязательно поощрять успехи, когда все получается.

Каждую игру можно повторять 2-3 раза. Хотя если интерес ребенка не ослабевает, можно и больше. В одну игру можно играть около двух недель, постепенно заменяя их новыми. Игра разучивается с ребенком постепенно. Сначала взрослый просто ее показывает. Затем  взрослый и ребенок показывают движения одновременно, а текст проговаривается взрослым. Когда ребенок хорошо заучил последовательность движений, он уже может показывать их самостоятельно, текст проговаривается взрослым. И, наконец, ребенок и показывает движения,  и проговаривает текст сам, при необходимости взрослый помогает.

6 слайд

Так что же такое пальчиковые игры?

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

7 слайд

Итак, для чего нужны пальчиковые игры:

- способствовать овладению навыками мелкой моторики;

- помогают развивать речь ребёнка;

- повышают работоспособность коры головного мозга;

- развивать у ребёнка психические процессы: мышление, внимание память, воображение;

- снимает тревожность.

 8 слайд

Методика пальчиковых игр предполагает три вида занятий:

  1. Когда движения выполняются взрослым, а ребёнок смотрит.
  2. Когда движения выполняются взрослым ручками ребёнка.
  3. Когда движения выполняются ребёнком самостоятельно.

9 слайд

Для развития мелкой моторики я использовала:

  • Упражнение с карандашом.
  • Игры с сыпучими материалами.  
  • Игры с прищепками.
  • Игры с пирамидками.
  • Массажные мячики и шишки.
  • Конструкторы, мозаика.

10 слайд

- Сначала мы пробуем покатать карандаш по столу ладонью. Затем показываю малышу, как катать карандаш между прямыми  ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении).

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

11 слайд

- Насыпаю в емкость фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто. Я проговариваю слова, а детки кто могут, повторяют за мной:

"Месим, месим тесто, и в печи есть место.

Будут-будут из печи булочки и калачи".  

12 слайд

- Насыпаю в прозрачную баночку рис. Пересыпаем из одной баночки в другую. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, или щепоткой.

13 слайд

- Рисование по песку. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаю песок. Провожу пальцем ребёнка по песку. Получится яркая контрастная линия. Разрешаю малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем пробуем вместе нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, цветочек, заборчик, дождик, волны, буквы и т.д).

14 слайд

Игра «Солнышко» (с прищепками)

Вырезала из желтого картона 2 круга, склеила их. Нарисовала с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Повернула круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и рассказала  малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Показываю, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

15 слайд

- Пирамидка - это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.

- Помогала малышам разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывала, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.

16 слайд

Игра «Колобки»

Сейчас продаются мячики с шипами, использую их для тренировки пальчиков рук. Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия, где ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.

- Катаем мячики между ладошками круговыми движениями, вверх и вниз и т.д.

17 слайд

- Катаем шишку между прямыми ладошками.  Берём шишку и ложем её между ладоней малыша. Просим ребёнка покрутить шишку (как колёсик) в разных направлениях.

18 слайд

- Свободное конструирование - самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий.

Здесь ребятки строят домик для зайчика, кроватку для матрёшки, гараж для машины… и т.д.

19 слайд

- Кубики – традиционная игрушка, для детей начиная с самого раннего возраста, правильно подобранными кубиками ребенок может играть не один год. Первое знакомство с кубиком у крохи начинается с ознакомительных, экспериментальных действий: бросание, ощупывание, перекатывание. Здесь, на фото, мы использовали кубики с вкладышами. Детки с удовольствием собирают, находят каждой фигурке свой домик.

- Мозаика представляет собой создание какого-либо изображения, узора, орнамента, путем собирания его из мелких частей.  Такая деятельность, как собирание мозаики, благотворно влияет на развитие психических процессов ребенка: тренируется мелкая моторика, развивается воображение, образное мышление. Мы использовали крупную мозаику, т.к. детки совсем маленькие.

20 слайд

Игры, в которые мы играем:

«Домик для мышат», «Трик - Трак», «Улитка», «Зайка серенький сидит…», «Погладим кошку»,  «Капуста»,  «Зайка»,  «Зайка книгу нашёл», «Кошки - мышки»,  «Паровоз»,  «Веер», «Белка» и т.д.

21 слайд

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Вот такую работу с родителями я провела:

- Родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста.

- Консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».

- в родительский  уголок  помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по данной теме.

22 слайд

Вывод

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей раннего возраста, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

23 слайд

На этом у меня всё! Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Подвижные игры в работе с детьми раннего возраста»

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны....

«Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ».

Задачи игр в период адаптации:- создание положительного эмоционального настроя в группе;- снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;- развитие игровых навыков;- воспитание у дет...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры в работе с детьми раннего возраста»

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры в работе с детьми раннего возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры в работе с детьми раннего возраста»

Консультация для родителей на тему:«Дидактические игры в работе с детьми раннего возраста»...